Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (289) → 170 лет со дня прибытия первого епископа на Екатеринбургскую кафедру

170 лет со дня прибытия первого епископа на Екатеринбургскую кафедру

№16 (289) / 22 апреля ‘04

Память

В этом году исполняется 170 лет со дня прибытия в Екатеринбургскую епархию первого Преосвященного епископа, который был назначен викарием Пермского архиепископа. Именно 1834 год явился началом постоянного пребывания в нашем городе Преосвященных архиереев.

Первым епископом Екатеринбургским был Преосвященный Евлампий. Он возглавлял нашу кафедру с 1834 по 1840 гг. Служение Преосвященного Евлампия можно назвать одним из самых трудных и ответственных в сравнении с другими архиереями, т.к. ему пришлось трудиться там, где прежде не было епископской кафедры, а правящие Пермские архиереи не часто посещали наши земли в виду удаленности Екатеринбурга от епархиального центра. Таким образом, Владыку Евлампия можно назвать “первопроходцем” среди архиереев земли Уральской.

Указом Святейшего Синода от 25 декабря 1833 г. в составе Пермской епархии была открыта викарная кафедра с пребыванием в Екатеринбурге (об этом читайте в Екатеринбургской «Православной газете» №3 (276), январь 2004 г., стр. 8.)

Само открытие викарной епископской кафедры предполагает прибытие и Преосвященного епископа. Об этом событии и хотелось бы рассказать, так как прибытие первого епископа было весьма необычным, и само его управление оставило неизгладимый след в истории Екатеринбургской епархии.

На вновь открытую Екатеринбургскую кафедру Святейшим Синодом были выдвинуты архимандриты монастырей: а) первоклассного Успенского Елецкого Агап, ректор Черниговской семинарии; б) второклассного Антониева Анатолий, ректор Новгородской семинарии и в) второклассного Можайского Лужецкаго Евлампий, ректор Вифанской семинарии. “Которого из сих Вашему императорскому Величеству благоугодно будет пожелать, того для посвящения вызвать в Санкт-Петербург”. Государю Николаю Павловичу 25 декабря 1833 года угодно было на докладе Синода начертать следующее: “Бысть третьему…”. По получении сего указа архимандрит Евлампий должен был немедленно следовать в Петербург и 9 февраля, в пяток, явиться в Святейший Синод “для наречения” во епископа.

В миру Владыку Евлампия звали Петр Никитич Пятницкий. Родился он в семье священника Ярославской епархии (губернии); с 1805 года обучался в Ярославской Духовной семинарии. Высшее образование получил в Московской Духовной академии, куда поступил в 1816 году. 18 сентября 1820 г. он заканчивает Духовную академию со степенью магистра богословия и остается при ней бакалавром. 21 ноября 1822 года принимает монашеский постриг с именем Евлампий. 6 декабря того же года рукоположен во иеродиакона, 9 декабря – во иеромонаха. 25 ноября 1824 года назначен библиотекарем академии. 24 января 1826 года возведен в сан архимандрита, а с 15 февраля назначен инспектором академии. С 19 марта – настоятель Борисо-Глебского Дмитриевского монастыря. С 1826 г. – экстраординарный профессор Московской Духовной академии. С 31 декабря 1828 г. – член Московского духовно–цензурного комитета. 27 марта 1828 г. определен настоятелем Московского Знаменского, а 27 апреля 1831 г. – Можайского мужского монастыря. 18 ноября 1831 г. назначен ректором Вифанской Духовной семинарии. В этой должности он и оставался до избрания его во епископа Екатеринбургского. 11 февраля 1834 г. архимандрит Евлампий в Казанском Соборе был хиротонисан Преосвященнейшими синодальными членами: Филаретом — митрополитом Московским, митрополитом Ио-ною, Григорием, архиепископом Тверским, Иерофеем, архиепископом Фаворским, и Венедиктом, епископом Ревельским, во епископа Екатеринбургского викария Пермского.

Поводом для того, что архимандрит Евлампий был выдвинут кандидатом на епископство, послужило то обстоятельство, что он по своему образованию и навыкам духовного руководства весьма подходил для архиерейского служения. К тому же он много лет был настоятелем Московских монастырей. Еще хотелось бы отметить, что архимандрит Евлампий был очень хорошим другом Московского митрополита Филарета (Дроздова), и, скорее всего, по его ходатайству был выдвинут кандидатом в епископа Екатеринбургского.

Из Москвы епископ Евлампий отбыл сначала в Пермь. В Перми Преосвященный Евлампий прожил более месяца, прежде чем смог уехать в Екатеринбург. Причиной этому послужило то, что в Екатеринбурге еще не все было готово к принятию Преосвященного архиерея. Необходимыми условиями для пребывания епископа в Кафедральном городе являлись: наличие архиерейского дома, Кафедрального собора, все необходимое для архиерейского служения и т.п.

Прибытие первого епископа на Екатеринбургскую кафедру поистине было радостным и своего рода пророческим событием. Радостным потому, что он прибыл в день Святой Пасхи, а пророческим потому, что как Господь Воскресает и является ученикам, так и епископ как продолжатель и преемник апостолов является своей пастве, коей будет духовным наставником. Как Господь пребывает с нами до скончания века, так и епископы с того памятного дня постоянно пребывают на нашей земле. Посему этот приезд многие описывают в своих воспоминаниях, дабы показать его как своего рода чудесное событие.

Преосвященный Евлампий отбыл из Перми 19-го апреля и прибыл в Екатеринбург 21 числа вечером, “и со своего пути прямо в Кафедральный Богоявленский собор 1834 года апреля 22-го числа, – в самый первый день Святыя Пасхи, к пасхальной утрени, и ознаменовал пресветлый христианский праздник Святого Воскресения Христова первым епископским служением среди богодарованной ему новой паствы Екатеринбургской”.

Вот как описывают это событие очевидцы: “Самый приезд его (епископа Евлампия – И.Н.) в Екатеринбург и восшествие на епископский престол были необычайны и торжественны. Он приехал в Екатеринбург в ночь на Св. Христово Воскресение. Пасха в 1834 году была 22 апреля. Первослужение в Кафедральном соборе было совершено им в светозарную и спасительную нощь Воскресения, он утреневал, утреннюю глубоку со своей первой паствой; приносил с нею первую песнь Воскресшему Владыке, чтобы вся она узнала в Нем, в Христе правды солнце, всем жизнь воздающее. За Пасхальной литургией было первое его приветствие к пастве Екатеринбургской; затем начались частые служения его и песни к Господу. Его благоговейная служба, превосходное и медленное пение певчих, глубоко прочувствованные назидания – привлекали к его служению множество народа, несмотря на то, что службы эти были не спешные, — продолжительные. Почти всегда в праздники, иногда и в будни архиерейская всенощная кончалась около полуночи, а Литургия архиерейская – около двух часов пополудни и даже иногда далее”.

Преосвященный Евлампий не обладал хорошим здоровьем. Несмотря, однако же, на свои телесные недуги, Преосвященный сам служил до утомления, и проповедование Слова Божия было любимым его занятием.

Впечатление, которое произвел на свою паству первый епископ Екатеринбургский Евлампий, было весьма приятное, а последующая постническая, благочестивая жизнь его еще более укрепила любовь к нему как духовенства, так и граждан. Даже многие из раскольников уважали его, и некоторые из них, наслышанные о благоговейном и весьма продолжительном служении Преосвященного (совершавшемся всегда, как говорят очевидцы, с большой торжественностью), нередко заходили в православные храмы и с видимым расположением простаивали всю службу, после которой очень благосклонно отзывались как о Владыке, так и о его служении.

И действительно, что касается старообрядцев (раскольников), то Владыка Евлампий имел на них большое влияние, и не только из-за красоты своего богослужения. Он был человеком, обладающим хорошим здравым умом и умением найти подход к таким людям как старообрядцы. Почему мы обращаем на это внимание? Да потому, что Владыка на протяжении всего своего служения на Екатеринбургской кафедре боролся с расколом. Эти выводы делаются из просмотра его писем разным людям, которые имели к этому отношение (См.: К биографии первого Екатеринбургского епископа Евлампия: Письма Преосвященного Евлампия к разным лицам. // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1905 — №№ 1–2, 6, 8–9, 16, 18. Отд. Неоф.) “Кроме церковных поучений, он назидал свою паству во всякое время и на всяком месте. – Он (Владыка Евлампий – И.Н.) побывал во всех, более известных тогда раскольничьих часовнях, именуемых церквами; беседовал с старообрядцами, и охотно слушали его, потому что какая-то сила исходила из его святительских уст и исцеляла духовные язвы. Нередко посещал он и частные дома: протоиереев и священников, высокопоставленных военных и светских начальников; купцов именитых, — управляющих заводами, — кто бы они ни были – православные, старообрядцы, или даже иноверцы. Везде слово назидания его, глубокопрочувственное, принималось к сердцу и приносило плоды”.

Вообще управление епископом Евлампием нашей епархией было напрямую связано с Пермским епархиальным начальством, т.к. по прибытии на Екатеринбургскую кафедру Владыка во всем советовался с епархиальным архиереем. Это, конечно, можно объяснить тем, что кафедра была только вновь открытой и поэтому вся деятельность викария и его Духовного правления были парализованы и не имели всех тех темпов, которые будут достигнуты в управлении другими викариями, кои получали в свое распоряжение уже более развитое управление викарной территорией.

Трудами Владыки в 1833 г. было открыто Екатеринбургское Духовное училище, в котором учились Д.Н. Мамин-Сибиряк, будущий писатель, А.С. Попов, будущий изобретатель радио, А.В. Карташов, впоследствии обер-прокурор Синода. 25 сентября 1834 г. состоялось освящение крестовой Церкви Архиерейского дома. 4 сентября 1838 года в зданиях Ново-Тихвинского монастыря открылось четырехклассное училище для девиц духовного звания, которое в 1865 г. было переименовано в Епархиальное женское училище. Из этого следует, что Владыка Евлампий весьма сильно заботился о распространении духовного образования не только среди лиц духовного сословия, но и среди граждан Екатеринбургского уезда.

Владыкой Евлампием был освящен Троицкий придел Екатеринбургского собора (май 1834 г.), заложены приделы Вознесенской Церкви (г. Екатеринбург) на южной стороне в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь явления Казанской иконы Божией Матери. В г. Ревде Владыка Евлампий совершил (26 января 1836 г.) освящение южного придела во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца храма во имя святого Архистратига Божия Михаила. Центральный придел этого храма был освящен им же 8 июля 1838 г. В селении Уткинского завода при большом стечении народа из всех окрестных селений освящен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (4 сентября 1838 г.) епископом Евлампием по поручению епархиального архиерея, архиепископа Аркадия. В селении Щелкунское епископом Евлампием освящен храм в честь Иоанна Крестителя и Знамения Пресвятой Богородицы (3 июня 1837 г.).

В биографии Преосвященного Евлампия описывается подвиг Владыки, который хотелось бы привести, так как он рисует образ Преосвященного архиерея. В одном источнике указывается 1840-й год, другой источник приводит другой год – 1834.

«Нерадостен этот год был для многих жителей Екатеринбурга. Стоустая молва разносила по городу рассказы о поджогах и держала жителей в постоянном страхе за свою собственность. Как бы в оправдание тревожных слухов этих, 27 сентября, раздался около полудня звон набатного колокола; огромная туча черного дыма вскоре указала место несчастия. Пожар, — произошел ли он от собственной неосторожности обывателей или от злоумышленного поджога, утверждать не беремся, — вспыхнул в так называемой Уктусской улице, недалеко от Духосошествиевской, или, как чаще называют, Златоустовской Церкви. Старинные деревянные дома при сильном ветре и тесной постройке дали обильную пищу огню; в короткое время от них остались только кучи углей и золы, да трубы печей. Среди воплей и смятения пострадавших от несчастия, среди заботливости всех о своей только собственности, — так как пламя, разбрасываемое ветром, угрожало многим домам, целой улице, — не было обращено должного внимания на опасность, угрожавшую Златоустовскому храму, который от продолжительного действия жара и при ветре, на него направленном, также загорелся.

В общей суматохе, вероятно, не замечали сначала, что стекла в церковных рамах лопались уже; что железная крыша колокольни накалилась донельзя и решетник под нею таял; что балки, на коих были повешены колокола – дымились: но вот падают небольшие колокола, не удержавшиеся на обгорелых веревках, — другие начинают от сильного жара расплавляться… Опасность явная. Между тем народ боится приступить к храму; все ждут, что вот падет что-нибудь сверху, и горе тому, кто попадет под павшее. Духовенство местное озаботилось вынести из храма все, что можно было вынести, и донести о несчастии Преосвященному.

Набатный колокол неутомимо гудел. Владыка, всегда сострадательный к несчастию ближних, был в тревожном состоянии духа и, может быть, приносил свою келейную молитву к Богу о прекращении несчастия, как вдруг его извещают, что храм Златоустовский горит. В один миг, как говорят, он собрался и поехал на место пожара. Здесь тотчас по приезде начал служить пред вынесенными из храма иконами водосвятный молебен. Нет нужды говорить, что молитва была у всех усердная, а у потерпевших несчастие – слезная. Все внутренне благодарили Владыку, что он примером своим указал средство – одним избавиться от угрожавшего несчастия, другим почерпнуть в молитве утешение и одобрение. Но вот окончился молебен, и Преосвященный вместо того, чтобы удалиться, неожиданно для всех велит ставить к колокольне пожарные лестницы (впрочем, некоторые говорят, что сам Преосвященный взошел по внутренним лестницам на колокольню) и сам первый с Крестом Животворящим в одной руке и с кропилом в другой – спешно восходит на колокольню… Его не останавливают просьбы и увещания; его не пугает опасность… вот уже он поднялся на колокольню, вот кропит он освященною водою все горящее… Все как бы пробудились от сна, все, дружно, презирая опасность, следуют за своим архипастырем, и — вера угасила пламень огненный, — свирепая стихия уступила общим усилиям, ветер повиновался умилостивленному Создателю – стих, преста”.

Когда миновала опасность, Владыка спустился с колокольни и, напутствуемый благословениями народа, возвратился в архиерейский дом…».

Перевод любимого Преосвященного на другое викариатство вызвал у жителей Екатеринбурга глубокую грусть. Им не хотелось расставаться со своим любимым архипастырем, который в Екатеринбурге приобрел тот же авторитет (особенно между раскольниками), как и Высокопреосвященный Аркадий. Плач и вопль были в Екатеринбурге. В день разлуки с паствою, после Литургии, сказал Владыка прощальное слово: плакал Владыка, плакали и все. Да, действительно, первый епископ Екатеринбургский был любим всем народом своей епархии.

Из Орла (22 июня 1840 – 12 ноября 1844 г.) Преосвященный Евлампий был переведен в Вологду (12 ноября 1844 – 12 июня 1852 г.), а из Вологды в Тобольск. Живя в Орле и Вологде, он не прекращал своего общения с преданной ему паствою Екатеринбурга. Пастырские послания протоиереям, священникам, именитым гражданам и даже простым людям не прекращались. Из этого можно сделать вывод, что Владыка возлюбил наш край и народ, который здесь жил. Конечно, это можно объяснить тем, что первое место служения на новой должности, тем более такой ответственной, всегда запоминается на всю жизнь. К тому же это служение было сопряжено с достижениями и победами в разных начинаниях.

13 июня 1852 г. Владыка Евлампий был назначен на Тобольскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Когда Владыка следовал на свою новую кафедру, путь его лежал через Екатеринбург, где он начинал свое архиерейское послушание. Естественно, Владыка остановился в граде Екатеринбурге. Здесь им была отслужена Литургия с дозволения местного Преосвященного, епископа Ионы (Капустина), обозревавшего в это время церкви Екатеринбургского и Шадринского уездов. Также Владыка обратился к местному народу с приветственною речью, кою признают пророческой. Вот несколько предложений из этой речи: “…Мо-лю, благодать (Господню) да богоспасаемый град Екатеринбург и местная святая Кафедра восходят от силы в силу, яко быти граду Екатеринбургу матерью градов, и Церкви кафедры Екатеринбургской матерью Церквей и дабы Православие и благочестие знаменовали град и граждан в такой силе, чтобы никакого плевела, никакой тени разномыслия в Церкви Божией не было”.

Многие священнослужители и простые люди побывали у Владыки в архиерейском доме, где по распоряжению епископа Ионы Владыке Евлампию была отведена квартира. Там и получили они духовные назидания.

После службы на Тобольской кафедре 30 июля 1856 г. Владыка ушел на покой в Свияжский монастырь Казанской епархии. Там Высокопреосвященный Евлампий умер 12 марта 1862 года.

“Память о Преосвященном Евлампии долго хранилась у всех знавших его, сыновняя любовь первой паствы везде следила за ним, на всех поприщах его жизни; она же сретала его, когда он проезжал в Тобольск и обратно, на место покоя, удрученный летами и болезнию. Также любовь к нему побуждает и ныне очень многих – вносить имя его в семейные помянники, да упокоит его Господь, едеже все праведнии почивают”.

Владыка Евлампий проявил себя как духовный пастырь, который с самоотвержением выполнял свои прямые обязанности. Он неустанно заботился о душах своих пасомых, коими управлял, и вел их к Царствию Божию. Владыке пришлось открывать нашу Екатеринбургскую архиерейскую кафедру, не щадя своих сил. Ведь любое дело, которое начинаешь делать “с нуля”, требует больших умственных, телесных сил, чтобы оно имело продолжение. Этими трудами Владыка внес свое имя в историю нашей Епархии. Прослеживая жизнь Владыки, мы не встретили очерняющих фактов из жизни Преосвященного. То, что Владыку помнили даже после смерти, уже является показателем его благочестивой и праведной жизни. Это дает нам наставление помнить Преосвященного Евлампия и как историческую личность, оставившую след в истории Епархии, и как правящего архиерея, который нес Слово Божие нашим предкам.

Иван Никонов, студент 5-го курса ЕПДС

 
Искусство и культура

В Новоуральске состоялось торжественное открытие областной художественной выставки «Весна Пасхальная»

Екатеринбург, 6 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В одном из лучших городских выставочных залов Новоуральска, зале Детской художественной школы, состоялось на днях торжественное открытие областной художественной

 
Память

Исполняется 145 лет со дня принятия Екатеринбургской городской думой решения о создании первой женской школы в Екатеринбурге

Екатеринбург, 25 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». История женского просвещения в Екатеринбурге уходит корнями в первую половину прошлого столетия. В 1841 году был открыт первый женский частный

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс