Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (48) → Для чего в храме свечи?

Для чего в храме свечи?

№14 (48) / 14 января ‘96

Проповедь

Что такое восковая церковная свечка? откуда она?

Церковный воск, вместе с елеем, как вещество, принятое в церкви для ее освещения при Богослужении, упоминается уже в правилах святых апостолов (71 и 72). Так как апостольскими правилами запрещалось под страхом извержения приносить к алтарю, кроме елея для лампады и воска для освещения, всякое животное мясо и животный тук, то, нужно полагать, не иным чем, как елеем и пчелиным воском, освещена была и сионская горница при совершении тайной вечери, соединенной с совершением ветхозаветной пасхи, при чем возжигалось много свечей. Без сомнения, восковыми свечами освещали храмы, в которых еще святые апостолы совершали с верными свои всенощные бдения (Деян. 20, 8) Восковая свечка светила первым христианам при совершении ими евхаристии в мрачных катакомбах. Восковая свечка, рядом единственно только с чистым оливковым елеем, засветилась и в христианских храмах, когда христианская вера, подобно лучезарному солнцу по прошествии ночи, востекла из мрачных подземелий, в которых скрывалась во время гонений, на небесную высоту открыто и торжественно над лицом всей земли. Наряду с оливковым елеем восковая свеча сохраняет от святых апостолов преданное ей исключительное право освещать своим чистым кротким светом святые храмы православной церкви и до сего дня. Она же, чистая восковая свечка, доныне же сохраняет от апостолов полученное право быть и самой главной жертвой благочестивых душ на храм Господень, на церковь Божию. Говорить ли о том, как эта жертва прекрасна, благополезна, благопотребна? Говорить ли о том, что она напоминает нам Христа и Его ночную тайную вечерю, которую освещали восковые свечки; напоминает апостолов и их действительно всенощные бдения в молитве и проповеди слова Божия при свете восковых свечей, напоминает панихиды и панигирисы первых христиан, когда они жгли восковые свечи во множестве, то в знак усиленной молитвы и духовного бодрствования (как и у нас в ночь страстей Христовых), то в эмблему поминовения отходящих к Богу душ, в виде света, поднимающегося к небу (как и у нас при похоронах и панихидах), то в символ духовного торжества и веселья (как и у нас во святую пасху, в неделю ваий и на всех праздничных всенощных)?

Горящая свечка напоминает нам и смертный час наш, когда нам будут давать в холодеющие руки зажженную страстную или другую церковную свечку крепкие руки окружающих, в символ воспарения нашей души, нашей веры и надежды к престолу всепокрывающего, всепрощающего милосердия Божия? Горящая пред Богом восковая свечка служит лучшей эмблемой нашей горящей пред Богом веры, надежды и любви, лучшим символом возносимой к Нему молитвы славословия, прощения, благодарения.

Посмотрите, подумайте, как она благополезна, как благопотребна для нашего пока еще христолюбивого народа. Вот он, простой русский человек, в своей ли темной хате, на трудовом ли поле, или где-либо за тяжелым промыслом обливается трудовым потом, терпит нужду, радуется успеху, переносит скорби и болезни, гнется под бременем жизни. Вот в праздник Господень идет он в храм Божий отдохнуть душой. А в суме у него только гроши да копейки, на душе тягота жизни, в уме всегда тускло. Веры он почти не знает, молитв также. Твердо знает он только молитву евангельского мытаря: Боже! Буди милостив мне грешному. Господи помилуй, — да другие подобные же, краткие, да многосодержательные молитвы. И вот он в церкви покупает на свою лепту восковую свечку, слитую из чистого воска, чистыми руками церковниц или инокинь. И зажигает ее сам, и кладет свой земной поклон пред образом Божиим, говоря свою мытареву молитву: Господи, помилуй меня грешного. И гори, его свечка перед Богом, просветляя своим светом его тусклую, но теплую веру. Вот поставленная пред иконой свечка тут же сгорит наполовину, услаждая своим чистым кротким светом смиренную душу жертвоприносящего. Вторая половина ее осветит храм Господень завтра, в будний день, когда молитва за весь мир будет приноситься в отсутствие народа, отшедшего на житейское свое делание. Из огарков слагаются большие свечи, горящие за престолом, пред главными местными иконами иконостаса, или в паникадилах, веселящие зрение, услаждающие сердце молящегося народа по праздникам и торжествам. Из лепт, за которые приобретены грошовые свечки, вырастают величественные стены храмов с их дорогими блестящими украшениями, устрояются драгоценные утвари и облачения, высятся подпирающие небо колокольни со своими громозвучными кампанами, собираются вокруг престола Господня стройные певческие хоры, благоприличные клирики, благозвучные диаконы, просвещенные служители — пастыри, ученые Архипастыри. Из этих же лепт, из этих же грошовых свечек накопляются не только толстые свечи для больших светильников и лампад, но накопляется и обильный свет духовного просвещения, свет широкого и глубокого знания нашей христианской веры. Ведь из них же, из этих грошовых свечек, возжигаемых в храмах Божиих, из народных лепт слагаются капиталы, на которые воздвигаются и поддерживаются наши духовные академии, семинарии и другие рассадники духовного просвещения. И через это выходит, что русский простец, зажигая у образа Божия свечку на подсвечник, тем самым возжигает духовный свет и в головах своих пастырей-учителей, просветляя образ Божий в их душах, а через них и в своей собственной душе. Эта самая свечка просветила смысл, просветила душу и через то поставила у престола Божия священнодействующего пастыря. И в этом пастыре — священнике заключается и сознательная вера верующего простеца; в священнике и разумная молитва его; чрез священника же приносится Богу и словесная, бескровная ми- роочистительная жертва, которая объединяет, очищает и венчает собой все прочие жертвоприношения Богу. И, таким образом, священник и мирянин, дополняя друг друга, составляют единое тело церкви и единый дух, молящийся и жертвоприносящий Богу.

Прискорбно, что исчезает древний обычай, чтобы покупающий свечку сам же и возжигал ее пред Богом. Прошел по церкви человек, кинул свою монету на ящик старосты церковного и равнодушен, — это он принес жертву, холодную, безучастную жертву, Богу ли, долгу ли, собственному ли тщеславию, не разберешь. А обычай возжения пред Богом свечи самим приносящим ее весьма почтенный и древний. В новоосвящаемом храме, по древнему чину освящения, первую свечку возжигает и ставит за престолом собственными руками сам священнодействующий архиерей.

 

В других номерах:

Проповедь

О святых иконах

В храме — иконостасе и по стенам, и в доме — в переднем углу находятся святые иконы, перед которыми мы молимся. Иконой или образом называется изображение Самого Бога или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников.

 
Проповедь

Беседа о Таинствах церковных

Святая Церковь преподает нам силы к жизни и благочестию. Без благодатных сил не может жить ни один член Церкви, и они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу. Действия же, чрез которые подаются нам эти силы, называются таинствами. Веру в таинства мы исповедуем в 10 члене Символа веры, говоря: исповедую едино крещение во оставление грехов. Правда, здесь говорится только о крещении, но под ним разумеются и другие таинства, так как принявший крещение получает право пользоваться и другими таинствами.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс