Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (170) → Таинство брака

Таинство брака

№29 (170) / 15 октября ‘01

Православное воспитание и образование

В этой теме:

Православное воспитание и образование
С юбилеем, школа
Православное воспитание и образование
Приглашаем на Екатерининские чтения

Брак — это просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в новой полноте. Это познание делает нас богаче, мудрее, приносит чувство завершенной полноты. Жизнь в браке имеет три стороны — биологическую, социальную и духовную, и все три должны образовывать целостное единство, открывающее новый путь жизни. «Тайна сия велика есть»,— говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам. Иоанн Златоуст указывает на естественное расположение к браку как на закон по происхождению своему Божественный. Брак — не только внешнее соединение мужа и жены, это и внутреннее единение их душ для взаимного движения к совершенству.

Если бы все вступающие в брак ясно представляли себе высокую нравственную цель и стремились к ее достижению! Однако, часто мы видим, что в современном обществе брак из тайны превратился в узаконенную половую жизнь. А если учесть, что средства массовой информации создают напряженное сексуальное поле и всеми способами стремятся возбудить человека, мы оказываемся втянутыми в этот водоворот сексуальности и начинаем все объяснять ею и через нее. Отношения полов, таким образом, упрощаются до простого влечения, и нам становится недоступным самое глубинное человеческое чувство — чувство любви как духовного единения.

Тонкость и чистота взаимной любви в браке, как понимает его Церковь, не только не стоят вне телесного сближения, но, наоборот, им питаются. Но если в семье слабеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до своего рода проституции, принявшей легальную форму. Искажение семьи, наблюдаемое сейчас повсеместно,— факт трагического порядка. Пол не может и не должен жить в нас отдельной жизнью, но должен быть включен в целостную общую жизнь, которую Бог завещал человеку при его сотворении.

Брак — это духовный путь, путь борьбы с грехом во взаимном восполнении друг друга. В благословенном супружестве исчезает чувство своего «я» как отдельного человека. И в большом, и в малом, и во внутреннем мире, и во внешних делах муж и жена чувствуют себя частью какого-то общего целого. Отношения эти принципиально отличаются от отношений в так называемом «сексуальном партнерстве», ибо в последнем и речи не идет об отказе от своего «я», но, наоборот, о максимальном его удовлетворении.

Брак все больше дискредитируется среди молодых. А возрастающий культ внебрачных связей облекается в форму «поэзии изящной безнравственности», — как говорил Константин Леонтьев. Но творческая энергия пола вне семьи становится энергией разрушения и саморазрушения. Действительно, внебрачная половая жизнь есть торжество чистой сексуальности за счет духовной стороны человека. Происходит как бы переориентация человека: ради удовольствия насыщения он отступает от Божественного образа, к которому призван. Вот почему Церковь так категорична в отношении внебрачных связей и прелюбодеяний.

Не таков христианский брачный союз. Он имеет глубочайшее духовное основание. Путь христианской супружеской четы можно уподобить вращению Земли с ее постоянным спутником. Луной, вокруг Солнца. Христос — Солнце правды, греющее детей Своих и светящее им во тьме. «Где двое во имя Христово, там нет места никакому злу», — говорили древние христиане. Союз мужа и жены уподобляется союзу Христа и Церкви. Семья — «малая Церковь», в православном понимании.

Есть определенные дни, когда венчание не совершается. Не венчают, по каноническим правилам, в течение всех четырех постов, в Пасхальную седмицу и в святки, кроме того, не принято заключать браки накануне больших церковных праздников и в субботу, чтобы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. В Русской Православной Церкви бракосочетание не совершается накануне постных дней, то есть не венчают во вторник и в четверг.

Венчание совершается после Литургии, где жениху и невесте рекомендуется причаститься Святых Тайн. Отсюда видно, что венчание — это часть большой церковной жизни: недостаточно быть просто крещеным, надо вести церковную жизнь. Без этого венчание становится пышной формальностью.

Венчанию предшествует обручение.

Кольцо — знак вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа. По канону, одно кольцо должно быть золотым, а другое — серебряным. Первое символизирует своим блеском Солнце, которому уподобляется муж в брачном союзе, второе, серебряное,— подобие Луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Священник трижды обменивает кольца на руках жениха и невесты в знак отдания их на всю жизнь друг другу: серебряное остается у жениха, золотое — у невесты.

Затем следует собственно чин венчания. Оно происходит перед алтарем. На белом полотенце, как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их брака.

В чине венчания, кроме молитв о телесном и душевном здравии будущих супругов и даровании им потомства и умножении богатства вспоминается сотворение женщины, брачное благословение в раю, история библейских браков Авраама, Исаака, Иакова, родителей Пресвятой Богородицы. Священник молится о даровании будущим супругам единомыслия душ и телес, долгоденствия, целомудрия и «союза мирна». Ибо единственный брак, который может не разбиться в бурном море житейском,— это брак целомудренный, а не похотливый. Целомудрие же не есть воздержание, но хранение мудрости, то есть не растрачивание себя ни в телесном, ни в душевном смысле. Хранение себя — не для себя, так как это одна из уловок беса, а хранение себя для Бога, для исполнения Его воли, хранение себя для ближнего, в нашем случае — для супруга. Брак — это один из видов христианского служения Богу.

 

В других номерах:

№27 (168) / 1 октября ‘01

Православное воспитание и образование

Взращивая плоды добрые

№26 (167) / 15 сентября ‘01

Православное воспитание и образование

Воспитание искусством

 

Православное воспитание и образование

Церковно-приходские школы Екатеринбурга

 
Православное воспитание и образование

Приглашаем на Екатерининские чтения

10 декабря 2001 года состоится IV научно-практическая конференция «Екатерининские чтения» на базе Уральского государственного педагогического университета Организаторы конференции: Екатеринбургская епархия;Уральский государственный педагогический университет; Уральский государственный профессионально-педагогический университет.

 
Православное воспитание и образование

Ограждение христианской семьи от разрушительного влияния окружающего мира и его соблазнов

Семья — это первоначальная ячейка христианской общины — это «домашняя церковь», как называет ее в своих посланиях апостол Павел (Рим. 16, 4; Кол. 4, 15).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс