Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1167) → Протоиерей Андрей Канев: Борьба с гневом. Часть 1. Борьба со страстью предполагает осознанность

Протоиерей Андрей Канев: Борьба с гневом. Часть 1. Борьба со страстью предполагает осознанность

№30 (1167) / 2 августа ‘22

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45–46 (2021 г.), №2–7, 26–29 (2022 г.)

Сегодня 83-я встреча в рамках большого цикла. Мы приступаем к разбору важной темы – борьба с гневом. Будем обсуждать общие понятия, применимые ко многим из нас. Но борьба с любимыми грехами очень специфична и индивидуальна.

Борьба со страстью – не механическое действие, а осознанное. Мы должны хорошо представлять, что такое страсть, как она работает в нас, откуда появилась и как с ней бороться. Иногда человек приходит на Исповедь не очень подготовленным в теоретическом плане и говорит: «Не знаю почему так получилось». Если ты не понимаешь, как это получилось, то как тогда с этим бороться? Часто наша борьба со страстью заключается в том, что мы просто фиксируем факт согрешения, приносим на Исповедь и все.

Борьба со страстью предполагает осознанность. Когда у нас есть болезнь, мы приходим к врачу. Он назначает лечение. Мы идем в аптеку, проходим процедуры или делаем операцию, чтобы быть здоровыми. Так и с любой страстью. Есть определенная закономерность, и нам нужно ей научиться по преданиям, которые зафиксированы в опыте святых отцов.

Гнев имеет особую специфику. Все страсти так или иначе связаны между собой. Важно это помнить. Но гнев особенный. Он – проявление неудовлетворения любой страсти. Представим деревенский забор: есть штакетник, и его соединяют несколько прожилин. Штакетник – это другие страсти, а прожилина – гнев.

Любая страсть так или иначе связана с гневом. Например, чревоугодие. Ты идешь с работы голодный домой, приходишь, а твои ближние чем-то увлеклись и не приготовили еду. Или приготовили, но ты рассчитывал на вкусняшки, а тебе приготовили пшенную кашку, которую ты не очень любишь. И в тебе рождается гнев. Хотел себя утешить, но страсть не удовлетворили, и ты разгневался. Или ты получил вкусняшки, но тут прибегают ближние и им надо оказывать внимание, ты не можешь сейчас поужинать. Естественно, тоже будет гнев. Ты собрался полежать, покопаться в интернете, прибегают дети: «Папа, пойдем гулять», нужно с ними поиграть или проверить уроки, и у нас возникает гнев. Покой тела нарушен.

Блудная страсть также. Объект страсти не откликается, и в душе рождается гнев. Он распалился, а объект страсти не идет на встречу. Появляется раздражение на человека, ревность. Сколько бед происходит от ревности! Все это не удовлетворенная блудная страсть.

Сребролюбие точно такое же. Когда мы теряем деньги или имущество, то гневаемся. Ты мечтаешь о новом мерседесе, а тут экономический кризис. Мы найдем причины поискать кто в этом виноват, пообсуждать, поосуждать и так далее. Неудовлетворение какой-либо страсти тут же рождает гнев. В этом его специфика. Мы не должны его понимать плоско. Он всегда проявляется из-за чего-то. В чем его опасность? Вроде что такого, я никого не бил, подумаешь, раздражительный. А ничего, что от тебя все твои близкие страдают? Ты уже всех достал своими придирками. Но себе мы кажемся красивыми, хорошими.

Как действует гнев? Когда человек начинает гневаться происходит ослепление ума. Ты был спокойный, но вдруг что-то произошло, например, с чревоугодием, и ты раздражился. В сердце начинает закипать, и мы начинаем выговаривать своим близким. Огонь ослепил ум. И вместо того, чтобы сказать «спасибо» и съесть эту простую кашку или приготовить еду самому и других угостить, мы начинаем злиться. Лукавый еще поводы подкинет: носки разбросаны, дети с утра до вечера в компьютере сидят, и все виноваты. И ты из нормального человека превращаешься в самого настоящего бесноватого.

Беснование бывает разное. Есть постоянное состояние, когда бесы захватывают душу человека и он становится марио-неткой. Такие примеры есть в Священном Писании. А бывают беснования краткосрочные. Это про нас с вами. Когда страсть заходит в сердце, ослепляет ум и человек действует неосознанно, делает глупости, говорит слова, за которые потом стыдно, совершает то, о чем потом жалеет. В таком состоянии можно побить детей, наказать супругу, все что угодно. Гнев – опасная страсть именно из-за этих проявлений. Ум отключился, и человек не может себя контролировать. Очень важно бороться с гневом.

Одна из наших задач – разобраться в себе. Мы можем умничать про звезды, рассуждать про Вселенную, про микромир, про технику и так далее, но очень часто не знаем самих себя. Нам надо разобраться в себе, в чем причина нашей гневливости. Люди бывают разные по характеру. Кто-то горячего нрава, кто-то спокойный. С точки зрения священника, и спокойный, и гневливый человек с горячим сердцем одинаково говорят: «я прогневался». Но на самом деле это не так. Кто-то родился с таким характером, наследие такое, и папа, и мама, и дед были гневливые. Мы от предков получаем не только генетику, но наследуем и духовные особенности. У таких людей в день может быть по несколько эпизодов гнева. Они быстро в него впадают, быстро отходят. Бывают очень подвержены злопамятству. Если мы знаем, что у нас такая особенность, то это будет одна тактика борьбы с гневом. А если человек родился спокойным и вдруг разгневался, то тут совершенно другая тактика. Надо разбираться почему вдруг это произошло.

Если человек родился гневливым, то это не значит, что он погибнет в аду. Если он будет бороться, все обязательно получится. При борьбе мера гнева потихонечку уменьшается. Гнев не исчезает по щелчку пальцев. Вот вчера был гневливый, а сегодня кроткий как овечка. Так не получится. Нужна долгая терпеливая борьба. На нее надо настраиваться. Нужно бороться, как с любой врожденной страстью. Успехи будут не очень незаметны, но их надо отслеживать. Если в начале борьбы человек мог гневаться, обижаться, устраивать террор близким неделя, а теперь станет это делать на один день меньше. Какое будет облегчение близким! А потом еще меньше и еще. Потом гнев переходит в более легкие формы.

Кто-то, может, приобрел гнев как навык. Тихий, спокойный человек привык так реагировать на близких, распустился. Тогда нужна другая тактика борьбы.

А иногда бывает, что человек не внутренне впадает в гнев, а из-за тяжелых внешних условий. Так бывает в связке с другими страстями. Например, по гордости хочу сделать больше работы, начинаю уставать от нее, и очень легко появляется раздражительность. Тут тоже будет другой способ борьбы. В этом случае нужно менять внешние условия, меньше давать себе поводов ослеплять ум и бесноваться.

Узнать причину гнева очень важно! Нужно разобраться в себе, как практически это сделать. Это можно сделать таким образом: заведите себе тетрадку и каждый день начинайте отслеживать проявление гнева. Вы раздражились. Давайте возьмем грубое проявление (мы с вами изучали, их много, но мы возьмем в виде чувства). Ты разгневался – появилось чувство. Давайте попробуем быть к себе внимательными и запишем, почему это получилось. Если недельку понаблюдаем, увидим, сколько раз мы раздражаемся и почему. Я реагирую на близких, или это мое внутреннее состояние, или близкие не хотели, мирная обстановка, но я начинаю раздражаться все равно – это разные вещи. Или, допустим, я проснулся уже уставший, злой – это совершенно другая тема, связанная с внешним, значит нужно настроить режим, и будет меньше раздражительности. Это тоже важно, потому что лукавому нужно использовать все условия: и внешние, и внутренние, и врожденные наши особенности, лишь бы мы грешили и вредили себе и другим.

Гнев – специфическая страсть еще в том, что ты не просто внутри сам себе кипишь: ум отключился, и ты начинаешь бороться с остальными людьми. Поэтому, если мы понаблюдали и увидели, что в нас много гнева, – не отчаиваемся (помните, у нас был цикл о покаянии), не опускаем руки, а наблюдаем, какие мы сейчас, для того, чтобы начинать бороться. И ни в коем случае не сдаемся. Напоминаю почему: Господь ждет от нас не такого спецэффекта, как мы часто себе мечтаем, что я где-то уйду, гнев у меня пройдет, стану кротким и потом кротким приду ко Христу и скажу: «Господи, я кроткий, я Твоя овечка, прими меня в Твое Царство».

Не будет так, потому что мы справляемся по воле Спасителя, освящаемся от Господа, а не сами по себе. Если бы сами по себе, тогда бы Господь на землю не пришел, не пострадал на Кресте, не Воскрес, не оставил бы здесь Свою Церковь. Ходили бы сами по себе и исправлялись. Самоисправления нет. Мы с вами можем видеть свои недостатки, можем пытаться, но результат, плоды борьбы зависят только от Спасителя. Поэтому, если мы родились уже бесноватыми, то Царство Божие для нас не закрыто, а, наоборот, открыто, если будем каяться, бороться, терпеливо понимая, что это борьба на всю жизнь.

Как пишут святые отцы (и мы по логике можем это вывести, по наблюдению за собой) есть три степени. Внутренний гнев (когда гнев начинает закипать, но ты это из себя не «вылил»). Внешний проявляется в словах и делах. Это крайнее проявление: мы разгневались и начинаем спорить, обличать, ругать или наказывать, особенно в таком состоянии). Какие будут плоды нашего воспитания, если мы в состоянии помрачения ума начинаем учить, наказывать детей, подчиненных – ничего доброго из этого не получается. Это нужно делать только в спокойном состоянии – успокоиться, потом уже разбираться. Третье состояние, как пишут святые отцы, – злопамятство. Это не только память, а состояние человека очень похожее на беснование, когда чуть что, у него это проявляется, выливается. В Евангелии есть описание бесноватых (помните, Гадаринских), которые жили на берегу Генисаретского озера и не давали никому пройти, были «люты зело», как в Священном Писании написано. Так и состояние развития страсти, когда человек вот такой становится – бесноватый и «лютый зело», от такого только убежать остается. Три внешних состояния: вечно обижен, вечно все плохие, вечно гневливый, раздражительный, ни о чем не поговорить, не попросить.

Следующее, что мы не должны оправдывать гневливость. Казалось бы, как можно оправдывать? Но есть люди, это оправдывающие. Например, говорят: «Я не виноват, меня вынудили. Я на самом деле кроткий, спокойный, хороший, а все эти злыдни, которые вокруг меня ходят, меня вынудили, я – жертва». Давайте от этого сразу будем отходить. Если разгневался – это я разгневался, это мою струнку страсти задел кто-то. Он всего лишь причина того, что я увидел это в себе. Господь его послал, он инструмент, который позволяет звучать тоненькой «струнке» – страсти в нашей душе. Поэтому, если я разгневался, – это моя слабость, я проявил ее, а не кто-то виноват. Это, во-первых.

А во-вторых, есть люди, которые говорят: «Как же, в Священном Писании Господь ведь тоже гневается: на людей, потоп послал – сколько слов про Божий гнев». Давайте не путать. Наша страсть – это наша слабость, наши немощи. Гнев Божий – совсем другое. Не надо Господу приписывать наши человеческие немощи: раздражение, огорчение, обиду. Господь не такой и Божий гнев – это проявление святого Суда Божия, а не мести, мелочности, обидчивости, как у нас с вами. Это совсем про другое. Давайте вспомним гнев, который проявлялся у Спасителя. Ведь Он кроткий, и, тем не менее, когда Господь пришел в храм и увидел, что в Иерусалимском храме творится: торговцы, размен монет, шум, не дают молиться, что Господь делает? Берет бич и всех выгоняет с гневом. Это святой гнев, он направлен на грех, а не на грешника. Но нам с вами это не свойственно, поэтому ни в коем случае не оправдываем свои страсти и не думаем, что это все правильно.

Особенно, если человек говорит: «Я разгневался, но это правильно, потому что я кого-то учу». Неправильно. Учить надо в спокойном состоянии, чтобы ум был в рабочем состоянии, а не в непонятно каком, чтобы не в бесноватом состоянии ты учил других, чтобы это было действительно научение. Бывает так, что человек начинает бороться с другим человеком, говоря, что он борется с грехом в другом. Нужно разобраться: имею ли я право в другом человеке начинать исправлять страсть, кто я такой, если меня Церковь на это не ставила, никто меня на это не поставил, а я начинаю бороться со всем злом вокруг именно гневными способами. Тогда большой ко мне вопрос: чем я занимаюсь? Как бы не оказалось, что я такой же Гадаринский бесноватый, который нападает на всех и думает, что делает праведное дело, борется со злом. Со злом, безусловно, надо бороться, но люди от нас страдать не должны.

Гнев, как я уже говорил, – это оружие против греха. Напомню, что у Адама тоже был гнев до грехопадения. Этот гнев был дан как добродетель, оружие, чтобы защищать свою душу. Помните (я напоминаю «Огласительные беседы», правда, мы давно о них говорили, можно подзабыть), Бог дал гнев человеку для того, чтобы тот с помощью гнева берег свою душу, свое райское состояние. А у нас после грехопадения Адама получается, что гнев – оружие против своих близких. Мы снова должны попытаться вернуть гневу его предназначение.

Против кого мы можем гневаться? Против греха, против сатаны. Помните, как Господь говорил: «Отойди от Меня, сатана!» Против возникающих в сердце греховных помыслов. У святых отцов еще написано: против себя, но тут надо быть очень внимательными. Я сейчас расскажу, про что это. Специально не стал писать, потому что у нас много людей бывает неопытных, подверженных страсти печали и гордости. Когда они начинают гневаться на себя, то это часто превращается в отчаяние, печаль, уныние, потому что человек увидел в себе гнев и начинает: «Я такой плохо». Причем, это не самоукорение. Самоукорение построено на вере, надежде, на других основаниях, а человек начинает говорить: «Я такой плохой» – у него опустились руки, и он перестал бороться. Это неправильно, поэтому давайте будем учиться сначала гневаться на греховные помыслы, которые увидели в себе, греховные чувства, на лукавого, стремящегося погубить всех людей и нас в первую очередь. Соответственно, против этого мы направляем силу гнева, которая в нас заложена.

На этом мы с вами закончим. Бог даст, будем дальше разбираться, но сегодня мы разобрали теоретические вопросы, а со следующего раза приступим к практическим вопросам борьбы с гневом. Мое предложение остается в силе: ведите дневник, и вам будет понятно, от чего гневаемся, какое у нас состояние, – или врожденное, или навык, или внешние условия, или еще что-то. Попробуйте разбираться сами, наблюдая за собой, – это очень интересно, будет вам полезно при готовке к Исповеди.

Желаю вам Божией помощи. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Людмила Кедысь
и Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс