Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (180) → Молодежь и православие. Слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к участникам III Саровских чтений

Молодежь и православие. Слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к участникам III Саровских чтений

№3 (180) / 15 января ‘02

Архипастырь

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас и благодарю за внимание и труды, направленные к совершенствованию нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения нашего Отечества. Та бездна безнравственности, распущенности, хаоса и неустроенности человеческих отношений, от семьи до политики, захлестнувшая нашу страну, ковалась многими десятилетиями безбожия, лицемерия и поверхностного отношения к нравственным традициям нашего народа. И нынешнее достояние общества, объективно имеет корни и истоки во временах государственного атеизма, гонения на Церковь, на кроткую и смиренную правду Христову. То, что именно нам выпало пожинать эти горькие плоды, есть свидетельство как определенной степени вины за минувшее время, так и свидетельство огромной ответственности, которую возлагает на нас Господь. Сейчас никто не запрещает человеку быть верующим, нет гонений за контакты с Церковью, нет боязни, что человек потеряет звание или работу, если будет помогать возрождению Православия. Сейчас открыты пути для духовного возрождения, нивы ждут своих жателей, своих делателей. Однако, еще велика некоторая инерционность мышления, устаревшие стереотипы по поводу веры, Церкви и духовенства, нерешительность в собственных благих побуждениях.

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важнейший вопрос: «Как современной молодежи прийти к Христу, прийти в Храм Божий?». К сожалению, в недавнее богоборческое время вокруг Церкви строили высокие «ограды» — чтобы она не влияла на подрастающее поколение, и сейчас еще многие в Церкви сохраняют эту инерцию, считая, что церковная жизнь — это жизнь только богослужебная, и поэтому не идут за ограду храма: в школы, университеты, в больницы. Все это противно самому духу христианства, которое призывает нас словами самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». (Мф. 28, 19–20) Потому, если мы не хотим потерять Россию, все активнее должна звучать православная проповедь высоконравственной жизни, проповедь покаяния и очищения от грехов каждого человека и общества в целом. В этом благом делании есть место и священнослужителям, и мирянам, и ученым, и политическим деятелям. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прямо говорил об этом в своем наставлении Первому съезду православной молодежи Урала, состоявшемуся в октябре прошлого года:

«Сегодня перед всеми нами стоит задача христианизации общества, ибо невозможно быть христианином за воскресными богослужениями, а в остальное время своей жизни уклоняться от выполнения заповедей Господних. Общество и человек обретут духовное здоровье только после того, как христианские мотивы поведения станут определяющими во всех сферах нашего бытия — в личной, семейной, социальной, профессиональной жизни. Если этого не произойдет, мы по-прежнему будем страдать от оскудения взаимной любви и терпимости, от помрачения в человеке образа Божия, от утраты внутренней гармонии во всевозможных разделениях и противостояниях».

Сегодняшний мир, в котором мы живем, очень разнообразен, в нем много и хорошего, но много, к сожалению, даже слишком, худого и греховного. Особенно этот контраст, эти крайности мы видим в молодежной среде. Мы видим, как громадные усилия прилагаются к тому, чтобы не допустить возвращения наших детей и внуков к Вере Отеческой. Даже более того, ставится задача убедить юных, что самая интересная, самая правильная, самая яркая жизнь – это когда ты следуешь своим желаниям, своим страстям, своим похотям. Наших молодых современников наставляют: «Вот если ты будешь таким, то тебе будет хорошо в окружающем мире, ты будешь гражданином мира, а не жителем захудалой страны». Этому посвящены многие фильмы, радио- и телепередачи. Об этом напоминает бесстыдная реклама алкоголя и табака, заполнившая наши города. К этому подталкивает возможность в любое время дня и ночи купить пиво, вино, водку даже в самом маленьком населенном пункте. И мало кто поднимает голос против такого прямого растления молодых.

Нам и нашим юным современникам навязывают странную теорию «меньшего вреда». Что это означает на практике? Якобы для того, чтобы не было распространения половых заболеваний, надо с детства учить подростков всегда иметь с собой презервативы ради того, чтобы они во всякий час могли предаться своей похоти . Якобы для того, чтобы не давать разрастаться пьянству, надо везде продавать пиво и алкогольные смеси, которые – кстати! – по содержанию спирта уже превышают вина. Якобы для того, чтобы уменьшить вред от героина, надо раздавать наркоманам другие наркотики и шприцы.

Все это противно самому духу христианства, которое призывает нас словами самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 18). Потому, если мы не хотим потерять Россию, все активнее надо вести православную проповедь высоконравственной жизни, проповедь покаяния и очищения от грехов каждого человека и общества в целом, проповедь целомудрия и сохранения девственной чистоты до брака, проповедь сохранения верности в браке и чистоты отношений, проповедь осуждения измены друг другу.

Мы должны и сами ясно осознавать и всем нашим землякам объяснить, что стремление «быть, как все» приводит нас к опасности потерять душу свою. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36).

Кстати, если мы вновь обратимся к сегодняшней жизни США, то увидим, что в этой стране миллиарды долларов из федерального бюджета тратятся ежегодно на пропаганду среди молодежи здорового образа жизни, включающего в себя и сохранение невинности до вступления в брак. Первым указом, изданным после вступления в должность президента США Джорджа Буша, стал указ о запрещении финансовой помощи «группам по планированию семьи», выступающим в поддержку абортов. Мы должны спросить себя: почему мы не учимся доброму, а как малые дети с доверием принимаем отравленное лакомство?

Мы переживаем время, когда как никогда стали зримы нам слова евангельские, предостерегающие нас, что «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7, 13–14). Люди более старшего возраста с недоумением видят: то, что прежде казалось дурным, безнравственным, постыдным, стало не просто вроде бы извинительным, а даже нормой жизни! И наоборот, на человека, сохраняющего нормы приличия, смотрят как на чудака, как на отставшего от времени, как на больного. А ведь чувство стыда, чувство совести есть глас Божий в человеке. И если мы заглушаем его, мы вступаем на опасный, погибельный, безблагодатный путь.

Как же молодому человеку уберечь себя в этой сложной ситуации? Православная Церковь устами святых отцов учит нас — обрати свой ум к Богу, и кроме Бога не принимай в душу ничего. Ибо если твой ум будет вбирать в себя мирские впечатления и мирскую суету, то душа утратит целостность и постепенно преобразуется из образа Божия в образ и подобие падшего мира. И не некие темные силы, а сам человек лишает себя благодати. Люди, принимая такой образ жизни и такую систему ценностей, изгоняют из своей жизни Христа. И тогда в их мыслях уже нет места Христу, они встают на путь беззакония, оправдывая свои грехи, и не чувствуя покаяния.

Если в древние времена Православие существовало в окружении язычества, то сейчас мы вновь живем в неоязыческом мире, когда люди верят в восточные гороскопы, ходят к колдунам и гадалкам. Нарастающее язычество — это не только интеллектуальная мода, это еще и реальная практика. Даже сейчас, в эти святые дни, когда мы радуемся приходу в мир Господа и Спасителя нашего, избавившего нас от рабства греху, от рабства темным диавольским силам, средства массовой информации наполнены рецептами гаданий и магических заклинаний. То есть нас толкают назад, призывают обратиться к этим темным силам, отдать себя им во власть. Люди, особенно молодые, бросаются в «духовные» эксперименты и дорого за это платят. Нередко именно такой печальный опыт заставляет духовно искалеченных людей искать защиту у Церкви. Но сколькие гибнут духовно и телесно на этих страшных путях!

Нынешние молодые люди вырастают в условиях, когда западные стандарты жизни и поведения преподносятся средствами массовой информации и рекламой как единственно возможные, когда всем нам навязывали такое видение окружающего нас мира, которое не то что православным, но даже и нравственным назвать нельзя. При этом нас уверяли и уверяют, что это и есть культура, это и есть цивилизация, это и есть наша главная цель – «войти в мировое сообщество». И средства массовой информации вместе с рекламой навязывают всем нам такой взгляд на нашу жизнь…

Русский мыслитель священник Павел Флоренский, погибший в сталинских лагерях, как-то сказал, что одежда, которую мы выбираем для себя, которую стремимся носить — это продолжение нашей личности. Потому, когда воин надевает форму – парадную или повседневную — он ощущает себя защитником Отечества, частичкой того единого ратного строя, который начат богатырями Суворова, продолжен фронтовиками Великой Отечественной и теми, кто ныне защищает Россию на ближних и дальних рубежах. Так и монах, и священнослужитель получает право на определенное одеяние после принесения им строгих обетов. Так одежда действительно может предохранять от чего-то недостойного, обусловливать определенным образом само поведение вашего сверстника.

Но если девушка одета вызывающе, если одежда ее выглядит скорее раздевающей, чем одевающей, то каким бы ни было ее внутреннее настроение, многие, к сожалению, молодые люди будут относиться к ней как к доступной и легкой добыче. Наши благочестивые предки считали грехом желание нравиться, привлекать к себе внимание одеждой или поведением. Теперь редко кто сознает вред такого поведения для души своей и окружающих. В этом с печалью пришлось убедиться во время пребывания в нашей Епархии чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. В эти радостные дни в храмы, где находилась эта величайшая святыня Православия, пришло много молодежи. Горько было видеть, что многие из них не знают, ни как перекреститься, ни как благоговейно приложиться к святому образу. Но еще обиднее было за тех, кто искренне старался воздать честь Божией Матери, но из-за одежд своих, едва пребывающих на грани пристойности, больше вводил в смущение и грех осуждения других. И невольно думалось многим: «Что же, у нее ничего и приличного нет одеть, чтобы прийти в храм Божий, поклониться Заступнице нашей Небесной и за нее, неразумную?» А ведь может так и есть на самом деле…

Сегодня молодежи стремятся внушить, что Православие мало совместимо с нынешними реалиями жизни, что это не более чем культурная и историческая традиция, отходящая в прошлое. Это в корне неверно. Православный человек может достичь значительных успехов в любой Богом благословенной области деятельности — в предпринимательстве, в науке, в художественном творчестве, в общественной жизни.

Более того, прочный внутренний духовный стержень следования заповедям Божиим, молитва и ясное понимание своего места в череде православных поколений россиян помогает такому молодому человеку достичь больших высот на избранном поприще.

В совместном обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, президента Российской Академии Наук Ю.С. Осипова, президента Российской Академии образования Н.Д. Никандрова, председателя совета ректоров России В.А. Садовничева, подготовленного в связи с великим юбилеем – 2000-летием со дня Рождества Христова, говорится, что история строго осудит нас за молчание и бездействие в тот момент, когда для всех стала очевидна угроза самой жизни нашего молодого поколения. Сейчас совершенно ясно, что кризис в России имеет прежде всего духовную природу и происходит от утраты народом духовно-нравственных основ национального бытия. Отсюда следует, что первой важнейшей нашей заботой должно быть образование и воспитание молодых поколений — наших наследников.

Кто теперь заполняет вакуум, образовавшийся после ушедшей атеистической эпохи? Оказывается те, у кого просто больше денег. Как показало минувшее десятилетие, это могут быть секты Муна и ему подобных, это порнография и обучение разврату в угоду мировым фармацевтическим фирмам, сбывающим свою богопротивную продукцию на нашем рынке, наконец, это наркомания, насаждаемая уже в средних классах школы. Действующее законодательство, к сожалению, пока не определило форм противостояния этому многоликому злу. Но Церковь в меру своих сил стремится дать нашим молодым современникам религиозное воспитание, научить их противостоять разврату, наркомании и сектам.

В настоящий момент мы должны исполнить свой долг, и не уступая давлению, оказываемому на наш народ, найти решение проблем образования и воспитания юношества. Давайте вспомним и постараемся применить к себе слова Апостола Павла: «…будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор., 9, 19–23).

Ныне существует много здравых суждений и направлений деятельности в молодежной среде, которые мы можем использовать для привлечения братьев и сестер наших в спасительную церковную жизнь. Например, необходимо широко использовать досуговые формы общения, организацию клубов по интересам, иные формы деятельности. Нам не надо бояться практиковать новые формы работы с детьми и подростками. В деле миссии важно обратиться к тому живому опыту молодого человека, который он имеет и, основываясь на нем, раскрыть для него Истину о Христе.

Молодежное служение может выражаться в помощи в восстановлении храмов, в налаживании деятельности воскресных школ, как для детей, так и для взрослых, в катехизации перед Крещением, и в такой острой проблеме, как противостояние сектам и в помощи тем, кто подвержен греху пьянства и наркомании. Мы должны принимать участие в развитии скаутских отрядов. Необходимо включать в гуманитарное образование ряд новых научных и образовательных специальностей: историю Церкви, историю христианских учений, христианскую археологию, библеистику, христианскую этику, церковное право, историю и теорию христианского искусства и церковной музыки.

Это соответствует как дореволюционному опыту, так и опыту современных вузов в России и за рубежом. Поднимая авторитет христианской науки, а следовательно христианского образования и воспитания, мы сможем ограничить разрушительную деятельность сектантства, которая становится подлинным государственным бедствием, и будем трудиться над возвращением нашего народа к нравственной жизни, нормам христианской морали.

Опыт преподавания богословских предметов и иного сотрудничества с высшей школой есть и в Екатеринбурге. С рядом вузов заключены договоры о сотрудничестве, проходят совместные конференции, выставки. В вузах при содействии Духовной семинарии и епархиального управления читаются курсы догматического богословия, истории Церкви, церковного права, истории религии, проводятся встречи священнослужителей со студентами.

В развитие богословского образования с 1994 года в Екатеринбурге открыт заочный филиал Свято-Тихоновского богословского института, сделано уже два выпуска. В настоящее время на пяти курсах обучается более 100 человек.

Значимым событием в жизни Епархии стало открытие в этом году в Уральском профессионально-педагогическом университете специальности «теология». Сделан первый набор, на очном отделении к занятиям приступило 46 студентов. Однако успокаиваться рано. Сделанное в этом направлении — лишь малая толика того, что предстоит сделать.

Нашей Епархией был поддержан и опыт проведения межвузовских духовно-просветительских программ, наиболее заметно развивающийся в Санкт-Петербургской епархии, где они совместно проводятся Советом ректоров вузов. В Екатеринбурге при студенческом храме святой Татьяны, открытом в прошлом году при содействии Уральской государственной архитектурно-художественной академии, предполагается создать оргкомитет Межвузовского творческого конкурса. При храме начало действовать студенческое объединение «Татьянин Дом», открыт Общедоступный православный богословский лекторий. Усилиями студентов проводятся выставки, действует студенческая галерея «ОКО» и кино-клуб «Встреча». Проводимые в вузах творческие конкурсы на христианские темы, выставки могут помочь многим думающим молодым людям лучше узнать и свою профессию и христианские ценности. Все эти формы работы с молодежью надо развивать повсеместно, а значит и в вашем городе Новоуральске, в других городах и населенных пунктах Горнозаводского округа.

Современная молодежь высоко ценит объективное и достоверное знание и старается развивать свои способности, умение самостоятельно учиться и работать. Однако само по себе знание не должно быть самоцелью, ибо мы видим и ущербность и опасность чисто теоретического отношения к истинам христианства. Для всех нас, а для молодежи в особенности, очень важно жизненно-практическое направление воспитания, когда у человека формируется опыт православной жизни и социального служения.

Выступая перед участниками Съезда православной молодежи Русской Православной Церкви в мае прошлого года, Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II так охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию:

«Общество пожинает плоды семидесятилетнего плена безбожия. Мы испиваем горькую чашу за наши грехи, и горше всего приходится молодежи. Поистине, отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иер. 31, 29)».

Эти горькие слова особенно применимы к нашему краю, где совершилось убийство Царственных Страстотерпцев, преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, тысяч и тысяч священнослужителей и мирян, которых мы ныне почитаем как Новомучеников Российских. В годы первых пятилеток, в начале Великой Отечественной войны, в пятидесятые и шестидесятые годы именно на Урале были воздвигнуты гиганты науки и индустрии, новые – как тогда говорили – соцгорода. Однако эти города, в которых жили десятки тысяч людей, по церковным дореволюционным критериям могли числиться только деревнями, ибо в них не было храмов. Даже сельский населенный пункт, если в нем был храм, именовался уже не деревней, а селом, а если в нем не оставалось жителей, но сохранялся храм – то погостом. Теперь об этом не знают не только молодые, но и убеленные сединами государственные мужи.

Как уже говорилось выше, ныне положение внешне начинает меняться. Медленно, но возвращаются Церкви ее святыни, беззаконно отнятые богоборческой властью. Воздвигаются новые храмы и монастыри. Проводятся православные встречи, подобные сегодняшней. Все больше молодежи приходит в храмы. Это радует. Это дает надежду.

Однако позвольте мне еще раз напомнить Вам слова Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные им при открытии Съезда Православной молодежи Русской Православной Церкви: «Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно, сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, если не найдем новые действенные подходы к воспитанию, мы можем потерять страну».

Новоуральск, 15 января 2002 г.

 
Событие

Министр Российской Федерации по делам национальностей посетил монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев

Екатеринбург, 15 января. Свердловскую область посетил министр Российской Федерации по делам национальностей В.Ю. Зорин. Два дня гостил на Среднем Урале федеральный чиновник. За это время он повстречался с руководством округа и области, пообщался с руководителями национально-культурных автономий, посетил города Полевской и Первоуральск.

 
Архипастырь

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий наградил Архиерейскими грамотами благотворителей – руководителей крупных уральских предприятий

Екатеринбург, 11 января. Вот уже седьмой год в Екатеринбурге проходит благотворительная акция «Дни милосердия Свердловской области». Представители Епархии, наряду с другими структурами и организациями, принимают активное участие в этом мероприятии.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс