Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1168) → Протоиерей Андрей Канев: Борьба с гневом. Часть 2. Аскетика для мирян

Протоиерей Андрей Канев: Борьба с гневом. Часть 2. Аскетика для мирян

№31 (1168) / 8 августа ‘22

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45–46 (2021 г.), №2–7, 26–30 (2022 г.)

Сегодня 84-я встреча в рамках большого цикла и вторая часть разговора о борьбе с гневом. Цель данного цикла – неспешный разбор страстей и методов борьбы с ними. Это не идеальный рецепт победы над страстями, когда после просмотра все непременно вдруг изменится в нашей жизни, но это основные положения, которым нужно следовать. Разобравшись в этой теме с помощью творений святых отцов и опыта Церкви, мы значительно облегчаем себе борьбу со страстями.

Сегодня приступим к практике. В духовном творчестве святых отцов страсти описаны не как некий винегрет, когда в ложке можно встретить все ингредиенты одновременно. Они имеют определенный порядок действия в душе человека. Страсти взаимосвязаны друг с другом и подпитывают одна другую. Мы их изучаем в том порядке, в каком они описаны у святых отцов.

Страсть гнева имеет свою специфику. Она – раздражитель для всех страстей, но общие условия борьбы одинаковы.

Господь в Священном Писании относится к гневу как к безумию. Мы должны взять под контроль свой гнев, уметь контролировать себя и не быть бесноватыми. Если хотим побороть любую страсть, начинать нужно с борьбы с чревоугодием. Казалось бы, какая тут взаимосвязь? Тема очень глубокая. Эту страсть называют дверью для входа в душу других страстей. Кому интересно, предлагаю пересмотреть цикл о борьбе с чревоугодием. Если вкратце, то нужно соблюдать режим питания, сна, работы, активности, следить за качеством и количеством пищи. Это называется аскетика. Аскетика – это не то, что свойственно отцам первых веков, жившим в Египте, которые спали по два, три часа в сутки, могли питаться одним фиником в неделю. Это нас не касается. Мы говорим об аскетике для мирян, простых грешников.

Господь установил так, что человек должен восстанавливаться во сне. Это не просто красивая фраза, оправдывающая наше, казалось бы, безделье. Мы должны нормально спать. Не надо изображать из себя египетского подвижника. Да, бывают люди, которым для восстановления нужно несколько часов, но это больше редкость, чем правило. Нужно наладить режим сна и ложится около 22 часов. Если лечь с телефоном, просматривая ленту новостей про войну, про мир, про любовь, то потом от возбуждения трудно уснуть.

Лучи экрана – это специфический спектр, говорящий нашему мозгу, что спать еще рано, что еще день. К тому же ему еще нужно переработать полученную информацию. Все это мешает уснуть и качественно восстановиться. Нужно очень ответственно подходить ко сну: готовиться заранее, за несколько часов отложить все гаджеты, почитать, помолиться, подвести итог дня и в 22.00 лечь в кровать.

Если человек вовремя лег спать, то он естественным образом проснется утром выспавшимся и бодрым, и успеет подготовиться к работе, помолиться без спешки. Кроме того, есть и физиологическое основание для такого режима. Господь устроил так, что во время сна наше тело отдыхает и набирается сил. Мы очень зависим от того, что мы съели, от того, как работает наш желудок, в порядке ли наши гормоны. Все зависит от нашего образа жизни. Если лечь вовремя, то включается режим восстановления на гормональном уровне. Если ложиться позже, то включаются уже другие гормоны, которые не восстанавливают. Об этом можно найти много информации.

Если человек лег поздно, то очень часто он просыпается разбитым, усталым, раздражительным. И это очень хорошая почва для того, чтобы разгорелась страсть гнева. Мы сами себе создаем условия для появления этой страсти. Как если бы пьяница устроился работать на завод по производству спирта. Ничего доброго из этого не получится. Режим сна очень сильно влияет на самочувствие, на работу всего организма. Когда человек выспался и бодр, он похож на воина Христова. А в противном случае похож на размазню, которую раздражает сам факт того, что надо идти на работу, собирать детей в школу. Все раздражают, он ходит гавкает и больше похож на беса, чем на человека.

Режим сна очень важен. Во сне ты или восстанавливаешься, или просыпаешься разбитым и злым. Выправляйте режим сна и увидите, как изменится и настроение, и решимость бороться со страстями.

Режим питания – важнейшая вещь. Мы очень часто гневаемся от того, что проголодались. Чувство голода у современного человека вызывает дискомфорт, хотя наши предки жили не то, чтобы постоянно голодными, но в совершенно другом режиме. Им не было доступно такое количество еды, особенно калорийной, вредной. Мы очень сильно себя перегружаем, отравляем разными видами современной еды, часто вредной, химической, переработанной. Если человек не соблюдает режим питания, то он просто ходячий комбайн для поглощения пищи, частый гость холодильника. Так не научишься бороться с чувством голода. Постоянно будешь раздражительным, потому что хочешь есть. Так устроено чревоугодие: сколько его ни корми, он постоянно будет надоедает человеку.

Нужно приучаться к режиму питания. Первые несколько недель будет непросто. Потом привыкаешь и становится не сложно соблюдать пост или проживать время от завтрака до обеда, или пропустить один прием пищи. Режим – это настройка организма на то, что не нужно постоянно работать, что будет отдых в приеме пищи. Это благотворно влияет на духовное строение человека и спокойное проживание чувства голода.

Режим питания связан и с режимом сна. Если наедаться перед сном, то потом трудно уснуть, ведь организму нужно переработать еду. Куда пойдет эта энергия? Она пойдет в бока или еще куда-то, человек потолстеет, будет плохо спать и проснется злым. Так создается хорошая почва для гнева. Режим питания очень важен. Нужно его соблюдать всегда, а не только в пост. Нужно знать, когда обед, а когда ужин, и ничего не есть между приемами пищи. Можно пить воду, травяной чай. И тогда мы будем в боеспособном состоянии.

Режим работы тоже важен. Бывают люди, которые от усталости становятся очень раздражительными. Зная за собой эту привычку, не нужно планировать много дел. А то бывает, запланируем 355 дел и не успеваем, начинаем из-за этого раздражаться, злимся на себя, что не хватает сил, на окружающих за то, что не помогают. Сколько поводов мы находим для гнева, когда не разумно относимся к работе. Ее нужно планировать. Должен быть режим работы, труда и отдыха. На Исповедях часто бывают истории: «я столько работаю в огороде, что не смог помолиться», «вечером не приготовил себе пищу, потом не успел, проснулся злым, ворчал на всех». Нужно трезво относиться к работе, делать перерывы, отдыхать и не ставить для себя множество задач. Мы это делаем по гордыне, а потом раздражаемся, что у нас не получается. Это неправильно. Мы не знаем, что для нас приготовил Бог. Мы запланировали дела, а к нам неожиданно приехали гости. И мы сидим на них гневаемся: «Что вы приехали? У меня тут великие дела». Не нужно ставить себе много задач. Сначала сделали одно дело, потом перешли к другому.

Вечером оставляем, если это не что-то самое важное, завтра продолжим ту же самую работу. За один день всю работу не переделаешь. Режим активности тоже важен, особенно для тех, кто мало двигается. Обязательно нам с вами нужно заниматься физическим трудом, если мы живем в городской квартире (регулярно делать уборку). Включить в распорядок дня часовую, двухчасовую прогулку с молитвой. Сейчас удобно: в телефоне накачал аудиокнигу, лекцию какого-то интересного лектора, включил наушники, ходи по парку, гуляй, делай какие-то несложные упражнения, зарядку. Это все равно понуждение себя. Ты заставляешь себя – это важный аскетический подвиг. Мы не в состоянии класть тысячу поклонов, но по парку погулять можно часик, несколько километров пройти. Это тоже важный фактор, чтобы наше тело было в боеспособном состоянии – состоянии духовного воина.

Качество и количество пищи. С количеством понятно: если человек объедается, то ничего доброго из этого не получится. Ты постоянно будешь как наполненный мешок. Вечно в этом случае будешь раздражительным, слабым, не способным на то, чтобы за собой следить, потому что переедание, обжорство имеют негативные последствия не только в плане здоровья. И духовно складывается состояние уныния, когда человек опускает руки, уже не хочет бороться. В этот момент он легко подвержен раздражительности и страсти гнева. Ближние не оставят нас, они хотят что-то от нас получить, пообщаться, а расслабленный постоянно будет говорить: «Что вы ко мне прилезли, что вы от меня хотите, отстаньте, видите, я весь такой несчастный, объелся, страдалец, еле пыхчу, а вы хотите, чтобы я пошел с детьми поиграл». Количество пищи влияет и на физическое, и на духовное состояние.

Качество пищи тоже влияет. Я говорю не про дорогие сыры или устрицы. Если мы питаемся одними углеводами, фастфудом или переработанной пищей, сделанной из нефти, то ничего доброго в плане здоровья не получится, а подорванное здоровье приводит к тому, что человек становится расслаблен, отравлен, очень легко подвергается унынию, у него нет внутренних, душевных сил для того, чтобы начать бороться, трезво оценивать обстановку. Он легко будет раздражаться.

Такие основные принципы борьбы мы можем принять. Они не дают быстрого результата. Допустим, сегодня не поел между завтраком и обедом – у тебя все получится. Это длинная история, но надо к ней готовиться. Попробуйте несколько недель наладить режим питания, режим сна. Это не трудно, и сами увидите, как хорошо, когда ты бодр, с другими чувствами относишься к близким. Не агрессивное, еле проснувшееся чудовище, а нормальный человек. Попробуйте. Было бы здорово, если бы вы мне рассказали об этом.

Благодарю наших зрителей. Когда мы обсуждали чревоугодие, несколько человек попробовали. Слава Богу, у них получилось, и потом они поделились. Было очень радостно за наших братьев, сестер, что они все-таки берутся и видят какие-то плоды. Не победа над страстью, но хотя бы видно, что человек начал понимать эти механизмы.

Следующая страсть, с которой мы должны обязательно бороться, – блуд. Не только с самой по себе, потому что, понятное дело, бороться с блудом нужно, Но если мы боремся с чревоугодием и с блудом, то это будет влиять и на борьбу с гневом. Страсть блуда влияет на появление гнева. Допустим, неудовлетворение этой страсти приводит человека к раздражительности, гневливости на объект своей страсти, на состояние «кипучей газировки» в его душе. Страсть он накопил, хотел ее удовлетворить, у него не получается, в итоге, все выливается в раздражительность.

Мы развиваем в себе блудную страсть мечтаниями, просмотром блудных передач, фильмов, чтением сладострастных книг, нехранением зрения, слуха. Тем самым мы легко, не впадая физически в смертные грехи, блудные падения, все равно в душе подготавливаем эту страсть. Она хитро действует, не сразу: накапливается, накапливается, а потом – раз, и нападает на человека неожиданно (как ему кажется). Соответственно, он ходит в отравленном состоянии, отсюда неудовлетворенность, раздражительность.

Ее яркое проявление – это, конечно, ревность, когда человек в состоянии неудовлетворенного блудного влечения, неправильного отношения к своим супругам (второй половине) начинает гневаться. Гнев, застилая ему ум, ложась на блудную страсть, дает еще и ревность. Причем бывает, от ревности доходит до смертных грехов в страсти гнева – до убийства, разводов, скандалов, увечий. Чего только не бывает, каких только гадостей для нас лукавый не подготовил, в том случае, если мы не боремся с этим. Отсюда и развал семей, и страдания близких, детей, наших дорогих и любимых людей. Все только от того, что человек напитал себя, не удовлетворяется и начинается у него в душе гниение, выражающееся в гневной страсти.

Кому интересно, обратитесь в архив передач на сайте телеканала «Союз» – все эти передачи есть. Если кому-то что не понятно, напишите, Бог даст, я постараюсь ответить.

Борьба со сребролюбием тоже нужна. У святых отцов интересно написано по этому поводу. У преподобного Иоанна Кассиана есть описание того, как сребролюбие тесно связано с гневом. Святой анализирует и говорит о том, что сребролюбие с гневом – страсти, легко друг друга подпитывающие. Почему? Потеря материального имущества очень часто встречается. У нас взяли какую-то вещь попользоваться – не вернули, мы гневаемся, ходим, в голове это крутим, мучаемся, потом это выливается в разные формы мести – словами, делами, ничего этому человеку не даем, хотя по заповеди положено действовать по-другому.

Тебя затопили соседи, повредил машину, уронил сотовый телефон, сломал экран, сломался твой любимый ноутбук, и ты не сможешь сейчас посмотреть свой любимый фильм… Все, что угодно. Любая потеря имущества, согласитесь, обязательно выражается в виде гнева, раздражительности, причем в разной степени. Бывает, человек доходит до ярости. Казалось бы, потерял ты несколько тысяч – признай, что это жертва Богу. Признай, что где-то больше вредил, пускай Господь хоть так тебя исправляет, согласись с этим. А человек начинает себя накручивать, долго помнит своего обидчика.

Разнообразные потери – всего материального, к чему мы привязаны. Поскольку мы живем в материальном мире, привыкли с детства иметь, обладать, желать, то, соответственно, любая потеря приводит к гневу. Если мы приучаемся к тому, что все, что есть, нам дал Бог, тогда понимаем: если Он забрал – это Он забрал. Мы делаем в жизни ошибки, и это определенная епитимия, образно говоря, возмещение наших ошибок. Тогда мы по-другому будем относиться. Потеряли – слава Богу. Бог дал – Бог взял. Спокойно, не раздражаешься, ближние в этом не виноваты. Тот воришка, который утащил у тебя зарплату, – это твой благодетель. Понятно, что не просто к этому сразу относиться правильно, но мы должны настраиваться.

Вторая форма – неудовлетворение – заключается в том, что человек очень много хочет. Есть телефон, а хочется новый, есть холодильник – хочется больше. У тебя зарплата не позволяет, весь мир становится мрачным, ты не удовлетворен, все плохие (от родителей до всех ближних). Страсть не напиталась – ты ходишь злой. Опять же тут должен быть правильный настрой, о чем мы с вами говорили, когда обсуждали борьбу со сребролюбием.

На этом мы закончим. Очень емко получается. Много, о чем нужно было говорить. Эти пункты мы обсудим в следующий раз, потому что по верхам не хочется, раз мы договорились обсуждать все неспешно. Так что оставим на другую нашу встречу.

Благодарю вас за внимание к передаче, отзывы, которые вы присылаете, вопросы. Часто бывают вопросы: как бороться, с чего начинать. Конкретно я вам отвечу, создавая вместе с вами эту передачу, когда мы начнем разбирать, как сегодня мы разбирали общие позиции борьбы с гневом. Если начнем с этими страстями бороться, то обязательно это повлияет на страсть гнева – у нее будет меньше почвы для роста ядовитого растения под названием гнев.

Желаю вам Божией помощи. До новых встреч на телеканале «Союз». (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутовам
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс