Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (240) → Священник Владимир Зайцев: «Очень хочу, чтобы наш храм стал для всех прихожан местом встречи с Богом»

Священник Владимир Зайцев: «Очень хочу, чтобы наш храм стал для всех прихожан местом встречи с Богом»

№15 (240) / 15 апреля ‘03

Батюшка

Священник Владимир Зайцев, руководитель Миссионерского и Катехизаторского отделов Екатеринбургской епархии, настоятель храма во имя Святителя Иннокентия г. Екатеринбурга, своей активной пастырской и гражданской позицией широко известен на только в городе и области, но и далеко за их пределами. 12 апреля, накануне престольного праздника храма, у отца Владимира был День рождения. Батюшке исполнилось 28 лет. Сегодня мы публикуем интервью, которое отец Владимир дал журналу Свято-Пантелеимоновского храма Екатеринбурга «Православный вестник».

— Отец Владимир, расскажите пожалуйста, где вы родились, в какой семье?

- Я родился здесь, в Екатеринбурге, 12 апреля 1975 года. Однако, жил я в своем родном городе не часто. Мои родители по профессии геологи, и мне приходилось вместе с ними много ездить: Удмуртия, Казахстан, Челябинская и Курганская области… Где я только не был. Жили мы в основном в небольших городках, деревнях, где от храмов либо ничего не осталось, либо их занимали склады, клубы, молокозаводы. Родители не были религиозными людьми, и от них ничего узнать было невозможно, да и разговоров таких не было. Зато они смогли привить мне доброту и определенное великодушие — желание служить не только себе, что очень пригодилось в Церкви. Каждое лето я приезжал в Екатеринбург к бабушке. Она, хотя и верила в Бога, но в Церковь практически не ходила, вела светский образ жизни и достаточно редко сама заговаривала на религиозные темы. В раннем детстве эти эпизодические упоминания никак не откладывались во мне, но позже я старался прислушиваться и что-то запоминал. Дед был неверующим, хотя и крещеным, о других родственниках и говорить не буду, в те времена всем было не до того — выполняли пятилетки. Моим крещением, а тем более катехизацией, никто не занимался.

— Тогда как же Вы узнали о Боге, о вере, о Церкви?

- Господь Сам Себя открыл. Уже лет с 10–11 я стал ощущать, что, как говорится, “что-то есть”. Особенно подтолкнул меня к этому один житейский случай. Как-то с моим папой, Игорем Петровичем, мы ехали в Курганскую область — в ту деревню, где тогда жили. Ехали на мотоцикле, и хотя было лето, 300 километров на открытом воздухе — нешуточное испытание, а по дороге еще и несколько поломок было, сел аккумулятор, выбрасывало в кювет… Короче, одни неприятности. Так вот, всю дорогу я молился: “Господи, помоги нам доехать. Господи, ну пожалуйста…” Мы добирались целый день и все же добрались. Чувство радости и торжества было не столько от того, что наконец-то обрел покой, а от того, что “Он” услышал. Слова как бы сами собой нашли — в какую форму сложиться, а испуганное сердце подсказало — к Кому обратиться. И с тех пор я молился достаточно часто, никому об этом не рассказывая. Самое замечательное, что мне удавалось не только просить, но и благодарить…

— Неужели так сразу Вы получили правильное представление о Боге?

- Конечно, нет. Мое детство оказалось яркой иллюстрацией филогенеза, то есть повторения в своем развитии развития цивилизации. Начиналось все, чего греха таить, с суеверий, примет. Когда стал постарше и прочитал книгу “Легенды и мифы древней Греции”, пришло понимание о языческих божествах. Будучи в старших классах и обнаружив на родительских полках атеистическую литературу, я не только не поколебался, но еще более расширил свои знания. Кроме того, был определенный личный опыт. В выпускных классах, всерьез занявшись историей, много читая, также узнавал много нового. Из книг Карамзина, например, о том, какое огромное значение в жизни нашего народа занимала вера. А образ князя Владимира так поразил своей мощью, что я уже в школе решил креститься. Но возможности такой не было.

— То есть детство Ваше прошло в созерцательности, спокойствии и учились Вы, наверно, на “4” и “5”?

- То, что я много читал, еще не означало какой-то отличности от других. Если честно, то в детстве я был настоящим “бандитом”, особенно в средних классах. Учился действительно неплохо, но при этом жизнь была полна всяких приключений. Мне часто приходилось драться из-за задиристого характера, а так как сил, как правило, не хватало, то мне частенько доставалось. Потом у нас в школе бывший “афганец” организовал клуб “Голубые береты”, в котором я занимался несколько лет. Нас готовили к службе в ВДВ, и многие из выпускников клуба именно там и служили. Представляете, чем мы занимались: физподготовка, рукопашный бой, походы с ночевками, сплавы по рекам, постоянные “бои” между собой и с другими клубами… Одним словом, то, что надо мальчишке. Игра — игрой, но испытания были весьма серьезные: бывало, я почти замерзал, умирал от жажды, падал с крыш, срывался с деревьев, взрывался на самодельных бомбочках, меня расстреливали из стартовых пистолетов, дрались опять же, — но, повторяю, это то, что было мне тогда нужно. Ну, а кроме всего прочего, я вновь и вновь убеждался в любви ко мне Того, Кому имя — Господь, и где-то в нравственной жизни я старался, не отвечал, но старался отвечать Ему тем же.

— А в комсомоле Вы были?

- Да, по собственной воле. Наш набор был последним в школе. Уже можно было решать — вступать или нет. И шестеро из класса, в том числе и я, сделали свой выбор. Кто бы мог знать, что мы — последние комсомольцы. Сразу скажу, никакой активности я там проявить не успел, скорее, это была дань уважения, и в том числе моему прадеду Владимиру Владимировичу Губанову, отцу моей бабушки Надежды, который, отслужив на флоте, вернулся в годы революции в Курган, где стал военным комиссаром и был расстрелян в двадцать два года колчаковцами.

— Вы говорили, что готовились к Армии…

- Да, я хотел служить. В университете была военная кафедра, где я с удовольствием учился. 6 июня 1996 года на сборах в 32-м военном городке я принял присягу и вместе с дипломом об окончании университета получил воинское звание лейтенанта, командира мотострелкового взвода. Сейчас я офицер запаса.

— Когда же Вы крестились? Как видно, не в школе?

- В 1992-м я приехал поступать в Уральский государственный университет на исторический факультет. Я еще был абитуриентом, когда выбрал храм, в котором решил принимать Крещение — храм Вознесения Господня. Он тогда совсем недавно открылся, но чем-то мне очень понравился. Однако делать одновременно два таких важных дела, как сдавать экзамены и готовиться ко Крещению, я не захотел, ведь и тому и другому нужно было свое внимание. 24 июля я сдал последний вступительный экзамен, а 26-го, в воскресенье, за два дня до памяти великого князя Владимира принял Святое Крещение. На Крещении со мной была моя мама, Татьяна Николаевна, но решение креститься было, конечно, самостоятельным.

— Как отнеслись к этому Ваши домашние?

- Бабушка была очень рада. У родителей же на первом плане была другая радость — сын поступил в университет, и они как бы не возражали. Уже потом начались некоторые споры, особенно с папой, ведь он не был крещеным, да еще коммунист, а до веры тогда еще не дошел. Сколько же копий было сломано впустую! Потом я спорить перестал, а только молился и оставлял дома разные книги, которые попадались на глаза, прочитывались… После того, как папа прочитал Библию, он вообще перестал возражать, а в 1995 году в Далматовском монастыре и сам принял Крещение. Сейчас регулярно исповедуется, причащается. С мамой чуть сложнее. Хотя и крещена она была в детстве, и в трудную минуту обращается к молитвам, но ее путь к Богу еще продолжается.

— После крещения очень многие успокаиваются с чувством выполненного долга и посещают храм лишь на Рождество, Крещение, Пасху. Как вы стали постоянным прихожанином?

- Опять же чудесно, то есть по промыслу Божиему, совершающемуся в жизни каждого человека. После крещения я сразу уехал в деревню, затем недели через три вернулся в Екатеринбург. Радость от обретения веры не гасла, и я вновь пришел в храм. Священник, который меня крестил, а это был отец Димитрий Байбаков, сказал при крещении о том, что в ближайшее время нужно исповедоваться и причаститься, что я и решил сделать, спустя почти месяц. Исповедь принимал тоже отец Димитрий, но каково же было мое удивление, когда он, спустя столько времени, обратился ко мне сам: “Ну что, Владимир, что же ты до исповеди так долго идешь?”… С тех пор почти каждый день, пока в храме Вознесения служил отец Димитрий, я приходил на службы: или утром, или, когда уже начались занятия в университете, после занятий, вечером. После служб мы много беседовали, я поджидал батюшку, пока он собирался, иногда нам было по пути. Однажды отец Димитрий сказал, что у каждого христианина должен быть духовник: “Посмотри по храмам, поприглядывайся к священникам и выбери”. “Батюшка, — ответил я, — куда же мне еще от Вас идти? Зачем мне кого-то искать?” Так отец Димитрий не только крестил меня, но и по сию пору является моим духовником, много раз помогавшим в самые сложные минуты жизни. Когда душа порою надламывалась, он умел находить слова спасения, мягко и ненавязчиво возвращая меня к жизни. Он же подготовил меня к священству, и он же до сих пор ведет меня по жизни. Вообще, о своем духовнике я мог бы роман написать, но, как говорится, это отдельная тема.

— Вы долгое время служили в приходе Целителя Пантелеимона?

- Да, с того времени, как в 1993 году приход открылся, опять-таки следуя за отцом Димитрием. Сначала был простым прихожанином, затем стал, где мог и чем мог, помогать — на службе, по хозяйству. Когда появилась воскресная школа — активно занялся ею, в университете распространял “Православную газету”… Дел хватало.

— Кстати, а какое место в Вашей жизни заняла учеба?

- Для меня университет всегда будет звучать только с большой буквы. Если бы вы знали, как укрепил он мою веру! Родной исторический факультет оказался самой благодатной почвой не только для образования, но и для духовного роста. Есть даже мнение, что после богословия самая важнейшая наука — это именно история — время людей, пытающихся исполнить волю Божию, нужно только это увидеть. Моя специализация имела отношение и к духовности, это была кафедра истории и теории международных отношений. Это было очень интересно. А люди! Сколько прекрасных преподавателей и сокурсников я повстречал. Только в Епархии, с нашего же курса, трудятся кроме меня еще три человека, плюс около десятка человек являются прихожанами.

— Что же Вы хотели, заканчивая университет?

- Отслужить в Армии, отдав, так сказать, свой долг Родине, кое-чему научиться, и служить Церкви. В любом качестве, в каком бы она ни позвала.

— А о монашестве Вы не думали?

- Как не думал, думал, даже очень серьезно думал. У меня были довольно близкие отношения с отцом Флавианом, он сейчас настоятель Крестовоздвиженского монастыря. А тогда он был иеромонахом в монастыре Спаса Всемилостивого. Я частенько ездил к нему. Удивительнейший человек, в котором ключом бьет жизнь, и от этой полноты хочется попробовать жить так же. Не скрою, где могу, я ему подражаю. Ну, а кроме того, желание отдать себя всецело Богу, казалось, может реализоваться только в монашестве. Я думаю, что это был определенный этап, но с любым движением души нужно поступать очень осторожно и рассудительно. Для меня же вообще лучшей проверкой всегда было время. Мне кажется, у каждого молодого христианина за полтора — два года до женитьбы есть желание уйти в монастырь, как определенный сигнал к тому, что человек готов к самостоятельному, личностному выбору. А ведь брак — это тоже выбор, да еще какой.

— Теперь — самое интересное: расскажите о Вашей матушке.

- Об этом можно писать второй роман. Знакомству с ней я обязан двум дорогим местам — Храму и Университету.

Как-то осенью 1995-го, на следующий день после Покрова Богородицы, вечером воскресного дня я пришел в храм. Захожу в крестилку, а там на приступке сидит маленькая девушка по имени Наташа и смотрит, как алтарник чистит кадило. Так я ее увидел впервые. Потом оказалось, что она учится на химическом факультете университета, приехала из Тюменской области и живет в общежитии недалеко от моего дома. Вот так и познакомились. Наташа младше меня на два с половиной года, но умом обладает очень острым и вскоре стала моим первым помощником в воскресной школе. А 10 октября 1996 года я сделал ей предложение, и 11 мая следующего года мы венчались. Среди поздравлявших нас был и отец Флавиан, рассказавший притчу об одном монастыре, где не было у братии ничего своего, а было все общее. Эти слова до сих пор являются нашим девизом, мы даже болеем вместе. Сейчас матушка университет уже окончила и для меня является таким “тылом”, с которым можно быть спокойным в любых обстоятельствах.

— А когда Вы решили стать священником?

- Я не решал. Господь позвал, и отец Димитрий благословил. О такой чести я даже и не думал. Мне было все равно — как, кем служить Церкви, я с радостью принимал любое послушание. Понимаете, если человек будет про себя думать, что он достоин того или другого, а Церковь “аксиос” не споет, то как ни думай о себе высоко, ничего хорошего не получится. Поэтому-то словосочетание “решил стать” не очень-то подходит для церковной жизни. А рукоположили меня во диакона вскоре после венчания, 3-го июня. Отец Димитрий еще пошутил: “Владимира на Владимирскую”. А на следующий день, когда совершалось отдание Пасхи и память святого мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского, Преосвященнейший Владыка Никон посвятил меня в священники. Удивительно, я вновь переживал то, что когда-то испытывал при крещении: неисчерпаемый источник сил открывается в Боге, и замечательнее всего то, что чем больше своих отдаешь, тем больше от Него получаешь. Через два дня после рукоположения у меня была защита диплома. Казалось бы, при таком стечении событий, почти потрясений, неминуемо должны были возникнуть проблемы, но все прошло прекрасно. Потом начался “сорокоуст” — священническая, если можно так сказать, практика, первые сорок дней служения. Первый раз в своем родном храме Целителя Пантелеимона я служил 7-го июня 1997 года.

— В завершение, отец Владимир, чего Вам не хватает в Вашей теперешней жизни?

- Знаний, опыта во всех возможных сферах. Мне интересно все, но более всего — люди. И вот опыта общения пока еще недостает, ведь мне еще и 30-ти нет. Но я очень надеюсь на милость Божию. И еще я очень хочу, чтобы храм, который я теперь по благословению Владыки Викентия окормляю — храм Иннокентия Московского, стал для всех наших прихожан местом встречи с Богом и людьми Ему работающими и спасающимися все вместе.

 
Жизнь Епархии

Сегодня в зале кинотеатра «Урал» духовник двух екатеринбургских монастырей игумен Авраам (Рейдман) откроет екатеринбуржцам «новый мир»

Екатеринбург, 15 апреля, «Православная газета». В нынешнем году игумен Авраам (Рейдман), духовник двух монастырей Екатеринбурга — мужского, во имя Всемилостивого Спаса на Елизавете, и женского — Ново-Тихвинского, начал цикл православных бесед для жителей города.

 
Жизнь

«Мы должны осознатьсвое место в Церкви Христовой»

«Скорби были от начала века знамением избрания Божия. Они были знамением Богоугождения для патриархов, пророков, апостолов, мучеников, преподобных.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс