Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1173) → Архимандрит Александр (Глоба): Спасение – дело личное

Архимандрит Александр (Глоба): Спасение – дело личное

№36 (1173) / 19 сентября ‘22

Беседы с батюшкой

Через три дня после успения Пресвятой Богородицы апостолы проверили Ее гробницу, и оказалось, что тела в ней нет. Почему не сохранилось тело Пресвятой Богородицы, чтобы мы почитали и Ее мощи?

– Божия Матерь – это особый разряд святости. В славословии мы говорим: «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Есть догматическое учение Православной Церкви в отношении личности Божией Матери.

Божия Матерь уснула. «Комозис» по-гречески «сон». Слово «кома» произошло от него. Божия Матерь, по учению Церкви, уснула, чтобы проснуться и находиться на земле в особых местах, уделах Божией Матери, где, по учению Церкви или историческим свидетельствам, бывают Ее явления. Например, Святая Гора Афон. Поэтому Ее тело не нашли. Она присутствует рядом, когда мы молимся перед образом «Целительница» или перед иконами явления Богородицы святым старцам Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому. Она являлась во многих местах. Мы верим, что как Мать Нетленного Она не подверглась тлению, чтобы на Ней воссияла та слава, через которую снизошел на землю Сам Господь Иисус Христос. Она – Неопалимая Купина. Все эти акафистные эпитеты привязаны к Ее личности и описывают Ее физическое и духовное состояние.

Почему не осталось Ее мощей? А зачем Ее мощи должны были остаться на земле? Для того, чтобы пытливый человеческий ум, который не освободился от греха, начал исследовать глубину Ее святости или бездну милосердия? Чтобы он попытался залезть в глубины Божия замысла? Господь и здесь преду- смотрительно сотворил времена и события таким образом, чтобы мы могли молитвенно вспоминать о Божией Матери, помнить о Ней через предания Святой Православной Церкви, восхвалять Ее личность, призывать Ее имя для того, чтобы Она присутствовала с нами на путях нашей жизни, благодарить Ее за милосердие и просить о спасении. По учению Святой Церкви и по изречению многих святых отцов, у Нее есть особенное дерзновение перед Сыном испрашивать, ходатайствовать о спасении наших душ. Божия Матерь – наша существующая как бы в реальном времени, в жизни, в пространстве Заступница, Матерь всех, Которая всех любит и готова вести в Царствие Небесное. Мы Ее чтим, просим о милосердии и заступничестве перед Судьей Вселенной, Сыном и Богом нашим Иисусом Христом.

Вопрос телезрителя: «Можно ли, читая Псалтирь Божией Матери, поминать о здравии духовного отца?»

– В канонических правилах о чтениях святых книг при длительном духовном чтении советуют останавливаться и делать перерывы, славословя Бога и вставляя туда поминовения о здравии и за упокой. Это хорошая традиция, когда человек читает Псалтирь Божией Матери и вставляет туда молитвы о своем духовном отце.

Вопрос телезрителя: «Могу ли я читать Иисусову молитву о моих детях?»

– Нужно это делать. Это очень полезное дело для ума, духовной жизни, чтобы Иисусова молитва перекликалась с молитвами и славословиями в честь Божией Матери. Допустим, десять молитв Иисусовых, а потом «Достойно есть» и так дальше.

Вопрос телезрителя: «Что такое скрытая гордость?»

– Это интересное состояние описано у Паисия Святогорца. Скрытая гордость бывает и у духовных праведников, которые хвалятся своей чрезмерной праведностью, ставят себя выше и думают, что спасаются этим.

В русском богословии мы часто ссылаемся на учения святых отцов, особенно Игнатия (Брянчанинова), который тоже говорит о гордости и о прелести. Скрытая гордость граничит с духовной прелестью. Но какая-то грань между ними все-таки есть.

Вопрос телезрителя Вячеслава: «Почему в последние 10–15 лет священники и даже архиереи стригут волосы на голове и бороду? Это очень смущает прихожан».

– Если человек задает такие вопросы, наверное, он не читал Апостол. Апостолы тоже стригли волосы. Есть фрески первых веков христианства, где и Христос изображается без бороды и с короткими волосами. Длина волос и бороды, как правило, не влияет на духовную жизнь. Если быть последовательным, то тогда вообще ничего не надо состригать из того, что растет естественным путем, в том числе и ногти на руках и ногах. Отращивать их, как буддистские гуру, которые любят длинные ногти, а бороды и волосы на голове настолько неухоженные, что превращаются в колтуны. Они действительно не моются, не причесываются, не ухаживают за собой.

Священники бороду стригут. Это чисто практическая необходимость. Я врач, мне приходится работать. Длинная борода в маску не помещается. А после присутствия на вскрытиях запах очень долго сохраняется на волосах и бороде. За короткой стрижкой ухаживать проще, и на это уходит меньше времени. Есть люди, которые привыкли носить длинную прическу и бороду. Конечно, это вызывает особый духовный всплеск и почитание. Но необходимо за собой следить.

Расскажу интересный случай, когда борода у меня была намного длиннее. В одном из храмов, которые приходится восстанавливать, я установил печь. По инструкции, дверь в пиролизном котле нельзя открывать. Но я же умнее, чем правила и инструкции. Думаю, надо посмотреть. Посмотрел так, что полбороды выгорело… Борода должна иметь разумные пределы. Священник и архиерей не должны быть лохматыми. Есть правила. Каждый священнослужитель, семинарист проходит литургику, где есть «Известие учительное». В нем описывается то, что должен делать священник, в том числе там говорится и о руках, и о ногтях, даже об усах. Например, усы должны быть острижены, чтобы ими не макать в Кровь Христову при ее потреблении. Есть определенные правила. Если бы люди знакомились с ними, то не задавали бы таких вопросов.

Должно быть определенное благообразие. Оценивать духовность по длине бороды несерьезно.

– Есть такая поговорка: седая борода не делает из человека профессора. Бывает так, что бороду отрастили, но ума за это время не обрели. Бывают большие проблемы с теми псевдодуховниками, которые ведут за собой людей, делая акцент на внешности… Но есть определенный этикет, специальные правила для священника. Он должен быть подготовлен для встречи с людьми, иметь чистую одежду, опрятный внешний вид.

А вообще, волосы могут выпасть и из-за болезни.

– Да, такое бывает, когда у человека алопеция, андрогенетическая или другого патогенеза. Есть священники без бороды, без усов и даже без бровей, однако благодать священства на них присутствует.

Вопрос телезрителя Юрия: «Является ли грехом гордыни то, что человек много занимается спортом и уделяет внимание телу?»

– Нужно рассматривать этот вопрос с разных сторон. Если он занимается собой для поддержания здоровья, но при этом не забывает о Боге, ходит в храм, приобщается Святых Христовых Таин, исповедуется, имеет духовника, то ничего плохого здесь нет. Но если он делает это для греха, например, чтобы завлекать людей, став чрезмерно привлекательным, то это очень плохо.

У нас в церкви есть священник – бодибилдер. Есть, конечно, много вопросов пастырского плана, но если архиерей благословляет заниматься этим, то кто мы такие, чтобы лезть в это дело?

Для священника это может быть способом миссионерства, проповеди среди определенной аудитории.

– Да. Учитывая все это, мы относимся к этому как к допустимому.

Вопрос телезрительницы Светланы: «Как Церковь относится к гомеопатии? Некоторые считают это лженаукой».

– Так и есть. Я это как врач говорю. В период лихолетья 1990-х гомеопатов стало очень много. Научно доказанного эффекта такого лечения нет. Но это хорошая психотерапия. Когда человека чрезмерно обнадеживают, что вот эта таблетка точно поможет, создается благоприятный фон для лечения.

Как эффект плацебо?

– Да. Плацебо тоже имеет лечебный эффект.

Но до появления медицины люди лечились травами.

– Допустим, в траве валерьяне есть химические вещества, определенные смолы. Сейчас их синтезируют химическим путем, и они оказывают положительный эффект. Раньше лечили сердечную недостаточность с помощью наперстянки, в ней находится дигитоксин. Раньше его доставали из травы, а теперь умеют синтезировать. Он и оказывает лечебный эффект. Это разные вещи.

А гомеопатия разве не этим занимается?

– Нет. Гомеопатия – это лечение подобного подобным, как говорят. Это многократное разведение препаратов, которые у здоровых людей вызывают симптомы, подобные симптомам болезни, что помогает организму выработать внутреннюю стратегию лечения на уровне клетки. Интересная система. Я пробовал несколько раз, думал, вдруг меня обманывали, когда говорили, что это не наука и не стоит этим заниматься. Взял горошины, которые мне прописали, заплатив за них больше, чем за лекарственное вещество, а эффекта никакого не последовало. Я пожаловался врачу, а он посмеялся и сказал: «Кто будет платить 500 рублей за 10 граммов сахара в виде горошин?» Гомеопаты, конечно, говорят, что это все очень серьезно. Я же изучал классическую медицину, с этой точки зрения, гомеопатия – очень хорошая психотерапия.

Такого эффекта можно достигнуть и другим путем.

– Можно. Но когда люди начинают приводить определенные доводы, сталкиваешься с тем, что у них большие проблемы с логикой. Я не отвращаю людей от гомеопатии. Если кому-то помогает, то слава Богу. Есть люди, которым помогают кошки. Они заводят десять кошек и полагают, что те уносят сто болезней. И им не докажешь, что это не кошки помогают.

Вопрос телезрительницы: «Как избавиться от депрессии после родов?»

– Послеродовая депрессия – целый научный раздел. Верующему проще, если он научился заставлять свой мозг вырабатывать определенные химические вещества, которые приводят его в радость, в состояние блаженства через молитву. Обычно женщины, которые страдают послеродовыми депрессиями, ходят в храм только поставить свечку в среду или в четверг, в Бога не верят, но знают, что есть определенная высшая сила, и им обидно, что она не всегда смотрит в их сторону. Они не обращаются к Богу, не знают о Нем ничего. Безбожнику всегда сложнее переносить трудности.

Если ты с Богом, то и умирать не страшно. Женщина, которая умеет молиться, приводить себя в определенное духовное состояние, получать радость от общения с Богом, неделю после родов отоспится и встанет на ноги, и все у нее будет хорошо. Конечно, здесь очень важен психический и физический статус, наследственность. Люди, подверженные каким-то психическим страданиям, послеродовую депрессию будут переживать очень тяжело. Организм перестраивается, в нем происходят гормональные сбои, вырабатывается одно вещество, подавляется другое. Эта система внутри человека должна восстановиться. Если он не может восстановиться самостоятельно с помощью молитвы, то помогают медикаментозные средства, работа с психологом.

Послеродовая депрессия в первую очередь от гормональных изменений. Молитва хороша для укрепления духа, но не вылечит депрессию.

– Депрессия – это диагноз. Он должен быть установлен. Если человек думает, что у него депрессия, то это может быть просто упадок сил, уныние, преходящее состояние. Депрессия – когда в течение длительного времени диагностируется определенное болезненное состояние. Его выявляют, ставят степень и потом применяют антидепрессанты, чтобы вывести больного из этого состояния. Его может диагностировать только специалист. Людям с депрессией оказывают медицинскую помощь. Священник в этом случае может поговорить, обнадежить, призвать благодать Святого Духа, но не должен отговаривать прихожанина от того, чтобы с ним поговорил специалист и назначил соответствующее лечение, если оно необходимо.

Вопрос телезрителя: «Как подружиться с тем, кто тебя ненавидит?»

– А стоит ли?

А как же заповедь: любите врагов ваших?

– Там не сказано дружить.

Но что значит «любите»? Заочно? Любовь же проявляется в делах.

– Вера без дел мертва.

Господь говорит: возлюби ближнего твоего, как самого себя, то есть послужи ближнему, как самому себе?

– Возлюби ближнего. Если необходимо, мы служим ближнему: платим налоги, участвуем в добрых делах, акциях. Все это проявление любви. Если человек не хочет общаться, нужно дать ему время успокоиться, не стоит раздражать его. Своей любовью можно так его «законопатить», что он потом заикой останется. Если он не хочет, пусть не общается какое-то время. Главное, чтобы ты по отношению к нему не имел злости, претензий, чтобы в мыслях не было желать чего-то плохого.

А если человек не идет на контакт, но рассказывает знакомым, что это ты такой нехороший, с ним не разговариваешь? Такие ситуации часто встречаются.

– На каждый роток не накинешь платок. Он может говорить что угодно. Откуда вы знаете его внутренний мир? Вы рассуждаете об идеальных условиях, где и IQ людей совпадает, и воспитательный ценз одинаково высокий. Но все люди разные. Господь говорит: если тебя ударят по правой щеке, подставь и другую. Не нужно людей недооценивать или переоценивать. Их надо воспринимать такими, какие они есть. Не важно, что они говорят. И за Христа говорили, и на Христа говорили, и против Христа говорили, и о Христе говорили. За все – слава Богу.

Вопрос телезрителя: «Что такое молебен на добрые дела?»

– Это особое прошение, когда человек просит священника помолиться вместе с ним, чтобы устроилось какое-то доброе дело. Например, открывается фирма, собираются сделать какое-то доброе дело, пожертвовать что-то сиротам, построить школу, выкопать колодец, подарить в храм машину, оплатить долги телеканала «Союз». И платится такая духовная мзда. У кого-то есть желание помолиться, он приходит и вместе со священником просит у Бога помощи и поддержки, чтобы Он укрепил это благое дело, и оно состоялось бы с радостью, без скорби и сожаления, во славу Божию. Для этого есть такой молебен в классическом требнике. Многие приходят молятся. А когда дело успешно завершилось, служат благодарственный молебен.

Вопрос телезрителя: «В вечернем правиле есть покаянная молитва, где встречается слово „мшелоимство”. Что оно значит?»

– Это когда человек собирает ненужные вещи, разную всячину, нужна она ему или нет. Он тащит домой всякий хлам. Такой плюшкинизм. Все шкафы, сундуки дома забиты.

Прошу Вас подвести итог программе.

– Дорогие друзья, всегда радостно получать от вас духовные взвешенные вопросы и давать на них ответы. Чтобы у нас была такая возможность, еще раз призываю вас участвовать в жизни нашего телеканала, не только молитвенно и духовно, но и физически. Давайте стараться каким-то способом перечислять определенную сумму, чтобы наш канал существовал, и мы могли с вами общаться. Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство Николая Чудотворца и святой великомученицы Ирины пребывают со всеми вами. Аминь.

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс