Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1168) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Наказывает ли Господь детей за грехи родителей?

Протоиерей Димитрий Беженарь: Наказывает ли Господь детей за грехи родителей?

№31 (1168) / 8 августа ‘22

Беседы с батюшкой

Тема очень интересная, волнующая многих, особенно верующих родителей. Не могли бы Вы подробнее осветить, какие точки зрения существуют по этому вопросу.

– В первую очередь хотелось бы обратиться к Священному Писанию, где есть ясный, недвусмысленный ответ Самого Бога. В Книге Исход Господь говорит пророку Моисею (а в его лице – народу Израилеву и всем, для кого Божественный Закон – ориентир в жизни): Я, Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода... и творящий милость до тысячи родов (Исх. 20, 5–6). Эти слова известны любому, воспитанному в христианской традиции.

Как эти слова понимать? Неужели Господь жесток, как иногда говорят некоторые? Справедливо ли, что Бог будет наказывать вроде бы невиновных за грехи виновных? Современные люди, которые этим вопросом задаются, даже с некоторой претензией обращаются к служителям Церкви: мол, справедливо ли это, если мы знаем из Священного Писания, что Бог есть любовь? Почему Он наказывает невиновного за грехи виновного? Например, как может быть виноват сын за грехи отца? Почему в Священном Писании сказано, что Бог наказывает детей до 3–4 рода за грехи родителей?

Хочу предложить вниманию наших дорогих зрителей точный текст Священного Писания из Книги Исход, когда Господь вновь повелевает пророку Моисею взойти на гору Синай, дает ему две скрижали каменные и говорит очень важные слова: И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас... (Исх. 34, 5–9).

На чем хотелось бы акцентировать внимание для правильного понимания? Господь говорит, что Он не оставляет без наказания преступления отцов в детях при условии, что дети и внуки продолжают беззакония отцов. То есть, когда потомки продолжают ненавидеть Бога, отклоняются от Его Законов и попирают их, а, если говорить в контексте Ветхого Завета, – уклоняются в идолопоклонство, ставят капища идолам, обижают вдов и сирот. Если дети и внуки продолжают беззакония отцов, то, естественно, Господь наказывает всех тех, кто продолжает это беззаконие. В этом справедливость Божия.

Очень важно понимать, что Господь именно вразумляет. Чаще всего люди понимают слово «наказание» как внешнее действие. Допустим, лишение свободы, ограничение в правах и так далее. Как будто некая внешняя более могущественная сила тебя в чем-то ограничивает. Но на самом деле наказание – это вразумление.

Хочется обратить внимание наших телезрителей на эпизод из Нового Завета. Это очень глубокое, назидательное место из Священного Писания. Господь Иисус Христос пришел в пределы Тирские и Сидонские, где были язычники. Как мы читаем в Евангелии, женщина-хананеянка, чья дочь была одержима злым духом, громко кричала Господу: «Помилуй меня, Господи, Сыне Давидов, дочь моя жестоко беснуется». Ее дочь беснуется, страдает от действия злого духа, но мать говорит: «Господи, помилуй меня». Почему она говорит: «Помилуй меня?» Она не говорит: «Помилуй мою дочь». Ведь дочь страдает. Дочери даже рядом не было, а она говорит: «Господи, помилуй меня». Почему?

Потому, что для любой матери страдания ребенка – для нее самой страдание.

В этом эпизоде Господь очень промыслительно и премудро позволяет сначала Своим ученикам ходатайствовать за эту женщину. Господь ей не отвечает, и апостолы говорят Ему: «Господи, отпусти ее, потому что она кричит за нами». И Господь говорит им слова, которые услышала и та женщина, и это было назидание и для апостолов, и для других учеников: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Женщина падает к ногам Его и говорит: «Господи, помоги мне». Второй раз она говорит: «Господи, помоги мне». Она опять не говорит: «Господи, помоги моей дочери, потому что та страдает». Она говорит: «Помоги мне». И это не случайно. Страдания детей, наказание (или вразумление) детям – это вразумление самим родителям. Вот в чем премудрость, благость и воспитательная цель Божия наказания.

Наказание в широком понимании – это как бы месть оскорбленного самолюбия Божества, как порой рассуждают люди, далекие от Церкви, спрашивая, почему Бог жесток и почему Он наказывает. Дорогие друзья, это не месть оскорбленного самолюбия Божества, а именно врачующая десница Божия. Всегда, когда вы слышите слово «наказание», понимайте его как вразумление. Вразумление детям или внукам – это вразумление самим родителям, чтобы они задумались, по какому пути идут.

В этом эпизоде Господь сказал женщине, просившей за свою дочь, такие слова: «Нехорошо взять хлеб у детей (то есть у чад Божиих, которые знают Истинного Бога и стараются поклоняться Ему) и бросить псам». Под псами подразумеваются те, кто Истинного Бога не знают и по своей нечестивой жизни подобны псам. Здесь еще нравственный урок для израильтян, которые считали себя выше других народов, а других считали псами. Может быть, и не без основания, в силу того, что языческие народы действительно погрязли во тьме язычества. И женщина со смирением говорит: «Так, Господи, но и псы едят от крупиц, падающих от трапезы господ своих». И Господь ей говорит: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему».

Почему этот эпизод для нас очень важен? Еще раз повторю ту же мысль: наказание, вразумление для детей – это вразумление для самих родителей.

Получается, что есть прямая зависимость между тем, какую жизнь ведут родители, и тем, как складывается судьба их детей. Если родители, приходят к покаянию, исправляют свою жизнь, то и жизнь их детей без какого-то внешнего прямого вмешательства может измениться.

– Да. И об этом мы находим в Священном Писании Ветхого Завета очень важное свидетельство, на которое, может быть, не всегда обращаем внимание. Ветхозаветный пророк Иеремия (один из великих пророков, он именуется плачущим пророком) говорит такие слова, обращаясь к Господу: О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недра детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его (Иер. 32, 17–19).

Очень хотелось бы, чтобы наши уважаемые телезрители обратили внимание на эти слова пророка: Господь воздает за беззакония отцов в недра детей. Что значит в недра? В недра – это как бы внутрь. То есть наказание внутри человека, это не какое-то внешнее воздействие. Обычно человек рассуждает так: «Что я плохого сделал? За что меня наказывать? И за что наказывать моих детей? Они невиновны». Наказание – внутри тебя.

Приведу самый простой пример из нашей обычной жизни. Если родители порабощены страстью пьянства, хронические алкоголики, курят, сквернословят, то какую наследственность они передадут своим детям? Естественно, ребенок, родившийся в семье хронических алкоголиков (мы сейчас никого не осуждаем, просто констатируем факт), уже имеет, как сказано у пророка Иеремии, в недрах наказание, у него предрасположенность к этой страсти. Об этом говорит и современная медицина.

То же самое и с любой другой страстью. Например, страсть чревоугодия. Если родители нарушают посты, и вообще в их жизни не существует понятия воздержания, такая наследственность в недрах передается и детям. Дети в такой семье более склонны к страсти чревоугодия.

Плотская страсть, блудная похоть. Современные люди считают, что это нормально, это физиология. Порой идут к психологу, который им говорит: «Ты такой и по-другому не можешь». У человека, порабощенного плотской похотью, дети внутри уже будут иметь беззаконие. Как сказано у пророка Иеремии, наказание уже внутри. Ребенок, родившийся в семье нецеломудренных (если мягко выразиться) родителей, будет иметь предрасположенность к плотской страсти. Заметьте, здесь не слепое действие жестокости Творца, это наследственность, которую мы передаем своим детям.

Сразу хочется ответить на часто задаваемый вопрос родителей: «Неужели мой грех автоматически переходит на моего сына или дочь?» Не грех переходит. Грехи друг другу мы не передаем. И юридической вины у детей нет. Допустим, если родитель совершил грех блудом, чревоугодием или пьянством, юридическая вина на детей не переходит. Это не значит, что Бог наказывает моего сына или дочь только потому, что они мои дети. Но у детей есть предрасположенность к этой страсти.

Если родитель порабощен блудной похотью или какой-то другой страстью, ребенку с этой страстью будет тяжелее бороться. У него есть шанс спастись. Если бороться с этой страстью, с Божией помощью можно эту страсть победить и даже стать святым. Если есть свободная воля, то благодать Божия поможет. Но бороться с этой страстью ребенку, если отец порабощен чревоугодием, пьянством, сквернословием и так далее, будет тяжелее. Вот что значит наказание в недрах.

Ребенок, как губка, впитывает то, что видит. Не случайно народная мудрость говорит: ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Поэтому неудивительно, что дети, выросшие в той семье, где родители порабощены страстью сребролюбия, вырастают более жадными, ни с кем не делятся. Впоследствии такому ребенку, если он пожелает бороться со страстью сребролюбия, будет тяжелее, нежели тому, кто вырос в семье, где мама с детства говорит: «Сынок, я испекла пирожки, отнеси бабушке-соседке. Во славу Божию!» Или мама говорит: «Вот там живет пенсионерка, ей тяжело, сходи в аптеку, купи ей лекарства и отнеси продукты». Ребенок растет в атмосфере, где родители делятся, думают о других, проявляют милосердие. У ребенка, выросшего в такой атмосфере, больше шансов приобрести такие важные качества, как милосердие, внимательность к другим.

Какую ответственность накладывает такой закон! Насколько строгим к себе должен быть родитель, чтобы избежать этой греховной цепочки! Все мы родились не от святых родителей, значит, у каждого из нас есть какая-то наследственность, предрасположенность. Этот закон, с одной стороны, призывает каждого признать, что у него есть эта наследственность (все мы наследуем и хорошее, и плохое). С другой стороны, какая строгость должна быть у родителей к себе...

– ...чтобы эту предрасположенность к грехам не передавать своим детям. Зачитаю, как один из выдающихся богословов XX столетия святитель Николай Сербский (Велимирович) отвечает на вопрос о том, наказывает ли Бог детей за грехи своих родителей: «Ибо сказано о Всевышнем, что Он наказывает «вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34,7). Почему дети страдают за грехи родителей?»

Святитель Николай отвечает: «А как бы иначе Господь Бог устрашил людей, чтобы они не грешили, если бы наказание за их грехи не переносил бы на детей? Наш народ на собственном опыте убедился, что дети страдают за грехи родителей». Святитель Николай пишет о сербском народе, но это относится к любому христианскому народу, и не только христианскому. Поэтому так часто слышно предостережение тому, кто задумал лжесвидетельство или другое неправедное дело: «Остановись, ведь у тебя дети!»

Действительно, так порой в народе говорят: «Прежде чем идти на какое-то преступление, задумайся: ведь у тебя же дети. Твои дети будут страдать за твой грех, даже если ты не будешь наказан за это земным судом».

«Эта библейская истина, впрочем, находит отражение и в обычном законодательстве, в том смысле, что из-за преступления родителя и дети теряют имущество. Кроме того, теряют и в смысле морали, теряют репутацию, зачастую не только сыновья, но и внуки, и правнуки». Например, человек закоснел в беззакониях, убийца или вор в законе, и все знают детей и внуков того, кто когда-то принес много страданий другим людям.

«Однако не нужно отчаиваться из-за этого. Все это не слепая судьба». То есть это не то что какой-то рок. Если ты родился в семье таких грешных родителей, ты необязательно на сто процентов будешь порабощен страстями и ничего не сможешь сделать.

«Всемилостивый Господь может пресечь наказание на детях, если будет показано истинное покаяние и молитва к Нему, Отцу Небесному, о прощении. Мать святого Фанурия была непорядочной женщиной, однако сына наказание за грехи матери не постигло. Его не только не постигло наказание, но он стал святым. Фанурий, понимая, что мать грешна, непрестанно молился Богу о ней».

Здесь очень важная святоотеческая мысль, что шанс и возможность есть у любого человека. Даже если ты родился, скажем так, у родителей, порабощенных различными страстями, шанс на спасение, на праведную жизнь и даже на святость остается. Надо просто больше потрудиться. «Господь простит умерших грешников, тогда их грех не ляжет тяжким бременем на плечи потомков. В этом и есть смысл молитвы за умерших – чтобы Господь простил им грехи и чтобы, следовательно, наказание не пало бы на их потомков».

Подведем итог всему сказанному ранее: Бог справедлив, Бог благ и только благое творит. В Священном Писании совершенно ясно сказано у святого пророка Иезекииля, что Бог только благое творит и не хочет погибели живущему, хочет, чтобы все были живы и пришли к познанию истины. Бог хочет спасения людей, поэтому шанс и возможность спасения есть у каждого. Здесь нет такого слепого понятия – судьба. Возможность спасения будет всегда, но еще раз повторю очень важную святоотеческую мысль, ее подтверждает и наш жизненный опыт: нашим детям придется тяжелее бороться с теми страстями, которыми мы порабощены, с которыми мы как родители недостаточно боремся.

Отец Димитрий, есть еще одна цитата, как ее понимать? Из пророка Иезекииля: Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина. Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.

– Это очень важное место из пророка Иезекииля, и святой пророк Иеремия тоже эту мысль подтверждает. Важен исторический контекст, в какой момент эти слова были произнесены. Это было в период Вавилонского плена, и многие из израильтян, попавших в Вавилонский плен, находясь в тяжелых внешних условиях, в условиях несвободы, имели удобную отговорку. Эта отговорка всем нам хорошо понятна: «Я такой, потому что у меня дурная наследственность». Человек пьет, ворует, блудит, не пойми как живет: «Я такой потому, что у меня предки такие». Взрослый, самостоятельный человек, сам может выбирать то или это, но с грехом он не борется. Как любил говорить преподобный Паисий Святогорец, катится по скользкой дорожке греха, а вину возлагает на своих предков. «У меня такая наследственность. Меня ничему не научили, отец был пьяница и вор».

И Господь предостерегает нас, говорит устами пророка – впредь да не будут они говорить в Израиле такие слова, что отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина. То есть, если ты сам живешь беззаконно, ты будешь наказан за свое беззаконие. Не перекладывай свою вину за свои грехи на грехи отцов, потому что, находясь в условиях Вавилонского плена, израильтяне говорили: «Мы здесь за грехи наших отцов». Хотя сами продолжали их грехи и беззакония. Дети, внуки, любое поколение людей должны внимательно следить за своей душой, не перекладывать вину за свою страстность, невоздержанность, свою греховную жизнь на других только за то, что тебя не воспитали, не показали хорошего примера или у тебя были недостойные родители.

Отец Димитрий, давайте подведем итог нашей беседе.

– Дорогие друзья, мы сегодня беседовали на очень непростую, актуальную и таинственную тему, коснулись тайны Промысла Божия: вразумляет ли, наказывает ли Бог детей за грехи родителей. В первую очередь хотелось бы всем напомнить: Бог благ и только благое творит. Бог есть Любовь, Бог хочет, чтобы человек жил, Он не радуется погибели живущих, Господь хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Это самое главное, что хотелось бы, чтобы мы все помнили. Второе надо помнить: Бог не мстит. Когда Господь наказывает, Он вразумляет, когда вы слышите слово «наказание», понимайте: «вразумление». Вразумление – не месть Творца, не месть оскорбленного самолюбия Создателя Вселенной, а вразумляющая десница Божия.

Часто Бог наказывает тем, что наказание за беззаконие отцов воздает в недра детям их, как мы читали сегодня, то есть наше наказание внутри нас, когда мы порабощены страстями. Если мы, родители, со страстями не боремся, мы это же наказание как бы передаем своим детям, наследственность дурную им передаем. Нашим детям, которых мы любим и желаем всякого блага. Но им придется тяжелее, им придется больше бороться с этими страстями, и нам надо хорошо подумать, как мы свою жизнь проводим. Православным, семейным людям надо не о том думать, наказывает ли Бог детей за грехи родителей, за что наказывает, как и почему, а больше думать, как нам свою жизнь упорядочить, чтобы своим детям не оставить дурную наследственность в виде греховного примера и предрасположенности к страстям.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс