Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Бог являет себя в человеческой истории и в личной жизни каждого

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Бог являет себя в человеческой истории и в личной жизни каждого

– Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Досточтимый отец Августин! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с Прощеным воскресеньем – последним воскресным днем перед Великим постом. В этот день мы вспоминаем изгнание первых людей из рая, и совершенно неслучайно именно эти воспоминания предлагаются нам для размышлений в преддверии поста.

Все знают библейскую историю о том, как Господь изгоняет первых людей из рая, отлучает их от общения с Собой, потому что они нарушили Его заповедь. Возникает вопрос: а не чрезмерным ли было наказание? Чтобы понять, что наказание не было чрезмерным, достаточно задать себе вопрос: а что означало для первых людей нарушение Божией заповеди?

Когда на последующих этапах истории человечества Божии заповеди многократно нарушались, нередко это было связно с тем, что люди теряли веру, не чувствуя рядом с собой Божественное присутствие. Порой Бог словно отдаляется, так что и сейчас некоторые не чувствуют Божественного присутствия в своей повседневной жизни. При этом заповеди нередко исполняются формально, однако невозможно формально исполнять то, что требует воли и напряжения сил. Но ведь первые люди не сомневались в Божием присутствии! Бог говорил с ними, и не было никаких оснований сомневаться в Его существовании. Что же произошло?

Первые люди были искушены диаволом, который заставил их усомниться не в бытии Божием, а в справедливости Божиего мира. Он сказал им: вкусите от запрещенного древа, и станете, как боги (см.: Быт. 3, 5). Но ведь и Господь призывал людей приблизиться к Нему, Он их создал по Своему образу и подобию, т.е. вложил в них способность развить Богом заложенные черты, отображающие Его природу. Однако для того чтобы уподобиться Богу, идя по уготованному Господом пути, нужно напряжение воли, мыслей, чувств, концентрация усилий. А диавол предложил простой магический способ: вкусите от этого древа, и тут же, в одночасье, без всякого труда и усилий, вы станете, как боги. Люди усомнились не в Божественном существовании, а в справедливости Его заповеди, мудрости Его замысла, и нарушили заповедь.

В этом нарушении – недоверие к Богу. А что такое недоверие к Богу? Это ослабление веры или даже неверие. Первые люди верили в существование Бога, а в Его всемогущество, Его благость, Его любовь, Его промысл – не верили.

Но изгнание из рая – это не одномоментный акт истории. После Пришествия в мир Спасителя связь между Богом и человеком была восстановлена на онтологическом, т.е. на сущностном уровне. Через таинства человек оказался способен уподобляться Богу, потому что Бог восстановил связь с человеком и стал поддерживать его Своей силой, Своей энергией. Но всегда ли в ответ на восстановленный завет с Богом люди отвечали верностью и доверием Господу? Мы знаем, что нарушение Божественного Закона вошло в плоть и кровь людей, так что мы и сегодня нередко отлучаем себя от Бога недоверием к Его замыслу о нас. Мы допускаем присутствие некоего Божественного начала в природе, потому что, взирая на мир, мы не можем отрицать наличие Творца даже с точки зрения простой человеческой логики. У нас, конечно, нет опыта лицезрения Бога, но через мир, космос, природу, через самого человека познается величие Творца. Многие верят в то, что Бог есть, но этим все и заканчивается, потому что люди не доверяют Его заповедям, не доверяют тому, как Бог являет себя в человеческой истории и в личной жизни каждого.

В тяжелых жизненных обстоятельствах, видя торжество несправедливости и беззакония, мы говорим: «Ну где же Бог?» Мы не видим Божиего присутствия в жизни, нам кажется, что мир – это неуправляемая стихия, что какие-то темные силы управляют человеческой совестью, и в результате начинаем сомневаться в том, что Бог способен нам помочь. Возникает недоверие к Богу – не столько рациональное, умственное, сколько на бытовом уровне. Каждодневные заботы поглощают все наше внимание, и, не исключая Божиего присутствия, мы живем так, будто Бога нет, повторяя тем самым грех прародителей. Это и есть недоверие к Богу.

Так почему же мы думаем, что нас минует то же самое наказание – изгнание из рая? Ведь это отказ Бога слышать нас в ответ на наше неверие и предательство, подобно тому как Господь отказался общаться с первыми людьми в ответ на их предательство. Человек оказывается во власти темных сил и стихий мира сего, и мы знаем, как страшно складываются в таком случае судьбы людей.

В отличие от изгнанных из рая прародителей, которые не имели возможности вернуться в рай, – обратный путь им преграждал херувим с пламенеющим мечом, – мы этой возможности не лишены. Мы имеем возможность восстановить отношения с Богом – не потому, что мы так хороши, а потому что ради этой возможности Бог посылает Своего Сына, Который искупил грехи всего человечества, – и те, что были, и те, что будут. Значит, и наши грехи искуплены Господом, Который открывает нам возможность вновь и вновь возвращаться в рай и вступать в общение с Ним. Это происходит через наше покаяние, через нашу борьбу с грехами, через нашу веру и поддержку со стороны святых, к которым мы обращаемся в молитве.

Великий пост является совершенно особым временем возвращения в рай, возвращения к общению с Богом. Пост дает нам возможность переосмыслить свою жизнь, подвергнуть свои мысли и дела тщательному анализу, посмотреть, где мы находимся в системе координат «Бог и человек». Что означает для нас Бог? Верим ли мы в Него? Доверяем ли Ему? Готовы ли слышать Его слово, или мы только по установившемуся обычаю время от времени приходим в храм? Если в результате Великого поста мы почувствуем горячее желание быть с Богом, разделять с Ним свои мысли, каяться пред Ним в своих прегрешениях, причащаться Тела и Крови Его Сына, то это означает, что пост помог нам приблизиться к вратам рая.

Вот такой замечательный день сегодня – Прощеное воскресенье. Вспоминая историю прародителей, подумаем о самих себе, о своей жизни, о своем будущем, о жизни своих детей и внуков. Подумаем, насколько мы способны использовать великую возможность, которую Бог-Творец открыл во Христе Иисусе для нас и для всего рода человеческого, – постоянно возвращаться в рай и входить в спасительное общение с Богом, Творцом и Промыслителем нашей жизни. Аминь.

 

07 марта 2017

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс