Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (366) → Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Исторические Свидетельства об Иисусе Христе»

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Исторические Свидетельства об Иисусе Христе»

№45 (366) / 1 декабря ‘05

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Старец Паисий Святогорец: «О болезни»
Духовные поучения
О достоверности Евангелия

 Для спасения человеческого рода Бог благоволил избрать особое средство – Боговоплощение,в котором Божественное всемогущество соединяется с человеческой природой. Богочеловечествоявлено нам в Иисусе Христе – Сыне Человеческом и Сыне Божием, втором Лике СвятойТроицы, Божественной Премудрости и Божественном Слове (Логосе).

 Слово «воплощение»означает принятие плоти, соединение с плотью. Поскольку речь идет о плоти человеческой,это следует понимать как соединение Божества с человеческой природой. В личностиИисуса Христа и происходит соединение человеческой и Божественной природ – Боговоплощение.
 Сын Божийявляется нам в исторической личности Иисуса из Назарета. Долгие годы в школах,институтах и университетах нас учили тому, что Иисус – это миф, ибо такой личностив действительности якобы не существовало. И когда люди ссылались на Евангелия,в которых рассказывается о жизненном пути Спасителя, псевдоученые, учившие о мифичности Иисуса Христа, отвечали, что Евангелия – это позднейшая фальсификация.При этом замалчивалось или ложно истолковывалось одно весьма важное обстоятельство,а именно – неевангельские исторические свидетельства о Христе. Причем свидетельстване учеников и самовидцев Спасителя, не Его последователей и сторонников, но либо нейтральных летописцев, либо, что особенно интересно, Его недругов и враговхристианства. А ведь истории известны и такие свидетельства.
 Знаменитыйеврейский историк Иосиф Флавий, живший на рубеже I-II веков, в дошедшей до наскниге «Иудейские древности» рассказывает, например, о смерти Иоанна Крестителяи об Иисусе Христе (книга 18), а также о некоем Иакове, называя его «родственникомИисуса, прозванного Христом» (книга 20). Мы знаем, что речь здесь идет о двоюродномбрате Иисуса Христа – апостоле Иакове, который стал первым епископом Иерусалимскойхристианской общины и был еврейским синедрионом осужден на смерть через побиениекамнями. Свидетельство же Иосифа Флавия об Иисусе атеистическая наука неоднократнопыталась опровергнуть как вставку позднехристианского переписчика «Иудейскихдревностей», сделанную в III-IV веках. Но вот в семидесятые годы теперь ужепрошлого столетия в распоряжении ученых оказывается новонайденный средневековыйарабский перевод, позволяющий реконструировать не дошедшую до нас сирийскуюверсию книги Флавия. Фрагмент о жизни и учении Иисуса Христа, хотя и разнящийсяв деталях с известным нам и оспариваемым текстом, присутствует и в сирийско-арабскойредакции.
 Прославленныйримский историк Светоний около 120 года написал книгу «Жизнь двенадцати цезарей»,доныне пользующуюся широкой популярностью. Говоря в ней об императоре Клавдии,он сообщает, что в 51 году тот изгнал из Рима «евреев, ставших под влияниемХристоса постоянной причиной беспорядков».
 Кроме того,крупнейший римский историк Тацит в III книге (глава XV) своего фундаментальногосочинения «Анналы» также довольно подробно пишет о христианах в связи с пожаром,жертвой которого стал Рим: «Чтобы прекратить слухи о том, что император самзажег пожар, Нерон придумал виновных и подверг утонченным мучениям тех, коговсе ненавидели за их мерзости и кого народ называл христианами. Имя это происходитот Христуса, казненного при императоре Тиверии губернатором Понтием Пилатом.Подавленное было вначале, это отвратительное суеверие появилось снова – и не только в Иудее, в которой оно родилось, но также и в самом Риме, куда стекаетсявсе самое низкое и постыдное и находит приверженцев».
 И еще одиночень интересный документ. Его автор известен нам под именем Плиний Младший.В начале II века Плиний был римским губернатором в малоазийской провинции Вифиниии, кроме того, другом тогдашнего императора Траяна. Траян дал указание преследоватьхристиан как опасных преступников, которые, по его мнению, могут причинить ущербинтересам Римской империи.
 Плиний сообщаетсвоему другу императору о том, как именно он поступает с христианами, докладываяи одновременно испрашивая у него совета: «Вот какого поведения я придерживаюсь.После нескольких допросов с угрозами я казню тех, кто упорствуют, объявляя себяхристианами. Некоторые отрицали, что они христиане, приносили жертвы перед статуяминаших богов, даже проклинали Христа. Но говорят, что от настоящих христиан этогоникогда невозможно добиться.
 Мой розыскдоказал, что они собираются в определенные дни, перед восходом солнца, чтобыпеть гимны Христусу, как Богу, и обязаться клятвой не в том, что они будут совершатьпреступления, а в том, что будут избегать воровства, разбоя и блуда. Наконец,они собираются вечером, чтобы разделить самую обыкновенную безобидную пищу.В моей провинции они очень многочисленны, настолько, что культ в храмах падаети мясо, принесенное в жертву богам, почти больше не находит покупателей».
 В атеистическомгосударстве эти свидетельства скрывали, потому что в противном случае было быневозможно их игнорировать, ложно уча о мифичности Христа и оспаривая историчностьЕго личности. Но возникает вопрос: зачем было фальсифицировать историю, держатьв неведении целые поколения людей? Ведь на этом обмане строилось не только мировоззрениеобщества, но и создавались целые научные системы. Достаточно посмотреть многиеиз тогдашних так называемых «исторических» исследований о христианстве, чтобыубедиться: на ложном постулате о мифичности, легендарности Иисуса из Назаретабыло воздвигнуто здание целой «науки». Это невозможно объяснить ничем иным,кроме страха перед Галилеянином. Ведь, казалось бы, воинствующим атеистам можнобыло без особого ущерба для себя согласиться с тем очевидным фактом, что Иисус– историческая личность, подобно тому как это сейчас делают иные неверующие.Правда, тут же уточняя, что, мол, никакой Он не Сын Божий и не Спаситель, а просто один из пророков, проповедник-идеалист и народный вождь.
 Однако в действиях тех, кто скрывал правду о Христе, была своя логика. Потому что чтениеЕвангелия не может оставить безучастным ни одного человека, наделенного живоюмыслью, воображением и чувством. Образ Христа настолько ярок и покоряюще убедителен,что, прикоснувшись к Нему и зная, что Он не мифическая личность, не фантазияи не обман, невозможно увидеть в Нем только лишь человеческое.
 Вы говорите,что Он один из учителей, живший в древности, один из бродячих философов – и только? Да не будет! Никакой аналогии Иисусу из Назарета в мировой истории отыскатьневозможно. Он уникален. Его образ есть порождение нечеловеческого опыта, в котором человечеству открывается Сила Божия и Божия Премудрость.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Церковь Христова

Если ты еще не крестился…

(Продолжение. Начало в №№ 41–44)«ЭТО НЕГИГИЕНИЧНО»ВОЗРАЖЕНИЕ 13:«У вас крестят в грязных купальнях. Да и причащаются все из одной ложки. Это негигиенично».

 
Духовные поучения

О происхождении Евангелия

 Фактисторического существования Иисуса Христа невозможно игнорировать еще и по тойпричине, что осталось множество материальных памятников и свидетельств Его земнойжизни. Они находятся в Палестине и называются Святыми местами.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс