Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Екатерининский собор → Екатерина Недзельская, руководитель иконописной мастерской: «Святая Екатерина была аристократкой духа»

Екатерина Недзельская, руководитель иконописной мастерской: «Святая Екатерина была аристократкой духа»

Екатерининский собор

– О том, что я Екатерина, задумалась после Крещения: что же это за святая? Прочитала ее житие – но оно меня почему-то почти не затронуло. Я прочитала там, что она была дочерью богатого человека, была мудрой, красивой, в спорах с мудрецами побеждала. Она была миссионеркой – проповедовала в тюрьме, проповедовала везде где только можно было, даже когда ее уже взяли под стражу. Я подумала: я на нее вообще не похожа. И оставила поиски своей святой.

Проходит небольшое  время, может быть, года два или три, – я снова вернулась к этому и подумала, что не зря же я названа Екатериной и родилась в декабре, когда отмечается память великомученицы Екатерины, хотя и в другой день. И тогда я говорю: «Мама, почему ты меня назвала Екатериной?». Она говорит: «А ты знаешь, роды принимала верующая женщина, она и посоветовала назвать дочку Екатериной» (она не только принимала роды, она играла важную роль в жизни моей мамы – отец моей мамы был репрессирован, и она преследовалась как член семьи врага народа; и семья Екатерины Бухман, которая принимала у мамы роды, помогала ей: подкармливали ее, приютили, когда она училась в художественном училище, – все это не случайно было). Мама и решила меня назвать Екатериной.

Узнав эту историю, я стала размышлять; решила не только житие прочитать, но и песнопения, которые ей посвящены, канон – я попыталась в это вникнуть. Было очень трудно – церковно-славянский язык не понимала, с переводом сидела, смотрела, что значат те или иные  слова, ходила на службу в день памяти святой Екатерины. Читая на современном языке, я что-то стала открывать для себя: тропарь, кондак – особенно кондак святой Екатерине: «О возлюбившие мучеников, вы ныне божественно воспойте достойную песнь, почитая премудрую Екатерину. Ибо она на арене Христа проповедала и диавола попрала, мудрость риторов укротив». К кому обращено? К нам. Это мы – возлюбившие мучеников? Это было для меня просто каким-то потрясением. И «воспойте достойную песнь» – это тоже мы? Это мы воспоем достойную песнь Екатерине? Как же можно любить мучеников? Над этим я стала размышлять. И вы знаете, судьбу Екатерины, конечно, трудно взять и к себе применить, что я такая – и все. И все же мне открылась ее миссионерская деятельность. Про мученичество трудно очень говорить, а она была миссионером, и слова Священного Писания все время передо мной стоят, в душе звучат, я постоянно их читаю – Послание апостола Павла к Ефесянам: «Итак, стойте, опоясав чресла ваши истиной, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; при всём том взяв щит веры, которым мы сможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, что есть слово Божие» – это все к Екатерине относится. И я стараюсь, чтобы в моей жизни хоть капля, хоть доля, частица такого миссионерского делания, такого благовестия была.

Я уверена, что христианство – это не вера для бабушек или для людей, неудавшихся в жизни: «вот, что-то мне не удалось – пойду в церковь». Вы знаете, здесь все-таки аристократы духа. И святая Екатерина была аристократкой духа. Поэтому просвещение для меня тоже очень важный момент. Я и учиться пошла поэтому, и стала думать об этом, вникать и в иконописный образ – я художник по светскому образованию.

Ее победа в споре с мудрецами стала возможна, потому что ее выбор христианства был сознательным. Она могла стать женой гонителя-императора, он ей предлагал. Но сознательный выбор, культура и достоинство, которые в ней были, ей помогли. Поэтому мне хочется стремиться к просвещению, чтобы быть образованным человеком. Я думаю, все христиане, все православные должны к этому стремиться.

В житии любого святого есть то, что «цепляет» человека, когда его читаешь. Екатерина была светским человеком высокого звания, а ведь это трудно – как Господь сказал, «трудно богатому войти в Царство Небесное». Это очень трудно. А она этот выбор сделала. Можно ли изменить так свою жизнь: имея все и ни в чем не нуждаясь, все-таки стать христианином – когда Господь призывает, услышать это призвание, решиться на него и воплотить в жизнь?

Обычно иконографический образ пишется иконописцем, который молится этой святой, какой-то, может быть, духовный опыт необходим человеку, который занимается иконописью – ну и, конечно, он тоже читает житие. Как принято, мученики обычно изображались с теми орудиями мученичества, которыми их мучили, от которых они погибли. Поэтому на иконе колесо – ее колесовали.

Кольцо – по Преданию известно, что ей Господь Иисус Христос вручил это кольцо, и она стала Его невестой. Такое кольцо дарят всем паломникам, которые приезжают в монастырь Святой Екатерины, это образ, когда человек свою жизнь посвящает Христу, и Церковь как невеста Агнца и святые все вместе – брак заключают со Христом. Я думаю, у Екатерины это особым образом отражено, именно через такое обручение. Иконография еще ее изображает в венце – это, скорее всего, не потому, что она была знатного рода, а потому, что венец мученичества обрела.

Икона – это не портрет, это не то, что мы видим глазами. Мы на иконе проникаем в духовную глубину святого. Поэтому, конечно, не всегда изображения бывают красивыми с человеческой точки зрения – это не красота человеческая изображается, а образ духовный, образ человека, прославленного в Царстве Небесном. Так же и Екатерина: я думаю, духовная красота – другая, и мы только духовными очами можем увидеть ее. И если есть хоть капля такого духовного взгляда, чутья, интуиции, то мы увидим это в иконе.

Икону нельзя рассматривать как картину – подойти, разглядывать, как какую-то иллюстрацию; все же икона предполагает, что есть связь духовная между человеком, который молится, смотрит, размышляет, задумывается, и святым. Какова эта связь? Возникает она или нет? Если она возникает с этим святым – в частности, со святой Екатериной, то мы красоту эту внутреннюю начинаем чувствовать, как-то ее обретать – и это, кстати, помогает нам видеть и в людях образ Божий. В тех, которых мы встречаем – вроде бы лица обыкновенные, мы проходим мимо людей, смотрим на них... Как мы на них смотрим – чисто внешне: как одет, как выглядит... А имея духовный взгляд, мы проникаем в сущность человека, видим образ Божий, в нем заложенный.

Икона этому помогает. И если говорить, что иногда бывает асимметрия или некрасивое лицо, как мы могли бы сказать о некоторых святых, мучениках – это для нас знак, что надо задуматься: а почему так? И человек, задумавшись, начинать искать, размышлять. Наверное, это даже и хорошо в каком-то смысле: дает повод человеку подумать и над своей жизнью, и над жизнью святых.

Я очень часто обращаюсь к святой Екатерине и свою личную молитву включаю в обращение к ней; я не чувствую какой-то особой, сугубой – но все же какая-то духовная связь есть, и особенно – я уже говорила – в миссионерских моментах. Вдруг бывает так, что я чувствую ее помощь, помощь Господа при встречах с людьми.

Фоторепортаж

Другие материалы...

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475