Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1247) → Священник Олег Патрикеев: Как увидеть свои грехи?

Священник Олег Патрикеев: Как увидеть свои грехи?

№14 (1247) / 1 апреля ‘24

Беседы с батюшкой

Тема передачи очень важна, особенно в начале Великого поста. Оказывается, мы не можем увидеть свои грехи. Может быть, нам может помочь священник, который нас знает? Может быть, можно своих близких спросить, в чем, на их взгляд, мы грешны? Или попытаться это узнать, сравнивая свои поступки с Евангельским чтением? Увидеть свои грехи очень сложно. Они бывают обличающие, когда человек совестью чувствует, что не прав. Но есть грехи, которые нам кажутся дозволительными, что ли. Мы же все-таки не святые. Помогите разобраться в этом вопросе.

– Тема очень сложная. Надо рассмотреть и мою личность, как она обрела видение своих грехов. Нельзя рассказывать другому человеку о его грехах. Это будет осуждением. Мы же не можем попросить соседку рассказать о наших детях. Она скажет, что они балуются, хулиганят, ломают забор. И у нас от этого счастья не прибудет. Так и видение своих грехов. Господь не всегда открывает эту дверь для человека, наверное для того, чтобы тот не разочаровался в самом себе.

И погружение в себя должно быть постепенным. И как раз Великий пост позволяет делать с первого дня. Через чтение Канона Андрея Критского мы опускаемся вглубь себя и познаем глубину своего грехопадения. Именно своего грехопадения. Но даже здесь должно быть чувство меры. Иначе мы можем растоптать сами себя. Возможно, возникнет чувство отчаяния и вечной вины. Я вечно грешен. Значит, я не спасусь. Тогда и не буду спасаться. Зачем мне спасаться, когда я грешен? Кому я там нужен? И человек уходит в другую сторону.

Мы должны для начала рассмотреть саму причину греха. Чтобы увидеть болезнь, надо признать, что ты болен. Невозможно человеку, с виду здоровому, сказать, что он чем-то болен. Максимум – психологи могут рассказать по взгляду на человека или по двум-трем его предложениям, какие у него фобии и так далее. Но опять же, когда он доверяет психологу. Здесь же это удивительная глубина. Глубина покаяния. Через святых отцов мы видим, насколько она бескрайняя. Покаяние – наверное, одно из самых главных черт православного вероучения. Все начинается именно с этого шага. Иоанн Креститель начинал проповедь с покаяния: «Покайтесь!» Этот глас вопиющего в пустыне звучал так громко, что люди просыпались и шли к нему на Иордан. Об этом тихо, спокойно, среди учеников в Своей первой проповеди о покаянии сказал Христос.

Православная Церковь всегда говорит о покаянии как об основе спасения человека. А теперь подумаем, от чего нас спасать-то? Если человеку рассказать о его грехах, разве это приведет ко спасению? И тогда, конечно, мы должны взять начало греха. Мы должны понять, где корень. Это антропология. Мы даже не знаем, откуда взялись. И рассуждать о себе, кто я, у меня даже мысли не было. Меня родили родители. Я знаю физические и химические законы бытия человека.

Но по своей природе мы уже рождаемся с болезнью. То есть наше тело, наша плоть, которая является трехсоставной, уже при зачатии в чреве матери греховна. А грех – это последствие проступка. Тут в первую очередь нужно вспомнить о первородном грехе. Именно он – основа нашего наследия. И если отмотать назад всю историю человечества, мы должны понять, кто же подарил нам такую плоть. Опираясь на Библию, мы видим, что первые люди передали нам по наследству не домик в деревне с речкой и банькой, а ген смерти. Ведь последствия греха – это еще и смерть. Мало того, что болеем и страдаем, мы еще и умираем. Это наследство всего человечества.

И человек не всегда входит в систему координат православного вероучения. Большая часть людей, даже крещеных, так и не понимает, зачем нам нужно это ковыряние в себе, зачем нужна Исповедь. Мы выдумываем какие-то старые воспоминания грехов и так далее. Это длительный процесс, потому что мы не знаем, зачем нам это нужно. Некоторые говорят: «Мне нужно причаститься». Бросил список своих грехов, списанных с тетрадки какого-нибудь святого, батюшка разрешил молитву, и человек причастился. А зачем? «Чтобы все было хорошо». Это все настолько образно, пока человек не коснется глубины своего Я: кто я есть в этом мире? для чего живу? для чего болею? почему умираю? для кого живу? для кого умираю? что будет дальше? И пока эти вопросы не стоят перед человечеством, мы будем просто болеть и просто умирать.

Картина ясна, но я все равно хочу найти то зеркало, которое показало бы мне мои грехи. Что нужно сделать, чтобы их увидеть? Вы очень точно подметили, что на Исповеди мы говорим в общем, каемся в гордыни, осуждении. Но если мы произносим какой-то грех, то должны стараться его исправить. А каким образом можно исправить? Я имею в виду тяжелые, основополагающие грехи. Ведь мы же произносим их на Исповеди, может быть, даже и не видя в себе гордыни, осуждения, тщеславия, самолюбования, самосожаления...

– Мы этого не видим, потому что живем в матрице, сотканной из греховных дел, которые придумал дьявол. Мы в нее поселены желанием Адама и Евы жить в этом понимании. И нам, не знавшим жизни до грехопадения, трудно себя оценить. Мы живем по своей природе в этом уже встроенном моменте, он для нас естественен. Для нас естественно быть гордыми. Мы гордимся страной, своими детьми, какими-то успехами.

Но это любовь, а не гордыня.

– Но источник этого – гордыня. Я горжусь страной, потому живу в ней. Горжусь детьми, потому что это мои дети. Моя гордыня. Все это касается как раз первого греха, совершенного Адамом и Евой. Гордыня управляет всеми остальными грехами. Она наездница, голова падения человека, в которое он попал, сам того не зная. Мы не понимаем, что живем в этом, и все это движется нами.

Но если мы выходим из этой координаты, если хотим понять, чем больны, зачем живем, если хотим познать себя, тогда в путь – открываем Евангелие и святых отцов. У святых отцов расписаны все страсти по наименованиям, и даже лекарства против каждой из них. Но никто этим не пользуется. Когда у нас болит живот, мы приходим в больницу и рассказываем все, что с ним связано, и не боимся, что он болит. Но если бы у нас вскакивал какой-нибудь прыщ после каждого нашего осуждения или помысла, то мы все были бы в язвах. Да мы и так все в язвах на самом деле, просто этого не видим. Господь охраняет нас, чтобы мы не сошли с ума.

Но иногда человек доходит до состояния, когда считает, что сам все решит, что ему никто не нужен. Бог есть, но мне важна моя жизнь, моя работа, мои дети. Я сам есть источник самого себя.

Мы же заряжаем телефоны. И если бы у нас были батарейки, которые заканчивались бы, то мы бы понимали, что их надо подзаряжать, и постоянно бегали бы к источнику. Я говорю о Причастии. Смысл его в том, что именно во Христе восстанавливается человеческая природа, именно во Христе она изменяется. Он принял нашу греховную природу, будучи сам без греха. И посмотрите, что Он с ней сделал. Преобразил. Но посредством чего? Посредством Своих страданий, страстей Христовых, которые мы будем вспоминать на Страстной пятнице, Своей смерти и Воскресения.

Изменение нашей природы возможно только во Христе, но человек об этом задумывается постепенно. Буквально вчера мы еще читали канон. И только после первого дня поста мой ум начал как-то рассматривать эти буквы, эти словосочетания в том отношении, что я это читаю сам про себя. Я увидел себя в этом ужасе. Я смотрю, что все грехи, о которых говорит преподобный Андрей Критский, присущи мне. Меня обуял ужас. Мы стоим в темном храме, а райские врата закрыты.

Вот оно, состояние смерти: я умер и смотрю на закрытые врата. Что я буду там говорить? Моим грехам нет никакого оправдания. Только покаяние. У преподобного Андрея Критского и у других святых отцов было только покаяние. Возможно, оно приоткроет завесу Царства Небесного, мы увидим там свет, и нам захочется вернуться туда, откуда мы выпали, как птенцы из гнезда. Мы появились на этой земле не сами по себе. Мы должны понимать, что у нас есть Отчий дом, куда нам надо вернуться. И тогда мы начинаем работать над собой. Тогда мы понимаем, сколько помех есть в нашей жизни, чтобы вернуться домой.

Может быть, я раскаялся еще не как блудный сын, а мне до сих пор нравится кушать со свиньями. И они вроде хорошо кушают. У них все включено, за ними ухаживают, моют, но они находятся в плоскости материи. А если я посмотрю наверх? Свинья не может взглянуть наверх. Ей не нужно смотреть туда, ей нужно смотреть вниз, где питание и то, что дает ей тепло.

Для того чтобы увидеть свои грехи, нужно все-таки посмотреть наверх. Я предполагаю, что эта способность была заложена образом Божиим, по которому мы созданы. Но мы очень часто теряем этот образ, а с ним и способность увидеть свои грехи. Поэтому в молитве мы просим: «Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих». Если Господь нам даст исповедание грехов, то мы наверняка тут же сойдем с ума. Поэтому Он открывает нам с игольное ушко. А как мы можем догадаться о подводной части этого айсберга наших грехов? Как это увидеть? Как воспитать в себе эту способность? Или она не существует?

– Давайте вспомним образ блудного сына. Это прообраз нашего человечества. Что сподвигло его к воспоминаниям об отце? Первое, это голод. Пост. Святые отцы говорят, что пост – двигатель нашей души.

Но там был не добровольный пост.

– Это как раз и есть. Болезнь. Пост. Это то, что он выбрал. Сказка Александра Сергеевича Пушкина про разбитое корыто – о нашей гордости. Голод, страдания привели его к воспоминаниям. Он вспомнил о Боге. Что нас заставляет вспомнить о Боге, как не болезнь? 90% людей приходит в храмы из-за скорби, из-за болезни, из-за смерти детей, близких, родных, своей личной.

Страх.

– Страх – это первое понятие о Боге. Бывает, что человеку в автобусе что-нибудь навеет, или он увидит страшные новости. И это ему естественным образом приоткрывает Господь. Просто всем нужно чуть-чуть возжелать этого. Господь открывается только ищущим Его. Первым делом мы приподнимем свою голову, и тогда Господь начинает работу над нами. Он как врач. Но мы должны сказать Ему, что больны. А если ты не болен, то никогда не пойдешь к врачу, а будешь заниматься самолечением, думать, что ничего страшного, что можешь сам поправить свое здоровье. У нас даже есть тост за здравие. Главное – здоровье, все остальное купим. А здоровья-то нет. Его по природе нет. Мы рождаемся в страданиях. Мы рождаемся уже больными. Мы все ищем здоровье, как будто бы оно самое главное в жизни.

У меня есть друг-священник, который на вопрос «Как жизнь?» отвечает: «Заканчивается».

– «С каждым днем все ближе», – у меня такая поговорка.

В храмах бывают настоящие общины, где прихожане знают друг друга. Но чаще мы не знаем ни своих соседей, ни людей в своем приходе. Я думаю, может, в общении мы способны увидеть свои грехи?

– Я понимаю ваш вопрос. Вы хотите, чтобы вам сразу дали диагноз. Это удобно, прийти к кому-то и сказать: «Дайте мне, пожалуйста, диагноз, чем я болен».

Я хочу диагноз. Хотя бы направление.

– А готовы ли вы это выслушать? Вы же сразу обидитесь, если кто-то скажет все неприятные вещи о вас. Вы не скажете: «Ой, как хорошо, наконец-то я узнал о себе такую правду». Никто этого не скажет, кроме святых людей.

То есть готовность услышать – это тоже очень важно.

– К ней нужно приготовиться как раз постом, потому что первое, что будет реагировать на информацию, – наше эго. Оно будет изменять информацию. Любая информация, приходящая через все наши пять чувств, изменяется в уме, потому что он падший. При Крещении мы как бы восстанавливаемся во Христе, полностью обновляемся, но каким-то образом снова падаем. Почему мы снова возвращаемся к тем же граблям? Я до сих пор не могу этого понять. Вроде мы должны быть, как первые христиане, – крестились, и все: смерть нам не страшна. Но, как апостол Петр говорил: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя, а потом взял и отрекся, так и мы. Нам как-то неудобно говорить о Христе в обществе, или мы стесняемся показывать свой крестик, или перекреститься перед едой в ресторане. Боже, упаси. Как на меня посмотрят? Это уже и есть отступление. Мы боимся и поэтому живем как серые мышки. Дали нам одну семечку, и мы ее погрызли. В храм сходили, и вроде как православные. На самом деле это самообольщение.

Я не представляю, что будет со мной через неделю. Как узнавать о себе такой ужас? Я вчера читал канон, и у меня дрожал голос, потому что я понимал, что сейчас исповедуюсь даже не перед людьми. Хотя у нас есть опыт такой Исповеди. На Прощеное воскресенье священник выходит и исповедуется перед всеми людьми в храме. Сейчас епископ принимает у нас Исповедь два раза в год минимум. И, конечно, мы каемся перед каждым Причастием. Перед каждой Литургией мы совершаем молитвы о покаянии.

Исповедоваться должно быть стыдно. Вот что в первую очередь нас должно волновать. Если мне не стыдно, значит, совесть не обличает. Ну, отлично, я с ней договорюсь. Это серьезный труд, это очень важно. У нас трехсоставная плоть: дух, душа и тело. И начинать надо с тела. Это как сковородка, которую не мыли месяц. Представьте себе такую сковородку, там уже налипло столько всего, она вся в сале. И что с ней надо делать? Налить средство против жира и взять щеточку. Вот оно, постное состояние. И отдирание сковородки – больно и неприятно.

Вы хорошо сказали про сковородку. Раньше в воскресенье перед постом была хорошая традиция, когда хозяйки вымывали сковородки, освобождая их от возможного жира. Такой был процесс, в основном в деревнях.

Во время поста мы становимся такие, как бы сказать, особые. Женщины носят только черные платки. Мы приходим в храм, и у нас у всех такие «постные лица», как в известном выражении. С одной стороны, это понятно, мы же начинаем думать о своих грехах.

– Радости мало.

Но, с другой стороны, ведь размышление о грехе и поиск собственной совести и осознание своих грехов не может быть связано только с днями Великого поста. Скоро Пасха, и мы тут же перестаем молиться и каяться. Все нормально. Христос Воскрес, и все хорошо, грехов больше нет.

– Наш ум так расположен. Мы не можем изменить лицо, когда идет пост и молитва в себе. У нас нет опыта счастливого обнаружения в себе грехов. Адам тоже плакал об этом. То есть все предшествующие Недели: изгнание из рая, о Страшном Суде, говорят о том, что мы должны немножко напрячься, поэтому наше лицо в принципе отражение этого. Это нормально. Не надо ходить и улыбаться сразу, что пост наконец-то начался. Ты улыбайся для Господа.

И удивительно, мы ждем пост, но забываем, что поститься можно и в другие дни. Наверное, это антропология. Святые отцы так расположили постные дни, чтобы мы могли благодарить Бога и вкушая пищу, и не вкушая ее. Невозможно поститься целый год. Невозможно все время вводить себя в такое состояние. Иначе тетива лука просто порвется. Мы не так часто напрягаем свою душу, чтобы плакать каждый день. Нам это будет трудно. А сейчас идет совместное покаяние, и это нас поддерживает. Как раз чтение святых отцов о покаянии начинает как бы цепляться за ум в тебе. Он начинает размышлять, и возникает вспоминание даже детских грехов. Ум начинает вспоминать то, что мы не исповедовали.

Я говорю про себя, потому что именно через пост пришел к вере. Я хоть и был православным, носил крестик, но именно пост начал обличать меня. Я похудел, мне все это нравилось. Это было еще до откровения. И вдруг я начал читать Евангелие. Мне просто стало интересно, потому что ум начинает искать другие интересы во время поста. Земная жизнь, все эти сериалы и музыкальные новости для меня стали на втором месте. Мне стало интересно, о чем думали философы. То есть ум надо освободить от того жира, которого очень много у нас в голове.

Кстати, иудей, когда постился, полностью исключал еду из своего организма и говорил: «Вот мой жир, я приношу его в жертву». Так и мы должны настолько утончить наше тело, чтобы оно перестало глядеть на еду как на какую-то нужность и важность в этом мире, как на самое главное.

Мы должны сразу смотреть Евангелие. Это тот антивирус, который надо поставить в свою голову. Если мы смотрим на еду и у нас, как у собаки Павлова, слюнки текут, то это говорит о том, что наш организм работает в матрице простого проживания на земле. Червячок поел, поползал, поспал и умер, затем другой родился. Круговорот жизни в природе.

А пост, он о пяти чувствах, не только вкус. У нас есть еще глаза, уши. И мы начинаем поститься ушами, глазами. То есть глазки в пол, не смотрим по сторонам на красивые платья или в телевизор. Я удалил все новостные форумы, какие у меня есть.

Мне сейчас новости вообще неинтересны. Мне интересна одно – спасусь ли я? Хоть я и священник, но мне нужно знать о моем спасении, я хочу это знать. Иногда я думаю, что, раз я священник, то могу делать все, что захочу, что уже практически спасен. Даже появляются мысли, зачем мне поститься, ведь я знаю Литургию, знаю то, другое… Знаю, какие правильные вещи нужно говорить людям, но разве сам я это исполняю? Я ведь делаю немногое из этого.

Именно пост привел меня к пониманию Евангелия. Оно открылось для меня, когда я стал задаваться вопросами: «А где путь? Куда мне идти? Зачем мне все это?» Так вот, когда вы зададите себе подобные вопросы, откройте Евангелие, и Бог моментально вам ответит, если вы, конечно, готовы услышать Его ответ.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс