Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (11) → Слово на торжественном акте по случаю 300-летия прославления Святого Праведного Симеона Верхотурского

Слово на торжественном акте по случаю 300-летия прославления Святого Праведного Симеона Верхотурского

№11 (11) / 7 января ‘94

Послания Преосвященного Епископа Никона

Не раз переживала наша Отчизна тяжелые и смутные времена. Но всегда они пресекались милостью Божией, молитвенным заступлением за землю нашу Богоматери и святых угодников Российских.

Но не меньшее испытание ждало наших предков, когда казалось, что угроза независимости нашей Родины и душевному спокойствию нашему была уже позади. Как дальше строить экономическую и политическую жизнь государства, что делать для ближних своих и для спасения собственной своей души? Эти вопросы вставали и встают еще неотступней, когда минет время крайней нужды и смертельной опасности. И в такие дни являл Господь нашим дедам Своих святых угодников. Так было в времена святого благоверного князя Александра Невского, так было и при татаро-монгольском нашествии, когда Сергий, игумен Радонежский, своим влиянием помогал великим князьям собирать Русь. Во время французского засилья преподобный Серафим Саровский, через свою духовную жизнь, являл нам пример духовной жизни настоящего русского человека. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский во времена совсем близкие к нам был, если можно так сказать, рупором обличения безбожных сынов России.

Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы почтить память одного из славных российских угодников Божиих — святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, покровителя Урала и Сибири. Совсем мало известно нам о его земной жизни. Благочестивое предание говорит нам, что праведный Симеон пришел в окрестности Верхотурья совсем молодым странником. О родителях его говорится, что они принадлежали к почетному дворянскому сословию, и они были людьми благочестивыми, сумели воспитать сына в страхе Божием и в любви к Родине. Отсюда его отвращение к житейским благам и треволнениям, стремление к богомыслию и подвигам духовным, к душеполезному уединению, которого и пришел искать юноша в эти отдаленные места.

Известно, что постоянного угла своего святой праведник не имел. Зимой он шил крестьянам «шубы с нашивками» за кров и пропитание, переходя из дома в дом. Летом же большую часть времени уделял молитве, перебиваясь рыбной ловлей… Особенно любил он посещать храм во имя святого Архистратига Божия Михаила в селе Меркушинском. Был праведный Симеон кроток, ласков, почтителен ко всем. Жизнь этого угодника Божия является подлинным воплощением его завета нам, грешным: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную». Так гласит надпись на иконном свитке угодника Божия.

Скончался святой праведный Симеон в 1642 году, в возрасте около тридцати пяти — сорока лет от роду. Жители села Меркушинского питали глубокое уважение к праведнику, и с честью похоронили его возле любимой его церкви.

Через пятьдесят лет после погребения, когда память о праведнике уже стала изглаживаться из людской памяти, а имя его было забыто — гроб с его останками стал восходить из земли. С изумлением узрели православные сохранившееся в нетлении тело. Вскоре стали замечать, что молитвенное обращение к праведнику и земля с его гроба исцеляют «от недугов душевных и телесных». Первым в списке исцеленных стоит Григорий, слуга воеводы Савелова, находившийся в чрезвычайном расслаблении более года, так что не мог ни ходить, ни что-либо делать своими руками. Привезенный в Меркушинское Григорий, после молебна Архистратигу Михаилу и панихиды при гробе праведного, встал на ноги, а вскоре и полностью исцелился. Затем произошло исцеление Илии, слуги воеводы Нарышкина, от глазной болезни, и далее последовали многие другие чудеса.

Слухи об этих и других исцелениях дошли до Преосвященного Игнатия, митрополита Тобольского и Сибирского. 31 декабря (по новому стилю) 1695 года по его указу игумен Далматовской обители Исаак, ключарь Тобольского собора иерей Иоанн, иерей Иосиф, диакон Петр и иеродиакон Василий обследовали святые мощи и доложили, что при открытии гроба чувствовали они благоухание и видели во гробе христианское тело, коего глава, перси, руки, ребра, стан и ноги — все в целости, и кожа к костям прильнула, только немногое обратилось в персть. После литургии совершил торжественное исхождение ко гробу праведного и митрополит Игнатий.

Неизвестным в этом момент оставалось имя праведника. Однако и оно было явлено чудесным образом. В сонном видении имя Симеона названо было митрополиту Игнатию, а также иеродиакону Василию. С тех пор три века прибегали наши православные предки к этим святым мощам, к молитвенному призыванию святого праведного Симеона в своих бедах и трудностях, и не были посрамлены.

Новыми удивительными событиями ознаменовалось перенесение мощей святого праведного Симеона из села Меркушинского в Верхотурье, в Свято-Николаевский монастырь, в 1704 году. Длительные дожди прекратились после переложения святых мощей в новый, специально изготовленный кедровый гроб, и множество народа вместе со священниками и святыми иконами отправились в 40-верстный крестный ход. Всю дорогу шел впереди процессии на коленях Косьма Юродивый. И, когда уставал, говорил: «Брате Симеоне, давай отдохнем». Тогда никакая сила не могла сдвинуть гроб с места. 25 сентября (по новому стилю) мощи праведника были положены в монастырской церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С этого дня начали именовать праведного Симеона — «Верхотурским», а день 25 сентября, в память перенесения святых мощей его, стал отмечаться церковным празднованием с отправлением службы.

Под духовным покровительством праведного Симеона Свято-Николаевский монастырь стал истинным духовным центром Уральского края. Сам монасть был невелик, числился по второму разряду, монахов в нем было около тридцати, а вместе с послушниками, трудниками, сиротами в монастыре проживало до двухсот человек. Но были здесь библиотека и фотография, больница и приют, две гостиницы и мастерские.

Богомольцы приходили и приезжали сюда в течение всего года, особенно в феврале, марте, мае и сентябре. Число таких паломников можно представить по числу просфор, используемых для поминовения. Таких просфор расходовалось до 120 тысяч и более в год. Показательно, что построенный накануне революции Крестовоздвиженский собор был рассчитан на восемь тысяч молящихся, то есть был близок по размерам к Исаакиевскому собору в Петербурге.

Эти тысячи благочестивых православных уральцев и сибиряков, собиравшихся сюда, были опасны для новой власти. Потому еще до печально известного изъятия церковных ценностей, на государственном уровне, началось кощунственное надругательство над православными святынями: 25 августа 1920 года народный комиссариат юстиции принял решение «О ликвидации мощей».

Удивительно, что на Урале, где во многих страшных делах местные власти шли «впереди» центра, не смогли выполнить это предписание. Святые мощи освидетельствованы были комиссией, их закрыли, опечатали, запретили поклонение, но изъятие мощей святого праведного Симеона смогли провести лишь в 1929 году! Такова была любовь наших дедов к святому своему заступнику, что через десять лет советской власти — недосягаемой оставалась святыня.

Но пришло исполнение времени, и выволокли на паперть серебряную раку весом 10 пудов 8 фунтов, вытащили из нее гроб и увезли…

Мощи вначале использовали для атеистической пропаганды, а когда это стало неприлично — упрятали их в запасники краеведческого музея. Но странное и удивительное дело! Дальний угол помещения, где они лежали в поруганном соборе Александра Невского, оказался восточным углом, и пришелся над алтарной частью того самого придела, который первым был возвращен Церкви в самое недавнее время. А ниже этажом, в том же самом углу, разместилось еще одно хранилище, где находились частицы мощей святых угодников из Ново-Тихвинского монастыря… Это ли не чудо Божие?

Потребовалось широкое празднование 1000-летия крещения Руси, и определенная смелость должностных лиц, чтобы мощи святого праведного Симеона были возвращены Православной Церкви и народу. С почестями, с пением акафиста приняли их церковные власти из краеведческого музея. И когда был открыт храм во имя Всемилостивого Спаса в поселке Елизавет, мощи праведника стали предметом поклонения верующих. И потек людской ручеек к своему заступнику. Зазвучал еженедельно у еще простенькой, деревянной раки акафист Святому Праведному Симеону.

Наконец, был возвращен Церкви и Свято-Николаевский монастырь и трудами отца наместника и братии был восстановлен Преображенский монастырский храм. И 24 сентября 1992 года, в канун празднования первого переноса мощей святого праведного Симеона, они снова двинулись в путь, обратно в Верхотурье. С пением «Христос воскресе» внесли раку на территорию Свято-Николаевского монастыря. В середине осени пели Пасху истомившиеся и обрадованные сердца людей.

И вот сегодня мы собрались здесь, чтобы засвидетельствовать перед Богом, перед нашим народом, перед всем миром, что жива еще вера Православная в России, жива еще благодарная память потомков к своему родному уральскому Святому. И где те силы, которые на протяжении долгого времени пытались вытравить из народа о нем память? Господь их рассеял, ибо неведомым и только Ему одному известным путем ведет Господь Россию, всех нас — к славе былой, к ее былому величию.

И дай Бог, чтобы мы все, россияне, оказались достойными этого пути.

Аминь.

 
Послания Преосвященного Епископа Никона

Обращение к главным редакторам, журналистам, работникам средств массовой информации Свердловской области

Уважаемые дамы и господа! Уважаемые коллеги!Право на такое профессиональное обращение мне дает исполнение обязанностей главного редактора нашей епархиальной «Православной газеты». Но вместе с тем я являюсь и правящим архиереем Екатеринбургской епархии, несущим ответственность за вверенные мне души перед Богом и Отечеством нашим. Поэтому не могу не спросить вас, уважаемые коллеги, о положении дел в уральской журналистике.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс