Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (48) → Пастырское разъяснение недоумевающему

Пастырское разъяснение недоумевающему

№14 (48) / 14 января ‘96

Проповедь

В этой теме:

Проповедь
О святых иконах
Проповедь
Для чего в храме свечи?

Почему духовные пастыри называются отцами и другими высокими наименованиями, с прибавлением даже слова «святые»

На дело служения для созидания Тела Христова Господь наш Иисус Христос избрал Св. Апостолов, которые, в свою очередь, поставляли на местах зарождения христианской жизни пастырей и учителей. Многочисленные христианские общины, основанные Св. Апостолами и их преемниками в разных городах и селах, постепенно группировались в приходы и Церковные Округа, называемые Парикиями или Епархиями с Пресвитерами и Епископами во главе.Вследствие той тесной связи, которая в первенствующей Церкви объединяла всех членов Общины в одно целое, отношения и пастырей к пасомым, проникнутые отеческою любовью, носили чисто семейный характер. Пастырям как совершителям духовного возрождения пасомых к новой жизни, просветителям верующих светом Евангельского учения, руководителям и охранителям Царства Христова на земле, усваивались названия пресвитеров (старейших), пап (папа-отец), а в позднейшее время с 451 г. и титул Патриархов (родоначальников-праотцев) Епископам древнейших Церквей, основанных самими Апостолами.

В свою очередь и Апостолы, а равно и их преемники, смотрели на верующих, как на своих духовных детей, которых возродили к вере во Христа и вели по пути вечного спасения. Так, Св. Апостол Иоанн Богослов, имея предметом своих забот предостережение христиан от лжеучителей и утверждение верующих в христианских истинах, обращается к верующим и называет их детьми: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали»… (1 Иоан. 2, 1). Апостол Павел в послании к Галатам называет верующих своими детьми: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, до коль не изобразится в вас Христос» (Гал. 4, 19), а в послании к Коринфянам напоминает им, что «хотя у вас тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4, 15).

1. Этот истинно христианский взгляд первых христиан на своих пастырей как духовных отцов сохранился в религиозном сознании верующих до наших дней. И сейчас верующие называют своих пастырей: «отец», «батюшка», «поп», испорченное слово от папа, «отец духовный» и т. д. Эти дорогие для пастыря названия, свидетельствующие о высоте его служения и духовной близости к пасомым, нисколько не противоречат обличительной проповеди Божественного Учителя, обращенной к фарисеям в главе 23 от Матфея (См. толков, ниже).

2. Св. Апостольская Церковь употребляет для членов иерархии различные названия, которые как обыкновенные титулы присваиваются по заслугам тому или другому предстоятелю. Такие титулы носили даже Св. Апостолы. Так, Сам Господь Иисус Христос назвал Апостолов Иоанна и Иакова «воанергес», т.е. сынами грома (Мрк. 3, 17). Апостол Павел замечает, что в среде Апостолов были и такие, которые считались «знаменитейшими» и «почитаемыми» (Гал. 2, 1 и 9). Такие титулы Апостолы приобрели за свои заслуги в Церкви Христовой. Точно так же и наименования «протоиерей», «архимандрит», «игумен» и др. вовсе не обозначают отдельной степени иерархии, а даются некоторым лицам за их заслуги в Церкви.

3. Высшим иерархическим лицам Православной Церкви приписывают наименование «святые» не потому, что Церковь считает иерархов святыми, а потому, что они носят сан святости, который освящен во Иисусе Христе. Апостол Павел в своих посланиях к верным христианам называет всех их святыми (Римл. 1, 7; 1 Кор. 1, 1), а между тем среди верных христиан того времени много было людей, которые по своей жизни были далеки от святости.

4. Православная Церковь называет Патриарха — Святейшим потому, что он возглавляет православный народ и является выразителем Святейшей веры народа, и подобное название нисколько не противоречит слову Божию. Ап. Иуда в своем послании пишет: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией» (Иуд. 20 и 21).

Руководствуясь таким взглядом на высоту Пастырского служения, окруженного Ореолом Святости, Св. Православная Церковь ввела за службами часов, повечерия, полунощницы и утрени возглас: «Именем Господним благослови, отче», «благослови, отче Святый», «благословите, отцы Святии», «молитвами Святого Владыки нашего, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

Перехожу к изложению мест Священного Писания в святоотеческом понимании и толковании их, а не в произвольном объяснении и искажении смысла Св. Писания разными сектантами.

«И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Матф. 23, 9, 11, 12).

Господь наш Иисус Христос, предостерегая учеников Своих и народ от духа и направления фарисейского, произнес в храме грозную обличительную речь, в которой обвинил фарисеев в полной нравственной распущенности, лишающей их права быть руководителями народа. Обратившись к Апостолам, Иисус Христос запретил им называться учителями в том смысле, в котором любили величать себя тщеславные фарисеи и книжники, страстно желать и всеми способами стараться приобресть название учителя и наставника. В словах «и отцем себя не называйте» — Христос не возбраняет почтения к родителям, напротив, желает этого почитания их, особенно же духовных отцов, возводя нас к познанию Истинного Отца, т.е. Бога. Не подражайте фарисеям и не возвышайте сами себя, говорил Спаситель; помните, что у Бога считается большим тот, кто больше других потрудится на пользу ближних, кто будет всем слугой; кто таким образом унижает себя здесь, тот возвышен будет, а кто сам себя возвышает, кто требует, чтобы все служили ему и оказывали почет, тот считается у Бога самым ничтожным, и за такое самовозвышение унижен будет при окончательном Суде. Ссылаясь на эти слова, сектанты осуждают нас, что мы называем священников отцами. Для опровержения необходимо заметить, что здесь Господь обратился только к Апостолам: «вы же»… (ст. 8), противополагая их народу. Апостолы были братия, а учеников своих называли чадами (Ап. Иоан. 1 поел. и Ап. Павел в послании к Галатам).

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мат. 28, 19, 20).

С такими словами обратился Господь наш Иисус Христос к Своим ученикам, явившись по воскресении на горе в Галилее. Христос не ограничивает теперь проповедь их иудеями, как прежде, но посылает учить все народы, ибо весь мир искуплен и должен быть призван в Царство Христово. Крещение во имя Отца и Сына и Святаго Духа есть символ вступления крещаемого в Церковь Христову, невидимым действием Св. Духа очищаемого от всех грехов и возраждаемого в жизнь новую, святую. «Соблюдать все» и учение, и постановления и заповеди, т.к. знание и исполнение их есть необходимое условие христианской жизни. «И се Азъ съ вами во вся дни…» Господь обещает Свое пребывание не только с Апостолами, но и со всеми теми, которые после них будут веровать и составлять одно Тело или Церковь Христову.

«Иисус Христос сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Иоан. 14, 23, 21).

В прощальной беседе с Апостолами Иисус Христос наставлял их любить Его, т. к. любовь к Нему побудит их в точности исполнять все заповеди, результатом чего Господь явится Апостолам не Один, а вместе с Отцом: «и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». В этих словах нельзя понимать явление Господа верующим в чувственном виде, а как внутреннее таинственное Общение Господа и Отца с верующими в Искупителя, оправдывающими свою веру в Него истинно христианской жизнью. Кто же в сердце своем не имеет любви к Господу, тот не исполняет Его слов, не следует учению, а потому не способен к восприятию этого таинственного явления, общения, о котором здесь говорит Христос.

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Иоан. 12, 48, 49, 50).

Слово Христово также божественно, свято и чисто, как и Его Лицо; потому это слово Его будет судьей человека в последний день. Конечно, Сам Христос будет судить по тому, принято ли было Его учение, веровал ли Ему человек и поступил ли по Его учению. «Ибо Я говорил не от Себя». В этих словах Господь изъясняет несравненное достоинство Своего учения, которое по содержанию (что сказать) и по форме (что говорить) есть учение пославшего Его Отца Небесного. В чувстве глубокого смирения и преданности Своему Отцу Господь называет Свое учение заповедью Отца, и эта заповедь есть источник жизни вечной, средство для человека к достижению вечной жизни. Поэтому Господь передал это учение так, как принял его, без всякой перемены, как непосредственное, истинное учение Отца Небесного.

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Иоан 8, 31).

Пребыть в слове, значит принять с верою учение Иисуса Христа, твердо стоять на нем, сделать его основой нравственно-религиозной жизни. Условная форма речи (если…) в устах Господа давала понять уверовавшим иудеям, что в сердцах их слово Его может встретить предубеждения, по которым оно может быть не принято ими. «То вы истинно Мои ученики»! Истинно, действительно, а не внешне только, по временному увлечению — как теперь.

«Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Иоан. 8, 47).

Несколькими стихами раньше Господь указал иудеям на Свою совершенную нравственную чистоту, святость, безгрешность в доказательство того, что Он в учении Своем говорит им совершенную Истину. Своим неверием иудеи ясно показали, что они не от Бога, потому что, кто от Бога, тот слушает слово Божие, принимает его в сердце или верует в учение Христово и проявляет любовь к Самому Христу как проповеднику Божественного Учения.

«Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, ныне не увидит смерти во веки» (Иоан. 8, 51). Господь строго осудил неверующих в Него иудеев. «Кто соблюдет слово Мое» значит: кто, уверовавши, сохранит это слово в сердце, будет исполнять в жизни, что повелевает учение Христово, тот не увидит смерти — плод истинной веры… «Не увидеть смерти» то же, что получить жизнь вечную, жить вечно в блаженном единении с Источником истинной жизни — Богом.

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (Иоан. 10, 27).

Господь наш Иисус Христос кратко напоминает об отношении между ним и Его последователями, и указывает слушателям Своим фарисеям, почему они не принадлежат к числу Его стада. Овцы Мои слушают голоса Моего потому, что голос пастыря им знаком, слушаются Его зова и идут за Ним на избранное Им пастбище спокойно. Этими словами указывает на любвеобильное взаимное отношение между Ним и верующими в Него.

В заключение настоящего разъяснения считаю необходимым заметить, что пастыри Православной Церкви являются законными преемниками Св. Апостолов; они приняли власть и обязанность быть насадителями веры Христовой, блюстителями и истолкователями Божественного Учения пасомым, на обязанности которых лежит сыновний долг внимать голосу пастырей, почитать их как своих духовных отцов и наставников, удаляясь от наемников и лжепастырей, принятие благовестия и благословения от которых низведет, по слову Апостола, только анафему (Гал. 1, 8 и 9).

 

В других номерах:

Послания Преосвященного Епископа Никона

Обращение к депутатам Городской Думы г. Екатеринбурга

Уважаемые господа народные избранники! Поздравляю вас с началом первой сессии нового созыва Городской Думы г. Екатеринбурга. Жители нашего областного центра доверили вам в течение ближайших четырех лет нести ответственное законодательное служение на благо всех нас. Состояние Городской Думы, царящая в ней атмосфера во многом определяют и атмосферу в самом городе. Если представители самых различных направлений, самых различных взглядов умеют найти точки сотрудничества, если они являют пример терпимости, мудрости, кропотливого поиска путей к взаимопониманию, то, уверен, их избиратели будут поступать так же.

 
Проповедь

О святых иконах

В храме — иконостасе и по стенам, и в доме — в переднем углу находятся святые иконы, перед которыми мы молимся. Иконой или образом называется изображение Самого Бога или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс