Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (126) → Слово Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, на светлое Христово Воскресение, Пасху

Слово Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, на светлое Христово Воскресение, Пасху

№10 (126) / 8 мая ‘00

Христос Воскресе!

Самый главный, самый светлый праздник на земле — День Светлого Христова Воскресения, воспринимается православными христианами как кульминация милости Божией к человеку. Современному нерелигиозному сознанию, удаленному от осмысления своего существования, погрязшему в суете и заботах, праздник Пасхи представляется лишь традицией, принятой в этой Церкви, в этой стране, в этом народе, в котором просто приходится жить. Милые воспоминания детства о крашенных яйцах, пахучих бабушкиных куличах, торжественной обстановке в храме — вот внешние впечатления малоцерковного человека от Праздника Праздников и Торжества из Торжеств. Совсем иное, настоящее понимание Пасхи предстает лишь тогда, когда человек узнает цену своей жизни и жизни вечной, а также бездну смерти, в которую можно упасть, а можно миновать ее, не испытав вреда, пройти, не задерживаясь. Собственно Пасха и есть прохождение.

На заре человеческой истории, которая описана в первых главах книги Бытия, первой книги Библии, того, что мы называем смертью — не было. Существо — самое любимое Богом, единственное, созданное во Вселенной по образу и подобию — человек, было бессмертным. Собственно само славянское слово человек, в переводе на русский язык звучит как «вечная личность», личность, не предназначенная для смерти. Есть еще одно свидетельство тому, что смерть для нас неестественна, что умирать, по изначальному Божественному плану, мы не должны были: каждый из нас с первого сознательного возраста прекрасно знает, что люди умирают и что когда-то умру и я. И это знание с нами настолько сживается, что становится как бы самым обычным делом. Вот мы едим, пьем, отправляемся спать, рождаемся, умираем — все как бы само собою. Однако мы ведь не видим трагедии в том, что нам нужно поесть или поспать, мы по этому поводу не переживаем и не плачем. А вот на похоронах плачут почти все. Мы смотрим в гроб, где лежит наш близкий человек, и нам его бесконечно жаль. Мы воспринимаем происшедшее именно как трагедию, беду: «Ты не должен был от нас уходить!» И смерть наших близких мы так и обозначаем — это горе. Это утрата. В чем же горе, если мы знаем, что мы смертны? Оказывается, что наша интуиция, наше внутреннее чувство бессмертного человека бунтует и протестует, и не может смириться со смертью. Поэтому смерть для нас — горе, беда и неестественное событие.

Само по себе явление смерть — это разделение души от тела. И опять — таки, почти все знают, что душа никуда не исчезает, что она живет, как об этом и в Священном Писании сказано: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Матф. 22: 32). Однако тела-то у души нет. Человек — личность цельная, состоящая из души и тела. Попробуйте лишить себя глаза, вы будете видеть? Ответ очевиден. А в смерти душа всего тела лишается. Она теряет возможность в полноте воспринимать многообразие окружающего мира, теряет возможность влиять на окружающий мир. Если у меня нет глаз, я не могу видеть. Нет ушей — не могу слышать. Как говорил преподобный Паисий Величковский: «Если бы у меня не было рук, я бы не мог милостыню подавать». Человек без тела -это обрубок, а не человек, инвалид. Христиан в первые века так и называли «саркофилы» — любители плоти. Если в греческой философии Платона тело — темница души, то в оптимистичном христианстве — это храм. Апостол Павел говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6: 19). Именно поэтому христиане придают большое значение обряду погребения этого храма, от которого отошла душа. Более того, мы ведь не говорим: во гробе лежит тело Иван Ивановича, мы смотрим на него и молвим: это лежит Иван Иванович. Даже после смерти тело несет печать личности, тем более при жизни. Подходя к зеркалу, никто не скажет, что он видит свою голову, руки, ноги, мы смотрим и видим себя.

И вот смерть как разделе- ние души от тела появля- ется не иначе, как резуль- тат греха: «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6: 23). Один из буквальных переводов слова «грех» звучит как «ошибка» или «неправильный выбор». Любимое Богом существо — человек — был создан свободным. Свобода нам дана для того, чтобы мы могли свободно любить. Потому что любить из под палки — нельзя. Можно заставить сказать слово «люблю», но это будет не любовь. В том-то и уникальность отношения Бога к человеку, что Он уважает человеческую свободу. Он стоит у дверей сердца человека и никогда не решается в них войти без приглашения: «се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Человек может воспользоваться своим даром свободы и открыть, а может совершить иной выбор и оставить для Бога двери затворенными, остаться вне Его жизни благодати и любви. Так однажды поступили иудеи, к которым пришел Господь, но они его не приняли, и Христос с грустью говорил: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23: 37–38).

Сразу после сотворения человек был в постоянном общении и послушании Богу. Заповеди, которые дал Господь человеку, были легки для исполнения и должны были свидетельствовать о желании человека пожертвовать своеволием ради жизни с Богом. Однако нашелся искуситель — диавол или сатана — существо, прежде бывшее одним из светлых Ангелов, но по гордости отпавшее от Бога и теперь утверждающее свое существование в противлении Богу, в клевете на него. Такой образ бытия настолько нелогичен, что даже Священное Писание устами пророка Давида говорит об этом: «Грехопадения кто разумеет. Этот господин, видя человека, решил переподчинить его себе. Обманным путем заставив человека слушаться не Бога, а себя. Обещая золотые горы, лишил самого драгоценного: свободы и жизни с Богом, почему и называется «отцом лжи» и «человекоубийцей искони» (Иоан. 8: 44).

Человек совершает грех, преступая заповедь Божию, и моментально обнаруживаются гибельные последствия греха. Дело в том, что грех — не просто проступок, за который Бог гневается на человека. Грех — болезнь, рана, которую я наношу собственной душе. Душа, пораженная грехом, не способна становится воспринимать благодать Божию и сама отрезает себя от источника вечной жизни. Для изменения ситуации необходима радикальная перемена — покаяние, по-гречески «метания» -изменение ума. Трагедия всего человечества состояла в том, что Адам не покаялся, он не смог восстановить разорванную связь с Богом, свалив в конечном итоге всю вину за свой грех на Него самого. Очень часто можно слышать, что Бог выгнал людей из Рая. Географическое местоположение Эдемского сада сейчас известно, это междуречье Тигра и Евфрата, современное государство Ирак, там теперь Саддам Хуссейн живет. И каждый, приобретя билет на самолет, может там побывать, только вот Бога он там вряд ли встретит. После грехопадения Господь оставил людей на их собственное произволение здесь на земле, которая также из-за человека подверглась разрушительному проклятию смерти. И хотя Господь очень часто приходил на помощь людям, взывающим к Нему, помощь эта была внешняя, не меняющая коренного поражения человечества. Люди стали смертными, люди стали умирать. Однако Бог дает надежду — он обещает, что когда-то придет Спаситель и победит смерть, но нужно было ждать.

Вся ветхозаветная история — ожидание Спасителя Мессии. Борьба за че- ловеческое достоинство, борьба с рабством греха. А насколько сильно это рабство, об этом свидетельствует апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 15, 24). Однако даже праведник Ветхого Завета, соблюдающий Заповеди и берегущий себя от греха, после смерти не обретал встречи с Богом. Слишком далеки оказались Бог и человек, слишком глубока была пропасть, которую сам человек не мог преодолеть. Один из праведников Ветхого Завета патриарх Иаков при известии о мнимой смерти своего сына Иосифа так и восклицал: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37, 35). А другой праведник царь и пророк Давид молился: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» (Пс. 143: 5). Вновь восстанови ту связь, которою мы с тобой разорвали. После смерти душа человека сходила в место, где Бога нет, и место это называлось адом. Весь ужас бытия человека заключался в этом. Но Бог твердо обещал Спасителя, и Спаситель пришел.

Две тысячи летназад Бог возвращается к человеку. Создает новые условия для соединения с ним. Грешный человек не мог стать Богом, тогда Бог становится человеком. Иисус Христос истинный Бог и истинный человек. Господь берет себе все человечество, всецело, и тело и душу, все, кроме греха. Апостол Иоанн Богослов об этом пишет так:

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам»(1 Иоан. 1: 1, 2). Христос ходит по Палестине и проповедует о Себе: «Я хлеб живый, сшедший с небес (Иоан. 6: 51), Я есмь путь и истина и жизнь (Иоан. 14: 6), Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Иоан. 15: 5), Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Иоан. 10: 9), Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11: 8). амое главное в деле Спасения — вера в Него как Спасителя и следование Ему. Мы идим Его настоящим человеком. Он ест, пьет, спит, утомляется, плачет, и вместе с тем — исцеляет больных, ходит по водам, насыщает несколькими хлебами множество народа, но самое главное, проповедует так, что грешники желают переменить свою жизнь. Будучи безгрешным, он не должен был умирать. Смерть не властна над Ним, но Он сознательно идет на смерть, врачуя раны греха и оплачивая долг смерти. То, что произошло во время отпадения от Бога, требует не просто прощения. Дело вовсе не в том, что Бог гневается на человека. Как говорит святитель Василий Великий, перед тем, как пришел Христос, Бог простил грехи всему миру.

Представьте следующую ситуацию. У вас есть малыш лет шести, и после просмотра очередного чемпионата мира по футболу, он принимается гонять по гостиной мяч. Вы как мудрый родитель говорите: «Не смей играть мячом в комнате, что-нибудь разобьешь!» Вы уходите, щелкает замок, и что чаще всего делает ребенок? Правильно, то, что запретили, ведь наблюдающего ока рядом нет. И вот идет игра — бац, и дорогой люстры на потолке нет. Осколки летят в разные стороны, раня и самого виновника. Вы приходите домой и видите классическую картину греха. Ваш разбойник нарушил заповедь, которую вы ему дали — согрешил. Но ведь вы его бесконечно любите. В силах ли вы простить и не ругать? Конечно, но этого явно мало, нужно еще на раны наложить повязки, чтобы он кровью не истекал. И кроме того, именно вам придется платить за разбитую люстру, раз уж вы решились сами отвечать за его поступок.

Это очень грубый пример, но он очень ярко рассказывает о том, почему Христос, будучи безгрешным, добровольно идет на смерть. Принимая на себя плату за грехи всего мира, чтобы искупить мир для Отца Небесного, вернуть утраченную человеком свободу, победить диавола. Именно о Своей крестной смерти Христос говорит: «На сей час я и пришел» (Ин. 12, 27). Момент Голгофской жертвы очень часто описывается в разных литературных произведениях, шедеврах искусства, но ни один человек не может себе представить ту глубину смертной чаши, которую пришлось испить Христу. По человечеству он абсолютно был подобен нам и также страшился смерти, об этом свидетельствуют тягостные гефсиманские борения. «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.» (Лук. 22: 42). И все же Христос приносит свою человеческую волю Своей Божественной воле, соединяя все разрывы между Богом и человеком. Воплотившись, Он освятил тело и душу человека, присутствуя на земле — вновь вернул ей свою милость, приклонив волю человеческую, какую Сам имел. Он озарил ее Божественной любовью. Теперь во всяком месте, где бы ни находился человек, он мог встретиться с Богом.

Оставалась еще лишь одна область, неосвященная Его присутствием, область смерти и ада. Будучи безгрешным, Христос на кресте испытывает весь ужас смерти, ужас Богооставленности: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27: 46). Испытывает то, чего не доводилась испытать ни одному человеку. Благоразумный разбойник на кресте свидетельствует: «и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». (Лук. 23: 40 -41). Он же страдает безвинно, и оттого разбойнику рядом умирать намного легче, чем Христу. Сам момент Его кончины описан в Евангелии скорбно и торжественно: «В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.» (Мар. 15: 33, 37 — 39). Христос умер и «с душою яко Бог» сходит в ад. Место, где Бога нет, вдруг наполняется Божественной благодатью. Ад просто не выдерживает и раскалывается от такого натиска жизни. И Господь выводит оттуда праведников. Обратите внимание на наши храмовые иконы Воскресения Господня. Христос спускается в ад так стремительно, что даже одежда Его еще не успевает опуститься, как он протягивает руку к людям, там находящимся. Удивительно — это люди с нимбами. Святые в аду! Парадокс истории до Воскресения и торжество жизни в Воскресении.

А на третий день после Его смерти Христос воскресает. Его душа соединяется с Его собственным телом. И это никто иной, как Он Сам. И какие удивительные свойства у воскресшего тела Спасителя. Ученики Его узнают, они даже могут потрогать Его, апостол Фома проводит рукой по Его ранам, и в то же время Он может исчезнуть у них на глазах. Он ест рыбу и мед и в то же время Он может войти в комнату, не открывая дверей. Он может беседовать и идти рядом, а может с огромной скоростью преодолевать большие расстояния. Физические законы не перестают действовать, но Они не мешают теперь Ему. И самое главное — смерть и грех побеждены. Христос проходит через них, проделывая этот путь для всех нас. Отныне и в смерти человек может встретится с Богом. А значит, смерть теперь не наказание для христианина, смерть — это дверь к воскресению. Прозревая великие события, Ветхозаветный пророк Осия так и восклицает: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14).

Ученики Спасителя не могут передать своей ра- дости от встречи с вос- кресшим Господом. Самое живое, самое яркое впечатление — горение — любящего сердца, дожидавшегося воскресения мертвых и жизни будущего века. Проповедь о распятом и воскресшем Христе — центр апостольского благовествования. Апостол Павел подчеркивает «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». (1 Кор. 15: 14, 20) Весь цикл религиозной жизни, ее устремление сходится в Пасхе и с Пасхи же и начинается. Богословское и антропологическое значение воскресения Христова, сделав длинный экскурс в Священную Историю, мы отметили Пасхальные события завладели всем мироощущением Православной Церкви. Преображающий свет Воскресения даст каждому христианину силы к духовным и житейским испытаниям. К каждой Пасхе мы шествуем упорным путем долгого Великого поста. Мы действительно трудимся ради Бога, чтобы достойно встретить весть услышанную мироносицами «Вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес.» (Мф. 28, 5). И так совершается ежегодное течение церковного календаря. Пасхальной радостью мы живем вплоть до следующего Торжества из Торжеств. И вслед за Апостолом Павлом мы вопрошаем: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8: 35).

Потому что только Его воскресениемс и мы воскреснем. И огда я схожу в крещаль ные воды, я знаю, что именно силой воскресшего Христа, как доспехами, мне предстоит облечься в борьбе с диаволом, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Но этого не надо боятся, ибо «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8: 31). А церковная жизнь вновь и вновь возвращает верующих к самым главным событиям на земле, каждую среду мы воспоминаем предательство Иуды. Каждую пятницу плачем о Распятии Того, Кто подвесил землю к облакам и каждое воскресенье совершаем как бы малую Пасху.

Однако никакими словами нельзя передать того, что происходит в Пасхальную ночь в наших храмах. Как и мы торжествуем в Светлую Седмицу. Остается лишь сказать: «Прииди и виждь!» Дай Бог, чтобы от этого свидетельства у многих людей вырвалось очевидное исповедание «Господь мой и Бог мой!».

С Божиим благословением

ВИКЕНТИЙ, АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ
Пасха Христова 2000 года
г. Екатеринбург

 
К избранию В.В. Путина президентом России

Речь Патриарха Алексия II при вступлении в должность Российской Федерации В.В. Путина 7 мая 2000 года

Достоуважаемый Владимир Владимирович! Дорогие соотечественники! Россия обретает нового главу государства, который получил убедительную поддержку на выборах.

 
Христос Воскресе!

В светлые Пасхальные дни руководители Екатеринбурга посетили Екатеринбургское Епархиальное управление

Екатеринбург, 3 мая. Сегодня Глава г. Екатеринбурга А.М. Чернецкий, первый заместитель главы города В.Н. Смирнов

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс