Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (317) → 28 ноября начинается рождественский пост

28 ноября начинается рождественский пост

№44 (317) / 22 ноября ‘04

Рождественский пост

 Соблюдениепостов и постных дней необходимо нужно. Это не человеческая выдумка, а содействомСвятаго Духа постановлено и узаконено Церковию и Соборами, а основание и ГлаваЦеркви Сам Господь наш Иисус Христос.

Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто прослушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17),а еще сказал к Апостолам, и в них к пастырям: слушает вас, Мене слушает; и отметаяйсявас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя (Лк. 10,16).

Преподобный Макарий Оптинский

 Приизгнании наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Мессию-Спасителя. Этообещание Он повторял неоднократно, чтобы приготовить людей к Его принятию. РождениемИисуса Христа Господь исполнил пророчества, воплотив Своего Сына в человеческомобличии.
 ПосредствомИисуса Мудрый Создатель дал человеку благодать быть восстановленным до безгрешногопервоначального состояния, ведь мы были созданы по образу Божию, но, растлевот преступления, были повреждены и лишились высшей Божественной Жизни.
 Возникновениепраздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится:«Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, котороеда празднуется вами в 25-й день десятого месяца (старый стиль, теперь — 7 января)».Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в этот день нечаемаяблагодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».
 Празднованиюпредшествует Рождественский пост, а само празднование сопровождается пением,прославляющим Святую Троицу. Этот день хорошо отметить посещением церкви, послекоторого все с радостью собираются за праздничным столом, накрытым особой праздничнойпищей.

 ИСТОРИЧЕСКИЕФАКТЫ
 Перед рождениемСпасителя римский император Август, правивший Иудеей, проводил в Римской Империивсенародную перепись. Подданные империи обязаны были пройти перепись в своихродных городах. Дева Мария с мужем Иосифом жили в Назарете (область Галилеи),но происходили из рода Давидова, жившего в Вифлееме (Иудея), поэтому направилисьтуда. Там-то и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: «Деваво чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14); «И ты,Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот,Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2).
 Итак, ГосподьИисус Христос родился от Девы Марии в правление римского кесаря Августа в 5508-омгоду от сотворения мира. «Повинуясь кесареву повелению, Христос был вписан в число рабов, а нас, рабов врага и греха, сделал свободными». Ни ночной мраквертепа (где был рожден Иисус), ни ясли с пеленами (атрибуты Его смирения радимиссии нашего спасения) не могли утаить Божественной славы Младенца.
 О рожденииМладенца тотчас узнали вифлеемские пастухи и восточные мудрецы, то есть «простецыи мудрецы». Пастухи после явления им Ангела с воинством небесным, поспешилив Вифлеем и первыми пришли в вертеп поклониться Младенцу-Господу.
 Перед Егорождением явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда. Своим появлением онавозвестила миру, что сбылось пророчество о пришествии Мессии. Первыми эту необычнуюзвезду обнаружили волхвы (мудрецы-астрономы). Она привела их с востока на поклонениеноворожденному Царю Иудейскому. Преклонив колени, волхвы поднесли Ему дары —золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как человекусмертному.
 Не толькопастухи и волхвы причастны к чуду, но и Ангелы — пением, небеса — звездой, земля— вертепом, человечество — Девой, язычество — начаток христианства — в своихволхвах. Так, в вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителяпросияла Божественная слава.

 РОЖДЕСТВЕНСКИЙПОСТ
 УстановлениеРождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древнимвременам христианства. Он упоминается в исторических источниках уже с IV века.Первоначально Рождественский пост длился 7 дней. Сорокадневным он стал в 1166году по решению константинопольского патриарха Луки при византийском императореМануиле.
 Рождественскийпост — последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжаетсядо 7 января, длится сорок дней и именуется Четыредесятницей, так же, как и Великийпредпасхальный пост.
 Воздержаниепостами приходится на каждое из времен года. Это указывает на постоянную необходимостьистребления греха, который накапливается в нас из-за бренности нашей плоти и нечистоты мыслей.
 Этот зимнийпост служит для нас освящением последней части года — таинственным обновлениемдуховного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.Особенно помогает в деле истребления греха в этот пост милостыня нищим и нуждающимся.«Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет священник Лев Великий, — таки мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
 Пища, от которой мы отказываемся в дни поста, является жертвой Богу. Дни поста символизируют40 дней, в которые Моисей получал закон от Господа на горе Синай. С той разницей,что вместо каменных скрижалей закона, Рождением Иисуса мы получаем Новое Слово— воплотившееся и живое.
 Рождественскийпост установлен для того, чтобы ко дню Рождества Христова мы очистили себя покаянием,молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейновстретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв,принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

 КАК ПОСТИТЬСЯ
 Все, решившиепоститься, должны строго соблюдать отказ от определенных видов пищи, не как от скверных (пред Богом нет скверной пищи), а как от неприемлемых посту. Нельзяупотреблять в пищу мясо, масла животного происхождения, молоко (и все производные,такие как сыр, мороженое, кефир и т.д.), яйца, сдобу (булочки, торты, пирожные…)».
 Во вторник,четверг и выходные на ужин дозволяются рыба (строгие правила позволяют рыбутолько по выходным и церковным праздникам) и вино (не до пьяна, разумеется).С теми же послаблениями празднуется Новый год, поэтому необходимо проявлятьособенную собранность, чтобы весельем, пьянством и вкушением пищи не нарушитьстрогость поста.
 Последние5 дней пост усиливается, в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
 Важнее телесногопоста пост духовный. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Наоборот, может нанести духовный вред, если человек, воздерживаясьот пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того,что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержаниемот страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, воздержанием от плотских брачных отношений.
 Сам постне является целью, он — средство смирить плоть, чтобы очиститься от грехов.Без молитвы и покаяния пост становится фальшивым, обычной диетой. Более того,постясь только от пищи, а не от страстей, мы уподобляемся злым демонам, не нуждающимсяв пище. Такой пост не принесет исправления души и ненавистен Богу.

 КАК ПИТАТЬСЯВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
 Последнийдень Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этотдень положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочивопринято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не осквернятьсяот языческой трапезы (Дан. 1, 8), — и согласно со словами Евангелия: ЦарствоНебесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злакови становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвяхего (Мф. 13, 31–36).
 В сочельнику православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первойвечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рожденииИисуса Христа.
 В Рождественскийсочельник трапеза предписана один раз после Божественной литургии. На трапезеправилами Церкви постановлено вкушать «с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб,никакоже дерзнем ясти».

 КАК ПРИГОТОВИТЬСОЧИВО
 По церковномууставу, в дни сочельников — Рождественского и Богоявленского — православнымхристианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Вот как его приготовить.
 Ингридиенты:1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1–3 столовыеложки меда, сахар по вкусу. Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревяннымпестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницыотошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. Из чистых зеренварят на воде обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащиваютпо вкусу. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед,все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавитьохлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
 Для подслащиваниялучше использовать только мед.

 ПОЧЕМУ НА РОЖДЕСТВОУКРАШАЮТ ЕЛКИ
 Во многихсемьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева,а ветвь произрастет от корня его» (Ис. 2, 1), так и на словах церковного песнопенияв честь события Рождества Христова: «Христе — отрасль от корня Иессеева и цветот него — произрос Ты от Девы».
 Украшениесухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что нашаприрода, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе — источникежизни, света и радости — может принести духовные плоды: любовь, радость, мир,долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23).

 КАК ПРАЗДНУЕТСЯРОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
 День РождестваХристова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласноБожественному свидетельству Евангелия, изображающего это событие величайшим,всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, — говорит Ангел вифлеемским пастухам,— великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе ДавидовомСпаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенцав пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинствонебесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
 ПравославнаяЦерковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: «Рождество Твое,Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездоюучахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи,слава Тебе».
 В пределахпредпразднства и попразднства праздник Рождества Христова продолжается двенадцатьдней.
 В последнийдень перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественскийсочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества,ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.
 В ПравославнойЦеркви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавнана этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.
 Царские часыначинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием,положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится,как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряетсякадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденномуХристу.
 Сам деньРождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебныхкнигах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным. В этотдень, по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в ВифлеемеСпаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки».
 В древниевремена бдение продолжалось всю ночь. «От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче»,— говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово.
 Божественнуюлитургию в праздник постановлено совершать «порану труда ради бденного». ПослеЛитургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавленииЦеркви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.
 Сообразновеликой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановиласовершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кромеблагодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост,в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздникасопровождать церковным звоном.
 Торжественноепрославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемскимпастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: «Постановлено возжигать свещник и поставлятьего посреди церкви; а клирикам стать вкупе среди храма и петь возгласно: «РождествоТвое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» и прочее».
 С древнихвремен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно.Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.

Зачем установлен Рождественскийпост?
Как был установлен Рождественскийпост?

 
Архипастырь

Свой день тезоименитства отметил Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии, архиепископ Викентий

 Екатеринбург,24 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Свой день тезоименитства, деньпамяти мученика Викентия, отмечает сегодня Правящий Архиерей Екатеринбургскойепархии, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Хотя день ангелаВладыка встречает в паломнической поездке на Афоне, на уральской земле горячомолятся за своего Архипастыря.

 
Праздник

«О подражании Божией Матери». 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы Благоговением преисполнена Церковь Христова к Матери Господа своего; и как можно промолчать о чудных Ее благодеяниях? Но язык человеческий бессилен изложить все чудеса, совершенные милосердием Ее для спасения страждущих людей, и исчислить богатство милостей, на нас изливаемых. Она – верная Споспешница и теплая Молитвенница о нас, Она Сама научит нас ублажать Ее славу и величие!Святой праведный Иоанн КронштадтскийСегодня, дорогие отцы, братья и сестры, православный мир торжественно празднует Введение во храм Преблагословенной Девы Марии для благоугождения Богу и для спасения.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс