Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1327) → Матушка Елена Ермолаева: Свет, дарящий радость

Матушка Елена Ермолаева: Свет, дарящий радость

№46 (1327) / 1 декабря ‘25

Вторая половина

Каждое утро, когда рождается новый день, в наш мир, в наши души и сердца начинает входить солнечный свет. Свет, прогоняющий тревоги и мрак. Свет, говорящий о мудрости жизни и призванный дарить радость. И радость не сиюминутна, не быстротечна, а повсюду. Надо только захотеть увидеть и почувствовать ее во всем, что нас окружает. И однажды сердце обязательно научится принимать радость как Божий дар, который сильнее всех скорбей.

Республика Чувашия, город Канаш. Храм в честь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Мы встречаемся с настоятелем этого храма, протоиереем Александром Ермолаевым, и его супругой матушкой Еленой.

Без малого 20 лет отец Александр и матушка Елена служат в этом храме. Приехали сюда в 2007 году по указу митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. До этого семья жила в Чебоксарах, где отец Александр трудился в епархии. А в Канаше нуждалась в уходе мама матушки, и однажды встал вопрос о переезде семьи сюда.

Протоиерей Александр Ермолаев: – Владыка предложил стать настоятелем нового храма. С 2007 года я являюсь настоятелем.

То, что храм освящен во имя Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», и отец Александр, и матушка Елена приняли как Божий Промысл. Ведь именно образ Богородицы в их семье жил, спасал и избавлял от скорби еще задолго до назначения сюда.

прот. Александр Ермолаев: – Нам жить негде было. Нам выделили какой-то дом, где икон не было. Я без спроса, без благословения взял одну икону Божией Матери (она была темная). Пришли домой, повесили ее с матушкой и утренние и вечерние правила читали.

Конечно, он признался Владыке, что взял икону домой без благословения и вернул в епархию. Но со временем, по Божию Промыслу, этот образ вновь пришел в руки отца Александра. Теперь уже навсегда.

прот. Александр Ермолаев: – Я с радостью привез икону обратно. Сейчас она находится в нашем храме, в клиросе.

Матушка Елена Ермолаева: – Я ее помыла, и она стала проявляться. Изначально ничего не было видно. Мы понимали, что это Божия Матерь, но какая именно, даже не знали. Она стала проявляться, и мы только тогда поняли, что это именно «Всех скорбящих Радость».

Я в разные храмы ходила, и, когда поднимала глаза, когда получала утешение, я понимала, что стою именно перед этой иконой, хотя ни в одном храме не знала, где именно эта икона находится.

Искать утешение в храме, в молитве, в обращении к Богородице матушку Елену научила мама Валентина Никифоровна.

м. Елена: – Она пела в храме и почти все время была там. Нас она всегда наставляла, чтобы мы ходили в храм и не ленились. Я считаю, что ее мудрость состояла в том, что она не заставляла нас стоять всю службу. Она говорила, что есть какие-то очень важные части и что именно на них мы должны стоять обязательно.

На такие большие праздники, как Рождество и Пасха, у нас даже учителя выходили. Мама, за 6–8 часов до начала, говорила нам: «Идите в храм». Давала нам с собой что-нибудь, чтобы было куда прилечь, и мы прямо под лестницей, где могли, ложились и отдыхали.

Храм для многодетной семьи был вторым домом. Елена – пятая из пяти детей, и ей было всего 12, когда отец, дальнобойщик по профессии, погиб в дорожной аварии. После его ухода из жизни семья пережила много тяжелых моментов.

м. Елена: – Бывало такое, что даже хлеба не на что было купить. Сидим за столом и не знаем, у кого просить, куда идти. Мама плачет. Стучит почтальон в окошко и говорит: «Вам перевод». Мы все заплакали. Дядя перевел 41 рубль.

«С Божией помощью пережили те трудные времена», – говорит матушка Елена. Летом все дети работали, помогали маме. И после окончания школы Елена осталась работать в Канаше.

м. Елена: – Я выучилась на швею для себя, чтобы уметь шить. Мне очень хотелось что-то шить, и я любила разные модели, которые шила для себя.

В судьбах матушки Елены и ее мужа много общего. Отец Александр тоже из многодетной семьи. Он тоже в раннем детстве потерял отца. Сердце мужчины остановилось, когда ему было всего 40 лет.

прот. Александр Ермолаев: – Мама нас воспитывала четверых. Самому старшему брату было шесть лет, а самому младшему – девять месяцев.

Его семья жила в селе Старое Янашево Яльчикского района. Ближайший храм, Крестовоздвиженский, находился в 12 километрах, в селе Тинчурино. Ходили туда всей семьей.

прот. Александр Ермолаев: – Кто-то на километр впереди идет, кто-то на километр сзади, а мама посередине. Она нас подгоняет: кто-то торопится, а кто-то нет. Я постоянно сзади ходил – мама рассказывает. Слава Богу, конечно, за то, что бабушка и мама были верующими, мы с малых лет ходили в храм, ночевали прямо в храме.

Обе бабушки отца Александра были молитвенницами за семью. Папина мама знала наизусть Новый Завет, хотя окончила всего четыре класса школы. Но именно ее молитвами, уверен отец Александр, все четверо братьев со временем стали священниками.

У отца Александра на пути к священству были армия и служба в ракетно-космических войсках, работа в дорожно-ремонтном строительном управлении и встречи, повлиявшие на его дальнейший жизненный выбор.

прот. Александр Ермолаев: – После армии меня познакомили с отцом Иоанном Рузавиным, на тот момент он был секретарем епархии. Он был одинок, жил один, и мы с иподиаконами ходили к нему в гости. Он рассказывал много историй и много говорил о Боге.

Благодаря этому знакомству начал изучать жития святых и историю Церкви. Работал в епархии охранником. Потом много лет заведовал епархиальным складом. В это время познакомился с будущей женой. Вернее, их познакомил его двоюродный брат, тоже священник.

м. Елена: – Я была очень шустрая. Скорее, хулиганка. В свое время могла сделать мостик, гибкая была очень, куда угодно залезть могла. Я была постоянно грязная, потому что в то время ломали печку.

Но первое впечатление скоро сменилось вторым, третьим. Александр стал навещать девушку, которая, честно говоря, долго крутила перед ним носом.

м. Елена: – Он был очень худой, поэтому казался мне высоким. А я была маленькой и полной. Я всегда была полной и никогда не была худой…

Их брак благословили родители с обеих сторон. Дети проявили послушание.

м. Елена: – Во время Венчания я молилась, чтобы Господь даровал мне любовь. И мы только обвенчались, и я уже не представляла себе жизни без него.

Для Елены было важным уже то, что ее молодой муж верующий. Сама она из семьи, где в роду с обеих сторон 63 священнослужителя. Вера и упование на Божию милость помогли ей пережить и бытовую неустроенность, и недостаток внимания мужа, в то время еще сотрудника епархии, на что она обижалась. Однажды она даже уехала из дома к маме, но мудрая мама быстро охладила дочь: «Езжай обратно к мужу, он тебе Богом дан раз и навсегда».

м. Елена: – Он «люблю» лишний раз не скажет. Я сначала к этому не могла привыкнуть, но потом я поняла его душевную любовь. Он немногословный, но его любовь чувствуется во всех его проявлениях. Просто надо было понять это с самого начала.

Конечно, она не была против, когда мужа рукоположили в священники. На Благовещение 1994 года состоялась дьяконская хиротония. Отец Александр служил в клире Введенского собора Чебоксар и работал заведующим епархиальным складом вплоть до иерейской хиротонии. Она состоялась спустя 12 лет, незадолго до переезда в Канаш.

м. Елена: – Когда мы приехали туда, были большие искушения, вплоть до того, что я была и техничкой, и певчей, чуть ли не просфоры пекла.

Когда у нас с батюшкой были тяжелые времена, когда скорби на нас нападали, мы вставали перед большой иконой и нараспев пели Акафист Божией Матери. Вначале даже слезы текут, а в конце такая радость, как будто ничего и не было вообще, никакой скорби.

Перемолили скорбь, когда далеко от дома, по дороге в Софрино, угнали их машину. Слава Богу, сами остались живы и невредимы. Перемолили скорбь, связанную с травмой младшего сына. Во время игры он сорвался с дерева и упал спиной на штыри железной оградки церковного двора. Операция по спасению мальчика шла шесть часов, и врачи сразу предупредили: не отвечают за ее успешный исход.

м. Елена: – Глядя на ребенка, я просила: «Господи, дай его боль мне». Вы не представляете, это была такая боль в животе – как будто меня заживо разрезали без наркоза. Все болело у меня. Я думаю, что Господь меня пожалел и дал эту боль, чтобы я с ума не сошла. Сейчас я понимаю, что это было с моей стороны дерзко. И в каждом храме, получая утешение, какую-то небольшую легкость, я поднимала свой взор и видела икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Врач, оперировавший сына, не удержался от язвительного вопроса: «Почему это случилось с вами? Вы же верующие».

м. Елена: – А потом, когда мы с врачом встретились уже после реанимации (ребенок был у нас в реанимации девять дней), он говорит: «Я понял ответ на свой вопрос. Вы тогда мне не ответили – понятно, что вы в горе были. Это чтобы я уверовал. Мы до конца не верили, что он живой останется». И потом он своего семилетнего сынишку крестил. Попросил всю реанимацию освятить. Мы освятили. Он и дом освятил, и в церковь стал ходить.

У Сергея, младшего сына, уже своя семья. У старшего Анатолия тоже. Радостно, когда в большом доме за большим столом собираются все вместе. Еще для матушки Елены радость и вдохновение – уход за садом в теплое время года. Особая любовь – цветы: розы, лилии, ирисы. И в храме она с батюшкой рядом, как, собственно, и всегда по жизни.

прот. Александр Ермолаев: – Я без матушки никуда. Тем более священнику без матушки очень тяжело. А когда матушка еще и поет, весь храм этим украшает, конечно же, мне только и остается служить.

При храме действует воскресная школа. В городской общеобразовательной школе также есть девять классов с православным уклоном (по одному в каждой параллели). Дети вместе с учителями посещают службы в храме и участвуют в таинствах.

прот. Александр Ермолаев: – Утром встал, глаза открыл, свет увидел – и радуешься. А тут, когда целый класс пришел, как не радоваться...

В центре храма – Псалтирь. Любой, у кого на душе скорбь, может прийти сюда, открыть ее, прочесть, помолиться, излить свою душу Богородице, утешиться.

м. Елена: – Когда читаешь, на душе становится легко, свободно, и чувствуешь, что Господь рядом, помогает. Там даже есть слова, которые трогают душу. Кажется, каждое слово написано для тебя.

Каждое слово – посыл радости. Радости вопреки. Радости наперекор скорбям. Ведь душа знает, что такое истинная радость и где ее искать. Только у Бога. Только у нашей Заступницы Небесной, Которая никогда не оставит.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс