Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (71) → 11 июля — память преподобных Сергия и Германа Валаамских

11 июля — память преподобных Сергия и Германа Валаамских

№13 (71) / 13 января ‘97

Жития святых

Говорится же в рассказах старцев, в произведениях древнерусской литературы XVI века «в древние времена посланы были Иисусом Христом Богом нашим на проповедь ко всем народам святые священные апостолы. Один же из этих двенадцати — Андрей, брат Петров, — среди народа и в преименитом Великом Новгороде, слово Божие проповедовал».

И проплывая Невским (Ладожским) озером, обратив взор к северу на Карельские земли, сказал «Как новые хананеи, безбожные народы волхвов живут там, но в будущем два светила просветятся среди них».

Эти слова прорек апостол Христов о пречистых и великих обителях Валааме и Коневце.

И вот чудный святой отец Ефрем на подвиг устремляется, а с ним другой славный священный инок премудрый Сергий с прочими своими спутниками к вышеупомянутому великому и чудесному Валаамскому острову приходят и здесь полагают начало водружают Царское знамение — животворящий Крест и поставляют церковь во имя преславного Боголепного святого Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа.

Вышеименованный зачинатель старец Ефрем с места того уходит, чтобы по Божьей воле на Ильмене Перековскую обитель создать и многие годы прожив там, к Господу отошел.

«Вышеназванный же Сергий место для монастыря по воле Божией избрал на острове Валаам и собирает духовное во Христе братство. И так, с помощью Христовой, братия стала многочисленной и обладала неоскудевающим обильным множеством всего потребного…»

Но дьявол начал изгонять его с острова принуждением и бесчестием, и преподобный Сергий приходит в преименитый Великий Новгород в монастырь святого великого Богослова и Евангелиста Иоанна, безмолвно заканчивает свою многолетнюю и многотрудную жизнь.

Игуменом в Валаамском монастыре стал приснопамятный Герман. И отошел от жизни сей к Богу в многолет них сединах, при своей пастве в созданном им монастыре, тут же и погребен был. Более 40 лет находился здесь в церкви преподобный Герман, покуда не принесли мощи святого Сергия из Великого Новгорода. И тогда обоих вместе положили за алтарь большой церкви около святого жертвенника, где и до сих пор всеми видима их святая чудотворная рака.

(Церковь совершает их память 11 июля. В Новгородской Софийской библиотеке находится записка в следующих словах «В лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий». По другой записке значится, что «к этому основателю Валаамской обители пришел в сожительство преподобный Герман в 1393 году». Посему и можно положить основание Валаамского монастыря в XIV веке.

В XII XIII, XIV столетиях были постоянные войны русских со шведами из-за обладания Карелией, а значит и островом Валаам.

XV век, мирный для Карелии, на Валааме «был дивный сонм» святых светил монашества в «каком цветущем состоянии была тогда здесь подвижническая жизнь! Имения монастырские льготными грамотами освобождены были от разных пошлин и повинностей…"

В XVI веке между русскими и шведами опять была война. Страшная рука опустошения достигла и Валаама. В 1578 году 20 февраля шведы напали на монастырь, от меча скончалось 18 старцев и 16 послушников. Вскоре и самою обитель сожгло пламя войны. 18 мая 1595 года между Швецией и Россией был заключен мир. Великий князь Федор Иоаннович обратил свои взоры на Валаамский монастырь: царскою казною повелел он возобновить Валаамскую обитель, предоставив в ее владение прежние вотчины.

Но в 1611 году шведские войска напали на Валаамский монастырь, предали здесь все огню и мечу. А в 1617 году шведам по договору была уступлена Карелия и остров Валаам остался в руках шведов.

«Целое столетие продолжалась печальная ночь запустения Валаама».

Только по итогам Северной войны во власти Петра Великого очутилась Карелия и часть Финляндии. И в 1715 году неожиданно последовало «Высочайшее повеление о восстановлении монастыря на горах Валаамских».

«Медленно восставал Валаамский монастырь из глубокого векового мрака»… С вступлением о Назария на святые горы Валаама полились радостные утренние лучи. Даже из Афонских монастырей приходили посмотреть на Валаамскую обитель!… «Утешаемые лучами утра валаамского, благочестивые государи своими щедрыми милостями споспешествовали процветанию Валаама». К середине XIX столетия Валаамский монастырь представлял величественную картину, поражая взор и душу посетивших. «На обширном темени огромной гранитной скалы, на левой стороне живописного Монастырского залива расстилаются белокаменные здания Валаамского монастыря, высоко подъемля к небесам многие серебристые, осененные золотыми крестами купола своих храмов… Соборный храм во имя Преображения Господня — пятиглавый с колокольней, стены расписаны живописью… Пятиярусный иконостас с резьбой позолочен. Иконы нижнего яруса покрывают серебряные ризы… В окрестностях монастыря рассеяно четырнадцать часовен, украшенных иконостасами… На островах монастырских воздвигнуто шесть скитов… Труд и молитва составляют жизнь обитателей Валаама. Молитве посвящают братья в монастыре и начало и конец каждого дня; в скитах совершается неустанное чтение Псалтири. И в пустынях совершается полная служба по уставу».

Монастырь тогда играл крупную роль в духовной жизни народа через паломничество, через личное общение с отдельными монахами, старцами, духовниками… Валаам как магнит притягивал к себе однородных по духу.

Среди посетивших Валаам был император Александр I. Это было в августе 1819 года Игумену Иннокентию сообщили, что император прибудет как обыкновенный путешественник, не желает по этому случаю никаких торжеств и пышных встреч.

В два часа ночи он был у дверей собора, отстоял утреню, раннюю обедню, пешком ходил по пустынькам в лесу. Задержался в пустынной келии схимонаха Николая, в которую прежде чем войти, согнулся вдвое, сидел в келье на деревянном табурете у столика и спрашивал о духовной и аскетической жизни, съел предложенную репку…

На другой день после утренней литургии в соборе монастыря монахи вынесли Евангелие, государь стал на колени, Иннокентий положил ему на голову руку и держа сверху Евангелие, произнес слова писания, за которым прибыл сюда в бурную ночь Александр Благословенный «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящите покой душам вашим».

Зато провожали «путешественника по-царски звонили во все колокола. Клиросные шли к пристани впереди и пели духовные песнопения…

«Путешественник» больше не бывал на Валааме. Известная легенда говорит, что он вскоре ушел в заволжские леса под именем старца Федора Кузьмича.

История Валаама продолжается, открывая новую страницу своей Богоугодной летописи.

Владислав ЗОРИН,
г. Екатеринбург

 

В других номерах:

Покаяние

О всенародном покаянии и применении с Богом

Наконец-то начинает сбываться мечта бывших узников, пострадавших за веру Христову: принято решение администрации Свердловской области и г. Екатеринбурга о строительстве Храма-памятника во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.

 
Жития святых

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был сыном великого князя Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. От деда святой Андрей унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божьему и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс