Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1250) → Священник Алексий Дудин: Искусственный интеллект – угроза христианству?

Священник Алексий Дудин: Искусственный интеллект – угроза христианству?

№17 (1250) / 23 апреля ‘24

Беседы с батюшкой

Хорошо, когда интеллект есть. Это уже большое достижение. А если мы еще успешно закончили школу, институт и прочее, то разум, интеллект нам, наверняка, в этом помогал. Мы сейчас размышляем об очень сложных вещах, и иногда кажется, что, может, даже и не справляемся с нынешним потоком информации, и тут вдруг к нам на помощь пришел искусственный интеллект. При этом сейчас вовсю обсуждается проблема, что искусственный интеллект способен поработить интеллект человека, поработить его возможное творческое начало и заменить его в тех областях, где так нужен был образованный, интеллектуальный человек. Ответьте мне на это недоумение.

– Прежде всего, надо понимать, что искусственный интеллект – это неотъемлемая часть прогресса. Все знают, что в переводе с латинского «прогресс» означает «движение вперед». Вот это движение вперед в нашей цивилизации, наверное, стало априори каким-то положительным термином. Нам изначально кажется, что, если это что-то прогрессивное, то это замечательно, что, если есть прогресс, есть движение вперед, то это здорово. Хотя, если мы, например, возьмем слово «прогресс» и применим его к слову «болезнь», то получим сочетание «прогрессирующая болезнь», и тут нам станет не так уютно, и слово «прогресс» с положительным наполнением звучать уже не будет.

Прогресс – это некий неизбежный вектор движения нашего общества, но он может быть направлен в разные сферы. Ведь человек может прогрессировать в различных сферах своего бытия. Так, он может прогрессировать в каких-то простых вещах, например, в своих физических возможностях. Я хожу в фитнес-зал и начинаю использовать свое тело, свое время, чтобы достичь прогресса в тех или иных упражнениях, в наращивании мышечной массы. Хорошо это или плохо? Ситуации бывают разные. Хорошо, если это в разумных рамках, если это помогает созидать мое здоровье и не отнимает слишком много времени, не заставляет меня быть поклонником накаченного тела. Потому что зачастую люди начинают использовать стероиды, анаболики и другие средства, которые разрушают тело. Вроде бы прогресс в физическом развитии – дело хорошее, а результат получается плачевным.

Прогресс может быть в умственной сфере, когда человек начинает получать какие-то знания. Но опять-таки как можно использовать знания? Знания можно использовать во благо, а можно с помощью своей светлой головы и умных схем обмануть огромное количество народа и обогатиться на обмане. Вроде бы есть прогресс в знаниях, но результат этого прогресса отрицательный.

Поэтому сам по себе прогресс не является ни положительным, ни отрицательным, а положительным или отрицательным он становится в зависимости от того, как человек прогресс использует. Ведь можно говорить о том, что мы все призваны к прогрессу, если мы видим в качестве цели окончательное движение к Богу. Например, если мы хотим прогрессировать в смирении, то тут нет никаких границ. Мы никогда себе не навредим. Если мы хотим прогрессировать в любви к Богу и ближнему, то тут можно говорить о том, что Господь от каждого человека хочет такого движения вперед. Если это прогресс в сфере какого-то преступного мастерства, то понято, что он не направлен на благо человечества.

К чему привел прогресс? Давайте посмотрим, какие есть результаты. Ведь говорить можно, приводя различные доводы, но у нас есть такой замечательный Евангельский принцип, что каждое дерево познается по своему плоду. Давайте посмотрим на плоды нашего прогресса. Прежде всего, взглянем на положительные плоды. Я, например, как многодетный отец, а меня Господь благословил девятью детьми, радуюсь тому, что прогресс позволяет в моем доме работать одновременно двум стиральным и двум сушильным машинам. Это прямо спасает семью от проблем стирки и всего остального. Я радуюсь, когда прогресс позволяет мне собрать всех моих детей, посадить их в одну машину и вместе с ними путешествовать. Это замечательные возможности прогресса. У меня есть друзья в Германии, в Белоруссии, в Финляндии, с которыми мне прогресс позволяет держать связь и общаться, чтобы я мог донести до них свои слова любви, разделить вместе с ними горе, или совершить вместе с ними молитву. Прогресс может приносить очень много добрых плодов.

Но, с другой стороны, люди, пользуясь плодами прогресса, могут впадать в определенные искушения. В чем они заключаются? Наверное, самая очевидная вещь – прогресс освобождает огромное количество времени. Раньше, чтобы постирать белье, надо было потратить много времени, а сейчас его в машинку закинул, и оно постиралось. Для того чтобы куда-то добраться, так же нужно было потратить много времени, а сейчас собрались, сели и разом куда-то добрались. Но вопрос заключается в том, куда человек расходует это время и куда он расходует освободившиеся силы и энергию?

Мы затронули проблему физического прогресса, когда человек ходит в фитнес-центр. А почему он туда ходит? А потому, что освободившиеся физические силы, которые наш организм должен расходовать, так как он так устроен, девать некуда. Современный горожанин должен бороться с гиподинамией, то есть неподвижностью, и каким-то искусственным образом выкладываться, чтобы потратить то время, которое он не потратил на физическую работу. То, что заложено в нашей природе, должно реализовываться. Иначе все, что не работает, начинает отмирать. Человек должен научиться жить в условиях прогресса, и он учится это делать.

Куда мы тратим освободившееся время? Это вопрос! Вот сейчас идет Великий пост. Обычно основная отговорка людей, которые говорят, что им некогда почитать Псалтирь, святых отцов, прийти в церковь на богослужение, – отсутствие времени. Но для современного человека временной ресурс открывается гораздо больше, чем для наших предков, а они-то почему-то находили время и Псалтирь почитать, и со своими детьми жития святых прочитать и обсудить, и в храм на богомолье сходить даже за тысячи километров. Если сердце человека вело, то это был такой подвиг, который он совершал даже в рамках своего движения: идет по дороге и в это время рискует своей жизнью, тратит свои ресурсы. Он встречается с другими добрыми людьми, те принимают его в свои дома, перед ним раскрывают свои двери и реализуют добродетель, например, гостеприимства.

В рамках нашего прогресса и кажущегося обретения свободы и огромного количества ресурсов, в том числе временных, мы, вроде бы очень много приобретаем, а вот разумно распорядиться этим богатством зачастую не можем. Я как священник часто встречался с разными семьями и, соответственно, детьми разных людей. По моей практике, тяжелее всего становиться полноценными людьми было детям богатых родителей. У таких родителей много ресурсов, и они своим детям дают все, что ребенок захочет. Они решают все его финансовые трудности, выполняют все его финансовые запросы, а в итоге человек вырастает инфантильным, не способным в этой жизни жить, самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки и решать свои проблемы.

Духовный принцип нашего развития, который заключается в преодолении себя, остается неизменным. В этом отношении, с одной стороны, прогресс благ, а, с другой стороны, он негативно воздействует именно на эту сферу нашей жизни. Там, где человек вынужден был что-либо преодолевать, в силу прогресса эта необходимость отпадает. Поэтому вместо работы над собой он получает время расслабления, которое он может использовать как захочет, и, к сожалению, зачастую использует его не туда, где нужно работать над собой, а туда, где проще.

Мы все прекрасно знаем, что, например, читать книгу очень полезно. Потому что книга не только дает знание, не только помогает побыть в спокойном, сосредоточенном состоянии, книга собирает человеческий ум и дает человеку великую тренировку своих умственных способностей, которые, кстати, потом и ложатся в основу прогресса, всех свершений и всех научных открытий. При этом, имея знание, но не имея навыка преодолевать себя, мы скорее всего возьмем и откроем наш планшет или мобильный телефон и вместо того, чтобы что-то читать, запустим аудиокнигу. Хорошо еще, если запустим аудиокнигу, а скорее всего мы запустим ролики, которые дадут нам «дешевые эндорфины», то есть дешевые удовольствия, моментально позволят нам отвлечься, уйти в виртуальный мир, а он не будет требовать от нас работы над собой и не будет нас собирать в концентрации преодоления, роста. Потому что рост человека возможен только через преодоление.

А виртуальный мир будет нас, наоборот, расслаблять и как бы размазывать наш ум в информационном пространстве, где мы уже даже перестаем ориентироваться и забываем, что изначально хотели в телефоне посмотреть и что хотели узнать. Вроде бы открываешь в поиске определенную информацию, а через полчаса, и хорошо, если через полчаса, а не через несколько часов, очнешься, и выяснится, что ты уже просидел бесцельно несколько часов и потерял их. При чем ты уходишь из информационной сферы уставший, но при этом ты ничего не сделал и ничего не достиг.

Так что прогресс – штука коварная. Это и обоюдоострый меч, и инструмент. Причем инструмент, которым надо уметь управлять и которым мы должны научить управлять наших детей. Конечно, современным родителям порой удобнее просто дать ребенку планшет в руки. Но все говорят, и в православных школах тоже, что, если ребенку давать планшет или он постоянно сидит в мобильном телефоне, в смартфоне, то это негативно сказывается на его успеваемости. Но при этом можно ввести разумные ограничения и сказать: «Знаешь, не нужен тебе пока планшет, и поживешь ты пока без смартфона. Ты ничего не потеряешь, если вместо того, что будешь смотреть в смартфон, ты будешь читать книги». Воздействие прогресса на человека, особенно, если это человек с неокрепшей психикой и не умеет преодолевать себя, вполне даже допустим.

Наша тема – искусственный интеллект. Для того чтобы ответить на вопрос, плох он или хорош, мы разбираем продукты прогресса, без которых мы уже не представляем свою жизнь. Хотя есть целые общины людей, христиан (те же амиши в Америке), полностью отказавшиеся от определенного пласта прогрессивных технологий. Я не призываю к этому, но человек современный может жить и без всех плодов прогресса. Но я все-таки предлагаю их принимать и использовать разумно.

Итак, что такое искусственный интеллект? Я не знаю, как наши телезрители себе его представляют. Может быть, в виде робота-терминатора с горящими глазами, он сидит за клавиатурой, строит коварные планы и ждет того момента, когда ему дадут власть уничтожить все человечество, позволят запустить ядерные ракеты, чтобы устроить Армагеддон на территории планеты Земля.

Но все-таки искусственный интеллект – это научное открытие. Все, что ученые ввели в обиход нашей жизни, называется замечательным словом «открытие». Изобретение, открытие – замечательные слова. Человек это не создал, он это открыл. Он от Бога получил талант, именно талант позволил ему в этом мире открыть тот или иной закон бытия и использовать этот закон во благо. К сожалению, не всегда это происходит во благо. Открытия в военной сфере, как вы знаете, унесли (и продолжат уносить) десятки миллионов жизней. Так что не всегда прогресс служит во спасение жизни. Все зависит от воли человека.

Итак, искусственный интеллект – это открытие того, как работает интеллект человеческий. Когда наши ученые разобрались с теми нейронными связями, которые в нашем мозгу позволяют проводить те или иные импульсы, формировать те или иные реакции (точнее, цепи этих реакций), они этот принцип перенесли на действие алгоритма искусственного интеллекта. Таким образом, как и многие технически важные для нас вещи, искусственный интеллект – это упрощенная копия того, что создал Господь Бог.

Господь создал разум, интеллект, а человек, пользуясь своим богоподобием и способностями своего разума, создал интеллект искусственный. То есть скопировал. Разобрался, как работает интеллект, созданный Богом, и создал интеллект искусственный для того, чтобы использовать его в своей работе.

Надо понимать, чем является искусственный интеллект на данный момент. Он является набором определенных цифровых алгоритмов, которые в определенной узкой сфере способны набирать определенный пласт знаний и потом этим знанием обогащать работу этого алгоритма в целом.

Что не может делать искусственный интеллект? Например, создан искусственный интеллект для распознавания лиц. Доброе дело, когда камеры в городе следят за правопорядком и имеют возможность вычислить особо опасных преступников и сообщить об их нахождении правоохранительным органам, чтобы те смогли преступников задержать и не дать им злодействовать. Искусственный интеллект может обогащаться какими-то примерами обработки этой видеоинформации, но никогда не сможет творчески принять решение. Например, не сможет вместе с видеоинформацией обрабатывать и аудиоинформацию. Творческие решения искусственный интеллект принимать не может. Искусственный интеллект не одухотворен творческим началом, которое присутствует в интеллекте человека.

Бояться искусственного интеллекта не стоит, он не в состоянии самостоятельно принимать решения, кроме тех сфер, где человек дал ему возможность эти решения принимать; он действует всегда в рамках ограничений, строго соблюдая те границы, что человек ему выставил. И эти границы он перешагнуть не может, потому что у искусственного интеллекта, в отличие от человека, нет своей воли.

Человек может соврать, а может сказать правду. Это его морально-нравственный выбор, его решение. А искусственный интеллект не может по своему выбору врать или говорить правду, он всегда действует в рамках условий, которые дал создатель.

Бояться искусственного интеллекта, пожалуй, не стоит. Стоит бояться человека, того, кто искусственный интеллект может использовать. В нашей работе мы тоже иногда используем алгоритмы искусственного интеллекта. Например, при обработке видеоизображений, при создании сайтов, каких-то плакатов очень удобно использовать искусственный интеллект, потому что это значительно сокращает время, необходимое для проведения определенного ряда рутинных процедур. Обычный человек, может быть, сделал бы гораздо лучше, но на это у него уйдет несколько часов, а искусственный интеллект это сделает буквально за несколько мгновений. Если задача была грамотно поставлена, алгоритмы были правильно написаны, он сделает это моментально, сэкономив кучу времени. Но возникает второй вопрос: на что ты потратишь эту кучу времени, которую тебе искусственный интеллект освободил? Куда ты пустишь эти ресурсы?

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Сейчас многие очень боятся, что нас, православных, вынудят предать Христа и мы этого даже не заметим. А у меня лично другой страх: можно привыкнуть к комфорту и удобствам настолько, что предашь Христа, потому что будешь ослаблен комфортом. Мне лично очень удобно пользоваться порталом „Госуслуги” и прочими вещами, но страшно, что расслабишься. Другие боятся, что их обманут...».

– Я разделяю ваш страх, я тоже боюсь погрязнуть в царстве комфорта. А потом в один момент могут сказать: «Поступай так или мы тебя этого комфорта лишим». Наша страна только что пережила западные санкции, лишившие нас малой части комфорта, к которому мы привыкли. Я, например, в свое время очень много путешествовал всей семьей, сейчас не могу этого делать, не могу выезжать за границу в те страны, где я раньше бывал и спокойно передвигался.

Если мы держимся Христа, нас комфорт погубить не сможет. А если мы не держимся Христа, мы погибнем и без комфорта. Дьявол губил людей и утаскивал их в ад много тысячелетий, и тогда, когда были одни условия комфорта, и когда жизнь стала гораздо более комфортной. В этом отношении существует опасность. Потому что современный мир настолько быстр, что не оставляет человеку времени на адаптацию в тех возросших условиях комфорта, что на него свалились. В последние десятилетия комфорт настолько вошел в нашу жизнь, настолько ее изменил, что нам, христианам, приходится учиться жить по-новому, в новых условиях жизни. Но тот, кто держится Христа, никогда Его не лишится. Невозможно человека обманом лишить Христа, этого не бойтесь никогда. Христос не даст это сделать.

Вспомните, как ученики начали бояться, когда началась буря на озере Галилейском. А Господь сказал им: «Что вы так боязливы, маловерные?» Если с нами Господь, неужели мы можем где-то погибнуть? И от естественной бури мы не можем погибнуть, и от современных условий комфорта тоже не можем погибнуть, если будем держаться Христа. Господь говорит: не бойся, малое стадо (Лк. 12:32). Господь говорит: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Церковь Божия как была создана Христом, так до сих пор существует и пребудет до конца времен. Наша задача – от Церкви не отпасть.

С одной стороны, дьяволу удобнее искушать современных людей, потому что есть такие возможности воздействовать на человека, которых раньше не было. Например, в форме визуальной информации, в виде роликов. В нашу жизнь постоянно врывается море информации, мы просто не успеваем все отслеживать и адаптировать. С другой стороны, Господь всегда дает искушение по силам. Господь нас не оставит. Главное, не забывать Его об этом просить и от Него не отпасть.

Записали:
Таисия Зыкова и
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс