Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1181) → Священник Виктор Ленок: Как сохранять мир в душе?

Священник Виктор Ленок: Как сохранять мир в душе?

№44 (1181) / 21 ноября ‘22

Беседы с батюшкой

Мир душевный мы готовы потерять из-за любой мелочи. Всякий пустяк, как мы знаем, может нас вывести из себя. Без мира в душе никакая добродетель не принесет пользы и никакое дело не совершится во благо. Мир в душе должен быть в любой ситуации. Особенно это актуально в современном обществе, когда вокруг царит суета, кипят страсти. Так как же нам сохранять мир в душе?

– Действительно, тема очень актуальная. По причине того, что современный человек замкнут в себе и порой даже не понимает, что та внешняя информационная оболочка, что обволакивает его ежедневно, приводит к глубокому падению, – психологическому, физическому, духовному. У него, быть может, нет того основания, которое есть у верующего, потому что у верующего основание, фундамент, столп – Господь наш Иисус Христос. Только благодаря тому, что у нас есть уверенность в невидимом, мы сохраняем определенное спокойствие. Конечно же, внешние факторы очень часто приводят к тому, что человек начинает нервничать, суетиться, бояться.

Зачастую это приходит извне: из-за информационной повестки, из источников информации. Когда я ехал на эфир, в метро обратил внимание на то, что каждый второй, а, может, даже каждый первый (сегодня довольно много людей возвращалось с работы, с учебы) пребывал в смартфонах. То есть очень много разной информации, которая приводит к тому, что спокойствия и мира в сердце не прибавляется. Наоборот, есть определенное состояние, передающееся затем близким людям. Особенно если человек находится в конфликте с кем-то, то конфликт усиливается. Очень много манипулятивных приемов используется сегодня в информационном пространстве, в художественных фильмах, сериалах, человек просто не знает об этом, на эту удочку клюет, и его, казалось бы, мир в душе переворачивается с ног на голову.

Для христианина самый главный источник информации – Евангелие, Священное Писание. Когда мы будем апеллировать к Священному Писанию, откроем для себя Христа, выйдем из своей скорлупки, где закрылись благодаря информационному шуму, конечно, станет чуточку легче, чуточку проще. Мы перестанем суетиться. Мы очень много суетимся сегодня, тратим самое драгоценное в жизни – время. Тратим на пустую информационную повестку, листая сети день за днем, час за часом, минуту за минутой.

Звонок от телезрителя: «Как воспитать детей в Законе Божием, по заповедям Божиим, чтобы в семье сохранился мир?»

– Своим личным примером. Если кого-то заставлять что-либо делать, это приводит только к одному: человек отторгает то, что ему навязывают... Господь нас призывает совершенно к иному: чтобы мы благодаря духовной жизни изменили себя, свою жизнь, отношение к своим близким, чтобы мы с близкими имели диалог. Не монолог учительный в менторском тоне, а именно диалог. Нужно просто брать и делать, показывать личный пример.

Если человек видит добрый пример, конечно же, в его сердце это откликается. Но если среди близких постоянные конфликты, постоянные ссоры, постоянные нравоучения, лукавый просто отдаляет людей друг от друга. Господь же, наоборот, сближает, соединяет их. Мы же все братья и сестры через Тело и Кровь Христовы, через Евхаристию. Но если мы причащаемся в осуждение, конечно же, благодать уходит, и мы приходим домой не со смиренным, спокойным сердцем, а с озлобленностью. Надо найти что-то хорошее, в каждом из нас есть те качества, которые закрыты в этой скорлупке, мы просто как страусы: зарываем голову в песок, не видим ничего и никого вокруг. Поэтому просто посоветовал бы дорогой нашей сестре испечь торт, пирог, заварить чайку, пригласить всех к столу. Например, в скором времени будут замечательные дни празднования освобождения первопрестольного града Москвы от нашествия поляков по молитвам Богородицы перед Ее чудотворным Казанским образом, пребывающем в нашем соборе. Всех приглашаем посетить наш Богоявленский кафедральный собор, там помолиться, примириться и потом прийти домой и все конфликты разрешить за чашечкой чая.

Мы знаем слова преподобного Серафима Саровского: стяжи мирный дух – и вокруг тебя спасутся тысячи. Как правильно понимать данные слова? И насколько важно для православного человека стяжать мирный дух?

– Эта великолепная фраза преподобного Серафима, можно сказать, призыв к действию. Как я уже говорил, Господь призывает нас к тому, чтобы мы последовали за Ним, все отбросили, всякую суету. И два замечательных качества, которых нам не хватает всем, – кротость и смирение, – приводят к спокойствию в сердце.

Я не раз бывал на Соловецких островах. Там есть остров Анзер. Однажды я прогуливался по дороге на этом острове и встретил святого монаха – из него излучался поток света, любви, мира. Преподобный Серафим Саровский призывает именно к тому, чтобы в сердце человека, благодаря его духовному деланию, примирению с ближними, прощению обидчиков, становилось спокойно и хорошо.

На прошлой неделе в день памяти преподобных Оптинских старцев я был в Оптиной пустыни, и каким-то невероятным образом мне удалось посетить келью преподобного Амвросия Оптинского. Тогда в алтаре ко мне подошли и спросили: «Батюшка, не хотите ли Вы побывать в келье преподобного Амвросия?» Я, конечно же, с великой радостью согласился.

После посещения кельи преподобного, сопровождавший нас монах рассказал историю, произошедшую совсем недавно, которой поделилась с ним одна паломница. Они с мужем были верующими, но невоцерковленными, как и большинство людей в наше время. Иногда они заходили в храм, ставили свечку, писали записку и уходили, погружаясь в повседневную суету.

Но после того как ее мужа призвали по мобилизации в армию, женщина кардинально изменила свое отношение к Богу, к вере. Она начала обращаться ко Господу, чтобы ее любимый муж и отец их детей вернулся с фронта живым и невредимым. Она стала исповедоваться, причащаться, читать Священное Писание и молиться в определенное время три раза в день, где бы она ни была – в храме, дома, в каких-то других местах.

Это не было молитвой по соглашению?

– Нет, не было. Они с супругом иногда созванивались (у них была такая возможность), и как-то он ей рассказал: «Ты не представляешь, какая интересная ситуация происходит. Бойцы моего подразделения вдруг начали собираться вокруг меня в определенное время, они говорят, что рядом со мной им спокойно, хорошо, они не чувствуют тревоги и страха». Супруга спросила его, в какое время это происходит, и он назвал именно то время, когда она молится.

Вот какая незримая связь установилась между ними. Господь действует через эту женщину, и ее супруг приобретает мир и спокойствие. Этот мир и спокойствие ощущают и бойцы, которые еще совсем недавно ездили на работу или на учебу, воспитывали детей, занимались бизнесом, наукой, спортом, каким-то творчеством. Бойцам спокойно, хорошо рядом с их командиром, потому что он подает им добрый пример своими поступками, словами, своей реакцией на происходящее, и это действительно меняет мир вокруг них.

То есть если человек со вниманием относится к тем, кто его окружает, если он не проходит мимо боли, каких-то трудностей другого человека, откликается на них, если он пытается вычленить из своего плотного жизненного графика минуту и кому-то просто позвонить, то люди вокруг него тоже начинают приобретать мир в сердце.

И мы в нашей огромной семье – в Церкви, во главе которой стоит Христос, стремимся к тому, чтобы стяжать, приобрести это состояние мирного духа. Если бы сегодня люди перешли от осуждения, от ненависти к всепрощению, открытости, вниманию друг к другу и начали прибегать к молитве, все бы у нас изменилось.

Удивительная история. Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, как сохранять мир в душе, если каждый день я отступаю от заповедей Иисуса Христа и грешу?»

– Очень хорошо, что у вас есть желание избавиться от этого состояния. Я считаю, что вам нужно прийти в храм на Исповедь и постараться примириться с Богом, попросить у Господа сил, чтобы избавиться от своих страстей, потому что их невозможно преодолеть без помощи Божией. Если у вас есть решимость уйти от греха, то, безусловно, Господь даст вам силы и возможность это исправить.

Батюшка, возвращаясь к нашему предыдущему разговору, скажите, можно ли это спокойствие, эту тишину, образно говоря, как бы включать в течение дня, когда вокруг нас суета, когда мы заняты своей работой, но нам хочется не суетиться и сохранять в душе мир?

– Конечно, можно. Для этого у нас есть замечательный инструмент, который дал нам Господь, – молитва.

Молитва Иисусова?

– В том числе и Иисусова молитва. Многие говорят, что Иисусову молитву могут совершать исключительно монашествующие, но это не так. Господь призывает непрестанно обращаться к Нему. Вспомните слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите».

А что значит – непрестанно молиться? Это значит, что, когда тебе хорошо, ты благодаришь Бога, когда тебе плохо, ты просишь Его о помощи. Иногда ты пребываешь в таком состоянии, что тебя отвлекает от молитвы твое осуждение, твое обжорство, твоя гордость, потому что ты ставишь на первое место не Бога, а свое «я». К огромному сожалению, сегодня «я» стоит на первом месте у большинства людей, и причина этому – гордыня. И мы знаем, что гордыня побеждается только смирением, спокойствием, вниманием.

Творить Иисусову молитву на протяжении дня может любой человек. Вполне возможно, что вначале молиться Иисусовой молитвой не будет получаться, тогда нужно взять в руки четочки, небольшие, десяточку, и вслух произносить слова молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Или: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Или просто: Господи, помилуй.

И как только ты начинаешь обращаться к Богу, приходит какая-то теплота и отгоняются мысли, которые внушаются извне лукавым, потому что молитва – действенный меч против таких мыслей, приводящих к агрессии, раздражению, что в итоге выливается в плохие слова и поступки. Поэтому нужно начинать обрубать их на корню, и не тогда, когда ты уже перешел от слов к делу, а еще до этого.

Безусловно, молиться можно всегда и везде. Можно взять на работу Псалтирь, можно по дороге, вместо того чтобы листать ленту в социальных сетях, почитать Евангелие, мы же редко открываем его и читаем, а ведь Священное Писание – это навигатор в нашей жизни.

Когда приходишь на работу или на учебу, начиная любое дело, нужно обратиться к Богу со словами: «Господи, благослови» или прочитать молитву «Царю Небесный». Перед началом какого-то совещания, семинара или экзамена нужно помолиться: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. И если все это ты делаешь не ради себя, а ради Бога, то получаешь просимое.

И вообще, нужно непрестанно молиться, особенно сегодня. В нашем соборе уже почти месяц каждый день в два часа дня мы служим молебен с акафистом перед чудотворным Казанским образом Божией Матери. Вначале на это богослужение приходило очень мало людей, а сейчас приходит довольно много.

Сегодня я служил этот молебен с акафистом и видел, что люди с тревогой в сердце, в них чувствовалась нервозность, неуверенность в завтрашнем дне, а уходили они совершенно другими – с мирным состоянием духа. Поэтому в наше время нужно молиться ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Многие светские люди под спокойствием, миром подразумевают довольство собой: «У меня все хорошо, я доволен своей жизнью, поэтому в душе у меня мир». Но это же явное заблуждение?

– Конечно. Это самооправдание, потому что человек не хочет рассказывать о своей сердечной боли другому. В современном обществе потребления очень важна картинка, глянцевая обложка, свидетельствующая о том, что у тебя все классно, все хорошо, что ты очень успешен. У тебя есть машина, квартира, любовница и даже две, три любовницы, ты ведешь замечательный, праздный образ жизни – пять дней работаешь, затем идешь в ночной клуб или ресторан, занимаешься шопингом.

Но в душе-то у тебя совсем неспокойно, на сердце, как говорится, кошки скребут, потому что все совершенно не так, как кажется. Это просто глянцевая обложка, за ней ничего нет. Твое сердце, твоя душа не имеют цельности. Одна твоя страсть порождает другую, затем появляется третья, четвертая, и в итоге этот ком страстей, словно катящийся с Эвереста, просто накрывает тебя, и накрывает настолько, что ты можешь довести себя до исступления.

К сожалению, многие страсти овладевают человеком, и нужно выходить из этого состояния. Наверное, сегодня самый лучший способ для этого – покормить бездомных или, например, рассортировать гуманитарную помощь для бойцов Донбасса.

В нашем соборе уже два года действует служба взаимопомощи «Благо твори». К нам еженедельно обращаются около ста человек, нуждающихся в помощи. Так вот, можно прийти в наш храм, раздать продукты и одежду (мы их своими силами собираем и сортируем) и посмотреть, как живут другие люди, проникнуться болью того, для кого пачка макарон и литр подсолнечного масла – большое утешение.

Я хотел бы выразить огромную благодарность нашим братьям и сестрам, помогающим в этом добром и нужном начинании, и пригласить всех присоединиться к нашему волонтерскому движению «Волонтеры Елохова», к службе взаимопомощи «Благо твори».

Вопрос телезрителя: «На работе, учебе зачастую очень много раздражительных людей – коллег, начальников. Что нужно делать, как себя вести, чтобы, общаясь с такими людьми, сохранять мир?»

– Самое лучшее действие, о котором мы сегодня уже говорили, это сесть и выпить чашку чая. Не нужно бегать в курилку и осуждать других, отыскивая в глазах у них сучки, а у себя не выкорчевывая бревна. Часто людям не хватает искреннего общения, потому что они очень замкнуты, не доверяют друг другу. А отсутствие доверия приводит только к одному – ищешь в другом человеке не хорошее, а плохое.

Постоянные склоки на работе – это все от зависти, гордости, тщеславия, от обмана, что царят сегодня в обществе. Но если бы люди жили по правде, если бы они помогали друг другу, принимали друг друга такими, какие они есть, если бы они не ругались, не матерились (а сегодня уже дети матерятся чуть ли не с шести лет), то, безусловно, на работе было бы спокойнее.

Как было бы замечательно, если бы сегодня люди стремились в храм. Можно ведь после работы зайти на вечернее богослужение и помолиться. Можно зайти на утреннее богослужение перед работой, и в рабочий полдень можно прийти в храм и просто обратиться к Богу.

Или открыть Евангелие, какой-нибудь акафист, молитву, или своими словами обратиться к Богу. Вернетесь вы на свое рабочее место совершенно другим, и ваш мирный дух начнет приносить пользу.

Вопрос телезрителя: «С чего нужно начинать церковную жизнь? Я очень хочу, чтобы появился мир в моей душе».

– Когда Господь вышел на Свое общественное служение, первые Его слова были такими: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Покаяние – очень долгий процесс, и начинается он с примирения с Богом в таинстве Исповеди.

Сегодня зачастую люди, приходя на огласительные беседы перед Крещением, не знают, что и как им нужно делать. Я призываю их подготовиться к Исповеди за всю свою жизнь – взять лист бумаги и вспомнить, за что им было стыдно с самого раннего детства. Может быть, они воровали яблоки у соседей в саду, или кошек мучили, или девочек за косички дергали и так далее. И все это нужно записать на листочке.

Если мыслей в голове не хватает, можно взять своеобразные шпаргалки – книги «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) или «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), они очень помогают подготовиться к Исповеди. Нужно обязательно попросить прощения у тех, кого обидели, и простить тех, кто обидел вас.

Нужно прийти в ближайший к дому храм, попросить священника о том, чтобы в первый раз исповедоваться, и батюшка скажет, когда лучше прийти на Исповедь. И духовная жизнь начнет потихонечку налаживаться. Говорить о духовной жизни можно очень много, и здесь самое важное – начать.

Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что наша жизнь – это школа, в которой Господь учит нас через наших ближних? И еще. Господь говорит: любите врагов ваших. А можно ли сказать: жалейте врагов ваших?»

– А еще Господь говорит, чтобы мы молились за врагов наших. Когда какой-то человек доставляет нам боль, мы не должны отвечать болью на эту боль, потому что агрессия порождает агрессию. А если мы отвечаем на агрессию молитвой об этом человеке, то агрессия, помноженная на мир, равняется нулю. Нам необходимо молиться не о тех, кто гладит нас по головке, холит и лелеет нас, а о тех, через кого действует лукавый, чтобы лишить нас мира в нашем сердце. И это очень действенно – молиться о тех, кто нас обижает.

Если у нас есть конфликт с нашими близкими – мамой, отцом, детьми, с женой или мужем, нужно молиться о них так: «Господи, помоги мне полюбить этого человека и его святыми молитвами прости мои согрешения». И Господь будет действовать, Он же Сердцеведец. Самое главное – что в нашем сердце. Не что в сердце другого человека, а что есть в твоем сердце.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс