Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1327) → Священник Илия Макаров: Ангельские силы

Священник Илия Макаров: Ангельские силы

№46 (1327) / 1 декабря ‘25

Беседы с батюшкой

Тема передачи сложнейшая – мир ангелов. Наверное, никто, кроме самих ангелов, ничего не знает о них. Но мы знаем об ангельской иерархии из Ветхого и Нового Завета. Поэтому понятно стремление богословов, теологов понять, что же это такое. Мы говорим: «Ангел за трапезой невидимо предстоит», «Ангел в помощь!», поздравляем с днем ангела. То есть довольно часто упоминаем ангелов. Даже есть такая наука – ангелология. По этому поводу есть серьезнейшие исследования.

Но меня, как и многих наших телезрителей, интересует, как вообще нам самим, если можно так сказать, построить отношения с ангельским миром. Мы же его не видим. Знаем, что ангел стоит за спиной, ангел дается при Крещении. Мы знаем массу вещей, но ничего не знаем. Просветите нас!

– Наши знания не то чтобы скудны, они таинственны. Не потому, что ангелы хотят скрываться, а потому, что это тот мир, который нам еще только предстоит постичь. Ангельский мир был сотворен Богом еще до сотворения человека. Ангелы – это особые духи, которые буквально и безоговорочно выполняют Божественную волю. Однажды один самый замечательный, самый сильный, самый светлый ангел воспротивился этому служению, воспротивился Божественной воле. Он захотел сам быть как Бог, на что ему другой предводитель светлых ангелов сказал: «Кто как Бог?» Это была первая, наверное, в истории мироздания война, которая проходила условно на Небе.

Небеса – это всегда какая-то иная реальность, отличная от земной. Это можно интерпретировать как угодно. В современном кинематографе это какое-то иное измерение, где с человеком случается что-то необычное. Когда мы молимся, когда хотим воззвать к Богу, куда поднимаем глаза? Мы же не под ноги себе смотрим, а почему-то смотрим вверх. Мы все-таки хотим возвыситься и даже визуально это подчеркиваем, возводя свой взор к Небесам.

Так вот, этот мир живет по своим законам. Он реально существует, как вы правильно сказали. Если мы ангелов не видим, это не значит, что их нет. Точно так же мы не видим обычным взглядом воздух. Однако мы им живем, им дышим. Если бы у нас было духовное зрение, например, как у Серафима Саровского, мы бы могли увидеть ангелов. Тогда бы поняли, что их достаточно много вокруг. Вы также вспомнили нашего самого ближнего, самого первого, самого родного, самого дорогого ангела – нашего ангела-хранителя.

Мы часто друг друга поздравляем с днем ангела, но почему-то днем ангела называем день наших именин, что на славянском языке называется тезоименитством. А это день нашего святого, во имя которого мы названы. Причем у нас есть эта традиция, но это не значит, что традиция обязательно называть в честь прославленного святого присутствует в других Поместных Православных Церквях. Там людей могут крестить с разным именем, но все равно там есть имя святого покровителя рода. В этот день у всех в этом роду, в этом семействе, именины, несмотря на то что они и по паспорту, и в Крещении названы иным именем. Так вот, именины – это день памяти святого, в честь которого мы названы.

А вот день ангела – это как раз день нашего Крещения. А эти два дня различаются. Даже если бы мы все делали по церковным правилам, то сначала на восьмой день нарекают имя, а на сороковой день ребенка крестят. В момент Крещения произносится молитва – мы у Бога просим дать человеку ангела-хранителя для того, чтобы он соблюдал его в этой жизни и вел его по верному пути. Поэтому день Крещения будет правильно называть днем нашего ангела. Ангел-хранитель – это наш покровитель, с которым мы разговариваем каждый день. В наших обычных домашних молитвах есть обращение к нему.

Если вспомнить экранизацию «Доктора Живаго», один из последних сериалов, там доктор своих студентов призывал молиться ангелу-хранителю. Он призывал молиться перед операцией (сам был хирургом): «Я всегда молюсь своему ангелу-хранителю: Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с Небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи». Наверное, это первая молитва, которую выучил мой маленький сынишка.

Ангел для нас – это кто-то очень близкий, очень теплый, очень родной, светлый. Мы все время хотим этого луча света в своей жизни. Дети ведь в основном боятся темноты. Удивительно! Чисто психологически, наверное, есть объяснения тому, почему дети не любят сидеть в темноте. Я сам не любил быть в темной комнате. Детям всегда ставят ночник, который горит всю ночь. У меня сын тоже не очень любит темноту. Даже когда в детском театре выключали свет в зале, он раньше беспокоился. Почему? Темнота – некомфортное для нас место. Хотя спим мы в темноте, и при свете особо и не заснешь, если не очень сильно устал. Но душа стремится к свету. Вот этот луч света мы находим, общаясь с нашим ангелом. Этот свет нас согревает. Поэтому ангел-хранитель – самый быстрый, самый скорый и самый желанный для нас помощник.

Можем мы своими грехами прогневить ангела-хранителя или нет?

– Скорее всего, можем отогнать от себя. Потому что ангелы, как мы говорим, – это служебные духи. Это какое-то очень сухое наименование. Что значит «служебные духи»? Это действительно те силы, которые служат Божественной воле. Они делают то, что для них предназначил Бог. Кстати, в этом они нам пример для послушания, пример для подражания. И если Бог ангела благословляет помогать человеку, тот будет помогать, от него не отвернется никогда.

Он даже, наверное, не способен гневаться. Потому что ангелы – светлые, в отличие от темных бесов, которые когда-то были ангелами, но которых сейчас мы даже ангелами не называем. В церковнославянском языке есть термин «аггел», чтобы отличать светлых ангелов от темных духов. Светлые ангелы гневаться не могут. Они же настолько укоренились в любви, в доброте, в светлости своей, что от Бога никогда не отступят. Не знаю, бывают ли у них какие-то прегрешения. Навряд ли. Потому что им просто некогда грешить, некогда проявлять свою волю. Ведь грех – это своеволие, а им некогда свою волю проявлять. Они полностью совпадают с Божественной волей.

А Господь, как мы знаем, тоже не гневается. Нет, мы об этом говорим, и в Священном Писании упоминается так называемый гнев Божий. Но ведь его надо понимать не в человеческом ключе. У нас страстный гнев, а Божественный гнев – это скорее призыв к справедливости, причем справедливости не по человеческим законам и правилам, а к справедливости мироздания. Вот и ангел не серчает на нас. Он просто становится неспособным нам помочь в нужный момент, если мы от него отворачиваемся. Помощь приходит тогда, когда ты к этому готов, когда этого ждешь, когда эта помощь будет тебе на пользу, а не во вред. А если ты противишься ангелу, тогда уж извини.

Я видел очень много разрушенных храмов, когда только стены стоят. Но апсида указывает на то, что там когда-то был алтарь. Все священники говорят, что храм разрушить можно, но никто не может прогнать ангела от этого храма. Как так получается, что даже в разрушенном храме все равно существует ангел, который давался храму во время его освящения?

– Не только у каждого человека, но и у семьи, у города, страны, храма, у какого-то учреждения есть свой ангел-хранитель. Ангел-хранитель – там, где человек или сообщество людей, там, где нужно содействовать Божественному Промыслу, который реализуется на людях, в людях, через людей. Храм – место, призванное освящать человека. В храм он приходит, и происходит очищение, потому что он прикасается к святыне.

Кто бывал на Святой Земле, знает, что, несмотря на скопление там разных людей и даже разных религий, все равно есть ощущение (кто-то скажет, что это психологическое самовнушение), даже у человека нецерковного, что это место особенное, святое. Там ты внутренне меняешься. Это происходит с нами и в каждом храме.

Я себе сейчас визуализировал (можно даже какой-то фильм снять или мультфильм, или картину написать), как храм разрушен, а ангел-хранитель остался на месте. Именно поэтому наши предки говорили, что, если храм сгорел, был уничтожен, его смыло водой или что-то еще произошло по разным причинам, на месте храма больше никакое строение стоять не должно. На этом месте продолжает стоять ангел-хранитель. Это место, уже один раз освященное, должно притягивать людей и их освящать. А кто это делает? Ангелы. Сила Божия действует через ангелов.

Поэтому ответственность на человеке великая. Если он однажды ответил Богу на Его призыв, назад дороги нет. А если ты отвернулся от Бога, тогда не удивляйся, что в твоей жизни все кувырком. Так и здесь: если храм был построен, а потом разрушен или это место стало попираемо, не надо удивляться, что не все так благополучно и люди не такие радостные и улыбчивые. Это не проклятие: мол, сейчас я вам всем покажу. Нет, это наша реальность.

Если бы мы могли иметь духовное зрение, я думаю, мы бы видели немало ангелов, задумчиво, молитвенно стоящих в святых местах. А таких мест по всей России немало, которые сейчас обезлюдели, где нет храма и не планируется. Идя по лицу земли, мы могли бы все время ангелов видеть вокруг себя. Ангелы одновременно могут быть в нескольких местах, они очень быстрые, для них нет пределов времени и расстояния. Ангелы просто выполняют свое служение, они для нас – маячки духовного видения.

Вопрос телезрительницы Нины из Подмосковья: «Мы каждый день читаем молитву ангелу-хранителю: „Святый ангеле, предстояй окаянной моей души…ˮ. Можно ли вставлять свое имя в этой молитве? А еще я отдельно читаю каждый день молитву равноапостольной Нине. Мне говорят: зачем ее читать каждый день? А я читаю каждое утро».

– Правильно делаете. Мы своему ангелу-хранителю и своему святому покровителю молимся каждый день. Своему святому можно читать тропарь или краткую молитву. Например: «Святый пророче Божий Илие, моли Бога о мне». Это самая краткая молитва святому, имя которого носишь.

Но можно ли своего ангела-хранителя называть каким-то именем – это вопрос. Потому что по имени из ангельского мира мы знаем только восемь архангелов: Михаила, Гавриила и так далее. Все остальные для нас остаются безымянными. Денницу я в расчет не беру, он уже давно перестал быть ангелом, стал сатаной. А так по имени мы знаем только восемь архангелов. Чаще всего все вспоминают Архангела Гавриила, предвестника спасения, и Архангела Михаила.

Носит ли наш ангел-хранитель наше имя? Не уверен. Потому что мы поименованы в честь какого-то святого. Ангел-хранитель приходит к нам в момент Крещения, и так ли важно, какое имя он носит? Тут можно немножко улететь в какие-то дали, и как бы в эзотерику не впасть. В этом опасность. Мистический, таинственный мир ангелов – прекрасный, очень к себе притягивает, но он и опасный.

До революции были книги аскетического содержания о темных ангелах, о том, как они влияют на людей. Не знаю, насколько полезно эти книги читать обычному человеку, который не погружен в ангелологию или серьезную аскетику. Может быть, это больше для монашествующих, потому что они чаще подвергаются нападкам злых духов. Монашествующие, как никто другой, чувствуют силу своих ангелов-хранителей, потому что у них переживания надземного, более высокого порядка. Они погружены в молитву, и там искушения сильные, там реально идет борьба, о которой Достоевский сказал: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Мы это ощущаем на себе, если понимаем, как бушуют в нас страсти и как нам что-то навязывается извне, а мы не всегда можем проявить свою волю и сказать этому нет. Иногда нам кажется, что это же наше, родное, дорогое нам. И только потом, окунувшись в эти грехи, мы понимаем, что были просто безумны, объяты какой-то злой силой и не соображали, что делали. Вроде бы находимся в трезвом уме и памяти, а через желания, через страстные влечения нас искушает злая сила. Она же хочет, чтобы мы упали. А ангел-хранитель нас все время за волосы, за шкирку вытягивает.

Иногда до мелочей доходит. Думаешь: решиться или не решиться? Вроде неблаговидное деяние, не святое, а вроде необходимо, деваться некуда. Знаки подаются на уровне микроволн. Но ты можешь это не заметить, мимо пропустить или подумать, что это случайность. Например, дуновение ветерка, хотя абсолютный штиль. Или, например, руки под краном моешь, подумал о чем-то плохом – и вода стала резко холодная или горячая. Кто-то скажет, что это сантехника такая дурная и не надо фантазировать. Да, может быть, произошло обычное природное явление, но почему оно случилось именно в тот момент, когда ты был на границе принятия решения: пан или пропал, как говорится. В эту сторону или в ту?

Наш ангел-хранитель работает на уровне вот такого микрочувствования. Мы привыкли, что ударило по голове, – тогда понимаем. Зачем до этого доводить? Это уже какие-то оперативные меры. А можно с ангелом быть на связи, и он вовремя тебя обо всем предупредит.

Но мы уже далеко ушли в сторону от вопроса, можно ли ангела называть по имени. Это не обязательно. Он твой личный ангел, тебе данный. Не уверен, что у него есть имя, или мы не знаем это имя, если оно у него есть. Пусть для нас этот мир останется таинственным. Чем меньше мы в него погружаемся, тем лучше. Не надо ничего выдумывать, достаточно того, что мы знаем из Священного Писания. И у нас есть личностный опыт общения с ангелом-хранителем.

Существует очень много известных историй о том, как ангелы помогали людям. У меня был близкий для меня священник – отец Александр Григорьев (Царство ему Небесное), он рассказывал, что в свое время во время Литургии ему стало плохо. Более того, это случилось во время Евхаристического канона. И сослужащие увидели, как в тот момент, когда он возносил руки во время Евхаристического канона, его руки кто-то держит. Приходилось ли Вам в Вашей практике во время Литургии ощущать ангельскую помощь?

– Вы сейчас рассказываете откровения. Это очень личные переживания. Я не то чтобы хочу это скрыть, но не склонен это как-то формулировать. Бывают такие моменты, когда трудно. И не потому, что ты не выспался (а служить надо внимательно) или после болезни еще не окреп, а потому, что пытаешься молиться так, как будто сейчас уже готов перейти в вечность. Ведь молиться надо с потом и кровью. Может, капли крови, слава Богу, не выступают у нас на лбу, но молиться надо очень жарко, чтобы твоя молитва была правдивой, искренней и в то же время действенной. Люди тебе доверяют, ты – их уста, их ум, их сердце в этот момент, то есть они все свои молитвы в тебе сосредотачивают. Они тебе (как община христианская) доверяют поднимать Святые Дары к небу, просить Бога об их освящении, потом преподавать верующим Святое Причастие для соединения со Христом. Тут без помощи не обойтись.

Может быть, я не могу фиксировать конкретный момент, когда была очень явная, действенная помощь, но то, что без ангелов не обходится, знаю точно. Я чувствовал иное: что молитва тебя поднимает, ты как будто от земли отрываешься. Я потом рассказывал это прихожанам, они вспоминали, о чем и как молились, и мы понимали, что вот это состояние случилось тогда, когда мы все были, как одна струна, настроены на одну тональность, хотя не договаривались. Мы все попали в молитвенную волну. И она ощущается физиологически, то есть ты не фантазируешь, а чувствуешь, как тебя приподнимают. Ангелы приподнимают? Не знаю. Может быть, это сила нашей общинной молитвы. Ведь к этой молитве ангелы присоединяются.

Я думаю, что ангелы во время служения Литургии не просто молчаливые соучастники, они поющие. Ведь как мы молимся? Мы молимся пением. Почему? Потому, что нам так нравится петь? Или потому, что через пение душа лучше раскрывается? На самом деле мы подсмотрели, как молятся ангелы, как они воспевают Божественную славу. Это мы знаем из визионерских видений святых людей, из пророчеств, из жития Игнатия Богоносца. То есть те, кто формировал наш богослужебный чин, пытались подражать ангелам. А, если ангелы на Небе воспевают Божественную славу, мы то же самое делаем здесь, на земле.

Поэтому ангелы, которые рядом с нами находятся, не наблюдают (чтобы вовремя галочку поставить), не молчат, но поют вместе с нами. Другое дело, что у них, конечно, пение особенное, в каком-то ином измерении, мы его ушами обычно не слышим, но оно есть.

Два архиерея обсуждают Литургию. Один говорит: «Сегодня хор плохо пел». Второй говорит: «А мне показалось, что это ангельское пение»... То есть ангелы помогают нам молиться. Когда во время Херувимской песни мы поем: «Иже херувимы…».

– …мы уподобляемся ангелам. Мы верим, что они нам помогают. Мы знаем, что богослужение – главное основание нашей жизни, а дальше – радиусами все расходится. Как камень бросил в воду – и круги по воде. Так и от того места, где совершается Евхаристия, – круги по воде. Ангелы крыльями своими невидимыми взмахнули – и волна воздушная пошла в разные стороны.

Нам кажется, что мир ангелов – это красивая сказка, но это реальность. И эту реальность может ощутить только человек духовной жизни, который стремится жить этой реальностью уже здесь, на земле. Поэтому мы и называем преподобных ангельским чином – уподобившиеся ангелам. Наших покровителей (будь то спонсор, или наш духовный отец, или наши родители) мы тоже называем ангелами-хранителями…

Я почему-то вспомнил сейчас: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небесех…

– …и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Благословите наших телезрителей.

– Пусть ангельская помощь и благословение Божие пребывают на всех наших телезрителях.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс