Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (359) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 27 сентября 2005 года)

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 27 сентября 2005 года)

№38 (359) / 8 октября ‘05

Архипастырь

 -Владыка, мы встречаемся в праздник Воздвижения Креста Господня. Расскажите,пожалуйста, об этом празднике.


 - Я хотел бы всех поздравить с великим праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня.Предыстория этого праздника заключается в следующем: после вознесения на небоГоспода нашего Иисуса Христа Иерусалим был полностью разрушен.  И на тех местах, которые были связаны с Иисусом Христом, а именно: на месте Егораспятия, погребения, воскресения и рождения, – все было разрушено и устроеныязыческие капища, на которых приносились жертвы идолам. Святые места были осквернены.
 И тольков начале четвертого века святые равноапостольные князь Константин и его матьЕлена взялись за освобождение мест, связанных с Иисусом Христом, от идольскихкапищ и бесчестий, которые там совершались. Трудясь в Иерусалиме и Палестине,равноапостольная Елена задалась целью найти те святые места, где Иисус был распяти погребен. И она с большим трудом их нашла. Сделать это было очень трудно,потому что прошло более трехсот лет. Но вот с милостью и благодатью Божией этисвятые места все-таки были найдены. И чудесным образом был обретен Крест Господень,на котором был распят Спаситель мира – Христос. Причем нашли в том месте трикреста, и люди не знали, на котором из них был распят Христос Спаситель. Тогдапо благословлению патриарха Иерусалимского к этим крестам приложили умершегочеловека, которого проносили на погребение. От прикосновения ко Кресту Господнюэтот человек ожил. И, конечно, все обрадовались, что обрели Крест Христов, которыйв течение многих лет был в таком унижении и осквернении. Духовенство поднялокрест вверх, чтобы люди видели его, и народ, видя Крест Господень, восклицалмного-много раз: «Господи, помилуй!». И многим людям, которые прикасались к святыне, Господь даровал исцеление. Таким образом было положено начало празднованиюВоздвижения Животворящего Креста Господня.
И каждый год 27 сентября по новому стилю мы совершаем память об этом славномсобытии обретения и Воздвижения Животворящего Креста Господня и почитаем этотдень, как день особой чести и славы Кресту Господню, на котором был распят Спаситель.
 Мы знаем,что Крест – это наше оружие, через него мы получаем большую силу против дьявола,который нас мучает. Знаем, что сила Креста Господня очень велика, она опаляетдьявольскую силу. Ограждая себя крестным знамением, мы побеждаем эту дьявольскуюсилу, которая нас борет и в мыслях, и в чувствах. Когда мы крестимся, то чувствуемпомощь от Животворящего Креста Господня. Конечно, очень важно, почитать КрестХристов, чтобы крестное знамение приносило нам пользу и действовало особой божественнойсилой, освещая наш ум, чувства, желания и волю.
 Правильноесложение перстов тоже обретает большую силу, которая действует на нас, освящаяи удаляя от нас бесовскую силу.
 Все нашихрамы увенчаны крестами, крест – красота церкви, крест – ангелов слава, а демоновязва.
 Мы знаемтакже из жития преподобного Сергия Радонежского, что когда он молился в своейкелье, бесы являлись в виде различных сил, очень страшных и ужасных явлений.Они кричали и, казалось, хотели его разорвать, келья ходила ходуном, но святойстоял спокойно, уповая на помощь Божию. И когда он крестился, эти страшные силыпокидали его и исчезали, как дым.
 И мы с вамитоже чувствуем иногда давление какой-то удушающей силы, против которой мы крестимсяи получаем освобождение от вражьего натиска. Поэтому Крест для нас – величайшаясила, с ней мы побеждаем козни вражьи и освящаем себя, свое жилище и все вокругсебя.
 - «Как читатьмолитвы и Псалтирь женщине, ведь там обращение от мужского лица? Я исправляюна женский род, не грешно ли это делать?» – спрашивает раба Божия Нина.
 - Я думаю,что в этом нет ничего страшного, если женщина будет произносить так, как там написано. Как говорится в Евангелии: «Мы все во Христе едины, нет ни женского,ни мужского рода». Мы молимся с той целью, чтобы Господь сподобил нас райскихобителй Царства Божьего, поэтому мы молимся теми молитвами, которые нам оставилГосподь через Своих угодников. Эти молитвы для нас спасительны, они помогаютнам в нашей земной жизни. Эти молитвы для нашего совершенствования, для того,чтобы мы, беседуя с Богом, могли получить от него помощь в нашей жизни. Поэтомуне нужно ничего менять.
 - «Что такое«рай» и почему туда нужно стремиться?» – интересуется Владимир из Екатеринбурга.
 - Мы созданыдля райских наслаждений, мы созданы Богом для того, чтобы пребывать в общениис Ним. Рай – и есть то место, где мы непосредственно общаемся с Богом. Мы былиудалены от райских обителей грехопадениями наших прародителей, и Господь наш,Иисус Христос, пришел на землю, чтобы возвратить нас к этому потерянному раю.Как сказал Иисус: «У Отца моего обителей много». Для нас уже все готово, и мыдолжны только трудиться, чтобы достигнуть этих обителей и сподобиться райскогонаслаждения. Другого пути у нас нет. Или мы уходим из этой жизни, и за добрыедела, поступки, за жизнь по заповедям Божиим, по евангельскому учению, достигаемЦарства Божия, райских обителей или после смерти уходим в адские мучения. Поэтомунам нужно здесь потрудиться так, чтобы достигнуть райских обителей. У апостолаПавла так сказано о рае: «Что уготовил Господь – на ухо не пришло, ни в сердцене взошло, что уготовил Господь любящим Его». Поэтому мы не можем в деталяхзнать о райских наслаждениях, которые уготовил нам Господь. Апостол Павел былвознесен в рай, и он говорил, что слышал неизреченные глаголы. То, что невозможнопередать человеческим языком. Человек ограничен, а там мы вступаем в состояние,где нет ограничений, нет ни начала, ни конца, ни временных рамок, существующихв земной жизни. Каждый из нас обязан трудиться здесь, в земной временной жизни,для того, чтобы сподобиться вечных райских обителей, которые Господь уготовилдля каждого из нас. Он пришел на землю, чтобы искупить нас от греха проклятьяи смерти, чтобы люди сподобились вечных райских обителей. Потому что Господьсоздал человека для вечности, для вечной радости.
 - Звонок в прямойэфир: «Владыка, благословите рабу Божию Веру. Мы недавно возвратились из паломничес-кой поездки по городам Санкт-Петербург, Псков, Печора, и хочется передать большоеспасибо Паломническому отделу, управляемому Вами, за очень профессиональнуюорганизацию, с большой душой. Нас везде очень хорошо принимали, как дорогихгостей, везде нас ждали. И когда мы были в Печоре, в монастыре, в храме МихаилаАрхангела к нам подошла женщина из Печор и передала Вам поклон от Вероники из Бендер. И нам было очень приятно, что прошло уже столько времени, а Вас помняти почитают в Молдавии.
 А вопроса у менядва: как поступить с просфорой, которую нам дают, особенно, когда она большая?Верхнюю часть мы же делим, чтобы потом вкушать перед трапезой, – как ее разделить,если там, предположим, изображена Божья Матерь или святой угодник Божий?
 И второе. В Храме-на-Кровипринимали детей в художественную иконописную школу. И нам поставили условие,что нас запишут только в том случае, если родители этого ребенка воцерковлены.К сожалению, родители нашего ребенка не воцерковлены (я бабушка). Они еще не посещают храм постоянно. Но ведь было немало случаев, когда ребенок способствовалтому, что родители тоже начинали ходить в храм. И я считаю не совсем правильнымне принять ребенка».

 - Спасибо.Да, вы правы, конечно, что не по этим критериям нужно принимать детей в нашуиконописную школу. И если родители даже не посещали храм, со временем видя,что ребенок ходит в церковь, тоже присоединятся. Поэтому я считаю, что этотвопрос надо решить, и не ставить такие препятствия для поступления в иконописнуюшколу.
 Что касаетсяпросфоры. Мы берем верхнюю часть и вкушаем, и не должны смущаться тем, что как бы разрезаем. Потому что когда мы причащаемся, мы Самого Иисуса Христа воспринимаемв себе. Мы берем эту святыню для того, чтобы освятить себя молитвами того или иного святого или Божией Матери. Поэтому мы берем просфорку с благоговением,со страхом Божиим и вкушаем ее для освящения себя. И, конечно, если мы будемотноситься к этой святыне с верой и благоговением, она будет нам в пользу, во исцеление и благословение. И молитвы угодников Божиих будут покрывать нас в нашей жизни.
 - «Подавая запискио здравии, об упокоении, на молебны и другие требы, хочется помянуть и священников,но за все нужно платить. За своих норму запишешь, а за священников не получается.Можно каким-то порядком чаще поминать в записках священников?»
 - В такихслучаях существует такой порядок: верующий человек пишет в записке имена своихблизких и за это оплачивает пожертвованием, а за священнослужителя он не платит.Так должно быть во всех храмах. Конечно, нужно молиться за своего наставника,за своего духовного отца, но в данном случае будет трудно записывать священнослужителей,поэтому не надо оплачивать, пускай пишут, но не оплачивают.
 - «Приходя в храм, хочется поставить живые цветы у святыни. Везти в автобусах или из другогогорода очень проблематично. Было бы куда удобнее, если бы цветы можно было купитьв цветочном киоске возле храма. Тем более, что в епархиальной теплице их выращивают.Возможно ли наладить этот процесс?»
 - Будем стараться.Такая традиция была, когда люди приходили в храмы с живыми цветами. Это оченькрасиво.
 - Звонок от Елены:«После Причастия теплоту принимают из нескольких кружек все причащающиеся, одноразовыекружки я видела только в соборе Александра Невского. А младенцам дают запитьПричастие всем из одной ложечки. Нормально ли это в смысле гигиены?»
 - Наша Церковьсуществует уже более двух тысяч лет, и всегда причащались все из одной ложки,и никогда не было в истории, чтобы кто-то заболел. Даже в тяжелые годы эпидемийне было никаких заболеваний. Потому что это величайшая святыня, которая освящаетнас и исцеляет от многих недугов. Поэтому, когда мы подходим к Причастию с благоговением,со страхом Божиим и с глубокой верой, то никакого вреда здоровью здесь не можетбыть. С другой стороны, в этом тайнодействии – Причастии мы все соединяемсясо Христом. Поэтому мы причащаемся от единой чаши Христовой и становимся единымисо Христом. И это единство дает нам и силу, и крепость, и радость, и мир душевный,и особый духовный настрой, и подъем. А когда человек рассматривает церковныетаинства с точки зрения светской гигиены, то у него и мысли возникают абсурдные,а от мыслей таких что-то может и случиться с его здоровьем.
 - «Можно ли организоватьсбор средств среди прихожан храмов на восстановление Михайловского кладбищаЕкатеринбурга?»
 - Конечно,можно. Но сначала нужно поговорить с настоятелем храма Всех Святых, что на Михайловскомкладбище. А также нужно и местную власть оповестить об этом. На Ивановском кладбищебыло такое мероприятие, когда мы обратились ко всем жителям города и тем, ктоимеет здесь похороненных родственников, чтобы они пришли и совершили работупо наведению порядка. Также надо поступить и с Михайловским кладбищем – чтобытуда пришли люди и несколько дней подряд убирали и наводили там порядок.
 - «Почему, когдая бываю в храме, всегда плачу?» – спрашивает Валентина из Екатеринбурга.
 - Сложносказать, потому что причины бывают разные. Может, это плачет душа, потому что не согласна с той жизнью, которой живет человек и которая нуждается в исправлении.Когда человек приходит в храм, то чувствует благодать и присутствие Божие. И это состояние возвышенности в храме, видимо, не соответствует той греховности,которая у этого человека в душе. Поэтому душа может оплакивать и сожалеть, что нет той чистоты, духовности, святости, которые должны быть. Святые отцы говорят,что плач в основном должен быть о грехах. Поэтому плач в храме можно и нужнообратить в плач о грехах.
 - «Сегодня я была в храме, и там, у входа, женщина собирает на восстановление Богоявленскогособора на Площади 1905 года. У меня такой вопрос к Вам: есть ли на это Вашеблагословение?» – спрашивает Наталья.
 - Есть группалюдей, которые хотели бы восстановить этот храм или даже создать некую общинуцерковную. Конечно, мы не можем быть против, чтобы восстановили этот храм, но это все должно быть выполнено по порядку и в мирном духе, чтобы не было каких-то конфликтов. Делать все надо очень осторожно.
 - «В микрорайонеЖБИ г. Екатеринбурга закрывают храм Святителя Саввы Сербского. В здании храмабудет детский сад. Будет ли в этом районе храм, так как поблизости другого храманет?» – спрашивает Лидия.
 - Наше желаниеесть, чтобы в этом районе построить храм, и все документы по этому поводу находятсяв администрации города. К сожалению, пока эти документы только изучаются, и ничего не предпринимается. Но жители района должны сами обратиться к представителямместной власти и вместе с ними этот вопрос решить. Видимо, одного моего словамало, нужно, чтобы и жители что-то предприняли.
 - «Мы с мужемпрожили двадцать три года вместе, потом у нас погиб сын, и после этого муж ушелк молодой женщине, которая родила ему сына. Как мне быть в такой ситуации?»– задает вопрос Маргарита.
 - Конечно,это очень печально, что муж так поступил. Не знаю даже, как это назвать… Оченьжестоко. С точки зрения духовности, если эта женщина возьмет себя в руки и будеттерпеть, то Господь воздаст ей за терпение этой тяжести. Я думаю, в свое времяГосподь даст ей благо здесь, на земле. Если человек живет и терпит с упованиемна милость Божию, то это бывает спасением для человека. А если человек будетроптать, предпринимать какие-то усилия, чтобы отомстить, то он этим самым себееще больше повредит и здоровье потеряет. У апостолов есть такие слова: «Когдавас гонят, когда вам делают пакости – радуйтесь, ибо мзда ваша бывает на небеси».Если мы больше думаем о Царстве Божием, о благе небесном и ради этого стараемсятерпеть и переносить скорби, то Господь даст нам великую радость уже здесь,на земле.

 С архиепископомВикентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи —Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА

 Программа «Архи-пастырь»выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям, в 20.00.
 На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании«Союз» по средам – в 17.00, пятницам – в 11.30, субботам – в 16.30 и воскресеньям– в 12.30 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
 Храни вас Господь!

 
 
Архипастырь

Архиепископ Викентий принял участие в работе церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся», посвященного 625-летию Куликовской битвы

 Екатеринбург,5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В эти дни в Москве начал работу 4–5 церковно-общественный форум «Единениеми любовью спасемся», посвященный 625-летию Куликовской битвы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс