Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1167) → Священник Константин Кокора: Важно всегда понимать и исполнять волю Божию

Священник Константин Кокора: Важно всегда понимать и исполнять волю Божию

№30 (1167) / 2 августа ‘22

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «Как решиться на первую Исповедь? Как она проходит?»

– Решиться можно, только если поймешь, что после нее станет лучше. Иногда бывает чувство, что тебе чего-то не хватает: либо мужества, либо доверия к тому, кому будешь исповедоваться. Все страхи вылезают. «А вдруг батюшка что-то подумает или расскажет другим?», «А вдруг кто-то что-то услышит?» А вот когда возникает чувство, что если не сейчас, то никогда, когда буквально распирает, то надо просто помолиться: «Господи, помоги мне». Иногда не планируешь, но вдруг заходишь в храм, а священник сам подходит и спрашивает: «А не хотите исповедоваться?» Господь вдруг тебя к этому приводит.

Любая Исповедь заключается в том, что священник выслушивает грехи исповедующегося, задает наводящие вопросы, узнает о его жизни, чтобы помочь более объективно посмотреть на грехи. Часто бывает, человек в чем-то кается, а корень этого греха в другой страсти. Например, он много ест, у него страсть чревоугодия. А ее корень может быть в унынии. Он много лет заедает какие-то свои страхи, нежелание выходить на работу, ощущение своей никчемности.

Процесс, когда священник и исповедующийся начинают рефлексировать над грехами, и есть Исповедь перед Христом. Священник только свидетель. Он имеет власть отпускать грехи, вязать и решить (т.е. совершать таинство Покаяния). Но он свидетель, а не прокурор и не судья. Священник – человек, кающийся вместе с исповедующимся. В чине древнерусской Исповеди есть слова: «грехи твои на вые моей». Буквально: «грехи твои я разделяю вместе с тобой». Священник свидетельствует перед Богом, что человек искренне покаялся, имеет намерение вести новый образ жизни, по-другому относиться к миру, к Богу.

Священник дает советы. Бог прощает грехи в таинстве, но их последствия остаются. Человек может опять начать грешить. Священнослужителю очень важно проговорить, что именно может помочь больше не возвращаться к этим грехам, как начать жить по-другому. Очень важен этот диалог. Завершается Исповедь молитвой о прощении всех грехов.

Исповедь может не состояться при условии, если пришедший на Исповедь не кается, если говорит: «Я не собираюсь ничего менять в своей жизни, мне и так комфортно, я от этого получаю удовольствие. Этот грех остается со мной». Священник не может прочитать молитву, потому что нет акта покаяния. Бывают случаи, когда человек говорит, что не может это сделать. Например, он находится в страсти алкоголизма, наркомании, игромании. Тогда он не может точно сказать, что после Исповеди оставит этот грех. Но должно присутствовать хотя бы намерение, он должен сказать: «Я всеми силами постараюсь с этим бороться». И дальше священник может наложить епитимью. Что это такое? Это не наказание, а врачевание, исправление человека. Например, он очень скуп и боится подавать милостыню. Священник говорит: «Давай попробуем побороться с этим грехом епитимьей. Ты каждый день будешь давать 50 рублей каждому встречному нищему». И скупец через эти упражнения научается тому, чтобы добродетелью исправлять свой образ жизни.

Очень важно доверять тому, с кем будешь беседовать. Можно заручиться поддержкой более воцерковленного друга или родственника. Спросить, к кому они ходят исповедоваться, кого посоветуют, и помолиться, чтобы Господь все устроил так, чтобы Исповедь прошла лучшим образом.

Вопрос телезрительницы: «У меня есть сын от первого брака. Сейчас я замужем второй раз, и нам очень хочется еще малыша, но никак не получается. Мы ждем этого чуда. Кому молиться или что сделать, чтобы Господь нас слышал?»

– Господь совершает нечто не потому, что мы что-то эксклюзивное сделали. Бог дает даром и благодать, и успехи, и развитие таланта, и детей. Нам нужно жить по-христиански, чтобы Господь видел наши старания. Молиться можно кому угодно, но в первую очередь Богу.

Часто люди в своем духовном реестре выстраивают неправильные отношения. Начинают больше делать акцент на молитве Богородице или определенному святому, а Христос выходит как бы за рамки этого общения. Или делают больший акцент на молитве, но при этом не участвуют в таинствах, не читают Евангелие, соответственно, и не живут по нему, не ведут добродетельный образ жизни.

Важно окунуться в жизнь во Христе. Нам кажется, что мы помолимся или сделаем что-то специальное, и Господь за это даст ребенка. Бог и так это сделает, если на то будет Его воля. Он знает, что у нас есть это желание. Другое дело, что надо менять что-то в жизни, несмотря на то, даст Бог ребенка или нет. Всех Божиих судеб мы не ведаем. Может быть, первый ребенок останется единственным. Именно поэтому в молитве «Отче наш» мы говорим: «Да будет воля Твоя». Важно это признать. «Не как я хочу, не как мне угодно, а как Ты, Господи, хочешь… Мы хотим вот так, а Ты рассуди, нужно нам это или нет. Будет ли это для нас полезным. Просим Тебя, но пусть будет воля Твоя».

В этом диалоге и рождается ощущение того, что мне нужно на самом деле, как нужно с этим справляться. Бог действует исходя из того блага, которое Он нам заготовил, чтобы мы были счастливыми, радостными, милосердными, сострадательными. Если нам это поможет, Он это даст. Если нам это не поможет, Он оставит нас с тем, что есть. У кого-то вообще нет детей, судьбы складываются очень по-разному.

Вопрос телезрителя: «В Православии нет реинкарнации, но про Иоанна Крестителя Господь сказал: Илия уже пришел, и не узнали его».

– Реинкарнации по христианскому учению не существует. В Писании многое выражается образно. Господь говорит: если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его; если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее. Мы не воспринимаем это буквально. О скопцах, которые оскопили сами себя, мы не говорим в реальном смысле.

Иоанн Креститель действовал в духе Илии, в пророческом, мистическом смысле, как Илия, который был великим харизматом. Господь говорит метафорически. Толкования святых отцов помогают нам уяснить смысл Писания. Христос часто говорит притчами. Какие-то вещи нам не очень близки, но мы понимаем, что смысл не всегда бывает доступен сразу.

Вопрос телезрителя: «Я хочу познакомиться с девушкой, но у нее татуировки на обеих руках. Стоит ли с ней общаться?»

– К татуировкам я отношусь отрицательно, особенно у девушек. Мне кажется, это лишний элемент на теле. Они бывают разными и на разных частях тела. Важен мотив... Я бы на вашем месте рискнул. Может, это ваша судьба, и девушка поменяет свой образ мыслей и всю жизнь благодаря вам. Татуировки не самое главное. Не вижу здесь преграды. Важно не то, с чего человек начинает, а как заканчивает, к чему придет. Главное – ее отношение к этому. Если она хочет еще набить татуировок, нужно спросить, зачем ей это, что она хочет этим выразить и так далее. Может быть, она так боль выплескивает.

Может, раньше у нее был один образ жизни, а сейчас она смотрит на это иначе. Важно узнать ее отношение к семье, родителям, к любви, детям, к смерти, смыслу жизни, к религии. Для религиозных людей это важно, могут возникать конфликты на этой почве. Если ты участвуешь в таинствах, а супруга нет, то детям сложно в этом разобраться. Лебедь, рак и щука. «Нам нужно идти в храм или нет? Почему одни ходят, а другие нет?» Все это поможет сориентироваться.

И просто общаться, и в процессе станет понятно, что, зачем и почему. И молиться: «Господи, если это мой человек вопреки всем обстоятельствам, которые меня смущают, оставь меня с ним. Если не мой, дай мне силы и разума увидеть это и отказаться от идеи дальше строить с ним отношения». Важно не реализовать свою самость в отношениях с другим человеком, а исполнить волю Божию. Господь приготовил для нас кого-то, с кем мы должны встретиться. Но если мы начинаем распылять себя по разным знакомствам, то медленнее будем идти к тому, к кому нужно.

За татуировкой может тянуться и пласт других вещей. Если за татуировками стоит целое мировоззрение, то надо понять, справитесь ли вы с этим или нет. Если хочется серьезных отношений, то с этим нужно что-то делать.

Вопрос телезрителя: «Мой брат стал виновником ДТП, в котором погиб человек. Как молиться за брата, за погибшего и его близких?»

– Всеми образами молитвы, какие только есть. И не только молиться, но и поминать.

Если Вы хотите помочь, это должно стать вашим правилом до конца жизни.

– По сути, это епитимья. Мы исполняем это как необходимость, включаем этих людей в свое поминовение. Поминать нужно добрыми делами, подачей милостыни, участием в таинствах, собственными молитвословиями и постами, своей жизнью по Евангелию. Поминовение – это акт всецело христианский, в нем участвуют и дух, и душа, и тело. Люди часто считают, что поминать – это написать записки. Но, по сути, в этом нет личного труда. Поминать – значит жить этим человеком. Все средства хороши, чтобы разделить боль и страдания других.

Но не надо впадать в крайности, чтобы не сойти с ума и не впасть в уныние.

– Уныние ни в коем случае не поможет. Столкновение со смертью по-разному влияет на людей. На отпеваниях я часто вижу, как люди плачут. Но делают они это по-разному. Могут истерично плакать, веря в то, что человек еще жив. У меня был случай, когда супруга умершего начала истошно кричать: «Встань! Проснись! Куда ты?» В тот момент, когда тело уже лежало в печке в крематории. У нее началась истерика. Мне стало страшно, я понял, что она не верит в существование Бога, души, в воскресение мертвых. После смерти близкого можно впасть в очень сильное уныние. Здесь нужен акт веры и любви, надежды на то, что мы еще встретимся, что человеческая душа бессмертна, что Бог прощает грехи. Часто можно услышать: не успел попрощаться, не успел попросить прощения... Важно помнить, что они живы, любят нас, чувствуют. И, как советовал митрополит Антоний Сурожский, можно поставить фотографию усопшего и проговорить что-то ему.

Фотография – вспомогательное средство. Мы можем общаться с усопшими? Они нас слышат?

– Да. И более того, они участвуют в Литургии. Литургия собирает всю Церковь, всех вместе: и усопших, и живых, и весь ангельский мир. Это что-то универсальное, что позволяет нам встретиться с ними. Также мы поминаем всех членов Церкви выниманием частиц и омовением их в Крови Христовой. Так происходит мистическое соединение с нашими родственниками. Важно быть участниками этого союза. Святые отцы рисовали такой образ: в центре Бог, а по радиусам мы. Чем ближе мы к Богу, тем ближе другу к другу. Очень важно пригласить в эти отношения Бога.

Вопрос телезрительницы: «Я приняла христианство полтора года назад после смерти близкого. Это помогло мне пережить потерю. Могу ли я подавать записки за своих усопших родственников, которые были атеистами, и за здравие взрослых сыновей и внуков, если они мусульмане?»

– Записки предполагают общецерковное литургическое поминовение. Мы не можем просить за этих людей в таком контексте, потому что они не являлись членами Церкви. Но при этом никто не запрещает лично молиться за них. Можно попросить священника поминать их в панихиде, если он возьмет на себя это обязательство. Панихида – это молитва, которая собирает людей, заинтересованных в поминовении своих усопших. Ничто не мешает нам жить по-христиански. Это тоже влияет на усопших. Но мы не можем подавать записки за тех, кто не является членом Церкви, кто не был посвящен Христу. Такое поминовение будет только вредить.

Вопрос телезрительницы: «Моей дочери 14 лет, и она заявила, что теперь может делать что хочет, и решила проколоть нос. Что делать в такой ситуации?»

Телезрительница признает, что в этом есть и ее вина, и понимает, что нужно меняться самой, но просит совета в данном конкретном случае.

– Если бы моя дочь собралась прокалывать нос, я был бы против. Нужно подходить к этому вопросу индивидуально. Может, это бунт какой-то. Может, она сейчас наденет сережку в нос, а через год скажет: я стала христианкой. Неисповедимы пути Господни. По житиям святых, например, апостола Павла, мы знаем, что люди меняются на двести процентов. Самое главное в этой ситуации не пасовать, даже если ваш призыв отказаться от задуманного не получит отклика. Не нужно разрывать свои одежды, рвать волосы, впадать в уныние и истерику. Нужно принять это как факт.

Когда блудный сын уходил, отец его не останавливал, не сковывал цепями, не привязывал к табуретке, не высылал когорту воинов, чтобы его схватили и привели обратно, не пытался через старшего сына его в чем-то убедить. И сын всегда знал, что отец его ждет, ворота дома всегда открыты и его всегда примут обратно. Очень важно оставаться христианами, несмотря ни на что, не нужно пытаться сломать другого и навязать ему свою волю. Да, бывают события, которые нас потрясают, нам кажется, что мир рушится, но за этим тоже есть какой-то смысл. Может быть, человек в этих поисках набьет себе шишек, что-то для себя уяснит и станет совершенно другим. Мы тоже были не пай-мальчиками. Мы очень быстро забываем, что в свои 14 лет «давали прикурить» многим людям вокруг нас. Не было святости, о которой мы сейчас патетически говорим и пытаемся присвоить кому-то из наших детей или родственников. Мы должны уважать их свободу.

Вопрос телезрителя: «Что делать, если один из приходов мне не по душе? Смущает личность священника. Мне кажется, там слишком все подчинено внешним правилам, вплоть до полного контроля за каждым. Храм в сельской местности, прихожан очень мало, одни родственники батюшки».

– Искать другой приход. Если нет физической возможности, то это уже сложнее. Может быть, нужно помолиться, чтобы Господь кого-нибудь из священников послал. Я, например, советую людям, если у них нет возможности самим приходить в храм, просто позвать батюшку, чтобы хоть какое-то общение было, он исповедует и причастит. А если и такой возможности нет, то, может, стоит этот приход посещать и пытаться жить христианской жизнью, чтобы там что-то поменялось. Нас Господь ставит в такие обстоятельства, которые могут быть полезны нам и другим людям, поэтому, может, не просто так это произошло. А когда есть выбор, нужно делать выбор ничтоже сумняшеся.

Вопрос телезрителя: «Муж ушел из нашей семьи через двадцать четыре года совместной жизни. У нас трое детей. Мне сказали, что на него скинули чужую судьбу три года назад, поэтому он так поступил. Может ли такое быть? И что можно сделать, чтобы ему помочь?»

– Чужую судьбу вряд ли скинешь, потому что у каждого она индивидуальна.

Видимо, это какой-то заговор?

– Есть такое явление, когда над человеком производят какие-то манипуляции, и он меняется. Например, уходит из семьи или говорит, что разлюбил, становится не таким, каким был раньше. То есть это вопрос о воздействии злых сил на нас. Церковь признает, что такое есть. Мы доступны для сил зла, но лишь в той мере, в какой сами даем им действовать. Если пытаться жить с Богом, эти силы, как стрелы от щита, просто отлетают. Но если мы сами впускаем в себя эти силы, если сами живем не по-христиански, даем этим силам над собой власть, то, конечно, они завоевывают ее. Они могут поработить, и мы можем при жизни ввергнуться в пучину ада. Для нас главное – самим быть христианами, призывать того, кто ушел из семьи, одуматься и поменять свой образ мыслей и жизни. Ничего другого нам не дано.

Вопрос телезрителя: «С возрастом пришла к выводу, что жизнь дается в наказание, поэтому у меня нет чувства благодарности за то, что мне дали жизнь. Наоборот, я иногда говорю маме, зачем она меня родила. Я понимаю, что это неправильные мысли и слова, но иначе не вижу. Мама – инвалид, ей 90 лет. У дочери не все складно. Живешь в постоянной тревоге, в страхе, отчаянии, преодолении всего. Неродившиеся дети не страдают. От этого пошла в храм. Готовлюсь ко второй Исповеди и Причащению. Перемен внутри не происходит. Господи, Иисусе Христе, помилуй нас».

– Я как раз хотел сказать: очень важный переход. Слава Богу, что женщина начала ходить в храм, пытается изменить свой образ мыслей, потому что это и есть уныние, это и есть неверие в то, что жизнь дана Богом.

То, что есть борьба, – замечательно. Это я приветствую. Потому что начали мы с полной «чернухи», а закончили чем-то очень светлым. Результат сразу не приходит – это тоже очень важно. Погруженный в глубины океана поднимается медленно. Если быстро поднимется, его разорвет на части. Поэтому очень важны эти спуски-подъемы. И такое состояние не сразу наступило. Человек отрывался от источника жизни – от Бога, и дьявол его захватывал. Но не сразу это произошло. И то же самое в обратную сторону. Здесь стоит потерпеть. Нам хочется сразу результата, но Бог – не кудесник, не чудотворец, в том плане, что дает и нам возможность что-то сделать, что-то поменять в своей жизни, переосмыслить. И мы потом запомним, что сами в этом поучаствовали, как бы ощущали вес этих действий. Самое главное – неотступность, терпение и вера в то, что все будет хорошо.

Однажды пришлось читать (так как общался с подростками на тему суицида) воспоминания о неудавшихся попытках суицидов. Все, кто пытался покончить жизнь самоубийством с помощью броска с высоты, во время полета к земле думали одно и то же: «Зачем я это сделал? Все можно было исправить». Все абсолютно. Насколько дьявол путает нам координаты жизни... Он нас убеждает в том, что все не так, как нам казалось раньше, что все плохо, ничего не изменить. Благо, что эти люди выживали.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Наталья Мухлынина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс