Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (102) → Страсти смиряя телесные. Петров пост

Страсти смиряя телесные. Петров пост

№10 (102) / 8 мая ‘99

Проповедь

С понедельника, 7 июня, Русская Православная Церковь вступает в дни Петрова поста. Он продлится до праздника первоверховных апостолов Петра и Павла, отмечаемого 12 июля. Поэтому в церковных становлениях этот пост называется иногда еще постом святых Апостолов.

Первый вопрос, который задают всегда в связи с тем или иным постом, это вопрос об ограничениях, которые должен налагать в эти дни на себя верующий. Проще говоря: что можно есть, а что нельзя. В этом отношении Петров пост ближе к Рождественскому. Вот как написано о нем в книге церковных установлений Типиконе: «Подобает ведати, яко в пост святых апостол во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию. В понедельник, в среду и пяток ни елеа вкушаем, ни вина, но постимся до 9-го часа, и ядим в тыя дни сухоядение. В субботы же и недели (то есть, воскресные дни), ядим рыбы». Следовательно, из пищи безусловно исключаются мясные и молочные продукты, а употребление рыбы строго ограничивается.

Возможно ли вынести столь строгие требования, установленные много веков назад? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажет ся. Те, кто обладают достаточно духовным опытом, часто подчеркивают, что главной пр ичиной наших немощей в несении поста является маловерие. Мы рассчитываем только на собственные свои силы. Не учитываем ту духовную поддержку, которую дает нам молитва, и в конечном итоге, ту скорую и всесильную помощь Божию, которую подает Господь тем, кто решился вступить на заповеданный им путь. Можно ли не следовать путем поста? По этому поводу старец Святой Горы Афон Даниил Катунакийский, достаточно известный в Греции в конце прошлого и начале нынешнего века своими духовными наставлениями, писал следующее: «И не думай, духовник мой, что с упразднением поста христианин может неукоснительно следовать евангельским заповедям Xриста и быть последователем Xриста. Но для того, чтобы на опыте познать истину, сравни двух христиан, желающих своего спасения. Один из них наряду с прочими христианскими добродетелями благочестиво соблюдает установленные посты, а другой, отличаясь таким же благочестием, не соблюдает постов под различными предлогами. У постящегося ты увидишь смирение, страх Божий, принятие всех церковных канонов и чистое исповедание. У второго же ты обнаружишь сомнения, пренебрежение церковными службами, напыщенные речи, восхваление европейских систем и равнодушие к святым мужам».

И действительно, если мы непредвзято оглянемся вокруг и, в особенности, на себя, и убедимся в правоте этого греческого подвижника, который является почти нашим современником. Ведь главное в посте жить в строгом послушании Божиим заповедям. Святой праведный Иоанн Кронштадтский так связывал пост телесный и достижения духовные: «Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным».

Потому последуем словам церковных песнопений: «Постимся постом приятным, Богоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». «От страстей вредных, от зависти и ненависти, от всякия злобы воздержися душе, пищами питающися, пищу горнюю невещественно ходатайствующими».

Закономерным венцом поста для всякого православного человека является его приуготовление к таинству покаяния (исповеди) и к причастию Святых Xристовых Таин. Ведь нам надлежит не только осознать свою немощь, свое недостоинство, не только утвердить в себе желание изменить свою жизнь, но и укрепиться на избранном пути, соединившись в Таинстве Евхаристии с Господом и Спасителем нашим Иисусом Xристом.

Однако всякое святое дело трудно и невозможно начинать сразу с подвигов. Есть среди нас и больные, и будущие матери, и те, кто просто пока никогда не пробовал поститься. Потому те, кто сомневается в себе, кто не имеет еще достаточного опыта и в особенности те, кто впервые решил пройти путем поста, должны и свои ограничения в пище, и свои молитвенн ые труды согласовать со священником; честно открыв ему свои скромные достижения и предпринимаемые планы, вы обязательно получите добрый и точный совет.

А так как все мы нуждаемся в помощи духовной и наставлении, то где нам искать ее, как не у тех, кто уже прошел этим путем — путем поста, путем молитвы, тернистым, узким путем веры право-славной в Царствие Небесное? Неделю вторую по Пятидесятнице, в первый воскресный день во время Петрова поста Русская Православная Церковь празднует великий день Всех Русских Святых.

Какими только подвигами духовными ни украшено наше многострадальное Отечество! Великое множество ликов святости явлено здесь почти за одиннадцать веков, пока пребывает Россия под сенью Креста Православного. Среди угодников Божиих, воссиявших в нашей земле, есть преподобные — то есть святые, подвизавшиеся в иночестве.

Есть среди Небесных заступников наших странноприимцы, взявшие на себя особое попечение о странниках, убогих и сиротах, служившие им всем, что имели. Есть постники, подвизавшиеся в особо строгом посте и явившие нам, какие великие дары духовные можно стяжать на этом пути. Есть бессребреники — те, кто безвозмездно, и чаще всего тайно, помогал ближним.

Прославлена земля наша благоверными князьями, ревновавшими об истинной вере православной, украшавшими Родину нашу храмами, оберегавшими ее от искушений иноземцев и иноверцев.

Были всегда в России и юродивые, такие как Василий Блаженный, как Ксения Петербургская. Под видимым безумием скрывали они духовную красоту, смело обличали притчами своими гордых и грешных, не взирая на их положение в обществе.

Многие русские святые, например, Косьма и Иоанн Верхотурские, относятся к лику блаженных. Так называются святые, которые жили в миру, внешне мало отличались от других людей, но строго следовали всегда и во всем заповедям Господним. Потому некоторых из них называют также и подвижниками.

Всякому из нас есть возможность, читая жития святых угодников Божиих, с благословения своего духовника выбрать путь, который более нам по сердцу. Тем более, что в этом случае мы будем вдохновляться примером тех, кто достиг святости именно в наших краях, на нашей земле. Значит, укреплением нам будет не только вера, но и память многих предшествующих нам поколений, память, которая живет в каждом из нас.

Каждый день празднуем мы память тех или иных святых. Есть дни, когда в одно празднование соединяются все святые, просиявшие в одном из российских краев. Так, 23 июня будет праздноваться Собор Рязанских святых и Собор Сибирских святых, а 20 июня — Соборы святых Вологодских, Новгородских, Псковских и Белорусских. Но предстоящее воскресение, 13 июня, единственный день в году, когда вспоминаем мы всех святых необозримой земли нашей — России. Разве можем мы в этот день не быть в храме Божием, вместе со всеми Небесными соотечественниками нашими?

Борис КОСИНСКИЙ
руководитель пресс-службы Екатеринбургского епархиального управления

 

В других номерах:

Проповедь

Питомцы благодати Божией. Неделя Всех Святых

В предстоящее воскресенье, 6 июня, первое воскресенье после Троицы Православная Церковь именует большой Неделей Всех Святых.

 
Жизнь Епархии

Служения Преосвященного Никона, епископа Екатеринбургского и Верхотурского, в апреле 1999 г

3 апреля 1999 года Преосвященный Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс