Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (386) → Общество «Трезвение» Александро-Невского храма возрождает старинные традиции борьбы за народную трезвость

Общество «Трезвение» Александро-Невского храма возрождает старинные традиции борьбы за народную трезвость

№17 (386) / 1 мая ‘06

Социальное служение

 Екатеринбург,11 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Православное общество «Трезвение» было создано в Екатеринбургскойепархии в 1995 году.

Пожалуй, не все знают, что это общество — прямой продолжательборьбы за народную трезвость, начало которой было положено еще в XIX — началеХХ века.
 Созданныев то время в Екатеринбургской епархии общества трезвости помогали бывшим страждущимвозвратиться к нормальной жизни. Их деятельность была настолько успешной, что на собраниях Епархиального Комитета обсуждался вопрос о расширении деятельностиобществ. Рекомендовалось, кроме молебнов, Крестных ходов и чтений организовыватьнародные хоры, открывать воскресные школы для взрослых, популяризировать пчеловодство,огородничество, садоводство, устраивать обучение различным ремеслам.
 Кроме обетовтрезвости, были предложены для Екатеринбургской епархии следующие меры: неустаннаяцерковная проповедь о трезвости; распространение брошюр, листков трезвости;чтения и беседы «со световыми картинами» и общее пение; беседы-предупрежденияо недопущении разгула в храмовые праздники и при свадебных торжествах; всенародныемоления с Крестными ходами; утверждение трезвости в школах; увещевание содержателейтайных шинков.
 Обществатрезвости были открыты во многих селах: Кунгурском, Арамильском, Басмановском,Щелкунском, на заводах: Нижне-Синячихинском, Сысертском, Полевском, Шуралинском,Нижнее-Тагильском, Богословском. Например, Нижне-Тагильское общество было основанов 1890 году по образцу Санкт-Петербургского общества трезвости и даже многолет пользовалось субсидией Кронштадтского пастыря отца Иоанна Сергеева. Такжеобщество трезвости в Шуралинском заводе было основано на пожертвование отцаИоанна Кронштадтского. Общество имело свое здание, библиотеку, чайную. Лучшимпо деятельности на 17 ноября 1910 года было признано Арамильское общество, окормляемоесвященником Поповым, которое было создано им в 1906 году и к 1910 году насчитывалооколо 2000 человек.
 17 октября1910 года состоялось открытие комитета общества трезвости в Верх-Исетском заводе.Своим небесным покровителем общество избрало святого благоверного великого князяАлександра Невского. На В начале своей деятельности общество насчитывало 27трезвенников. Общество так развило свою деятельность, что к октябрю 1913 годав списках трезвенников числились уже 4 274 члена, в том числе мужчин — 3 841,женщин — 433.
 За два годадеятельности было проведено — 178 народных чтений, в них приняло участие примерно26 430 человек. Добрая слава о деятельности общества разнеслась далеко за пределыгубернии. Отовсюду шли и ехали, чтобы записаться в члены общества и дать обеттрезвости (из окрестных сел и заводов, из Красноуфимского и Шадринского уездов,из Тюмени). При Верх-Исетском обществе трезвости работала чайная, действоваланебольшая библиотека. Верх-Исетские трезвенники поддерживали связи с единомышленникамииз ближайших сел и деревень. Представители общества и хор трезвенников выезжалина богослужения и беседы в Палкино, Арамиль, Медный рудник.
 У себя на ВИЗе Александро-Невское общество трезвости вело борьбу с виноторговлей и сумелодобиться того, что 26 января 1914 года на сходе населения завода решено былозакрыть все винные и пивные лавки.
 Также плодотворноработало и Симеоновское общество трезвости. Оно было основано 11 февраля 1911года при Симеоновской церкви. Помещалось общество в доме Гаврилова по Луговойулице. Руководителем и председателем общества стал священник Александр Лукин.В 1913 году перед Министерством финансов возбуждено ходатайство об оказанииденежной помощи обществу в 20 тысяч рублей на постройку собственного народногодома с аудиторией на 600 человек, с помещением для чайной и библиотеки. Народс большим вниманием и интересом относился к чтениям и охотно посещал собрания,особенно в дни Великого поста, времени сугубого покаяния и нравственного обновления.
 Священнослужителисвоим примером трезвой жизни и проповедями поддерживали трезвенников. Так утверждалитрезвость в православных обществах, где условиями исцеления были прежде всегопокаяние, молитва, чтение святого Евангелия, церковные таинства.
 В церковно-приходскихшколах вводились специальные уроки трезвости, создавались учебные пособия, написанныесвященниками.
 Трезвенникиприняли решение проводить на екатеринбургской фабрике Ятес народные чтения с показом туманных картинок о вреде пьянства. С 29 января 1912 года эти чтенияначали проводить регулярно. Как правило, они состояли из священно-историческогосюжета и рассказа, изображающего безобразие пьяной жизни или пользу трезвой.Первый раздел вел священник, а второй — разные лекторы: присяжные поверенныеокружного суда, учительницы, трезвенники.
 Обществатрезвости были открыты во многих заводах. В составе Нижне-Исетского обществабыло 400 членов, в Березовском — 35, в Пышминском — 18.
 С 1910 по 1913 год в Екатеринбургской епархии было создано много сельских обществ трезвости.Сельские священники сами старались подавать пример трезвости. При каждом удобномслучае они говорили о вреде пьянства. Во время праздничных посещений домов прихожанони не позволяли себе принимать угощение спиртным.
 В Шуралинскомрайоне вся интеллигенция и все волостное начальство «оставили совершенновсе спиртные напитки».
 С 1910 годав селе Леневском существовало общество трезвости. Благодаря влиянию трезвенниковв трех селениях прихода были составлены особые документы о трезвом проведениихрамовых праздников. Общество насчитывало к середине 1912 года. 300 членов.Оно имело собственную библиотеку, проводило религиозно-нравственные беседы средиприхожан, которых насчитывалось в селе более 4 тысяч человек. Среди прихожанбыла развита благотворительность. Более состоятельные делились своим достаткомс бедняками. Накануне больших праздников к домам бедных приносили муку, масло,чай, сахар, крупу. В 1911 году в селе были проведены две трезвые свадьбы. Былоподсчитано, что «вместо 5-ти ведер водки на 45 рублей, было выпито 5 ведерфруктовой воды на 10 рублей и не получилось никакого греха и безобразия».
 Особо выдающейсяможно назвать деятельность священника-трезвенника Николая Попова, который подавалличный пример трезвой жизни. В обществе трезвости села Арамильское числилось3 000 членов. Как духовенство, так и прихожане, были полностью убеждены в благотворномвлиянии трезвости на общественную, религиозную и семейную жизнь.
 В маленькойдеревеньке Владимирской, на озере Балтым, общество трезвости было создано в феврале 1911 года, в ознаменование 50-летия освобождения крестьян от крепостнойзависимости. За два года существования общества, в селе половина взрослого населениястало трезвенниками. Да еще и повлияло на соседей — селение Медный Прииск, 60человек жителей которого пожелали записаться в общество трезвости.
 Благоприятноскладывались дела в Дерябинском приходе Верхотурского уезда, Кушвинском заводе,в деревне Пышминской Мостовской волости, в селах Верхне-Исетском, Нижне-Исетском,Мостовском, в селе Обуховском Камышловского уезда…
 В «ЕкатеринбургскихЕпархиальных новостях» за 1914 год № 4 за 26 января в статье священникаВасилия Топоркова «Проповедь совершенной трезвости — священная обязанностьпастыря Церкви» говорится: «Благодаря неусыпной деятельности приютившихсяпод сению святых храмов обществ трезвости, которые скромно на местах делаютсвое просветительское дело, подготовляются в членах тех обществ верные слугиЦаря и послушные чада Православной Церкви. Дай Бог, чтобы огонь горячей любвии святой ревности о благе народном горел во всех деятелях на поприще утверждениятрезвости».
 Обществатрезвости играли традиционно важную роль в российских городах и селах. Это былидобровольные, самоорганизующиеся ассоциации верующих, которым было присуще началасамоуправления.
 Так за короткийисторический период Русская Православная Церковь сумела создать всероссийскуюкомплексную систему воспитания народа в духе трезвости и благочестия на религиозно-нравственнойоснове. Эта система включала в себя непосредственную работу с семьями в обществахтрезвости, издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературыантиалкогольной направленности, организацию внебогослужебных проповедей, а такжелекций и бесед, открытие библиотек и специализированных книжных лавок, созданиевоскресных школ, обучение желающих церковному пению, устроение паломничеств,Крестных ходов, создание противоалкогольных выставок, организацию трезвенныхчайных и столовых. До революции только духовенством на тему трезвого образажизни издавалось 32 журнала.
 Процесс возрожденияжизни по нравственным идеалам невозможен без восстановления порушенных традиций.В продолжение традиций, сложившихся в России в старину, в настоящее время прицерковных приходах создаются общества трезвости. Возрождая старые русские традиции,в 1995 году в Екатеринбурге было создано православное общество «Трезвение».

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Социальное служение

Благотворительный фонд «Детство» призывает уральцев помочь в строительстве дома для детей-сирот

 Екатеринбург,11 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».С 1997 года в нашем городе действует Уральский региональный социально-благотворительныйфонд «Детство» во имя преподобномученицы Великой Княгини ЕлисаветыФеодоровны.

 
Социальное служение

Воспитанники колонии для несовершеннолетних побывали на экскурсии в монастыре на Ганиной яме

 Екатеринбург,31 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Несколько дней назад воспитанники колонии для несовершеннолетних ВК-2 в городеКировграде совершили дальнюю поездку.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс