Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (272) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы читателей «Православной газеты» в телепрограмме «Архипастырь» 6 декабря 2003 года

Ответы архиепископа Викентия на вопросы читателей «Православной газеты» в телепрограмме «Архипастырь» 6 декабря 2003 года

№47 (272) / 15 декабря ‘03

Архипастырь

Екатеринбург, 10 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Сегодня мы представляем ответы на вопросы уральцев, прозвучавшие в очередном выпуске телевизионной программы Екатеринбургской епархии «Архипастырь» 6 декабря.

Наша программа выходит в эфир каждую неделю на телекомпании «10-й канал» в субботу в 11.30 и в воскресенье в 20.00.

У каждого из нас постоянно возникают вопросы, которые мы не можем самостоятельно разрешить. И с этими вопросами мы имеем теперь возможность прибегнуть к нашему Архипастырю, архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. Пусть ответы Архипастыря послужат в назидание нам и к нашему спасению.

- “Я большой почитатель Ксении Петербургской, — позвонил нам Ярослав из Екатеринбурга. — В наш город привозят много святынь. Привезут ли когда-нибудь мощи блаженной Ксении или, хотя бы, икону с частичкой мощей?” Он также очень хотел бы, чтобы в Екатеринбурге был храм во имя святой Ксении. Такой же вопрос задаёт Екатеринбуржец Андрей.

- К сожалению, мощей святой Ксении Петербургской пока нет. Мощи её находятся под спудом. Они не обретены. Пока мы имеем только иконы и гробницу. Мы молимся там. Мы знаем, что там, в Петербурге, в гробнице святой Ксении, совершаются всё новые чудеса. Они совершались даже тогда, когда она ещё не была причислена к лику святых, а сейчас – особенно. Сейчас у нас есть возможность туда поехать, взять оттуда земельку, иконочку, привезти к себе домой. А что касается храма, то это очень хорошо, я — не против. В нашем городе есть много мест, где можно строить храмы, есть целые районы, где совсем нет храмов, а люди хотят, чтобы храмы там были. В одном из этих мест можно было бы возвести храм в честь святой блаженной Ксении Петербургской, которую почитают все и которая очень многим нам помогает. Особенно в семейных, супружеских отношениях.

- Да, Владыка, у нас в приходе есть семейная пара, у которой долго не было детей. Они съездили в Петербург на гробницу святой Ксении. Недавно эта женщина родила уже второго ребёнка… Следующий вопрос от наших читателей: “Наш сын заканчивает одиннадцатый класс и собирается поступать на теологический факультет, — позвонила нам Лидия Васильевна из Екатеринбурга. — Мы очень переживаем за него как родители. Он хорошо учится, мог бы выбрать любую специальность. Сможет ли он найти работу после этого факультета? Какую? И сможет ли он материально обеспечивать свою семью?”.

- Мы рады, что у нас в городе есть теологический факультет при профессионально-педагогическом университете, а также, что есть желающие учиться на этом факультете. Уже третий год теологический факультет существует, и его учащиеся не переживают о том, что у них не будет работы. Работа есть, и её очень много, ещё не было ни одного выпуска, но студентов уже требуют в разные места. Например, один завод в Каменске-Уральском принял на работу студента-теолога, чтобы он был духовным руководителем для рабочих этого завода. Он встречается с рабочими, беседует с ними, разрешает разные вопросы. А если он не может помочь кому-то, то отправляет к священнослужителю в церковь, чтобы тот помог в том, что не смог сделать сам студент-теолог. Этот студент получает неплохую зарплату и может обеспечить свою семью. Не только на заводах мы можем увидеть студентов-теологов, но и в школах — как преподавателей основ православной культуры. Также их можно увидеть в различных государственных организациях. Например, в Министерстве юстиции. Недавно это министерство запросило специалиста, который, зная религиозные конфессии, мог бы трудиться в их ведомстве. Сейчас эта специальность очень востребована.

- Гареева Нина Алексеевна задаёт вопрос о справедливости: «У сотрудницы убили мужа. Убийца найден, но ходит на свободе. Другой знакомый осуждён невинно. В этом случае Церковь тоже будет призывать к смирению?»

- Мы верим в Бога, мы верим в промысел Божий, мы знаем, что всё, что случается с человеком, делается по промыслу Божиему. Если даже, в данном случае, этот человек осуждён не по правде, это тоже не случайно. Можно почитать житие святого Ефрема Сирина. Он тоже в своё время был осуждён не по правде. Он недовольствовал, возмущался, молился Богу, спрашивал у Бога о том, почему такое с ним произошло. Господь открыл ему, что он был осуждён за его прежние грехи, за которые в то время его не осудили. А он продолжал жить и грешить. После этого Господь попустил, чтобы его осудили не по правде. Очень сложно судить Бога. Прав Он или не прав? Суд Божий всегда правильный. Когда мы пойдём на Страшный Суд и Господь будет судить нас, то мы будем блаженными, если мы получили здесь какие-то наказания не по правде. Каждый раз, когда мы бываем на Божественной литургии, мы поём умирительные слова о том, что блаженны те, кто не виноват, но изгнан и на кого клевещут, ибо их есть Царство Небесное: “Радуйтеся и веселитесь, яко мзда ваша много на небесех!” Если посмотреть с точки зрения вечности, и если мы стремимся к этой вечности, радостной вечности, которую обещает нам Господь за то, что мы терпим неправды здесь, на земле, — то можете терпеть и радоваться: “Слава тебе Господи за то, что ты дал мне пострадать за мои грехи!” После этого Господь оправдает вас на Страшном Суде. Лучше быть осуждённым здесь, чем там. А для того, чтобы искать правду здесь, на земле, то у нас есть юристы, адвокаты, прочие судебные инстанции, которые должны за этим следить.

- Вопрос от читательницы “Православной газеты” Елизаветы Семёновны Садченко из поселка Рефтинского: “Зачем Богу нужно было создавать людей? Почему Он не остановился на животных?”

- Господь – Любовь, Радость и Свет. Он не хотел наслаждаться один этой радостью, светом и блаженством. Господь захотел создать разумное существо, которое бы вместе с Самим Господом Богом наслаждалось этими благами. Он создал человека для радости, для блаженства. Всё остальное, что окружает человека: животные, птицы, рыбы, растения – создано для блага человека. Чтобы оно служило человеку, помогало ему радоваться. Человек пал. Он не захотел пользоваться этими благами. Гармония между растительно-животным миром и человеком нарушилась. После грехопадения мир стал враждебен к человеку. Человеку нужно сейчас много потрудиться для того, чтобы восстановить эту гармонию. Мы знаем, что подвижники благочестия, наши святые отцы, живущие в пустынях, горах, лесах достигали такого совершенства между природой и их душой, что эта природа полностью служила им. Мы знаем, что самые опасные звери приходили к этим отшельникам, но не нападали, а ласкались к ним. Не причиняли никакого вреда. Не каждый из нас может достичь такого совершенства, но стремиться к этому нужно. Чем больше мы будем стараться жить нравственно, благочестиво и богоугодно, чем больше добра мы будем делать, чем больше мы будем воздействовать на природу благотворно, стараться восстановить её гармонию с человеком, тем ближе для нас будет то единство её с нами. Чем больше мы будем грешить и творить беззакония, тем больше мы будем расстраивать природу и всё, что нас окружает. От человека зависит гармония в природе и вообще на земле. От него же зависит возникновение всяких природных катаклизмов: землетрясений, наводнений и многих других, которые причиняют человеку неприятности. Наши предки, глубоко верующие люди, понимающие промышление Божие, при таких катастрофах они смотрели на себя и искали то, в чём они согрешили. Искали то, из-за чего Господь посылает на них такие бедствия. Они каялись, старались исправить свою жизнь, а Господь не посылал больше на них никаких стихийных бедствий. Сейчас мы должны делать точно так же. Если мы видим какие-то неприятности в природе – мы должны подумать о своём духовном здоровье, о своей нравственной жизни. Исправлять её. Если мы это сделаем, то у нас никогда больше не будет катастроф.

- “Владыка, в каких случаях нужно осенять себя крестным знамением?” — задает еще один вопрос Елизавета Семёновна.

- Крест – наше оружие, которое освящает наш ум, сердце, наши силы душевные и телесные. Обычно мы осеняем себя крестным знаменем, когда чувствуем, что есть необходимость подкрепить себя благодатью Божией, силой Божией. Если мы находимся в храме Божием, то мы должны креститься тогда, когда крестится диакон. Если мы дома, то мы должны креститься во время утренних и вечерних молитв, перед трапезой, после трапезы, а также в критических ситуациях, когда на душе тяжело, мы читаем молитву “Да воскреснет Бог!” и осеняем себя крестным знамением, чтобы Господь этой великой силой оградил нас в нашей жизни.

- “Что такое молитва “задержания”? Можно ли её читать мирянам?” — спрашивает Татьяна Бородина.

- Эта молитва очень популярна в народе, люди очень почитают её. Конечно, читают её и миряне, и священнослужители. В основном её читают миряне, поскольку они получают пользу, помощь, часто прибегая к этой молитве. Дай Бог, чтобы она привела нас к жизни духовной, к тому, чтобы Господь избавил нас от бед и напастей, а мы – вразумлялись и, милостью Божией, стали ближе к Богу, делали побольше добрых дел.

- Валентина из Алапаевска пишет: “Мой муж – бывший экстрасенс. Сейчас он, вроде бы, этим не занимается, но и в церковь ходить не хочет. Говорит, что Бог у него в душе. Как за него молиться? Можно ли за него молиться в храме? Как с ним себя вести? Не оставить ли мне его для спасения своей души?”

- Конечно, после такого занятия этому человеку очень тяжело. Ему сложно. Ему нужна помощь и поддержка. Если он говорит, что Бог у него в душе – это тоже очень хорошо. Есть бывшие экстрасенсы, у которых ситуации ещё сложнее. Если он – крещёный, то, конечно, о нём можно молиться в церкви. Можно молиться и дома. Можно подавать о здравии на псалтирь в монастырях и храмах, чтобы, с помощью церковной молитвы, Господь мог укрепить его в вере, и чтобы то, что у него в душе, стало явным. В Священном Писании есть такие слова: “Покажи свою веру от дел твоих”. Не нужно закапывать свой талант в землю. Нужно, чтобы он принёс бы свои плоды. То, что он признаёт Бога в своём сердце – очень хорошо. Теперь остаётся дальше развивать это. Нужно сделать так, чтобы вера там, в сердце, не была, как бы, под спудом, а стала явной, чтобы он не стеснялся прийти в церковь, молиться, приобщаться к Таинствам церковным, которые очень помогают человеку для его духовного и телесного здоровья.

- 29 декабря в Верхотурье пройдёт чин канонизации преподобного старца Илии Чеботарёва. Что это за событие, как оно будет происходить, и что оно означает для нашей Епархии?

- Это очень славное и важное событие для нашей Епархии и Церкви вообще. По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, после огромных трудов Комиссии по канонизации святых, как нашей епархиальной, так и Комиссии при Святейшем Патриархе, было принято решение о причислении к лику святых преподобного Илии Чеботарёва, который подвизался в верхотурском монастыре. Это – показатель того, что на земле люди могут спасаться в современном обществе. Среди людей, нас окружающих, есть вот такие подвижники. Может быть, со стороны незаметно, что они угождают Богу, но после отшествия в иной мир Господь показывает их добродетель и даёт нам знаки, что этот человек угоден Богу и причислен к лику святых самим Господом. Явное открытие почитания и прославления этого старца будет совершаться в верхотурском монастыре 29 декабря за Божественной литургией — чин канонизации преподобного Илии Верхотурского. Я приглашаю всех прихожан нашей Епархии прибыть в нашу верхотурскую обитель и присутствовать на этом благодатном радостном торжестве. А также, конечно, можно будет остаться на праздник святого праведного Симеона Верхотурского, который будет праздноваться 31 декабря. То есть можно будет присутствовать сразу на двух великих для нашей Епархии торжествах.

К сожалению, время нашей передачи ограничено тридцатью минутами и они уже заканчиваются.

Программа «Архипастырь» выходит в эфире телекомпании «10-й канал» в субботу в 11.30 и в воскресенье в 20.00. Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 17–93–38.

С архиепископом Викентием беседовал священник Евгений Попиченко. Расшифровка аудиозаписи — Евгений ЛОГИНОВ. Руководитель программы – игумен Димитрий (Байбаков).

 
Воспитание и образование

Заведующий кафедрой богословия и апологетики Свято-Тихоновского богословского института диакон Андрей Кураев прочел лекцию в Уральской горно-геологической академии

Екатеринбург, 18 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Екатеринбург приехал профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения

 
Архипастырь

В резиденции Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии состоялась запись пятнадцатого выпуска телевизионной программы «Архипастырь»

Екатеринбург, 5 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Очередной выпуск православной телевизионной программы Екатеринбургской епархии «Архипастырь» записан в резиденции архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс