Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1327) → Протоиерей Геннадий Никитин: Как христианину преодолеть личное горе?

Протоиерей Геннадий Никитин: Как христианину преодолеть личное горе?

№46 (1327) / 1 декабря ‘25

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Священник Илия Макаров: Ангельские силы
Беседы с батюшкой
Иерей Павел Зуев: Прыжок веры

Тема передачи – как пережить христианину личное горе. Я уверен в том, что нет людей, которые не сталкивались бы с горем. Но я понимаю, что для живущих с мыслью о том, что Христос живой и посреди нас, горе наверняка выглядит иначе. Ведь Вы же тоже переживали горестные времена. Сейчас горя много, и пережить его – серьезнейший труд.

– Этот вопрос действительно касается всех людей, даже детей. Горе – высшая точка того, что переживает человек в жизни. Обычно горестные моменты связаны со смертью родных, близких людей. Хотя бывают ситуации, когда, например, солдаты на поле боя теряют ногу, руку, становятся инвалидами. И, потеряв часть себя, они не знают, как теперь найти себя в жизни. Это тоже нужно суметь осознать и пережить.

У некоторых людей горе может длиться годами, особенно это касается тех, кто не имеет веры, не чувствует присутствия Бога в жизни. Им горе очень трудно пережить. Горестные моменты похожи друг на друга, но исход у них разный. Господь нам помогает и осознать, и пережить горе. А если мы не будем иметь веры действенной, не теоретической, по принципу: я верую, и все хорошо, то нам придется очень нелегко. Наша вера проверяется как раз в такие моменты, когда в жизни случается что-то серьезное, какие-то переживания. Тогда и возникают вопросы: а как ты веруешь? и в кого веруешь? в себя или в Бога? может быть, в случай? И на этот вопрос мы должны по-христиански ответить.

Если говорить о конфессиях иных, там другое отношение к переживаниям. А мы знаем на примерах из Ветхого и Нового Завета, как правильно относиться к тому, что называется горем, то есть к тем серьезным стрессовым состояниям человека (говоря современным языком), которые вызываются жизненными испытаниями.

К сожалению, пока мы в теле, мы будем все время испытывать страдания душевные и телесные. И самое большое горе, которое нам предстоит пережить, – это наша собственная физическая смерть. Надо еще и, так сказать, перестрадать тот факт, что ты должен умереть.

Вопрос от Александра из Санкт-Петербурга: «У меня вопрос по чтению из Евангелия. Мне совершенно непонятно толкование истории падения Силоамской башни, которая задавила 18 человек; и того, как ученики рассказали Господу о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Мне кажется, это нужно трактовать как притчу, поскольку исторических фактов таких нет. А толкователи порой выдумывают совершенно фантастические объяснения».

– Вы задаете вопрос, связанный в том числе и с нашей темой. Евангельская история о Силоамской башне как раз и говорит о том, что для родственников погребенных под этой башней людей наступили жизненные испытания. Толкование этого события нужно искать у Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского, у которого есть хорошее толкование на все Четвероевангелие. В историческом плане это событие не имеет значения, потому что Евангелие по большей части вне истории. Но мы должны эти Евангельские события духовно осознать и применить к себе. Пока мы живы-здоровы, нам такие переживания не грозят, но нам бы надо больше задавать вопросов самим себе о своей собственной жизни. Грешники-ниневитяне раскаялись, и Господь их помиловал. А в этом Евангельском событии люди погибли. Почему?

Мы для себя должны сделать вывод о том, правильно ли мы живем, по-христиански или нет, и какая судьба у нас. Ведь судьба – это суд Божий при жизни. Бывает, что люди умирают внезапно, и мы в эти моменты, конечно же, переживаем. Мы же не бесчувственные создания, которые могут сказать: «Господь утешит. Приходи на Исповедь, на молитву, причастись – и все будет хорошо». Это формальный подход. А нам нужно вникнуть, что происходит с человеком.

Мы помним священника Анатолия Першина, погибшего в автокатастрофе. Это было горе для его семьи, и нельзя сказать, что это горе можно было как-то легко утешить. Да, он был светлым и радостным человеком, прекрасным священником, поэтому мы знаем, что он будет в Царствии Небесном, Бог его примет. И это нас утешает. Все мы прекрасно знаем, что рано или поздно мы умрем и будем в Царствии Небесном. Но если уж кто-то попадет в ад, не дай Бог, то это самое неизбывное горе, окончательное и бесповоротное. Попасть туда не пожелаю никому, не только верующим христианам.

Поэтому мы молимся о том, чтобы мы могли осознать и понять Евангелие. Я могу привести цитату, когда Господь говорил о заповедях блаженств. Между прочим, одна из заповедей как раз касается сильных переживаний: Егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Это, по сути, заповедь мучеников, которые должны пострадать за Христа. А затем Он говорит: Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе тем, кто не исполняет этих заповедей.

В Евангелии Господь говорит фарисеям: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. Значит, Господь не только гладит нас по головке и радуется. Есть люди, которые не хотят принять Его заповеди, и Господь им обещает, что они будут испытывать горе, причем при жизни. Суд Божий при жизни совершается. И нельзя забывать о том, что Иисус Христос не отрицал наличия горя в жизни, оно должно быть. Но разница в том, как мы переживаем его.

Возьмите Евангельскую историю о наинской вдове, потерявшей сына. Как она горевала и плакала! И Господь воскресил его. Воскресил Он и дочь начальника синагоги Иаира. У них было горе, родители плакали. И Господь говорит: Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Вопрос от Дмитрия из Гатчины: «Преподобный Никон Оптинский говорил о том, что унывать не следует. И в скорбных переживаниях сокрыта милость Божия, непостижимо для нас строит Господь жизнь нашу. А святитель Иоанн Златоуст говорит так: „Не будем падать духом, когда постигают нас бедствия. Каковы бы они ни были, они – поток и мимолетное облако. Какую бы ты ни назвал скорбь, она имеет конец. И какое бы ни указал бедствие, оно имеет пределˮ. Вот такие прекрасные слова. Когда приходят бедствия, особенно тяжелые, наша человеческая природа этому противится, и только со временем мы все начинаем понимать и осознавать. Возможно ли достичь такого совершенства, чтобы сразу спокойно относиться ко всему происходящему?»

– Хороший вопрос, но он не имеет прямого ответа. Приведу в пример воспоминание одного из заключенных Лубянки. Когда мученик попал в камеру и отчаялся, зная, что его расстреляют, он увидел на стене нацарапанные слова: «И это тоже пройдет!» Я помню проповеди батюшки Иоанна (Миронова), который почил совсем недавно, Царство ему Небесное. Он говорил, что уныние – страшный грех. Нельзя унывать ни в каком случае, что бы ни случилось с тобой: потерял маму, папу, своих родных, детей, близких… Уныние лишает человека спасения, то есть его душа погибает, отчаяние наступает. А результат – суицид, самоубийство.

У нас был такой случай. Папа купил 25-летней дочери машину, и она погибла в дорожной аварии. Надо как-то суметь объяснить родителям как это пережить, донести, что потом боль пройдет. Надо им посочувствовать. И нужно духовную помощь этим людям оказать, а не просто утешить словами.

Плачьте с плачущими.

– Да, именно так. Нужно сопереживать, и любой священник призван к этому. Если мы не будем плакать с плачущими, а будем им цитировать какие-то философские высказывания, которые ничего им не дадут, – тогда мы будем просто равнодушными людьми. Иоанн Златоуст тоже переживал много испытаний в своей жизни, вплоть до самой смерти. Много страданий, гонений и в конце концов смерть на чужбине.

Нам самим надо молиться, чтобы исцеляться благодатью Божией. Только Господь может исцелить душу. У каждого есть свои раны души, эти раны болят, а исцеляются они только Богом. Никто из людей этого не сделает, даже родители, близкие и родные. Душа человеческая – дух бессмертный. Можно исцелить какие-то телесные недуги, но в душевном плане нам надо просто помочь осознать горе, помолиться и почувствовать близость Господа Иисуса Христа, близость Божией Матери и Всех святых.

Я, например, тоже потерял и отца, и мать, и брата. Много испытаний, и все они случаются внезапно. Бывает, конечно, что человек праведный заранее знает о своей кончине. Отец Иоанн сам сказал за полгода: «Вы будете радоваться, а я уйду от вас». Поэтому мы, когда его хоронили, пели Пасхальные песнопения, для нас это была малая Пасха. И батюшка сам говорил: «Мне бы только не унывать, а умереть в белых одеждах, в белых ризах души».

Но страдал он очень сильно, при этом мы видели, как мужественно это переживали его родные и близкие, его дети. Он читал нам на проповедях наставления преподобного Никона Оптинского, который жил во времена гонений на Церковь, когда людям приходилось претерпевать множество горестей, ссылки, тюрьмы и даже расстрелы. Конечно, сейчас мы живем в другое время. Хотя и у нас идет специальная военная операция, гибнут молодые ребята.

Недавно один молодой парень, ему всего 21 год, ушел добровольцем и погиб. А мамочка (ей и 50 лет нет) не ходит в церковь, ей трудно пережить это горе. Она находится в состоянии печали и тоски. На отпевании мы цитируем слова из Послания апостола Павла к Фессалоникийцам: Не скорбите, якоже прочии не имущие упования. Что значит не скорбеть? Это значит не прилагать к сердцу эту потерю, а пережить ее, понимая, что это – приобретение бессмертной души. У Бога все живы, у Него нет умерших. Но мы это умом понимаем, а сердцем часто не чувствуем.

Для меня мои родители живы. И все родственники, бабушки и дедушки живы. Я считаю, что горе – это этап, который нужно пережить, чтобы приобрести большую веру. И батюшка Иоанн пережил страдания, когда отца арестовали, мамочка умерла, и такие горести помогли ему укрепиться. А Отечественная война – это было всеобщее горе, все переживали, все семьи страдали и теряли близких.

У нас происходят катаклизмы, катастрофы, каждый день люди погибают на дорогах. Вспомним ужасный теракт в «Крокус Сити Холл». И не случайно вызывали туда священников и психологов. Но в психологии отношение к горю свое. У психологов есть такой способ утешения, как психоанализ, они рассказывают про пять этапов горя, нужно пережить каждый этап и потом как-то выйти из этого состояния. Это работа ума. А священники больше молятся за людей, мы творим всеобщую молитву, когда что-то случается, кто-то в больницу попадает или умирает. Мы молимся всем храмом, соборно, даже всей Церковью, как за батюшку Иоанна молились.

Мы не можем переживать горе в одиночестве. Самое страшное – это горе неразделенное, потому что ты сам в себе замыкаешься и становишься источником бедствий для самого себя. Потом обязательно придет уныние. И дай Бог, чтобы мы этого не допускали в своей жизни, чтобы не испытывали отчаяния, когда потеря настолько большая, что, казалось бы, и жить дальше невозможно.

Нам, христианам, легче переживать скорби, потому что мы друг другу помогаем, молимся друг за друга. И к тому же еще участвуем в жизни наших ближних тем или иным способом. Необязательно сидеть рядом и гладить по головке. Можно на расстоянии молиться.

Я так понимаю, что, когда у человека личное горе и он пребывает в одиночестве, тогда горе неизбывно и нет никакого способа преодолеть его. Если же человек живет со Христом, то тогда он не один, тогда есть люди, которые с ним разделят его горе.

В притче о воскрешении дочери Иаира были плакальщицы, рыдавшие навзрыд. У нас тоже была такая традиция, когда плакальщицы своими слезами помогали людям переживать горе. Насколько вообще полезно плакать? Блаженны плачущие – это же о другом?

– Хорошо, что вы осознаете разницу между одним плачем и другим. Есть много видов плача. Слезы бывают и проявлением актерства. Сколько людей, столько и переживаний, и у каждого свои слезы, причем часто скрытые от чужих глаз. Слезы – внешний признак. Есть плач духовный, душевный и телесный. И телесный плач тоже полезен, мы его не отвергаем. Мы не отвергаем и седативные, успокоительные средства. В Древней Руси использовали валериану, мяту, другие лекарственные растения. Сейчас уже химические, психотропные вещества порой используют. Они могут быть полезны на каком-то этапе, особенно в острых моментах переживания, когда нужно обезболить душу или тело. Для души мы не отвергаем и психологическую помощь. Можно помогать психологически человеку, работать с ним. Но духовный плач будет совершенно другой.

Когда человек плачет, у него слезы текут – это признак переживаний. Но мы из своего опыта знаем, что слезы бывают разные, в том числе и слезы радости, слезы умиления. И мы должны понимать, что, когда человек плачет, то нужно обязательно утешить его, нельзя оставаться равнодушным. Нужно эти слезы буквально утереть. И отрет Бог всякую слезу с очей их.

Говоря о Боге, нельзя применять к Нему наши психологические категории и понятия. Потому что Он – Богочеловек, а мы – люди, сотворенные Им. Мы не можем знать, что задумывал о нас Бог, это Божественная тайна. Мы должны понимать, что в жизни пролито море слез по разным поводам, но больше всего, конечно, от потерь. Самое страшное личное горе – когда человек теряет отца, или мать, или своих детей. Особенно детей. Я уже упоминал мамочку, которая неизбывно плачет от потери сына. Как трудно ее утешить, потому что она, к сожалению, не обращается к священникам за помощью. Но нам самим надо идти к людям, а не ждать приглашения. Как делал батюшка Иоанн Кронштадтский и делали все святые люди, – они никогда не сидели и не ждали, когда к ним придут поплакаться.

Дай Бог, чтобы мы активно участвовали в жизни людей, разделяли с ними их слезы, с плачущими – плакали, с радующимися – радовались. Но дай Бог, чтобы мы и глубоко проникали в то, что происходит в душе человека, потому что у каждого своя причина для горя. И поплакать тоже надо, слезы очищают человека, особенно слезы покаяния.

Вопрос от Владимира из Курска: «Когда мы обращаемся ко Господу со словами: „Господи, прости; Господи, помилуйˮ, мы невольно представляем Его страстным. Ведь если мы говорим „простиˮ, то это значит, что Бог имеет на нас какую-то обиду. Но Бог бесстрастен. Может быть, эти выражения направлены внутрь нас, ведь Царствие Божие внутри нас есть? Такой своего рода самотренинг?»

– Хорошо, что вы читаете Священное Писание. Слова, которые мы используем, обращаясь к Богу, очень глубокие. Самая короткая молитва: «Господи, помилуй!» Но слово «помилуй» очень многозначное. Милость как любовь, как прощение, спасение – все заложено в этом слове. Господь, конечно, никогда не будет переживать, как мы. Иисус Христос нам обетовал: Я с вами во все дни до скончания века. Он всегда с нами, Он заботится о нас. Господь сотворил нас с любовью и для спасения: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит. Поэтому думать, что Иисус Христос на нас гневается или хочет нас наказать, было бы неправильно. Его наказ для нас – это наш путь жизни, наш жизненный крест. Но мы не будем на эту тему что-то сами домысливать, есть толкования святых отцов. Мы не можем сами толковать слова Бога, это уже будет какой-то протестантизм, когда мы произвольно начнем додумывать Евангельские истины.

Батюшка Серафим Саровский за неделю прочитывал Новый Завет. Но я думаю, он не задавался такими вопросами, а беседовал со Христом лицом к Лицу. Как он говорил, ангелы зажигают у него лампады, и он этих ангелов видит. А мы никого не видим.

Мы отмечаем Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы можем к ним обращаться и ожидать неизреченной любви Божией к человеку. Такой любви, которую мы не можем осознать умом и выразить словами. И наше призвание как христиан – осуществлять в жизни эту Божию любовь. Если ты видишь, что что-то с человеком не в порядке, он переживает, нужно ему обязательно помочь. Это проявление любви, милосердия. И Господь говорит: Милости хочу, а не жертвы.

Наши приношения Богу – это сердечная вера и духовно-душевное отношение к людям.

А примеры правильного переживания горя нужно искать у святых. Отец Павел Красноцветов отпевал своего сына, который умер молодым. Отец Павел вообще очень многое пережил в своей жизни: были убиты его родственники, его дедушка, священник Михаил. Его отец страдал в советское время от преследований. Но отец Павел научился собираться, молиться и не зацикливаться на горе. Согласитесь, непросто пережить, когда твой сын умирает преждевременно.

Я был на этой службе. И все, кто был рядом, сопереживали его горю, а он не позволил себе горевать.

Вопрос от Ирины из Ярославля: «Когда человек погибает внезапно, то его родственники впадают в ступор, в некую прострацию. Но бывают и продолжительные страдания перед кончиной. Мой отец умирал долго, это тоже было горе, но мы могли утешаться надеждой. А когда смерть приходит внезапно и ничего изменить уже нельзя, то первое время не знаешь, что делать, пребываешь в растерянности. Как Вы думаете, что пережить труднее?»

– Расскажу из своего опыта. Моя мама долго болела, но все равно смерть ее была для нас внезапной. Как бы ты ни готовился, смерть придет тогда, когда не ожидаешь. Хотя бывало, что люди святые точно знали день своей кончины, Господь им это открывал.

Но когда внезапно человек умирает, то у неподготовленных близких бывают срывы душевные и духовные. Мужчины могут искать утешения в алкоголе, женщины пьют успокоительные таблетки. Конечно, труднее пережить внезапную потерю. Поэтому надо к ней заранее готовиться духовно, молитвенно. Если ты в состоянии молитвы находишься, то что бы ни случилось, ты будешь внутренне, духовно сильнее.

Помолитесь молитвой Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой душу усопшего раба Твоего и помилуй меня, грешного». Потому что наши слезы покаяния, как говорили святые отцы, омывают душу, очищают ее, и тогда легче переживается все, что случается в жизни.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс