Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (273) → 31 декабря — память святого праведного Симеона Верхотурского

31 декабря — память святого праведного Симеона Верхотурского

№48 (273) / 22 декабря ‘03

Событие

31 декабря, 25 мая и 25 сентября — в жизни Екатеринбургской епархии особые и очень светлые дни. В эти дни в Верхотурье проходят празднования в честь святого праведного Симеона Верхотурского.

Православный русский народ исконно следовал апостольскому завету: “Поминайте наставников ваших , которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их”.

И стремились наши благочестивые предки приблизить свою земную жизнь к святым примерам. Потому российская земля на протяжении многих веков полнилась великими светильниками богоугодной жизни, а православный народ считал своим долгом оказать почесть своим святым.

На благословленных местах подвигов этих людей возводились святые обители, монастыри, где монашествующие несли подвиг спасения. Но свое дерзновенное ходатайство у Бога святые испрашивали не только за себя и тех людей, которые прибегали к их помощи, но и за всю Россию молились они перед Богом.

Своего ангела-хранителя, небесного заступника, имеет и Уральская земля. История нашего края самым тесным образом связана с нашим небесным покровителем — святым праведным Симеоном Верхотурским.

Никто не знает, откуда пришел он на дикую тогда Уральскую землю. Никто не знает, где изучил ремесло скорняка и портного, научился шить щегольские по крестьянским понятиям полушубки с вышивками. Некоторые обороты речи и белизна кожи выдавали в нем не крестьянское происхождение, а от любопытных он и не скрывал, что происходит из дворян. Но от знатности и чести ушел он в глухой край, лишь незадолго до того присоединенный к России. Один Бог ведает, какой порыв заставил его оторваться от родного уюта.

Это был, по людским меркам, странный человек. Он так и не завел собственного дома, собственного угла — не имел, где приклонить главу. Летом его кормила природа, изобильная грибами и ягодами. Часами он сидел над рекой и удил рыбу, но ловил столько, сколько нужно было для пропитания на один день.

Суровыми уральскими зимами ходил он по деревням, нанимаясь шить полушубки. По тогдашнему обычаю, портной жил в избе заказчика, пока не кончит работу. Так и он жил среди временных своих хозяев, ел с ними за одним столом и мастерил для них теплую одежду. Но дела он своего никогда не доделывал: то рукав не вошьет, то воротник не пришьет, то петли не обошьет. До зари, когда еще все спали, покидал он хозяйский дом. Увидев недоконченную работу, хозяева принимались в сердцах ругать непутевого портняжку. Только потом спохватывались: работа сделана большая, доделка нужна пустяковая, а денег-то мастер не взял ни копейки. Выходит, трудился лишь за пустые крестьянские щи и кусок хлеба. Ни платы, ни благодарности не хотел он за свой труд.

Посиживая на речном берегу с удочкой, незаметно и ненавязчиво уподоблялся Симеон евангельским рыбакам-апостолам, великим “ловцам человеков”. Он свел знакомство с местными племенами — вогуличами, бывшими еще полуязычниками-полухристианами. Да и русские крестьяне, переселенные сюда из центральной России, часто оказывались невежественными в святой вере. А он любил поговорить о духовном. Его слова были просты, но трогали сердце и западали в душу. Так тихо сеял он среди своих земляков семена христианского благочестия.

Странник и пришелец в этом мире, ничего не имевший и не желавший земных имуществ, он скитался по окрестностям Верхотурья, любуясь природными красотами Урала и возносясь душою к Всевышнему Творцу мироздания.

Но, не приученый с детства к скудости, он подорвал здоровье грубой пищей и подвигами поста. От болезни желудка он и скончался еще молодым — в возрасте тридцати пяти лет.

Приветливее других к страннику были крестьяне сельца Меркушино. Среди них и окончилось его земное житие. Никто не знал, какая светлая и могучая душа в тот день вошла в Царство Небесное. Мало ли на свете странных людей? Его похоронили на церковном погосте — и вскоре позабыли.

Но земля не смогла удержать в себе тело праведника. Через пятьдесят лет после его кончины меркушинцы были потрясены неслыханным чудом: прорвав кладбищенскую почву, из глубины земли на свет поднялся гроб с нетленными мощами. Угодник Божий не стал дожидаться всеобщего воскресения мертвых. Он зримо явился избранному им краю, неся с собою благодатную помощь и чудеса исцелений.

Помазав глаза землей с его могилы, прозрел слепой. Отслужив по нему панихиду, встал на ноги паралитик. Слава о новоявленном чудотворце разнеслась по краю. Меркушинские старожилы с трудом припоминали: кто же был и как проводил житие этот незамеченный миром человек Божий?

Прибывший на место совершения чудес Сибирский митрополит Игнатий увидел дивно явленные мощи праведника и воскликнул: “Это, точно, некоторый новый святой, поелику сподобился от Бога нетления!” Понимая, как драгоценны для Церкви подробности жития святого человека Божия, митрополит начал усердно расспрашивать о нем сельчан.

Один дряхлый уже старик-меркушинец в своей молодости водил знакомство с праведником. Этот старец и рассказал то немногое, что мы сейчас знаем о Симеоне. Но и он не вспомнил, как звали чудесного странника.

Безымянность новоявленного святого смущала митрополита Игнатия. Но вот на пути из Меркушино в Верхотурье митрополит в видении узрел множество народа, возглашающего: “Симеоном зовут его! Симеоном зови его!”

Одновременно меркушинский священник Иоанн, недоумевавший: как же поминать праведника в панихидах? — услышал во сне таинственный голос: “Почто недоумеваешь? Поминай его Симеоном”. Так открылось миру имя чудотворца — праведный Симеон Верхотурский.

И вот 25 сентября 1704 года состоялось великое торжество — перенос нетленных мощей Симеона Верхотурского в Николаевский мужской монастырь. И именно это событие с тех пор, вот уже почти триста лет, ежегодно празднуется на Урале.

Двести шестнадцать лет покоились мощи святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца уральского, в храмах Николаевского мужского монастыря, принося всемирную славу обители и всему граду Верхотурью. Со всех концов необъятной Руси шли паломники и богомольцы к мощам праведника, чтобы только поцеловать святой кружочек, отмеченный в области головы Симеона.

В 1913 году на территории монастыря был торжественно освящен чудо-храм — семиглавый Крестовоздвиженский собор. Это было сооружение огромных размеров, вмещавшее до 10 тысяч молящихся, больше его на всей Руси был только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. При проектировании Крестовоздвиженского собора за образец был взят Храм Христа Спасителя во граде Москве.

Собор был так красив и великолепен, что многие знатоки архитектурного зодчества сравнивали его с величавыми строениями Италии и Франции. На его освящение Императрица Александра Федоровна подарила монастырю для украшения раки с мощами Симеона Верхотурского роскошную пятипудовую сень, расшитую золотом и серебром. Посещала Верхотурье и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, ныне канонизированная в лике преподобномучениц.

Многообразна летопись дивных чудес, проистекших от мощей праведного Симеона. Его предстательством край избавлялся от бедствий, спасались пленные и утопающие, сходила слепота с человеческих глаз, начинали ходить хромые и расслабленные, приходили в разум душевнобольные и обретали трезвость пьяницы.

И этот родник благодеяний святого Симеона не оскудевает в веках. Уже в наши дни мы знаем, как уврачевал он прибегнувшую к его молитвам женщину от заражения крови. Приходя на помощь людям, милосердный угодник Божий стремится не только избавить их от телесных заболеваний, но и вырвать из душ самый корень всех болезней — грех. Как некогда в земном житии, так и в чудесных своих явлениях преподает он людям простые и спасительные наставления.

Из дивных явлений праведного Симеона мы узнали не только его имя, но и облик: вечно молодой и удивительно добрый, излучающий радость человеколюбия и Боголюбия. На иконах святой Симеон изображен держащим в руке свиток с надписью: “Молю вас, братия, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную”. Так добросердечный праведный Симеон зовет нас на спасительный путь, ведущий к вечному Небесному счастью.

Величайшим из чудес праведного Симеона следует считать не его торжество над законами природы, а таинственный покров благодати Господней, осенившей целый край по его молитвам. Славнейшие его свершения — не земные исцеления, а приведение к благочестию и вечной жизни множества человеческих душ. “Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков”, — говорит святой Апостол. Земная слава часто оказывается миражом — и в отношении к людям, и в отношении к городам и странам.

Не в знаменитом Иерусалиме, а в захолустном Вифлееме родился Иисус Христос. Не какой-то центр всемирной цивилизации, а уединенный остров Афон стал уделом Пречистой Богородицы, оплотом православной святости. Так и в России: лесистый Радонеж, морозные Соловки и Валаам, провинциальные Саров и Дивеево просияли великими свершениями угодников Божиих. Так и праведный Симеон тихим подвигом своего жития озарил на земле новый остров благодати — Верхотурье.

Но начиная с девятнадцатого века, замечается страшное явление: стремительно убывает число прославляемых Церковью угодников Божиих. Для духовного взора очевидно, что именно это оскудение святости и народного благочестия привело наше Отечество к катастрофе 17-го года.

На Урале народ Божий именем своего Небесного покровителя силился противостоять революционному безумию. Перед революцией здесь было основано братство праведного Симеона Верхотурского, стремившееся воспитать молодежь в святой вере, оградить ее от лукавых мятежных соблазнов.

Но тщетно. И вместе с родным народом принял святой Симеон поругание от богоборцев-большевиков. Рака Праведника была вскрыта кощунствующими руками, его честные мощи названы “экспонатом атеистического музея”.

Однако, Бог поругаем не бывает. И милостью Божией вернулись к уральцам чудотворные мощи праведного Симеона. Это знаменательное событие состоялось во время празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году. Сразу не представлялось возможным выставить эту святыню для всеобщего поклонения. Только после возвращения Екатеринбургской епархии храма во имя Всемилостивого Спаса города Екатеринбурга, проведения там самого первоначального ремонта и освящения храма, в мае 1989 года, святые мощи Крестным ходом во главе с Высокопреосвященнейшим Мелхиседеком, архиепископом Екатеринбургским и Курганским, были торжественно перенесены в храм и тем самым явлены народу Божию.

Семь десятилетий томилась Русь под атеистическим гнетом. В нескольких поколениях вытоптали святую веру воинствующие безбожники. Казалось бы, как могла устоять душа народа? Но — истинное чудо: в 1994 году все жители Верхотурья вышли встречать своего небесного покровителя, чествовать возвращающуюся в Свято-Никольскую обитель раку праведного Симеона. Среди ночи город осветился тысячами горящих свечей, сиянием веры православных сердец. Словно бы ожила Русь Святая! Жив Верхотурский остров благодати!

Великое торжество Православия совершается здесь каждый год 25-го сентября, 31-го декабря и 25-го мая. В эти дни уральцы особенно прославляют память своего святого земляка. В декабре — причисление к лику святых Верхотурского Праведника, в сентябре — первое перенесение его Святых Мощей в Верхотурский монастырь. А майское празднование по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго стало совершаться совсем недавно, и установлено оно в честь второго обретения святых мощей праведного Симеона, Верхотурского и всея Сибири Чудотворца.

На осенние торжества в честь небесного покровителя Урала собрались тысячи паломников, дабы помолиться на богослужении, совершаемом на месте пребывания святых мощей Симеона Праведного. Собрались, чтобы испросить у святого исцеление от болезней, помощи в семейных неурядицах, поддержку в скорбных обстояниях жизни.

Обращаясь к богомольцам, возглавивший торжества архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий сказал: “История нашей Епархии, да и всего Урала, самым тесным образом всегда была связана с нашим небесным покровителем — святым праведным Симеоном Верхотурским. Праведный Симеон почитался не только на Урале, но и по всей России. Он был известен Царю-Страстотерпцу Николаю, и Царь всегда присылал братии Верхотурского монастыря свои поздравления в день памяти Уральского Праведника. Приезжала в монастырь почтить память Симеона Верхотурского и святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета. То есть этот день был известным торжеством для всей России.

И в наши дни память Праведного должна быть не меньшим торжеством, чем в начале прошлого века. Проявим же усердие в восстановлении этого дня как великого торжества на Уральской земле! Ведь праведный Симеон является великим молитвенником и великим ходатаем пред Богом за всех нас. И каждый, кто обращается к нему в своих скорбях, болезнях, нуждах, печалях, неизменно получает просимое от Господа по Его неизреченной милости к нам».

С каждым годом почитание в народе Верхотурского Чудотворца все возрастает. Потому уже несколько лет подряд Управление железной дороги организует для паломников бесплатную электричку из административной столицы Урала в духовную. Многие храмы заказали на эти дни специальные автобусы, чтобы прихожане смогли соприкоснуться с радостью этого светлого осеннего праздника.

Но паломничество к святому можно совершить и не в праздничные дни, когда сложно наедине остаться со святым. Поехать в Верхотурье можно и в любой обычный день. Верхотурская обитель всегда открыта для паломников. Можно поехать одному, можно — с группой, которые регулярно отправляет епархиальный Паломнический отдел. Главное — не оставаться в стороне от неоскудевающего источника благодати, врачующего и исцеляющего.

Сейчас мы переживаем тяжелое, смутное время. Рухнул богоборческий режим. Но остался и углубляется нравственный разлом. Не так страшны экономические беды, как ужасна духовная опустошенность народа. Сатана, не сумевший раздавить душу Руси прямым атеистическим насилием, ныне бросил на Русскую землю полчища коварных бесов: демонов насилия и наживы, разврата и вседозволенности, оккультизма и ересей. Устоит ли забывшая древнее благочестие страна против этого темного нашествия?

Нужно понимать, что не ухищрения политиков и не расчеты экономистов еще удерживают Россию на краю гибели, — а молитвы неведомых миру праведников, подобных святому Симеону Верхотурскому. Где они, эти неизвестные нам столпы духа? Угадаем ли мы своих молитвенников — в каком-нибудь смиренном монахе или рыбаке у тихой реки, в нищем на паперти или просто в ком-то из рядом стоящих прихожан?

Но они есть и сейчас среди нас — угодники Божии. Только ради них щадит еще Всевышний Судия наше Отечество, глубоко погрязшее в былых и новейших смертоносных грехах.

Потому нельзя забывать нам и собственный долг: возжигать в себе и ближних чистые свечи православной веры. Ибо только опомнившемуся народу посылает Господь святых предстателей, и только в служении Господу — путь к спасению каждого из нас и возможность возрождения заблудшей России.

Конечно, очень немногим под силу подвиг отречения от мирских благ, совершенный святым Симеоном Верхотурским. Но все же необходимо помнить — без смирения и верности Богу все наши дела пойдут во зло людям и на погибель собственным бессмертным душам.

Простота недаром зовется в народе — святой. Не высокоумие и самопревозношение, а святая простота в послушании Матери-Церкви и Небесному Отцу — вот истинная мудрость христианина, делающая его светом миру и причастником Света Божественного.

Святой Праведный Симеоне, моли Бога о нас!

 
Событие

Расписание богослужений в Верхотурье и Меркушино на 29–31 декабря

Екатеринбург, 15 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».  29 декабря.08.00. Преображенский храм Свято-Николаевского мужского монастыря Верхотурья. Божественная литургия с чином прославления в лике святых преподобного Илии Верхотурского. 11.00. Крестовоздвиженский собор монастыря. Общеепархиальное собрание духовенства

 
Церковный календарь

20 декабря — память святителя Амвросия Медиоланского

Святитель Амвросий Медиоланский был сыном правителя Галлии и Испании. Получивши отличное воспитание, Амвросий был назначен правителем города Медиолана. Но недолго был он правителем. В конце 374 года умер медиоланский епископ, и нужно было избрать нового епископа. Открылись споры; народная толпа шумела кругом храма, где собрались епископы-избиратели.

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475