Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (397) → Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

№28 (397) / 22 июля ‘06

Азы православия

Начало в Православнойгазете №27

 Как вести себя в храме
 Церковь –это особое место молитвенного предстояния человека пред Богом.

К сожалению,очень мало кто знает о том, что такое храм Божий, как он устроен и главное –как себя вести в храме. У тех, кто уже несколько лет ходит в храм, появляетсяиногда вредная и опасная привычка относиться к Дому Божию как к чему-то обыденному,где, приложившись к иконам и поставив свечи, можно решать свои житейские проблемы.Так, незаметно для себя, неопытный духовно хрис-тианин начинает чувствоватьсебя в святом храме по-хозяйски, как «старожил», – не оттуда ли берут началомногие нестроения и немирный дух в некоторых приходах? Прихожане, вместо того,чтобы смиренно ощущать себя рабами Божиими, считают себя хозяевами, имеющимиправо всех и вся поучать, наставлять, имеют даже «свои» места в храме, забывая,что в храм входят не «по билетам» и у человека не может в нем быть «личных»мест – пред Богом все равны…
 Дабы избежатьэтого опасного пути, надо помнить, кто мы и для чего ходим в храм. Всякий разпрежде, чем придти в храм Божий, предстать перед Богом с молитвой, нужно поразмыслитьнад тем, что ты хочешь сказать Богу, что хочешь Ему открыть. Придя в храм, надопребывать в молитве, а не в разговорах, пусть и на благочестивые или насущныетемы. Будем помнить, что за разговоры в храме Господь попускает впасть в тяжкиеискушения.
 При приближениик храму человек должен перекреститься, помолиться, поклониться. Можно мысленнопроизнести: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем».Приходить в храм нужно за какое-то время до начала богослужения с таким расчетом,чтоб можно было успеть купить и поставить свечи к иконе праздника, лежащей на аналое – возвышении в центре храма перед Царскими вратами, к чтимому образуБожией Матери, иконе Спасителя.
 До началаслужбы надо постараться приложиться к иконам – не спеша, с благоговением. Прикладываяськ иконам, надо целовать изображение руки, край одежды, не дерзать целовать изображениеСпасителя, Матери Божией в лик, в губы. Когда прикладываетесь ко кресту, следуетлобызать стопы Спасителя, а не дерзать касаться губами Его пречистого лика…
 Если вы будетеприкладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то такое «благочестие»будет неуважением к святыне, а кроме того помешает молитве остальных и можетстать причиной греха осуждения, которое по отношению к вам могут проявить другиеприхожане. Исключение тут могут составлять маленькие дети, которым трудно ещеспокойно вести себя всю службу – их можно прикладывать к рядом висящим иконами во время службы, не ходя по храму, позволить им ставить и поправлять свечи– это действует на младенцев благотворно и утешительно.
 Крестноезнамение. Печальную картину представляют те из христиан, которые вместо крестногознамения, налагаемого с благоговением, изображают в воздухе перед грудью нечтонепонятное – такому «кресту» бесы радуются. Как же правильно надо креститься?Вначале мы накладываем печать креста на чело, то есть на лоб, затем на живот,на правое и левое плечи, испрашивая у Бога освящения наших мыслей, чувств, чтобыБог укрепил наши духовные и телесные силы и благословил наши намерения. И толькопосле этого, опустив руку вдоль туловища, совершаем поясной или земной поклон– смотря по обстоятельствам. При многолюдстве в храме, когда даже стоять бываеттесно, лучше воздержаться от поклонов, поскольку опускаться на колени, задеваяи беспокоя других, мешая их молитве, вряд ли благоговейно. Лучше мыслями поклонитьсяГосподу.
 Начинаетсябогослужение. Все свое внимание человек должен настроить на то, что происходитв храме во время службы. Когда молятся о мире всего мира – молись о нем и ты.Когда молятся о плавающих, путешествующих, болящих, скорбящих или власть имущихлюдях – молись и ты. И эта церковная молитва объединяет между собой людей верующих,поселяет в сердцах любовь, которая не позволит оскорбить кого-то, унизить, сделатьгрубое замечание.
 Возникаютсугубые сложности в дни великих праздников, особенно если они приходятся на рабочие дни, когда не все прихожане могут пробыть в храме всю службу… Как человек должен вести себя в храме, если ему необходимо вскоре уйти на работуили по различным причинам он вдруг не смог придти раньше на службу, купить свечи,поставить их вовремя к иконам – из-за многолюдства, например? Во всяком случае,он должен знать, в какие моменты службы он может или сам подойти к иконе, поставитьсвечу или, когда народу очень много, попросить впереди стоящих исполнить егопросьбу, а в какие моменты нельзя этого делать.
 Нельзя передаватьсвечи, ходить по храму и тем более разговаривать во время чтения Евангелия,во время пения Херувимской песни или во время Евхаристического канона, когдасвященнослужитель после пения «Символа веры» возглашает: «Благодарим Господа!»и хор от лица молящихся отвечает: «Достойно и праведно…». Тем более, что во время Литургии настают особо важные моменты, – это момент пресуществления хлебав Тело Христово, вина – в Кровь Христову. Когда священник приподнимает СвятуюЧашу и дискос и возглашает: «Твоя от Твоих…» (хор поет: «Тебе поем…»), в этот момент наступают самые страшные, самые ответственные минуты в жизни человека:хлеб становится Телом, вино становится Кровью Христовой.
 И эти моментыбогослужения, литургической жизни должен знать каждый верующий человек.
 Как рекомендуетсявести себя в том случае, когда в храме много людей и нет возможности подойтик иконе праздника и поставить свечку? Лучше всего, чтобы не нарушать молитвенныймир прихожан, попросить впередистоящих свечку передать, называя при этом икону,перед которой вы хотели бы свечу поставить: «К празднику» или «К иконе БожиейМатери «Владимирская», «Спасителю», «Всем святым» и т.д. Человек, который беретсвечку, обычно молча кланяется и передает ее дальше. Понятно, что все просьбынадо произносить благоговейным шепотом, ни громкий голос, ни беседы при этомнедопустимы.
 В какой одеждеходить в храм? Для человека далекого от веры этот вопрос вызывает затруднение.Конечно, предпочтительнее для храма однотонная одежда, а не пестрая, цветастая.
 Ходить в храм надо с чувством достоинства – здесь неуместны спортивные костюмы или платьяс глубоким вырезом. Должна быть более скромная, соответствующая месту одежда– не в обтяжку, не обнажающая тела. Различные украшения – серьги, бусы, браслеты– в храме выглядят нелепо: об украшающей себя женщине или девице можно сказать,что она не смиренно пришла в храм, она думает не о Боге, а о том, как бы заявитьо себе, привлечь к себе внимание нескромными нарядами и украшениями. Будем помнитьслова апостола Павла: «Чтобы … жены, в приличном одеянии, со стыдливостьюи целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себяблагочестию» (1 Тим. 2, 9–10). Понятно, что в храме недопустима также косметика.Разрисовывание лица ведет начало из древних колдовских, жреческих ритуалов –изукрашенная женщина вольно или невольно подчеркивает, что поклоняется она не Богу, а своим страстям, по сути поклоняется демонам. Неуместны, конечно, для женщины брюки или джинсы, а тем более шорты.
 Сказанноеотносится не только к храму. Вообще христианка должна в любом месте, не тольков храме, но и на работе, в гостях оставаться христианкой – должен быть соблюденкакой-то определенный минимум правил, который нельзя переступить. Внутреннеечутье покажет, где надо остановиться. Скажем, вряд ли православная девушка или женщина будет щеголять в наряде, напоминающем одеяние средневековых шутов (в уродливо обтягивающих бедра «лосинах» и свитере поверх них), вряд ли соблазнитсямодной среди молодежи шапочкой с рожками, очень уж напоминающими бесовские,или покроет голову платком, на котором изображена полуобнаженная девица, дракончики,разъяренные быки или нечто иное, чуждое не только христианскому, но хоть сколько-нибудьнравственному сознанию.
 Полезно нашимсовременницам знать высказывание священномученика Киприана Карфагенского: «Скажимне, модница, неужели, поступая таким образом, ты не боишься, если Художники Творец твой, в день общего воскресения не признает тебя, отринет и удалит,когда явишься за воздаянием и наградою, и, укоряя, строгим голосом скажет: этоне Мое создание, это образ не Наш!
 Кожу ты осквернилаподдельным натиранием, волосы изменила не свойственным цветом, вид твой искаженложью, образ извращен, лицо твое чуждо тебя. Ты не можешь видеть Бога, когдаглаза у тебя не те, какие дал тебе Бог, но какие подделал диавол. Ему ты последовала,ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змия; враг убирал твои волосы– с ним и гореть тебе!»
 Вряд ли уместнаи другая крайность, когда ревностные не по разуму новоначальные прихожанки с головы до ног самовольно одеваются в черное, внешне стремясь походить на монахиньили послушниц. Надо сказать, самодовольные и часто невежественные поучения,которые нередко изрекают такие прихожанки, подняв «смиренно» потуп-ленные глазки,выглядят иногда крайне неприглядно… Особая аскеза в одежде должна быть непременносогласована с духовным отцом – только он, зная внутренний настрой своих чад,их привычки и страсти, которые могут усилиться от самовольных «подвигов», можетблагословить или же не благословить ношение черной одежды.
 Что же касаетсявопроса учительства, здесь надо учитывать, что Господь призывает нас не столькоучить, сколько соблюдать слово, стараться исполнять те требования, которые Церковьпредъявляет к своим чадам. Что же касается собственно учительства, то в своемдоме женщина как мать обязана учить своих детей христианским нормам жизни и правилам поведения в храме, христианским взаимоотношениям среди членов семьи.
 Но как бытьв том случае, если человек впервые пришел в храм Божий, который для него собственноявляется не храмом, а просто произведением искусства? Естественно, он не знает,как себя вести в храме, не знает элементарных правил приличия – ему даже не приходит в голову мысль, что своим поведением в храме он может оскорбить религиозныечувства верующих. Конечно, верующие люди ни в коем случае не должны срываться,говорить резкие, оскорбительные слова такому молодому человеку или девице в шортах, например. И уж совершенно недопустимо грубо одергивать пришедших в храмвпервые, говоря нечто вроде: «Куда с накрашенными губами к иконе?!. Как свечкуставишь?… Куда лезешь – не видишь…» Это называется ревность не по разуму,за которой скрывается отсутствие любви к ближнему. Именно любви и утешения ждетчеловек, впервые переступивший порог храма, и если он после гневной «отповеди»никогда больше не захочет придти в храм, то ведь на Страшном Суде взыщется с нас за его душу! А часто именно из-за ворчливой недоброжелательности «бабушек»на приходах многие новоначальные боятся придти в храм, потому что они «ничегоне знают», а спросить боятся – на кого нарвешься…
 Как помочьновоначальным? Подойти и деликатно, тихонечко сказать такому молодому человекуили девушке: «Простите, пожалуйста, но в храме не принято держать руки за спиной(или в карманах), вести шумные разговоры или стоять во время богослужения спинойк алтарю…» В некоторых храмах разумно поступают, приготовив у входа коробочкус головными платками, чтобы женщины, по незнанию или иным обстоятельствам пришедшиев храм с непокрытой головой, не чувствовали себя неуютно. Можно деликатно предложить:«Если хотите, можно покрыть голову платком, как это принято в храмах – можетевзять платочек вот отсюда…» Но сказать это таким тоном, чтобы люди не оскорбились.
 В основеобличения, вразумления, наставления человека должна лежать не озлобленностьили ненависть, а христианская любовь, которая все покрывает, все прощает и исправляетбрата или сестру. Людям надо просто, деликатно объяснить, что можно делать во время богослужения, а что – нет. Но надо знать, в какие моменты службы это можносказать. Например, во время чтения Евангелия, или Херувимской, или же Евхаристическогоканона, или когда выносят Чашу (то есть выходит Христос) этого делать не нужно.В эти моменты службы даже свечи не продаются – но бывает, что пришедшие в храмлюди, не зная этого, начинают стучать в окно свечного ящика или громко спрашивать,где им взять свечи. В таком случае, если служителя храма не оказалось на месте,кто-то из близстоящих верующих людей должен очень деликатно сказать: «Пожалуйста,подождите несколько минут, когда откроется окно, а пока постойте с вниманием,сейчас читают Евангелие». Конечно, даже совсем незнающий человек поймет такуюситуацию чисто по-человечески.
 Если у человека,пришедшего впервые в храм, возникли определенные вопросы: кому поставить свечку,перед какой иконой помолиться, к какому святому обратиться в различных семейныхтрудностях или куда и когда придти на исповедь, то с этими вопросами лучше посоветоватьобращаться к священнослужителю. Если у батюшки нет в данный момент возможностипобеседовать, то надо направить новоначального к человеку, который на то специальнопоставлен – работникам храма, которые в пределах своей компетенции постараютсяна эти вопросы ответить, посоветуют, какую литературу почитать.
 Лжеучительствочрезвычайно опасно. Чего только не наслушаешься порой в наших храмах от всезнающихсамоуверенных «бабушек», которые самовольно берут на себя роль духовника, даваясоветы по чтению акафистов, правил, тех или иных молитв, насчет особенностейпоста и т.д – что может благословить только священник. Бывает, такие благочестивыес виду прихожанки принимаются судить поступки священников – чужих или своих.Это совершенно недопустимо!… Когда Господа спросили: рассуди, кто здесь прав– что ответил Христос? «Кто поставил Меня судить вас!» Так вот и мы – в отношениилюбого человека нам не дана власть судить его.
 Что же касаетсялюдей, которые с дерзостью берутся судить даже о благодатности или безблагодатноститого или иного храма, прихода, священника или даже епископа, то они берут на себя большой грех осуждения. Замечено, что в храмах или на могилках старцеввсегда находятся подобные люди. Дьявол делает свою работу разрушения, отклонения»чтобы настроить человека против всего святого, Церкви, против священноначалия,против пастырей. Приходилось даже слышать: «Батюшка молодой, этого не знает– я тебе сейчас объясню». Батюшка же говорит то, что в данный момент ему влагаетв сердце Бог. Вспомните слова преподобного Серафима Саровского, когда его спросили:«Батюшка, откуда вы все это знаете?» Он сказал: «Поверь, чадо мое, что еще несколькоминут назад я даже не думал говорить тебе». То есть Бог вразумляет – а священникговорит. Поэтому не надо сомневаться, не надо думать, что батюшка некомпетентен,батюшка малограмотный и ничего не сможет ответить. Если вы обратитесь к немус верою, что через него услышите волю Божию – Господь вразумит его, что сказатьвам, что было бы для вас спасительно.
 Не поддавайтесьсуевериям. А сколько суеверий бывает в околоцерковной среде! Новоначальномумогут с глубокомысленным видом объяснить, что передавать свечу через левое плечо– это грех, надо-де только через правое, что если поставить, дескать, свечкувверх ногами, то человек, о котором так помолились, умрет – и человек, случайнопоставивший свечу прилипшим к воску фитильком вниз, вдруг с ужасом обнаруживаетэто – и вместо того, чтобы молиться, в панике начинает выспрашивать всезнающихбабушек, что предпринять, чтоб не умер родной человек.
 Нет нуждыперечислять множество бытующих суеверий, которые вредны тем, что ослабляют верув Бога и приучают относиться к вере магически: передашь, дескать, свечу черезлевое плечо – беда будет, а если через правое – все в порядке, научают думатьне об изменении образа жизни, не об искоренении страстей, а связывают, например,выздоровление с количеством заказанных сорокоустов, положенных поклонов, с тем,сколько раз подряд читают ту или иную молитву – надеясь, что это автоматическипоможет в той или иной нужде. Некоторые дерзают даже судить о благодати ПричащенияСвятых Тайн, утверждая, что после причастия нельзя прикладываться к руке священника,держащей крест, и к иконам – чтобы, дескать, не растерять благодать. Вы вдумайтесьтолько в очевидную кощунственную нелепость утверждения: от прикосновения к святойиконе теряется благодать! Все эти суеверия никакого отношения к православиюне имеют.
 Как же бытьновоначальному, если его атаковали советами всезнающие «бабушки»? Выход здесьсамый простой: за разрешением всех вопросов обращаться к священнику и ничьихсоветов не принимать без его благословения.
 Надо ли из опасения таких ошибок, из-за того, что ты чего-то не знаешь, бояться идти в храм? Нет! Это проявление ложного стыда. Не бойтесь задавать «глупых» вопросов– гораздо хуже, если эти вопросы перед вами поставит жизнь – и вы не сможетена них ответить. Естественно, что впервые пришедший в храм не знает, какие здесьчтимые иконы, как подойти к священнику, какому святому заказать молебен. Надопросто и прямо об этом спросить – и не стоит этого стыдиться. Можно спроситьслужительницу за свечным ящиком, что следует почитать новоначальному – в последнеевремя издано много прекрасной литературы, которая есть в любом храме. Надо толькопроявлять инициативу, настойчивость, ибо стучащему отворяется и просящему дается.
 Ну а еслитебя все же обидели грубым словом – повод ли это забыть дорогу в храм? Конечно,новоначальному вначале трудно научиться терпеть обиды. Но надо постараться отнестиськ этому с пониманием, совершенно спокойно. Потому что к вере нередко обращаютсялюди, прошедшие определенный, часто скорбный жизненный путь, с расстройством,скажем, нервной системы, или люди больные, с психическими отклонениями… А кроме того, вспомните, сколько раз и вы других обижали, хотя бы невольно, а теперь пришли врачевать свою душу. Это требует от вас немалого смирения и терпения.Ведь даже в обычной больнице от того, что вам нагрубила санитарка – вы же не оставите лечения. Так и здесь – не отойдите неисцеленным, и за ваше терпениеГосподь подаст помощь.

Продолжениеследует

 

В других номерах:

Царские дни 2006

В православной общеобразовательной школе Заречного прошла акция «Мой подарок Царю Страстотерпцу»

Екатеринбург, 15 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В честь дня рождения императора Николая II в православной общеобразовательной школе Заречного проходит акция «Мой подарок Царю Страстотерпцу».

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Облака Люди, которые совсем близко к Богу, которые «ходят с Богом», как Енох, не чувствуют себя способными выразить Бога ни словами, ни знаками, ни формами.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс