Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Екатерининский собор → Градо-екатеринбургский Екатерининский собор: храм в сердце и памяти

Градо-екатеринбургский Екатерининский собор: храм в сердце и памяти

Екатерининский собор

В начале 1723 года на берегу Исети В. де Генин начал строительство завода-крепости для добычи медной и железной руды. Небесной покровительницей завода-крепости стала святая великомученица Екатерина, а день ее памяти - 7 декабря - главным праздником будущего города, к которому приурочивались все важнейшие события. 1 октября 1723 года на левом берегу Исети, недалеко от плотины, священник Тобольского полка Иван Ефимов освятил закладку первой городской Екатерининской церкви.

Кирпично-деревянную Екатерининскую церковь возвели первые строители завода-крепости: "как умели, без проекта, на глазок". В храме было 3 печи, 24 слюдяных окна, колокольня; планировка "кораблем". Более 20 лет он оставался единственным храмом нового города. В шатре колокольни по замыслу В. де Генина были устроены часы, выполненные в Каменском заводе, "чтобы город жил не по барабанному, а по точному часовому бою". Новая церковь почти год стояла неосвященной, так как ее обустройство требовало больших средств, которых у нового города и его жителей не было.

Освящение Екатерининской церкви, по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Антония, 27 февраля 1726 года совершил архимандрит Тобольского Знаменского монастыря Геннадий. Этот день был отмечен традиционным набором праздничных атрибутов того времени.

В конце июля 1726 года Екатерина I отправила в Екатеринбург свой царский подарок храму: священнические облачения, воздухи, пелены, полный комплект богослужебных книг, серебряную церковную утварь. На Екатеринбургском заводе для храма были сделаны паникадило из красной меди на 36 свечей, 11 медных лампад и 5 жестяных подсвечников. Практически все первое церковное имущество было приобретено на казенные средства. Первый иконостас был вырезан резчиком Федором Охлыпиным. Иконы писались художником Степаном Леонтьевым и тюменским монахом Антонием. В целом первый иконостас был выполнен "небогатой рукою".

Согласно описания Екатерининской церкви, на ее колокольне было "колоколов медных девять весом от одного до сорока пудов".
В 1732 году В. де Генин добился разрешения построить в городе новый каменный храм. Его строительство началось осенью 1733 года. Однако приехавший в город в 1734 году В.Н.Татищев приказал разобрать стройку. В сентябре 1736 года при храме была организована богадельня для престарелых и увечных бездворных работников и солдат. Вопрос о строительстве вновь был поднят в 1742 году.

Берг-коллегия заказала чертеж архитектору Иоганну Вернеру Мюллеру. Спроектированная в 1743 году в стиле барокко, церковь имела трехчастную композицию и напоминала церкви раннего Петербурга. 13 февраля 1744 года чертеж И.Мюллера был прислан из Москвы в Екатеринбург. Проект требовал 800 648 кирпичей. В 1746 году митрополит Тобольский и Сибирский Антоний в своем послании к протоиерею Феодору Кочневу велел публично объявить екатеринбургским жителям его немалую обиду за их нерачительность в заведении церквей, а тем самым - спасении души. Стоит сказать, что по указу Петра I от 1722 года на одну церковь должно было приходиться 100-150 дворов. Из этих расчетов получалось, что в Екатеринбурге уже должно было быть как минимум 7 приходских церквей.

26 сентября 1747 года - в день Иоанна Богослова - Екатерининская городская церковь сгорела "не более как в три часа, а остался только один развалившийся кирпич". Сгоревший храм восстановлению не подлежал. Впрочем, утварь, облачения и книги удалось спасти. В 1756 году в городе насчитывалось 1085 дворов и 5726 душ населения. При этом в городе была всего одна небольшая деревянная Богоявленская церковь, не вмещавшая во время служб и половины прихожан, что было особенно тягостно в ненастную погоду. В 1757 году, когда из архивов были извлечены чертежи И.Мюллера, стало ясно, что строить церковь таким "маниром" не имеет смысла - для растущего города она была уже маловместительной.

И одним из лучших чертежников Афанасием Кичигиным был практически заново разработан новый чертеж с тремя приделами: Екатерининским, Иоанно-Богословским и во имя Архидиакона Стефана. 23 декабря 1757 года Синод разрешил заложить церковь. 16 августа 1758 года протоиерей Феодор Кочнев освятил закладку Екатерининского собора. Работы велись как на казенные средства, так и на пожертвования горожан, собравших 9 871 рубль 35 копеек. Екатеринбургские и соликамские каменщики запросили за свою работу высокую плату, и церковь начали строить ярославские каменщики. Однако качество их работ оказалось низким и пришлось искать новых - ими стали верхотурские мастера Григорий и Иван Татариновы. Позже к ним присоединился соликамец Иона Кремлев. В летние месяцы на строительстве было задействовано до 250 человек, в зимние - 40. В 1761 году было принято решение о создании под колокольней придела в честь новоканонизированного святого - святителя Димитрия Ростовского.

С 1763 года в храме начались отделка и изготовление внутреннего убранства. 22 июля 1763 года протоиереем Феодором Кочневым, с благословения митрополита Тобольского и Сибирского Павла, был освящен северный придел - во имя Архидиакона Стефана. 23 сентября 1763 года протоиереем Феодором Кочневым, с благословения митрополита Тобольского и Сибирского Павла, был освящен южный придел - во имя Иоанна Богослова. В начале октября 1764 года было завершено строительство колокольни и освящен придел во имя Димитрия Ростовского. Чтобы довести строительство до конца, духовной власти приходилось брать денежные займы у других городских церквей, а стройматериалы - в долг у разных заводов.

Благословенная грамота митрополита Павла на освящение главного - Екатерининского придела была подписана 21 декабря 1767 года. В Екатеринбурге ее получили 31 декабря. Освящение же состоялось 22 сентября 1768. При многолюдном стечении народа его совершил протоиерей Феодор Кочнев. По планировке и внешнему облику собор тяготел к сибирскому барокко. В целом он выглядел изящным и устремленным вверх. В начале 1770-х рядом с собором было устроено небольшое кладбище для почетных горожан. К концу 70-х годов XIX века штат храма состоял из протоиерея, 3 священников, 3 диаконов и 2 псаломщиков. Духовенство собора немало сделало для развития образования в городе: священнослужители преподавали в горнозаводской школе, в министерских учебных заведениях, в гимназии, состояли членами Уральского общества любителей естествознания. В 1806 году за приходом числилось 542 двора с населением 1504 души мужского пола и 1822 души - женского, а к 1833 году - уже 5488 душ.

В 1834 году придел Димитрия Ростовского был перестроен, расширен и в июне освящен в честь Святой Троицы первым Екатеринбургским епископом Евлампием.

С самого начала устройства Екатерининской церкви в ней давали присягу горные инженеры. А с XIX века - по просьбе военного начальства - и новобранцы. За правым клиросом главного храма хранилось знамя, пожалованное императором Александром II Уральскому горнозаводскому батальону 1 января 1861 года в связи с его столетием. Собор имел свой хор из 9 взрослых мужчин и 15 мальчиков. В соборе была библиотека. Согласно описи 1920 года, в ней числилось 1237 томов. Главной святыней храма была часть мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Потому дни памяти праведного Симеона собирали здесь огромное количество молящихся.

13 ноября 1849 года старостой храма был избран купец Федор Алексеевич Михайлов, обновивший все внутреннее убранство храма позолотой, живописью, окладами и ризами. Немало сил ко благоукрашению собора приложил и следующий староста - Александр Алексеевич Волков, в 1879 году также обновивший убранство. При нем же снаружи собора были пристроены порталы с фронтонами и колоннами, построены палатки; храм приобрел тот облик, который мы видим на фотографиях конца XIX - начала XX века.

Церковная утварь, приобретенная для храма купцами-старостами, выставлялась на Сибирско-Уральской промышленной выставке, проходившей в 1887году. Напрестольный крест был с аметистами и топазами, с топазами были потир, дискос и звездица, Евангелие - в яшмовом окладе. А всего напрестольных Евангелий в дорогих окладах было 13. В 1887 году при храме была открыта мужская церковно-приходская школа, в которой обучалось до 60 мальчиков, а в 1894 - женская, на 65 девочек. В 1908 году в школе обучалось 174 человека.

В 1894 году было создано Екатерининское церковно-приходское попечительство. Главной задачей попечительства являлась поддержка развития школьного образования, в том числе через назначение ежегодного пособия для увеличения жалованья учителям. Председателем общества был протоиерей Михаил Некрасов.

В 1920 году представитель екатеринбургского горсовета передал храм прихожанам в бессрочное безвозмездное пользование. В 1922 году советская власть изъяла из собора все предметы, представлявшие хоть какую-то ценность. С икон, богослужебных сосудов и других предметов было снято около 170 килограммов серебра и самоцветов.

В 1924 году небольшая часть общины храма, 50 человек, подстрекаемая советской властью, вышла из молитвенного и административного общения со Священным Синодом и перешла вместе с протоиереем И.Уфимцевым в обновленчество. Однако основная часть прихожан - более 500 человек - не приняли этого решения и изгнала И.Уфимцева из храма. При этом народом были перекрыты близлежащие улицы; защитников храма разогнали конной милицией.

Противостояние продолжалось более недели. Власти обвинили защитников собора в дебоширстве и дали произошедшему жесткую политическую оценку как "антисоветскому и контрреволюционному выступлению". Храм был закрыт, а возле него выставлен милицейский пост.

Несмотря на многочисленные протесты, заявления 840 человек, на многих из которых впоследствии были возбуждены уголовные дела, в 1925 году советская власть передала храм раскольникам-обновленцам. С этого времени Екатерининский собор стал кафедральным собором обновленцев. В 1926 году председателем местного союза безбожников З.Зегельманом была ликвидирована, как контрреволюционная, приходская библиотека.

В это же время церковь была обложена огромными налогами, не позволявшими не только делать ремонт, но даже содержать хор. 2 октября 1929 года газета "На смену!" статьями, бичевавшими "воинствующую поповщину", начала кампанию по закрытию храма. Судя по тому, как отреагировали власти - статьи носили явно "заказной" характер. 25 октября из храма были изъяты мощи Симеона Верхотурского. С января 1930 года в городе началась кампания по проведению "собраний" рабочих, где ставился вопрос о снятии с церквей колоколов и передаче их на нужды индустриализации.

Во время избирательной компании в городской совет было инициировано массовое голосование трудящихся по поводу закрытия собора. 15 февраля 1930 года Президиум Свердловского горсовета принял решение о закрытии храма и использовании его на строительный материал. Председатель горсовета А.Н.Бычкова ссылалась при этом на заявление от имени 37 тысяч трудящихся города. 5 апреля 1930 года прошло заседание комиссии по закрытию церквей под председательством А.Н.Бычковой, постановившее приступить к слому церкви и закончить его к 8 апреля. Так город лишился величественного храма с 200-летней историей.

Печатается по книге
И.Л.Маньковой "Храм в сердце и памяти"

Другие материалы...

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475