Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1161) → Священник Николай Святченко: Далекие близкие святые

Священник Николай Святченко: Далекие близкие святые

№24 (1161) / 20 июня ‘22

Беседы с батюшкой

Мы часто относимся к святым несколько утилитарно. Все любим святого Николая Чудотворца, обращаемся к Спиридону Тримифунтскому, но с очень конкретными целями: дай денег, дай квартиру. То есть просим святых о каких-то бытовых вещах. При этом выбираем: «Вот этому святому я готов молиться и куплю себе иконку, чтобы она у меня была. А остальных не знаю. Да и зачем мне это знать!» Я, конечно, утрирую, но лучше задам такие острые вопросы, нежели мы будем всегда пребывать в благом уповании, что у нас все хорошо, а на самом деле – беда.

– Конечно, когда мы приступаем к любимым святым даже с земными, материальными просьбами, эти просьбы Бог учитывает. Господь их видит, взвешивает, когда мы приступаем к молитве как христиане – когда знаем, что Глава Церкви – Христос, знаем Евангелие, Божественную литургию, когда исполняется заповедь любви, прежде всего к Богу, когда исполняется заповедь любви к ближнему, когда мы стараемся сделать все возможное, полезное и необходимое для ближнего. Я думаю, тогда Господь, видя наши жизненные сложности, учитывает эти молитвы.

А в нашей стране сложностей немало. Наверное, на Руси издревле повелось, что основная молитва – просительная. Люди в основной своей массе привыкли обращаться не ко Христу, но разделили функции между святыми: Николаем Чудотворцем, Спиридоном Тримифунтским, преподобным Серафимом Саровским, преподобным Сергием Радонежским и т. д. Хотя, может, те и находятся в каком-то недоумении по сей день, но в соответствии с чудесами, ответами на молитвы миллионов людей на протяжении веков в Русской Православной Церкви мы видим, что Господь и здесь проявляет Себя, действует, несмотря на немощь человеческую, даже на наши детские просьбы.

Конечно, становится совсем грустно, когда люди подступают к святым как к древнеримским или древнегреческим божествам: такой-то бог отвечал за то, чтобы скот был в целости и сохранности, чтобы урожай был хорошим в этом году… Когда нет речи об истине, когда нет речи о Едином Боге или о том, что лежит в основании Евангелия. Есть конкретная забота сегодняшнего дня, и какая разница, кто, по сути дела, помогает, – Заратустра, Зевс или какой-то святой. Подчас, проводя внутриприходскую миссионерскую работу, мы встречаемся с людьми с таким сознанием. Им нет особого дела до того, что происходит на службе, что за слова молитвы звучат, о чем они, в чем суть Божественной Евхаристии, суть Евангелия вообще, христианства и Православия в частности. Есть конкретный и очень понятный запрос каждого дня.

Медицина в нашей стране дорогая. Многие вещи недоступны для большинства граждан. Хотя я знаю много примеров, когда и обеспеченные люди имеют то же самое отношение к святым или даже к Богу: «Он мне должен. Он должен так действовать, потому что я же к Нему обращаюсь. Я же пришел в церковь, значит, Он (или какой-то святой) теперь мне должен». А когда этого не происходит, человек разочаровывается, и дальше мы общаемся с разочаровавшимся. Но разочарование происходит от очарования: ты ждал от святого действия, как будто бы тот фокусник.

Вот Христос не сделал этого чуда, и Его распяли. У нас много молодых миссионеров, и не только молодых, но мне интересно: у молодых людей возникает вот такой утилитарный подход ко всему этому?

– Конечно! Современный век становится все более практичным. Люди хотят знать, что получат, когда придут в церковь. У нас иногда даже идут дискуссии в отношении организации уличной миссии, когда появляются предложения сказать людям, что святой Николай даст им то-то, если они придут в церковь. Я сразу говорю: «Нет. Стоп!» Я понимаю, что это соблазнительный миссионерский момент, и миссионеру хочется подчас использовать даже какие-то уловки, касающиеся бытовой жизни людей. Это касается не только молитв к святым. Это может касаться других чудес, которые происходят в рамках Церкви, каких-то нюансов церковной жизни.

Но мы как миссионеры должны все же свидетельствовать о самой глубине Евангелия, о Христе, чтобы человек, насколько это возможно, пришел к Православию прежде всего, то есть стал воспринимать христианство и Христа православно и в рамках Церкви уже осуществлял свою дальнейшую христианскую жизнь – в таинствах, обучении, доброделании. А если мы начинаем подходить с не с главного входа, то в реальности можем получить очень много разочаровавшихся или приобретших сектантское мировоззрение внутри Церкви. А у нас есть такие понятия, как «внутрицерковное сектантство» и «псевдоправославие».

Вопрос телезрителя из Гомеля: «Один духовный старец спрашивал Господа, почему так страдают и мучаются православные христиане, почему разрушаются церкви и сжигаются монастыри, и ему был ответ: искал худшего, но не нашел. Что означает эта фраза?»

– Это взято из известного ветхозаветного сюжета. Один из ветхозаветных пророков спрашивал Бога: «Господи, как Ты допустил, чтобы в Израиле царем стал такой негодяй, идолопоклонник, который творит беззакония, способствует тому, что народ погряз в идолопоклонстве, колдовстве и прочих мерзостях, который обложил свой народ непомерными налогами и привел к тому, что все, что происходит в Израиле, имеет разрушительный характер?» Он вот так молился Богу, взывал несколько раз, и Господь ему сказал: «Я искал еще более худшего человека, но не нашел. Нашел только этого, чтобы поставить сейчас царем над Израилем. Каков народ – таков и царь». Таким был ответ известному израильскому пророку.

Этот сюжет имеет аллюзию на Ветхий Завет. Он сообщает такую мысль: текущее состояние внутренней, психологической, духовной жизни народа – это общее подсознательное коллективное, если можно так выразиться, оно выражено в том правителе или правительстве, что сейчас возглавляет данную страну или какую-то общность. С этим можно спорить, но идея заключается в этом.

Сегодня праздник в честь иконы Владимирской Божией Матери. Очень многие почитают эту икону и приходят к ней. Сегодня к иконе прикладываются просто сотни и сотни людей, и я увидел только одну прихожанку, которая читала текст молитвы, расположенный рядом с иконой. Мы не очень любопытны. Мы не хотим что-то знать о святых, об иконах, о молитве. Мы этим вопросом не интересуемся. Опять-таки я могу слишком сильно обобщать, и Вы сейчас можете сказать, что на самом деле все иначе. Но должен ли православный человек, христианин узнавать о святых, иконах, молитве? Или можно просто помолиться: «Пресвятая Дева, помоги мне»? И второй вопрос. Совсем недавно мы совершали празднование в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша». Почему о грехе пьянства нельзя помолиться перед какой-то другой иконой Богоматери? И так далее. Я сейчас в общем обозначил тему.

– Думаю, привести всех православных христиан (более воцерковленных или менее воцерковленных) к унификации будет очень сложно, поскольку каждый человек – особый индивидуум с отдельной психикой и по-разному относится и к Богу, и к святым, и к ближним. Так же и в отношении духовной жизни. Есть люди весьма внимательные, у них, если они видят, например, Владимирскую икону Божией Матери, возникает потребность узнать, какова история иконы и даже нюансы иконописного характера. А кто-то считает, что достаточно иметь простую веру: для него есть Христос как Глава Церкви, Божия Матерь и святые. И человек с искренним сердцем приходит в храм, молится Божией Матери, не вдаваясь в подробности и, может быть, оправдывая себя тем, что у него много работы, много детей и так далее (самые разные могут быть жизненные обстоятельства).

Мне кажется, более важно, чтобы православный человек был именно христианином, то есть чтобы в иерархии ценностей Христос был на первом месте и сохранялась потребность узнавания Христа.

Икон Божией Матери на Руси более тысячи. Различных чудотворных икон и икон святых тоже довольно большое количество. Кто-то из православных христиан больше любит изучать церковную историю, историю Русской Православной Церкви. Кого-то больше интересует церковный устав. Кто-то больше любит православное и догматическое богословие. А кто-то ничего не изучает, но читает акафисты, вечерние и утренние молитвы, молится по-своему.

То есть, с одной стороны, этот процесс навсегда останется для нас закрытым, потому что он происходит между Богом как Личностью и человеческой душой. С другой стороны, мы как проповедники, церковнослужители или воцерковленные миряне можем человека как-то сподвигать, чтобы он интересовался Евангелием, Христом, Евангельской проповедью, основами веры. Потому что известны случаи, когда человека, неустойчивого в Православии с точки зрения интеллектуальной подкованности, знания основ своей веры, опытные пропагандисты той или иной идеологии, атеизма или какого-то нового религиозного движения вовлекают в ту или иную группу. Или кто-то, как ему кажется, разочаровывается в Православии, хотя на самом деле никогда его и не знал, а находился, как лепесточек, на поверхности океана, никогда не погружаясь в глубину.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Известно, что Бог знает не только наши мысли, но и наши желания, которые мы даже еще не успели произнести. Тогда зачем мы обращаемся к святым с какими-то просьбами, чтобы они передали нашу просьбу Богу? Не думаю, что Бог нуждается в консультантах, чтобы принять решение».

– Отличный вопрос, но он относится к вопросу о нашей личной молитве Богу: является ли она просительной, благодарственной, хвалебной молитвой или мы воздаем славу Богу. Бог, с одной стороны, заранее знает, с чем мы к Нему подойдем и что будем говорить. Он не нуждается ни в нашей благодарности, ни в нашем хвалении. Но это не означает, что мы не должны совершать молитву. В молитве энергия нашей души и нашего тела направлена в сторону Бога, и это есть существенная часть нашей жизни, которую Бог оценивает, воспринимает, освящает. И это то, благодаря чему Бог воспринимает человека и делает его святым, причастным Себе.

Но мы не должны Бога как бы отодвигать в сторону. Мол, Господи, Ты и так все знаешь, все ведаешь. Здесь можно дойти до отчаяния и какой-то утопии, если довести до абсурда ту мысль, что Бог все знает и все ведает. Это Божественное свойство не исключает и других движений Бога к нам. Его движение – движение любви, Он хочет, чтобы мы к Нему двигались, к Нему обращались. Он хочет слышать нашу молитву, зная все наперед. Здесь речь даже не о знании, Бог не получает от нас какую-то информацию, Он получает от нас именно нашу любовь в виде молитвы, наше внимание к Нему.

То же самое относится и к святым – людям, которые Богом освящены, для Бога родные. Молитва, адресуемая святым, так же воспринимается Богом. Но не потому, что как будто Бог не знал этой информации, а сейчас от них ее получил. Бог обо всем знает с самого начала, и не в информации дело, а в нашем повороте к Богу, в движении нашей души к Богу. По-другому мы жить и не можем, у нас только и есть возможность обратиться к Богу, к святым.

Человек делает то, что может, он ограничен в этом смысле. И Бог это тоже знает, Он знал это до того, как его создал. То есть Господь не смотрит на него как на отпрыска всевозможных недостоинств. Бог всячески провоцирует в человеке то святое, что в нем есть. Все темное, что есть в нас, однажды умрет. Все святое и прекрасное, что есть в нас, Бог преображает. Это мы видим в тех, кого Церковь прославляет в лике святых, в чине преподобных, праведных или бессребреников. Бог делает этих людей явными для Церкви, чтобы были примеры в жизни, ориентиры для других. Потому что святых среди христиан в сотни раз больше, чем мы знаем. Очевидно же, что в Царство Божие попадают не только те, кого канонизировала Церковь, а намного больше людей, которых мы не знаем. Но прославляются в Церкви и канонизируются только особые, кого Церковь не может не канонизировать, потому что почитание их велико или образ жизни особенный.

Если говорить о глубинной стороне человеческой жизни, для нас важно, что Бог провоцирует то святое, что есть в человеке. Абсолютно в каждом есть что-то святое, за что Бог может удержаться. А темное рано или поздно умрет, поскольку Христос умер за всех нас, победил смерть, Воскрес из мертвых и положил начало новой жизни.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Святому мученику Уару молятся о некрещеных. Как полагаете, надо ли молиться о некрещеных? Будет ли это грехом?»

– Есть такая традиция. Кстати, почему-то не так распространено почитание святого Вонифатия (день памяти 1 января), он тоже умер, будучи некрещеным. Это один из мучеников первохристианской Церкви, убитый до Крещения, но Церковью причисленный к лику святых. Было такое понятие: Крещение в крови за исповедание Иисуса Христа Господом.

Вообще, в рамках христианской веры, Православной Церкви мы обращаемся с молитвой о некрещеных к Богу, но через святого мученика Уара или мученика Вонифатия (это уже сложившаяся традиция). Почему не молиться о некрещеных? Близкий человек, родственник может молиться о том, кто умер, так и не приняв Крещение, если знает, что тот был по духу христианином или совершал такие поступки и дела в жизни, на которые не были способны многие христиане его поколения или окружения. Эта молитва, конечно, дерзновенная, потому что мы молимся Богу о некрещеном человеке. В рамках Церкви мы о некрещеных не молимся, не подаем записки на проскомидию с выниманием частиц за некрещеного. Тем не менее личная молитва может быть. Конечно, есть ограничения духовников: не молиться за явных отступников, атеистов, врагов Церкви. Если молитесь за некрещеных, будьте готовы к нападкам нечистой силы, это связано с инфернальными силами. Но если вы молитесь за близких, родных или знакомых, о ком, как вам кажется, молитва была бы приятна Богу, то это благое движение души...

Еще один вопрос. Когда наша Церковь только начинала путь к возрождению, когда храмы были практически разрушены и нельзя было купить Евангелие, появилось огромное количество проповедников разного толка, которые ходили в белых рубашечках, в галстуке и всем дарили Библии. Сейчас тоже встречается такое, когда люди оставляют Православную Церковь и переходят к неопротестантам, например, где все легко, удобно, всегда напоят чаем, скажут, что ты спасен и не нужно ничего делать. К чему может привести наше нежелание знать свою Православную веру? Может ли это привести к откровенному сектантству? Или превратить нашу веру в нечто такое, когда мы выбираем какой-то сектор и говорим: «Я верю в Православной Церкви только в эту часть»?

– В нашем обществе, согласно статистике, у большинства людей такое сознание, в котором вмещается все, и получается «бульон» из разных ингредиентов. Там и эзотерика, и оккультизм, и православные святые, и гороскоп, и предсказания старцев. И все это взболтано и преподносится под разным соусом. К сожалению, в нашей стране носителей такого сознания около шестидесяти процентов населения. В сектоведении это называется оккультной средой. Для этого мы и проводим внутреннюю миссию внутри страны, ведь все эти люди по факту Крещения в Православной Церкви считают себя православными христианами. Они посещают храмы на Пасху, Рождество, иногда на Крещение, крестят детей, отпевают покойников – вот основной круг духовных забот. Церковь в России должна всячески учитывать этот элемент и проводить в первую очередь внутреннюю миссию по воцерковлению людей.

И все это благополучная среда для разного рода эзотерических культов, тренингов восточного характера, попадания в различные секты (неопятидесятнические, пятидесятнические, протестантские, псевдоправославные, внутрицерковное сектантство). То есть человек может, по своей природе, подцепить какую-то заразу. Это так же, как человек с очень низким уровнем иммунитета способен подхватить ту или иную болезнь.

Поэтому очень важно в нашей стране проводить просветительскую работу на уровне школ, вузов, техникумов, среди взрослых людей. Самое сложное, когда человек ничего больше не желает слышать, на чем-то зациклился... Например, помолился ради повышения уровня зарплаты – и этим духовная жизнь ограничивается.

Часто людей подобного рода к более серьезному духовному поиску подвигают жизненные трагедии. Это могут быть личностные трагедии или трагедии, связанные со здоровьем, когда приходят болезни (поэтому мы видим в храмах больше людей именно пожилого возраста): человек понимает, что идти ему больше некуда и более глубоко начинает относиться к духовному миру, к религии, к Богу. Думаю, страдания, болезни способствуют этому процессу. По крайней мере, так было до последнего времени. Может быть, что-то изменится, но пока так. В целом, к сожалению, ситуация благоприятная для появления различного рода отклонений.

Сегодня видел, как пришла в храм молодая женщина со своей дочкой. Они были очень позитивные. Но встали не там, где, по мнению опытной прихожанки, могут находиться женщины. И она им сказала: «Здесь находиться нельзя». Бедная женщина вприпрыжку отбежала с ребенком в сторону. Не думаю, что они с легкостью придут в следующий раз. Что делать с такими «нельзя»?

– Нужно напоминать себе, что мы не гости в храме Божием. Церковь – наш дом. Но нужно понимать, что это и их дом тоже, по факту их Крещения. Пусть они пока не активные члены прихода, но ты должен помочь им такими стать. И ты не зарезервировал себе здесь место, у тебя нет патента, что ты за это отвечаешь и твое мнение является истиной в последней инстанции. Ты только служишь Богу... Так не будь препятствием на пути к Богу.

Подводя итоги, можно сказать, что все мы должны быть миссионерами. Слова Христа о том, чтобы научить все народы, относятся буквально ко всем людям любого возраста. И прежде всего мы должны встречать человека в храме с улыбкой...

– С любовью.

Улыбка – первый знак любви.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс