Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1248) → Протоиерей Игорь Илюшин: Радость покаяния

Протоиерей Игорь Илюшин: Радость покаяния

№15 (1248) / 8 апреля ‘24

Беседы с батюшкой

– Наш телеканал «Союз» уже много лет вещает и помогает людям. Очень многие не могут быть в храме, слушают трансляции телеканала. Мы все тоже имеем возможность через телеканал получать поучения, слушать беседы со священниками и смотреть различные телепередачи. В Великом посту необходимо делать добрые дела. Если вы сможете оказать телеканалу не только молитвенную поддержку, но и материальную помощь, то сделаете действительно доброе дело, а мы сможем дальше продолжать наше вещание. Божие благословение на всех!

Радость покаяния. Такое словосочетание у некоторых людей вызывает недоумение. Разве осознание собственных грехов может приносить радость?

– Почему покаяние связано с радостью? Потому что в итоге человек получает радость. Посмотрим на этапы покаяния. Сначала – чувство скорби от осознания своих грехов, борьба, преодоление. Но в итоге, когда человек уже увидел грех, осознал его, пришел ко Господу, раскаялся, получил прощение от Бога, его сердце посещает радость от того, что Господь по Своему великому милосердию и человеколюбию прощает его, принимает и, можно сказать, юридически справедливо не наказывает.

Умеем ли мы каяться? Представим, что в молитве просим Господа, чтобы Он подал нам Исповедание грехов. Но если задумаемся о том, что Господь нам подаст Исповедание наших грехов, то, наверное, в эту же секунду сойдем с ума. Я даже представить не могу, насколько я грешен в очах Божиих. Как мы вообще можем научиться каяться?

– В том и дело, что мы должны как раз увидеть грех. Все начинается с этого. Бывает так, что человек не видит своих грехов. Это надменное состояние, состояние самообольщения. Вот люди приходят в церковь, чтобы стать крестными, и им объясняют необходимость Исповеди и Причастия. Для кого-то это первый раз.

И он же последний.

– Дай Бог, чтобы не последний! Но человек недоумевает: «В чем я буду каяться? Я хороший человек. Я как все, грехов не совершаю». Есть литература, которая помогает увидеть свой грех. На самом деле все это говорит о том, что человек отдален от Бога, не имеет цели двигаться к Богу. Бог – это истинный свет, истинная чистота, истинная святость и источник всего благого. Когда человек приближается к этому источнику, на этом величайшем фоне он видит свои несовершенства, свой грех. Поначалу это сопряжено, может, с негативным чувством, и он может впасть в уныние. Так как к нам имеют доступ и злые духи, они тоже могут это все усиливать, внушая мысли о том, что и не нужно начинать движение в сторону исправления.

Само слово «покаяние», как мы знаем, происходит от древнегреческого слова «метанойя», то есть «изменение». Имеется в виду изменение образа мыслей и действий. Здесь даже не столько про изменение мыслей. Бывает так, что человек, может, и имеет мысленную решимость исправить грех, но очень важно не забывать, что практическое покаяние – это все-таки дело, когда он уже не повторяет грех после Исповеди, а начинает над этим работать. И есть такие грехи, которые, наверное, невозможно полностью преодолеть в течение всей жизни. Но всю жизнь с ними необходимо бороться.

Представим, что человек приходит в церковь. Он невоцерковленный, но понимает, что надо покаяться и исповедоваться. Приходит, но не знает, как это делать. Подходит к священнику и говорит: «Помогите мне исповедоваться». Что Вы в этом случае скажете?

– Я думаю, каждый священник частенько сталкивается с такими вопросами. Обычно те самые люди, которые готовятся стать крестными, примерно так и обращаются к священнику. Задача в том, чтобы помочь. Обычно я провожу Исповедь по десяти заповедям и предлагаю возможные грехи человеку в форме теста, чтобы он ответил «да» или «нет». Первые четыре заповеди говорят о почитании Бога. Я таких людей спрашиваю, есть ли Бог, молились ли они Богу, читали ли утреннее и вечернее правило, посещали ли храм. Потому что четвертая заповедь нам предлагает еженедельное посещение храма: шесть дней работай, день седьмой посвящай Господу Богу твоему.

Потом заповедь о почитании родителей. Здесь опять раскрывается, что это не только почитание родителей, но и уважительное отношение ко всем людям старшего возраста – учителям, начальникам, власти. Следующая заповедь – не убий. Понятно, что это не просто само убийство, а те чувства, которые человек испытывает в своем сердце. Сюда относится и раздражение, и осуждение, и гнев. Следующая заповедь – не прелюбодействуй: плотские мысли, чувства, действия. Не завидуй: кто-то богатый, кто-то денег не считает, а вот у меня мало. Не укради. Последняя заповедь – не пожелай ничего того, что у ближнего твоего. Не лжесвидетельствуй еще. Человеку сразу открывается весь этот спектр.

Самое главное – опять же не просто увидеть свой грех. Да, грешен. Человек это признает. Он видит, что действительно несовершенный. Тут ему предлагается возможность служить Богу. Потому что покаяние – это уже измененное состояние, именно наши действия. После Исповеди, после видения греха мы должны захотеть служить Богу.

И наше покаяние должно быть все-таки облечено в слова, это не просто внутреннее осмысление своего греха. Сам Христос установил таинство Исповеди. Он выбрал апостолов как первых священнослужителей и дал им власть прощать и отпускать людям грехи. Он сказал: кому простите грехи, тому простятся. Каким образом верующие шли и исповедовались? Именно словом. Они приходили, каялись словами и получали прощение. На основании чего? На основании тех заповедей Господних, которые Сам Господь для всех нас установил. Поэтому очень важно исповедоваться, а именно – называть словами свои грехи.

Бывает так, что человек просто ходит в храм, подходит к иконам, ставит свечи. Я иногда подхожу к таким людям и спрашиваю, исповедовались ли они. Выясняется, что у них есть как бы своя придуманная вера, по которой такой человек, как он сам говорит, просто кается перед Богом. Но все-таки Христос установил именно таинство Исповеди и Церковь Христову поначалу в лице апостолов, которые должны совершать это таинство. И через них мы имеем возможность соединения с Богом в таинстве Причащения.

Поэтому так важно причащаться Святых Христовых Таин. Когда человек раскрывается в таинстве Исповеди, он может изменить свою жизнь, потому что происходит духовное очищение. Исповедовавшись, он получает прощение грехов, а, причастившись Святых Христовых Таин, – заряд Божественной благодати от соединения с Самим Господом Иисусом Христом.

То есть можно получить помощь от священника. Прийти и сказать: «Научите меня, отче, исповедоваться».

– Очень важно духовно советоваться. В любом деле нам нужен репетитор. Очень сложно самостоятельно научиться играть на флейте, скрипке, гитаре или научиться рисовать – ты же знаешь каких-то важных, краеугольных моментов. Если обучаться ремеслу с помощью профессионала, художника или музыканта, то уже не сделаешь ошибок. Точно так же важно подойти к священнику, обратиться к истории Церкви и исповедоваться.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Если покаяние ведет к перемене человека, то как научиться радоваться покаянию?»

– Если он вследствие Покаяния, Исповеди, Причащения будет постепенно исправляться, придет и радость. Радость от того, что удается преодолевать, побеждать грех.

Вопрос по поводу построения Исповеди. Есть, скажем так, набор грехов, который Вы как священник наверняка слышите от большинства исповедующихся: гордыня, осуждение и так далее. Еще некоторые говорят фразу: «Грешен во всем». Но есть грехи, в которых люди очень боятся исповедоваться, – так скажем, стыдные грехи. Если есть такой стыд, помогаете ли Вы преодолеть его?

– Когда человек регулярно ходит в храм, мы всегда советуем исповедоваться у одного священника, найти духовного отца, чтобы священник уже знал этого человека. Тогда какая-то духовная проблема начинает вскрываться, у него начинается духовный рост, какие-то ступенечки преодолеваются. Грех – это всегда болезнь, она сопряжена с неправильными действиями, ошибками, искушениями. Если разбирать их со священником, советоваться, думаю, любой грех можно исповедовать и получить радость от того, что снял с себя тяжкий, неприятный груз.

Между Исповедью и Причастием проходит время. Мы стоим в храме, молимся, вдруг появляется какой-нибудь помысел – и чувствуешь, что опять совершил грех. В таком случае опять нужно идти к священнику, говорить, что вспомнил грех, еще раз просить Исповеди, каяться, получать отпущение греха? Или можно идти спокойно причащаться, даже если вспомнил о каком-то грехе?

– Мы всегда здесь, на земле, находимся в состоянии греха. Если так думать, то можно не дойти до Причастия. Священник, читая разрешительную молитву, дает, по сути, благословение подойти к Святой Чаше и причаститься. В молитве перед Причастием мы указываем на то, что мы грешные, произносим слова: «…от них же первый есмь аз». То есть перед Чашей каждый себя называет первым из грешников. И мы получаем освящение, исцеление через таинство соединения с Богом, через Его Тело и Кровь.

Думаю, не бывает такого, чтобы человек перед Причастием что-то совсем страшное вспомнил. Потому что мы готовимся к Исповеди (обычно подготовка идет три дня), готовимся ко Святому Причастию. Хотя сейчас благословляется разная подготовка, в связи с разными обстоятельствами, тем не менее это занимает какой-то период времени. Следует прочитать молитвы, которые указывают на какие-то грехи. Плюс нужно подумать о том, в чем лично ты согрешил. Я думаю, что невозможно что-то глобальное забыть исповедать.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «На Исповеди я каюсь в одних и тех же грехах: раздражаюсь, осуждаю, тщеславлюсь добрыми делами иногда. Я, конечно, стараюсь с этим бороться, но не всегда получается. Я не чувствую радости покаяния, потому что грехи повторяются. Как мне эти грехи победить? Меня это все время волнует».

– Вы все же говорите о духе сокрушенного сердца. От видения того, что мы не исправляем свой грех, присутствует состояние сокрушенного серд- ца. Но это состояние должна перекрывать радость от того, что Господь все-таки нас приемлет. Мы все-таки имеем некую надежду на то, что Господь, несмотря на то что мы грешные, недостойные, все равно нас спасает и допускает до этого великого таинства. Как говорил Силуан Афонский: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». То есть сознавай, с одной стороны, что ты достоин ада, но, с другой стороны, надейся на милость и любовь Бога. Тогда от этой надежды будешь испытывать благоговейный трепет, радость перед милосердием Божиим.

Наверняка Вы встречали прихожан, которые приносят на Исповедь листы, где они записывали грехи после последнего посещения церкви. Я даже видел у людей общие тетради, которые ведутся как дневники. Имеет смысл записывать свои грехи? Или все абсолютно индивидуально?

– Я советую классифицировать грехи. Бывает, человек, записывая последовательно все, что он сделал неправильно, не видит за этим сам грех, видит только какие-то действия и не может в этом многообразии распознать корень, увидеть суть. Я всегда стараюсь с такими людьми по этим записям разбираться. Например, мы просматриваем вместе один или два листа записей, и я говорю: «Смотрите, вот это все – осуждение (или раздражение, или еще что-то)». Получается, что в этой тетради всего два или три греха.

Важно не просто перечислять все, что было в течение прошедшего периода, как бы делая отчет о проделанных грехах, а именно покаяться, то есть увидеть корень, суть греха и еще получить благословение на то, как преодолеть этот грех. Это не просто самостоятельная, самовольная работа, когда человек решает для себя: «Я больше не буду осуждать ненавистного соседа, который причиняет мне много зла». Нужно испросить у священника благословение на то, как это преодолеть. Священник может дать совет: например, когда попускаются помыслы осуждения, читать Иисусову молитву. Или, вместо того чтобы пройти, не поздоровавшись с соседом, поздороваться с ним с улыбкой, пожелать ему доброго утра или доброго вечера, не обращая внимания на то негативное, что он скажет в ответ.

Дети в храме – всегда особая история. Я наблюдал много раз, как мальчик или девочка подходят на Исповедь, а бабушка подсказывает: «Вот это скажи». Насколько самостоятельным может быть покаяние ребенка, который пока еще не очень понимает, в чем он виноват?

– На самом деле многие дети умеют каяться по-настоящему. Иногда с благоговением и замиранием сердца слушаешь их разговор с Господом, как они каются в своих грехах. Они просят молитвенной помощи или совета, как помочь папе, чтобы он не пил вина, или как попросить у Господа, чтобы выздоровела бабушка. Слышишь это и умиляешься такой чистоте сердца на Исповеди.

Но по-разному бывает. Бывает, дети приходят с бумажками и читают те грехи, которые им написали родители. И очень важно дать им доброе назидание, объяснить, что любой грех связан с разрушением, что грех разрушает не только духовные связи с Богом, но и даже жизнь как образ мирного существования. Отсюда появляются конфликтные ситуации, неустройства, проблемы в школе. Если ребенок, приходя на Исповедь, будет получать совет к любви, добру, прощению, милосердию, то, я думаю, будет большая радость от покаяния.

Покаяние и раскаяние – это одно и то же?

– Раскаяние – это только видение греха. Мы можем вспомнить Иуду, который раскаялся, но раскаяние привело его в полное отчаяние, в полное удаление от Бога, он не смог дойти до покаяния. Покаяние – это изменение образа мыслей и действий. Раскаяние – это, можно сказать, начальная стадия покаяния, через которую мы все проходим, но очень важно, чтобы все не закончилось на этой стадии, иначе это не принесет плодов. Дальнейшая стадия раскаяния – осознание того, что ты сделал плохого, и обращение к Богу с просьбой, чтобы Господь простил, исцелил. И важно подтверждение своего намерения делами, когда после осознания греха ты уже не повторяешь этого. То есть имеешь волю творить благое, творить добро, творить заповеди Господни.

Во времена атеистические не все приняли таинство Крещения в младенчестве. Я, например, крестился уже в осознанном возрасте, мне было 27 лет. Я помню свои грехи, которые были до Крещения. Иногда эти грехи обличают меня, мне до сих пор за них стыдно, но они были до Крещения. Получается, эти грехи больше не существуют?

– В том-то и радость покаяния, что Господь действительно исцеляет нас, прощает, отпускает эти грехи. Грех, можно сказать, требует расплаты; грех – это нарушение духовного закона. Например, когда человек дотрагивается до раскаленного утюга, тут же получает наказание – ожог. Но если он, например, украл что-то, то не наступает сиюминутного наказания, Господь это наказание не убрал, но отодвинул, чтобы укравший исполнял заповеди Божии не из страха наказания, а из здравого смысла, из любви к Богу, чтобы было осознание, что не нужно нарушать закон Божий. Вследствие этого мы имеем возможность получать прощение. Господь берет на Себя расплату за наш грех. Именно поэтому Он и пострадал на Кресте: Он принес Себя в жертву за грехи всего мира, за всех нас. И мы можем иметь благоговейную радость по отношению к Нему.

В молитве Святому Духу мы просим Господа, чтобы Он вселился в нас и исправил всю нашу скверну. Существует некая изначальная скверность, в данном случае я говорю про грех наших прародителей, про первородный грех. Но есть грехи нераскаянные, они бывают по разным причинам (мы можем их не помнить, можем не осознавать). Постом совершается таинство Соборования, изначально таинство для больных, но теперь для всех, кто считает себя больными (а мы все больны). Говорят, что в таинстве Соборования прощаются те грехи, о которых ты не помнишь.

– Понятно, откуда эта мысль появляется в традиции Церкви. Можно, конечно, сразу отвергнуть эту мысль и сказать, что такого нет. Но если поглубже посмотреть на таинство Соборования, на молитвы, которые там читаются, то в этих молитвах речь идет не только об исцелении тела, мы просим подать исцеление и телу, и душе. Там перечисляется множество грехов, и присутствующий на таинстве Соборования может услышать в молитвах тот или иной свой грех, который он по каким-то причинам (например, по нерадению, лености) забыл.

Но есть традиция, что после этого таинства в ближайшие три дня нужно исповедоваться и причаститься. То есть тот, кто во время прочтения молитв в таинстве Соборования услышал тот или иной свой грех, получает возможность сразу же прибегнуть к таинству Исповеди и покаяться. Автоматически в Церкви ничего никогда не делается.

Я очень рад тому, что мы сумели поговорить на тему покаяния, радости покаяния. Думаю, во время Великого поста у нас есть очень много возможностей для этого. Благословите наших телезрителей на то, чтобы прийти в храм и покаяться.

– Дорогие братья и сестры, исповедуйтесь, кайтесь, исправляйте свою жизнь. И Господь будет со всеми нами.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс