Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Екатерининский собор → Протоиерей Евгений Попиченко: «1700 лет в честь этой святой дают имена, строят храмы и основывают города»

Протоиерей Евгений Попиченко: «1700 лет в честь этой святой дают имена, строят храмы и основывают города»

Екатерининский собор

7 декабря – память святой великомученицы Екатерины

7 декабря именины совершают христиане, нареченные в честь святых Екатерины, Евгения, Михаила, Александра, Алексия, Иоанна, Митрофана, Августы. Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

В этот день Святая Церковь совершает память святой великомученицы Екатерины. Всех екатеринбуржцев мы поздравляем с именинами нашего города. Желаем, чтобы по молитвам святой великомученицы град Екатеринбург соответствовал своему великому имени в честь святой, жизнь свою положившей за Христа. Не так много городов мира носят имена святых. Наверное, их можно все очень быстро пересчитать. Мы знаем  слова Евангелия: «...ко-му много дано, с того много и спросится». Наверное, на жителях городов, именующихся в в честь святых, лежит ответственность жить по-христиански и строить свою жизнь согласно воле Божией, ведь уже в названии города заложен правильный духовный ориентир. Человек внимательный может задуматься и задать себе вопрос: «а в честь кого назван город, в котором я живу?». Далеко не каждый образованный человек сможет ответить! Мы  попытались организовать опрос горожан: кто как представляет себе наименование нашего города. Очень удивительные, иногда просто забавные ответы: «в честь Екатерины I», «Екатерины II», а иногда говорили «третьей», как бы спрашивая у журналистов: «Правильно?» О великомученице Екатерине, может быть, сказали процента три. Вот так мы знаем историю. Тем не менее наш город назван в честь святой великомученицы Екатерины, и Предание Церкви говорит о её жизни следующее.

Происходила святая из царского рода, жила в Александрии. Отличалась особой мудростью и красотой. Когда наступило время её замужества, она поставила своему отцу условие, что если найдется в каком-то государстве юноша, соответствующий ей красотой, образованием, мудростью, за того она и выйдет замуж. Многие желающие терпели фиаско, потому что то в одном, то в другом не соответствовали этим высоким требованиям. Но Господь, ища спасения всякого грешника (а Екатерина до определенного времени была язычницей), нашел путь обратить ее к Себе. Однажды ее мать-христианка привела ее к некоему пустыннику, христианскому священнику, своему духовному отцу, прося дать ей благой совет. Священник, видя мудрость, внимательность, чуткость Екатерины, сказал ей: «Я знаю одного юношу, Который во всем превосходит тебя. Его красота светлее солнца. Премудрость Его управляет всем миром, Его богатства неистощимы, благородство неизреченно. У Него нет земного отца. Он родился чудесным образом от Пресвятой Девы, Которая, будучи бессмертна душой, вознесена была после своей смерти, в воскрешении из мертвых, с душой и телом на небо, где ангелы поклоняются Ей как царице. Если ты хочешь видеть этого юношу, исполни мои повеления». Пустынник дал Екатерине икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках и велел ей провести всю ночь в молитве перед иконой. «Помолись с верой, – прибавил он, – и ты увидишь лицо Сына Пресвятой Матери». Когда она пришла домой, провела всю ночь в молитве и от утомления заснула, ей приснилось, что пред ней Царица Небесная держит Младенца, от Которого исходят солнечные лучи. Но Екатерина не могла видеть лица Младенца  – Он отворачивал от нее Свой прекрасный Лик. Когда Мать просила взглянуть на девицу, восхваляя ее красоту, Младенец говорил: «Она безобразна, безумна и убога. Она должна идти к старцу, который научит ее, как она должна поступить, чтобы увидеть лицо Младенца». Утром Екатерина пришла к священнику и просила его помощи и совета. Старец рассказал ей о вере христианской и просветил светом святого Крещения. Возвратившись домой и встав на молитву перед иконой, она вновь заснула и увидела, что Младенец смотрит на нее с любовью и лаской. И, обращаясь к Матери, говорит: «Теперь она столь же богата и премудра, сколько раньше была бедна и неразумна. Хочу, чтобы она была моя нетленная и вечная невеста». Затем Младенец надел на ее руку чудесный перстень. Когда Екатерина проснулась, она увидела, что именно этот перстень находится на ее руке. В это время в Александрию прибыл царь Максимин, жестокий гонитель Церкви, и устроил всенародное языческое торжество. Екатерина явилась на этот праздник, обличая царя в служении бездушным идолам и увещевая его познать истинного Бога. Царь позвал мудрецов, философов, чтобы они защитили язычество. Екатерина своей мудростью, а точнее сказать, силой Божией, победила в споре, убедительно доказав превосходство веры христианской над язычеством. Разгневанный царь приказал казнить философов, а Екатерину предать жесточайшим мучениям, которые она перенесла  с дивным терпением. Затем ее бросили в темницу. Сам Господь явился к ней с ликами святых ангелов и сказал: «Я всегда с тобой. Терпением своим ты многих обратишь ко Мне». В отсутствие Максимина жена его Августа, в крещении Василиса, в сопровождении военачальника Порфирия и двухсот воинов посетила Екатерину в темнице, и мученица своей беседой всех их обратила ко Христу. Возвратившись, царь приказал казнить сперва обращенных Екатериною, затем и ее саму. Святая была обезглавлена в 310 году.

Святая великомученица Екатерина была невестой Христовой, Сам Господь обручил ее Себе в чудесном явлении и дарении перстня. Но каждый христианин в свое время, по своей воле, в добром уме, в твердой памяти или в добром уме своих родителей и крестных также сочетался со Христом. Душа каждого христианина стала невестой Христовой. Уста произносили, когда священник спрашивал:

– Сочетаваеши ли ся Христу?

Человек говорил:

– Сочетаваюся.

Еще раз спрашивал:

– Сочетаваешься?

– Сочетаваюся.

Потом еще уточнял:

– Сочетался ли ты еси Христу?

– Сочетался.

– И веруешь ли?

Человек говорит:

– Верую Ему как Царю и Богу.

– И поклонися Ему.

В знак признания власти Христа над своей жизнью, над своей душой человек полагает на себя крестное знамение и делает поклоны:

– Поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.

Эти слова произносили десятки миллионов людей, живущих в нашей стране. Насколько человек отвечает за свои слова? Насколько осознанно эти слова были им произнесены? Ведь слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Если мы обещали Богу верность, как невеста обещает верность жениху, а жених невесте, то вся жизнь должна пройти под знамением данного обещания или, по крайней мере, под стремлением. Господь в Откровении Своем говорит: «О, если бы ты был холоден или горяч! А так как ты тепл, а не холоден и не горяч, извергну тебя из уст Своих».

Во времена великомученицы Екатерины был очень четкий контраст, граница: вот язычники, которые не стесняясь исповедуют дьявола своим богом и служат ему и ради него приносят в жертву христиан. Вот христиане, которые, понимая свои перспективы, тем не менее остаются христианами до последней капли крови. А сейчас все перемешано. Человек называет себя христианином, а живет хуже язычника – делает вид, что служит Богу, Христу, верит в Него, а фактически живет как антихристианин. И очень часто уподобляется демонам, совершая такие вещи, которые даже животным в голову прийти не могут. Как разбудить человека, как освободить его от этой теплохладности, убежденности, что «не хуже других, все так живут»? Как говорит один мой знакомый: «У меня друг очень хороший человек. Очень хороший. Он, правда, жену с двумя детьми бросил. А в остальном все хорошо». И вот таких «хороших человеков», которые совершенно спокойно считают себя христианами, а поступают как демоны, очень сложно привести к осознанию, что их жизнь лицемерна. Нет ничего отвратительнее, чем иметь цвет, но не иметь плода. Господь многократно обличал это состояние в Священном Писании.

Вот и хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, дорогие екатеринбужцы, брать пример со святой великомученицы Екатерины в ее мудрости, последовательности, решимости, бескомпромиссности, несмотря на огромные жизненные возможности – царское происхождение, красоту, богатство, мудрость. Столького она могла бы достичь, если бы была более «толерантна», терпима к предложениям гонителя. Именно эта нетерпимость, принципиальность в главных вопросах, с одной стороны, сократила годы жизни святой, а с другой – прославила ее в веках: 1700 лет прошло, а в честь святой дают имена, строят храмы и основывают города. Вечная память, которой не сподобился ни один земной правитель, ни один выдающийся деятель науки, потому что все земное канет в лету, а небесное, духовное – вечно.

Дай Бог нам по молитвам святой великомученицы Екатерины быть христианами, а не казаться ими.

Другие материалы...

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины