Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (366) → О происхождении Евангелия

О происхождении Евангелия

№45 (366) / 1 декабря ‘05

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Старец Паисий Святогорец: «О болезни»
Духовные поучения
О достоверности Евангелия

 Фактисторического существования Иисуса Христа невозможно игнорировать еще и по тойпричине, что осталось множество материальных памятников и свидетельств Его земнойжизни. Они находятся в Палестине и называются Святыми местами.

 В IV векеэти места посетила святая равноапостольная Елена, мать императора КонстантинаВеликого. Исторически Елену от Христа отделяло чуть менее трехсот лет – примерностолько же, сколько нас отделяет от императора Петра I. Но станет ли сейчаскто-нибудь утверждать, что Петра I не было? И можно ли сочинить о его жизничто-то такое, чего вовсе не было или что шло бы вразрез с известными историческимифактами? Или, напротив, игнорировать какие-то важные события из его жизни? Нет,это совершенно невозможно. Потому что Петр I жил сравнительно недавно и существуетмножество разнообраз-ных свидетельств о его жизни и эпохе.  Историческиетексты и устное предание донесли до нас немало сведений об этом русском царе.И вряд ли среди наших современников найдется хоть один, который усомнился быв его существовании.
Императрица Елена приехала в Палестину, где все еще дышало присутствием Спасителя,где из поколения в поколение передавали детальные подробности Его жития: гдеи что Он совершал, где умер и был погребен. Святой Елене показывали эти места.И она воздвигла над ними замечательные храмы. Частично дошли до нашего временипостроенные по приказу Елены храмы на месте распятия и погребения Спасителяв Иерусалиме и на месте Его рождения в Вифлееме. Частично – потому, что многоразличных бедствий обрушилось на Палестину за минувшие столетия. Но, как быто ни было, Святая земля с ее памятниками, храмами, местами почитания остаетсяубедительным материальным свидетельством о земной жизни Иисуса из Назарета.
 Помимо свидетельствисториков и писателей, бывших почти современниками Христа, помимо святых мест,доныне сохраняющих атмосферу эпохи, в которую жительствовал на земле Спаситель,существует еще один и притом самый важный источник сведений о Нем. Это жизнеописанияИисуса Христа, составленные Его учениками апостолами.
 Греческоеслово «апостол» означает «посланник», он же – свидетель жизни Иисуса Христа.Первоначально апостолы не записывали, а просто передавали слушавшим свои свидетельствао жизни Иисуса. Основывая христианские общины, они рассказывали о событиях жизниСпасителя по памяти, однако в конце концов явилась необходимость записать историюИисуса Христа. Первые рукописные свидетельства о Его жизни появляются примерночерез 30 лет после смерти и воскресения Спасителя. В этих свидетельствах мыне находим систематического изложения того учения, которое принес в мир Христос,ибо Сам Он таковой системы никогда не излагал. По разным случаям и поводам Господьнаставлял слушавших Его. Он совершал дивные дела, именуемые чудесами. Все этои явилось предметом апостольской проповеди, в определенное время письменно зафиксированнойконкретными авторами.
 Первый из них, Матфей, служил таможенным чиновником в городе Капернауме, где и произошлаего встреча со Спасителем. Матфей оставил свою не слишком уважаемую в тогдашнемеврейском обществе службу и последовал за Иисусом. Примерно в 60–65 годах по Рождестве Христовом, находясь в Сирии, Матфей написал о том, что видел, сопровождаяУчителя. Так появилось Евангелие от Матфея. Слово «Евангелие» в переводе с греческогоязыка на русский означает «Благая весть». Будучи евреем по рождению и воспитанию,Матфей в первую очередь адресовал повествование о жизни Спасителя своим соплеменникам.Именно поэтому в его Евангелии делается акцент на том, как в Иисусе Христе осуществилисьобетования и пророчества Ветхого Завета, в которых говорилось о приходе Мессии.Задачей Матфея было сказать евреям, что Иисус Христос и есть обещанный Мессия,долгожданный Спаситель. Это единст-венное Евангелие, написанное по-арамейски– на одном из диалектов еврейского языка.
 Другой авторЕвангелия, Марк, не был непосредственным учеником Спасителя. Он являлся спутникоми учеником апостола Петра, со слов которого и записал в Риме свое Евангелие.Написанное по-гречески, оно было обращено к язычникам. Поэтому Марк менее всегоозабочен ссылками на Ветхий Завет, неизвестный римлянам. Еванге-лист говорито Христе как о великом чудотворце. Это было доступно пониманию язычников, веровавшихв Зевса, Юпитера и иных кумиров. В этом Евангелии Иисус Христос явлен как Богочеловек,в Котором действует сила Божия. Апостол Марк написал свое Евангелие в пятидесятыхгодах по Рождестве Христовом.
 Третий евангелист,Лу-ка, был человеком образованным. По профессии врач (Кол. 4, 14) и художник,он происходил из языческой семьи уроженцев Антиохии Сирийской. Верный ученики спутник апостола Павла, Лука разделял с ним апостольские труды и во многомсо слов Павла написал свое Евангелие. Греческий язык Евангелия Луки обнаруживаетв авторе человека книжного. Лука не только свидетельствует о деяниях Спасителя,адресуя свое послание язычникам, среди которых благовествовал апостол Павел,но и старается последовательно выстроить историю земной жизни Христа. Так, онединственный из евангелистов, кто со слов Матери Божией записывает повествованиео детстве Спасителя.
 Евангелиеот Луки бы-ло написано, по всей вероятности, около 61 года в Риме.
 ЧетвертоеЕвангелие, автором которого был апостол Иоанн, значительно отличается от первыхтрех, вышедших из устного предания, бытовавшего в среде учеников Иисуса Христа.Эти тексты в науке называются синоптическими, то есть имеющими между собой значительноесходство. Есть основания полагать, что евангелисты Матфей и Лука, приступаяк своему труду, уже знали о существовании первого по времени написания Евангелияот Марка, чем и обусловлена общность всех трех текстов. Евангелие от Иоаннавосполняет три предыдущих повествования. Оно написано в совершенно ином ключе,и это не случайно. Иоанн был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, самымюным и любимым Его учеником. Он долго не записывал своих воспоминаний об Учителе.Однако в конце I века появилось множество лжеучений, многие из которых дерзкооспаривали истину о том, что Иисус был воп-лощенным Сыном Божиим. Отвечая еретикам,извращавшим христианское учение, Иоанн уже в преклонные годы создал свое Евангелие.Главной его целью было засвидетельствовать, что Господь Иисус Христос есть воплощенноеСлово Божие и Сын Божий. Поэтому его Евангелие стали называть духовным Евангелием,ибо оно в наибольшей степени посвящено самым возвышенным духовным истинам, содержащимсяв учении Иисуса Христа. Написано оно примерно в 95–96 годах в малоазийском городеЕфесе.
 Совокупностьевангельских повествований предоставляет нам поразительные по яркости и уникальностисвидетельства о жизни и учении Христа. И это самый надежный источник сведенийо Спасителе.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Исторические Свидетельства об Иисусе Христе»

 Для спасения человеческого рода Бог благоволил избрать особое средство – Боговоплощение,в котором Божественное всемогущество соединяется с человеческой природой. Богочеловечествоявлено нам в Иисусе Христе – Сыне Человеческом и Сыне Божием, втором Лике СвятойТроицы, Божественной Премудрости и Божественном Слове (Логосе).

 
Духовные поучения

О достоверности Евангелия

 Поговоримо достоверности евангельских повествований, но сначала остановимся на вопросео том, как дошли до нас эти тексты. Возможно, некоторые будут удивлены, узнав,что в истории человечества не было другой личности, способной сравниться с Иисусомиз Назарета по числу дошедших до нас биографических свидетельств.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс