Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Екатерининский собор → Екатерина Градова: «Святая Екатерина – земное воплощение идеала женщины»

Екатерина Градова: «Святая Екатерина – земное воплощение идеала женщины»

Екатерининский собор

Святая великомученица Екатерина долго была для меня в числе огромного сонма святых, которых я не знала. Крестилась я в 33 года, очень поздно, в 38 начала воцерковляться, и это была жизнь с белого листа.

Помню, был момент – а к тому времени я уже исповедовалась, вела церковную жизнь – когда я выключила все телефоны, закрыла дверь и часа два молилась перед иконой святой великомученицы Екатерины, покаянно молилась. И очень-очень просила ее изменить мою жизнь, открыть мне выход в жизнь в совершенно новом качестве. И – это стало для меня одним из самых больших чудес – я даже не представляла, как через два часа все изменится. У меня ушел перед чем-то страх, появилось твердое намерение, и я даже перестала себя эмоционально узнавать в чем-то. Этот день я очень хорошо помню.

Философия людская не приводит к открытию бытия. И от этого очень многие  философы, собравшие мудрость человеческую, не нашли в ней удовлетворения, и устремились к христианству, ко Крещению, ко Христу. Философия – это мудрствование суетное, человеческое, людская мысль, людские умозаключения – и Екатерина её опровергла в лице 50-ти ученых мужей. Они изучили все науки людские, но всю египетскую светскую мысль юная Екатерина развенчала – развенчала, потому что в устах языческих риторов было безбожное мудрствование, а ей после крещения Господь открывал подлинные тайны бытия.

Святая Екатерина... При всей ее красоте, царском роде, уме, образованности, которая у нас почему-то считается духовностью (у нас происходит  подмена понятий: сколько прочитал, настолько и духовен – на самом деле, ничего подобного, это совершенно разные вещи) – так вот, при всем этом она восприняла Истину, открытую ей  сирийским монахом, восприняла Христа сразу и полностью. Вместила ровно настолько, насколько может человеческое сердце вместить. И подвиг ее был без секунды сомнения. Что же в этом подвиге потрясающе – как, в общем, и в подвигах целителя Пантелеимона и многих других святых?

Мы живем в земном граде. Но существует абсолютно реально – более реально, чем мы с вами – территория града Божия. Мы привыкли показывать наверх  – но это ассоциативные моменты, связанные с красотой неба, с возвышенностью человеческих качеств. А град Божий находится в определенном измерении, и вход в него предоставляется только совершившим подвиг, то есть людям, которые не разрешили себе заснуть, облениться, обезразличиться, а подвинули себя, чтобы подойти к его вратам. И подвиг этот – не просто подвиг силы, пота, крови, усилий, уговоров себя; это подвиг любви.

Екатерина не одна совершила подвиг – от соприкосновения с ней появились мученики среди ученых, мудрствования которых она опровергла – они уверовали, за что   и были сожжены… Императрица Августа, воевода Порфирий уверовали, и с ними 200 солдатиков – воинов. И все они приняли мученическую кончину.

Получается, что вход на территорию града Божия лежит через большие жизненные препоны, и даже великий дар жизни, который нам Господь дал, приходится иногда в самом начале возвращать ради входа в наше Отечество Небесное. Мы оттуда изошли, туда должны вернуться.

Когда говорят, что Христос – Небесный Жених святой Екатерины, в этом великий духовный смысл, потому что брак вообще понятие духовное. Потому брачные узы сейчас и разваливаются диаволом на земле. Это трудный путь – брак на земле, святое семейство. Трудный. В нем много искушений, соблазнов, падений, раздумий, разочарований, – а брак со Христом не несет этого ничего.

Наше время кажется совершенно безнравственным – но во времена Екатерины  все было примерно так же. Телевидения только не было, которое множит грех, а в домах, на пирах, на улицах происходило примерно одно и то же. И сегодня мы видим массу девочек, далеко отстоящих от каких бы то ни было понятий нравственности, сопровождающих бурными возгласами и аплодисментами какие-то страшные содомские действия на экранах, на сценах – страшно. Страшно, жалко их безумно: они понятия не имеют о том, что делают – не ведают, что творят.

А святая Екатерина –  она есть, она живая, она носительница женского начала, такая же, как эти девочки, она красавица – но она совсем другая. Она  не поддалась никаким нашептываниям, никаким соблазнам, никаким предложениям богатства, страстной земной любви и власти, из-за которых девушки готовы отдать все, лишь бы только что-то ухватить, особенно в Москве. И от нее многое зависит: ее можно просить, она помогает, дает ответы …

Конечно, не надо забывать, что мать святой Екатерины была христианкой. А молящейся матери-христианке Господь не отказывает. И, если на ее руках росло это существо, этот цветок – среди языческого окружения его хранила молитва матери. Но, должна сказать, что это трудно (так же, как и сейчас) – вымолить христианскую дочь. Именно из-за окружения, потому что тут же подступают соблазны – через наряды, деньги, карьеру… И понятно, что Екатерины все это не коснулось благодаря молитвам матери и, конечно, планам Господа.

Земное воплощенье идеала.
Высокий ум, святая чистота,
Почетное родство и красота,
Сошедшая с небес, как с пьедестала,
Всем совершенством замысла Творца.
Быть образцом любви и подражанья,
Не возбуждая зависти, желанья
Ей обладать всецело, до конца –
Тому, кто был без Бога и любви,
Но возжелал души ее и тела,
Кто был, грехом иссушен, изувером,
Как искушенный диавол во плоти.
Не прикоснется диавольская плоть
к тому, в ком есть спасение и вера.
И это подвиг вечного примера,
Того, что никогда не побороть,
И жертвовать собой и всем, что еcть
Во имя превосходства восхожденья
любви и духа, отрицающего тление
и возрождающего праведность и честь.

Я считаю это стихотворение очень важным, потому что возрождение праведности и чести – удел не только мужчин, но и женщин (во многих случаях я вижу, как мужчины ведомы бывают).

Два примера женщин. Ева, которой диавол нашептал – и она соблазнилась. И дальше, смотрите: муж пошел за ней, и все человечество пало. И Екатерина, которая не поддалась никаким нашептываниям, никаким соблазнам, никаким предложениям богатства, какой-то страстной земной любви, власти и прочим наслаждениям, из-за которых девушки готовы не что-то отдавать, а отдать все, лишь бы только что-то схватить, особенно в Москве. Вторая дева – из святой истории града Небесного – не поддалась этому. И, конечно, хочется, чтобы человечество такими подвигами, наконец, встало уже  с колен, в своей твердой телесной оболочке хотя бы, и начало бы возрождать праведность в женщинах и честь в мужчинах.


Екатерина Георгиевна Градова – известная российская актриса. Была замужем за Андреем Мироновым. Дочь Мария Миронова – популярная актриса кино и театра.

Зрительское признание пришло к актрисе Екатерине Градовой в 1969 году, когда она сыграла главную роль в спектакле «Таланты и поклонники» Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Известность в кинематографе к актрисе пришла в 1973 году после выхода на экраны знаменитого телефильма «Семнадцать мгновений весны», где она сыграла роль радистки Кэт. В 1979 году Е.Градова снялась в фильме «Место встречи изменить нельзя», сыграв небольшую, но заметную роль Светланы Волокушиной. Все эти годы актриса продолжала играть на сцене Театра сатиры.

Постепенно театр потерял для Екатерины Георгиевны привлекательность, а после смерти бывшего мужа Андрея Миронова стал просто тяготить. Когда в середине 80-х внуку Градовой Андрюше исполнился месяц, актриса ушла из театра.

Потом Екатерина пришла к вере в Бога: «До 38 лет Господь терпеливо ждал меня. Когда я по-настоящему уверовала, уже не могла вести привычный образ жизни. Много всего сошлось и переплелось в судьбе и во взглядах. Был период, когда я сильно болела, и даже кремлевские врачи не могли определить диагноз. Года два практически не выходила из дома, вес дошел килограммов до 45. Однажды в больнице случайно услышала, как врач сказал моей близкой подруге: «Забирайте ее, пусть хоть последний Новый год дома встретит». Вот тогда я обратилась к Богу, и болезнь отступила».

Старалась помогать детям-сиротам и брошенным старикам. Создала благотворительный фонд. Окончила курс в Свято-Тихоновском богословском институте. Преподавала в гимназии, в русской школе. Создала предмет — «Живое слово»: изучение словесности, основанное на Евангелии и Библии, на русской классике.

В настоящее время Екатерина Георгиевна уделяет много внимания дочери и воспитанию внука. По ее словам, внук Андрей очень похож на деда – Андрея Миронова. Уже больше десяти лет актриса зимой живёт в Москве, а на лето уезжает в Судогду Владимирской области: «У нас бывает много детей. Читаем, изучаем Закон Божий, историю, рисуем, вышиваем, делаем картины из соломки, 2 раза в день по часу плаваем, ездим в паломничества, устраиваем концерты и даже настоящие балы, фейерверки, печем что-нибудь, обязательно отмечаем дни ангела».

www.sudogda.ru

Другие материалы...

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475