Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (168) → Почему Бог допускает войны

Почему Бог допускает войны

№27 (168) / 1 октября ‘01

Церковный календарь

Как Бог терпит войны? Так же, как и всякое дело человеческой свободы. Но этого мало. Господь из бедствия извлекает духовную пользу для человечества. «В роде человеческом немного найдется таких личностей, которые совсем не увлекались бы частными видами корысти и самоугождения; напротив того, наибольшая часть сильных деятелей увлекается или страстью к завоеваниям, или исканием собственного удовольствия — и, однако, от страстей их, ищущих только своего, какой-нибудь народ не приходит в расстройство на несколько веков. Даже сами возбужденные честолюбием или другими страстями дела завоевателей обращаются в общее благо, так что, под управлением Божиим, действия бичей человеческого рода бывают непроизвольным орудием планов наказания и помилования. Где в народе усиливается нечестие, растление нравов, там допускается этим бичам производить разрушения, истреблять много людей, изменять границы государств. Очистительное сие наказание продолжается на время, потом порядок общей жизни опять восстановляется. Грозные завоеватели действуют в обществах человеческих подобно бурям в природе. Бури хотя производят много потрясений и переворотов в природе, но очищают воздух, так что после того он становится благораствореннее. Подобное бывает и в политическом мире после разрушительных действий, производимых завоевателями».

Если миром называть только отсутствие военных действий, то можно уверенно сказать, что не всякий мир есть благо. Мир могут содержать между собою люди, соединившиеся для дурных целей, например разбойники, червонные валеты. Мирны были Содом и Гоморра пред своим разрушением, Ниневия пред проповедью Ионы. Плох и тот мир, когда представители истинной веры примиряются со всеми неправильностями общественной и государственной жизни. Ненавистен Богу тот мир, когда от малого до большого каждый предан корысти, и от пророка до священника все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет» (Иер. 6, 13–14). Писание не заповедует мира во что бы то ни стало, но внушает: если возможно, мир имейте со всеми людьми (Рим. 12, 18), т. е. будьте мирны, но не в ущерб истине и благочестию. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6, 26). Неразборчивое человекоугодие есть измена Христу. Он сам говорит: огонь пришел Я низвесть на землю. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение (Лк. 12, 49 и 51). Не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Здесь Господь говорит о том разделении, об имени Его по вере и жизни, которое в первую очередь отозвалось в Его семейной жизни, затем в народе иудейском произошла о Нем распря (Ин. 7, 43,12; 9, 16; 10, 19); далее это разделение вышло за пределы еврейской земли в Грецию, Рим и Египет, охватило всю землю и продолжается доныне. Эта борьба света с тьмою необходима, чтобы ложный мир обратить в мир истинный. Не всегда эта борьба выражается в форме международной войны, но должно сказать, что редкая война совершенно лишена религиозного характера. По крайней мере, русский солдат доселе уверен был, что он борется за веру, царя и отечество.

Протоирей Стефан Остроумов

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Истинная причина войн

Что выше сказано о немстительности и самозащите, может иметь приложение и к оценке войны с точки зрения христианской нравственности. Но это не избавляет нас от необходимости рассуждать о войне особо, так как война — явление более сложное, чем вражда отдельных лиц.

 
Церковный календарь

Вопрос о достоинстве войн

Не следует ли отсюда, что война — добро? Война — явление смешанного характера. Она может быть смесью добра и зла, может она быть и чистым злом, но беспримесным добром она никогда не бывает.Дан меч не напрасно (Рим. 13, 4), но для обороны, для водворения попранной справедливости

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс