Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1117) → Протоиерей Артемий Владимиров: У христианина не должно быть врагов

Протоиерей Артемий Владимиров: У христианина не должно быть врагов

№28 (1117) / 19 июля ‘21

Беседы с батюшкой

Батюшка, рады Вас приветствовать!

– Приветствую! С воскресным днем и памятью Всех святых, в земле Русской просиявших.

Это великий праздник. Даже в некоторых храмах принято перечислять все имена святых (они приведены в Минее). Я был на службе – минут 20 батюшка перечислял имена Всех святых: их огромное множество.

– Вчера я тоже в этом участвовал – это было минут 40, если без сокращений. Причем эти Минеи уже устаревшие, в них отсутствуют новопрославленные святые: Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения Петербургская – умолчим о тысячах новомучеников Церкви Русской (еще не включены имена Бутовских святых мучеников).

Действительно, это особое литийное моление, во время которого вдруг осознаешь, что такое Святая Русь: прошли века, но в вечности сияют, как немеркнущие звезды, разные чины святых – начиная от первых мучеников варягов, десятков благоверных князей и княгинь и завершая теми, кто пострадал в годину гонений в XX веке.

Особенно хочется остановиться на новомучениках. Эти люди пострадали в советское время от гонителей Православия, нашей святой веры… Потом Советский Союз разваливается, мы приходим в наше настоящее. И иногда нас хотят как-то поссорить (есть фраза «гражданская война не закончилась»). Мне кажется, в этой истории нас примиряют новомученики. Как Вы считаете, каков их вклад в историю нашей страны?

– Многие священники убеждены, что свобода веры и бурное церковное строительство (не только внешнее, но и внутреннее), приложение сотен тысяч спасаемых к Церкви (то есть Крещение младенцев и взрослых), открытые воскресные школы, сама деятельность телеканала «Союз», других православных порталов – все это плод спасительного сеяния: последствия пролитой новомучениками крови, ибо Церковь зиждется на этих святых семенах. И то, что багряный зверь сточил свои зубы о кости новомучеников, отступил, а эпоха безбожия, свинцовой тучей нависавшая над бессмертными душами, отошла, – это плод их стояния за веру.

Из этого, конечно, не следует, что борьба света и тьмы прекращена. Дьявол меняет свою тактику. И волны развращения, захлестнувшие умы и сердца, бедный интернет (изобретение само по себе нужное, однако бездны его увлекают людей, нравственно еще ничего не познавших, необученных), тоже вызывают озабоченность родителей, педагогов, священников.

Но возвращаюсь мыслью к новомученикам. Их светлый сонм среди облака святых Русской земли – это, может быть, духовный авангард, имеющий дерзновение пред Престолом Святой Троицы в молитвах за Святую Русь. Церковь никогда не сталкивалась ранее с таким систематическим гонением на веру – начиная от школьных уроков атеизма, кончая соглядатаями, «всевидящим оком» определенных агентов, высматривавших, как бы кто не прочел слово «Бог» с большой буквы, как бы кто внутренне не начал молиться Создателю.

Я об этом часто размышляю. Живя в свободное для самоопределения время, нам нужно чаще заглядывать в тома, посвященные истории новомучеников. Судьба каждого из них удивительна. Какого-то сельского батюшку, за которым следили агенты НКВД, могли тайно схватить, переместить в тюрьму, начать с пристрастием допрашивать. Его голгофский путь, пересыльные тюрьмы, централы, этапы лагерной работы, издевательства уголовников, исповедничество веры в условиях, не совместимых не просто с духовной жизнью, а с жизнью вообще, – это жизненно важные уроки для каждого из нас, крещеных людей. Быть готовым дать отчет о своей надежде и вере во Христа – эту задачу нам задает Святое Евангелие.

Как не пасть ниц пред этой воинствующей тьмой, как пойти против течения (живая рыба идет против течения – в отличие от дохлой, сносимой вниз, к устью)? Как не стать жертвой малодушия, депрессии, отчаяния? Как не поддаться желанию мимикрии – переобуться на ходу, перекраситься, быть как все: с волками жить – по-волчьи выть? Как не начать среди ворон и галок каркать что-нибудь против Неба?

Уроки мужества, нравственной силы, готовности преодолеть воинствующее мнение большинства, отстоять право на человеческое достоинство, сохранить в себе личность – это действительно уроки жизни, которые проходят самой практикой. Поэтому, мне кажется, знакомство с судьбами новомучеников – особый богоугодный подвиг, за который Господь щедро нам заплатит (я образно выражаюсь) Своей благодатью, молитвами наших прабабушек и прадедушек, которые пронесли свечу веры до победы.

Тем более их житие содержится в документах – в томах уголовных дел, следственных мероприятий.

– Как в Древней Церкви были мартирологи, где протоколировали допросы тех, кого вели на пытки и смерть, так и сейчас потихонечку, но все-таки опубликовывают следственные дела, раньше носившие гриф «Совершенно секретно»: мы можем восстановить, слово за словом, ту страшную атмосферу господствующей тьмы, в которой новомученики сияют, как светильники, свидетельствуя, что с ними таинственно пребывал Сам Воскресший Господь Иисус Христос.

Вопрос телезрителя: «Мы знаем, что святые часто обличали людей (как Иоанн Креститель, Иоанн Златоуст) и умирали за правду, за христианскую возможность исправить людские души – они имели право обличать людей (и не только священники, но и святые, у которых не было священного сана). Как обличать человеческие души? Ведь некоторые святые отцы по-разному обличали людей: кто-то с любовью, кто-то с праведным гневом. Как нам, православным христианам, которые живут по Духу Святому, по Божию Закону, сочетать обличение человека и любовь к нему? Всегда ли надо обличать, делать замечания, или надо молчать, или сочетать то и другое? Как найти эту грань?»

– Телезритель задал очень важный, глубокий вопрос: обличителей сегодня немало. Хочется вспомнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви» – это и есть ответ на вопрос телезрителя.

Мне вспоминается в связи с нашим разговором еще замечательное свидетельство из книги «Посмертные вещания» преподобного Нила Мироточивого. В этой редкой книге содержатся сделанные афонским иноком записи бесед преподобного Нила Афонского (XVI в.), явившегося иноку Феофилу в XIX в. Некоторые из бесед касаются библейских древних времен. В частности, преподобный Нил вспоминает пророка Иону, которому Бог дал задание обличить живущих в огромном городе Ниневии жителей, предвозвестить им, если они не покаются, скорую гибель этой ассирийской столицы. В рассказе преподобного Нила сказано, что в Ниневии было немало людей, живших доброй, благочестивой жизнью, но не было ни одного, кто имел бы нравственное право обличать людей – вскрывать их пороки и нравственные язвы: такое внутреннее право дает только Дух Святой, обитающий в сердце человека.

Восстань, пророк,
и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

«Глаголом жги» – то есть пробуждая совесть. Можно сказать однозначно, что среди нас нет подобных Иоанну Крестителю или святому Иоанну Златоусту: эти избраннейшие из избранных сосуды Божественной благодати своим сердцем обнимали всю вселенную и имели Христову любовь к каждому страждущему. Прежде, как говорил Иоанн Златоуст, надо полюбить тех, к кому ты обращаешь свое слово. Мать имеет право обличать свое дитя: она выносила его, родила со слезами, она по определению любит сына или дочь больше самой себя. Вот почему мама может с праведным негодованием выговорить что-то зарвавшемуся ребенку, поставить его на место, ибо ее гневное слово пронизано любовью.

А так – среди нас – взрастить в каком-то духовном учебном заведении обличителей представляется нелепостью. И сегодня мы призваны проповедовать больше собственным образом и примером жизни безукоризненной либо исполненной внутреннего покаяния пред Богом. В наше время многие говорят о миссионерах и миссионерстве. Но как я могу передать слово о Христе, если мое сердце не соделалось той обителью, где Христос пусть невидимо, но действительно пребывает Своей благодатью? Что толку свидетельствовать о Христе, если я не имею в себе Его духа чистоты, смирения, премудрости, любви?

Поэтому совершенно очевидно, что человек, стяжавший, толика за толикой, Божественную благодать (или давший ей раскрыться в себе самом благодаря тайному молчаливому подвигу покаяния, молитвы, служения ближним), и без лишних слов со своей стороны послужит умягчению сердец и просвещению десятков, сотен, тысяч людей.

Христос обращается к ученикам и говорит: «Да просветится свет ваш пред людьми, дабы, видя ваши благие дела (а речь идет именно о светлом состоянии человеческой души, осененной Духом Святым), они прославили Отца вашего на небесах».

Господь не говорит: «Пусть во всех переулках вы будете стоять с транспарантами и показывать Евангельские цитаты людям, куда-то спешащим», но говорит об их внутреннем преображенном, просветленном состоянии. Это накладывает на проповедников, миссионеров, катехизаторов, просветителей особую обязанность много трудиться над самим собой. Тогда наши слова будут приняты.

И речь идет не об обличениях, а о слове сострадания, сочувствия, сожаления, посредством которого мы хотим поделиться сокровищем нашей души. Не стоит подражать фарисею, что говорил: «Господи, благодарю Тебя, что я не таков, как этот и тот – жулик, растратчик, человек предосудительной жизни». Редко когда обличение достигает цели, поскольку тотчас встречает сопротивление вследствие недостоинства обличающего.

Вопрос телезрителя: «Как научиться отвечать Богу, если Он обращается к нам через сны?»

– Я бы посоветовал быть осторожнее со снами и не считать в самообольщении, что мы получаем с неба «скупые телеграммы» посредством сновидений. Лукавый хитер и подкрадывается к христианской душе незаметно, весьма часто пользуясь как раз сонными сюжетами.

Этим я не отрицаю, что вещие сны, в принципе, бывают. Но такой сон приходит к человеку либо в экстремальных обстоятельствах, когда уже не до шуток (и не в мягком кресле об этом приходится рассуждать), когда жизнь и смерть перед глазами. Либо вещий сон приходит к подлинному рабу Божию, подобному святому Иосифу Обручнику, мнимому отцу Господа нашего Иисуса Христа: старец Иосиф был настолько чист, кроток и свят душой, что ангелы открывали ему тайны Промысла Божия через сны. Но это же не типичная картина…

Поэтому русский народ, всегда имевший критическое отношение к снам, сложил в прежние века пословицы: «Сны свои, сударушка, когда встанешь ото сна, отдай Иосифу Прекрасному» – это другой Иосиф, библейский ветхозаветный персонаж, сын Иакова, который имел чистое сердце и которому Бог реально открывал судьбы мира. Отдай все свои сны, независимо от их сюжетов, святому Иосифу Прекрасному – это его компетенция, а сам о них забудь, попей святой водички, перекрестись.

А как же Богу отвечать? Вопрос был такой.

– А Богу отвечать так: «Господи, я недостойный, чтобы иметь видения и откровения. Но открой мне чудеса от Закона Твоего через чтение Божественного слова, посещение Божия храма, собеседование с теми, кто компетентен вместе со мной нащупать золотую ниточку воли Божией».

Вопрос телезрителя: «Церковь молится, прося защиты от врагов, видимых и невидимых. Невидимые враги – понятно, бесы, которые нас кусают какими-то страстями и пороками. А видимые враги? Если меня чем-то кто-то обидел – не называть же его врагом?»

– Очень часто под словом «враг» скрывается человек, которого мы-то врагом не считаем. Любите врагов ваших, любите людей независимо от того, как они к вам относятся, пусть даже и агрессивно.

Действительно, немало людей, захваченных злобой, неприязнью, косо на тебя смотрящих. Часто, к сожалению, это бывают соседи по дачному участку, они десятилетиями с тобой не разговаривают, подозревая, что твой внук съел червивое яблоко, упавшее на их землю с яблони. Вот этих-то людей, захваченных темной силой бесовского князя, мы должны жалеть и не считать их супротивниками и врагами, а смотреть на них с сочувствием, состраданием как на заблуждающихся.

В каком-то смысле правы те, кто говорит, что у христианина не должно быть врагов. Христианин смотрит на всех так, как говорит Федор Иванович Тютчев: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». У того же Тютчева есть такое посвящение: «Не много было б у него врагов, когда бы не твои, Россия».

Действительно, у нашей страны очень много недоброжелателей, завистников, злоумышленников, желающих раскачать нашу государственность, перебаламутить, переморить народ. Они устраивают провокации на Черном море, Балтийском море. Враги России, люди, захваченные злобой в отношении нашей страны, хотят, чтобы нас не было в принципе.

Если помните, Черчилль вскоре после 9 мая 1945 г. вступил в тайный сговор с немцами и хотел обманом их дивизии на севере повернуть против нашей страны-победительницы. И только благодаря маневру Жукова, по приказу Сталина (разведка-то работала), дислоцировали часть советской армии на север Германии – и этого не произошло. Несколько лет спустя был американский план подвергнуть атомной бомбардировке 50 ведущих городов Советского Союза. Представьте, у нас в то время шло созидание после разрухи. И если бы наши доблестные разведчики не выкрали из Америки схемы атомной бомбы (русские головы работали и там), если бы не был создан «ядерный щит» неподалеку от Сарова, мы здесь не сидели бы.

Отвечаю на вопрос. Мы молимся: «Положи, Господи, преграду злу, исходящему от врагов России».

Вопрос: «Идя на Литургию, по дороге в храм слушаю аудиозапись Последования ко Святому Причащению. Возвращаясь, слушаю благодарственные молитвы. Можно ли так делать?»

– Чудесно! Использование наушников в «мирных целях». Представьте, идет современный человек с наушниками, слушает благодарственные молитвы после Причащения, а мимо идет благочестивая бабушка, смотрит на этого студента в белых кроссовках, джинсах и думает про себя: «Вот ˮтяжелый металлˮ слушает. Дожили!..» А студент в наушниках в это время слышит слова: «Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя Честная во оставление грехов: буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие; в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя, грешнаго, стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матери, и всех святых. Аминь». Эти святые слова пусть оплодотворяют вашу душу, просвещают, таким образом вы входите в дух всегдашнего памятования о Боге, постоянной молитвы.

Слушать духовные слова молитвы – это труд, который предполагает сосредоточение внимания, отвлечение от всего суетного. Но, признаюсь, мне гораздо приятнее молитвы читать самому: степень постижения, вхождения в слово Божие гораздо явственнее, глубже, чем только напряжение слухового нерва.

Вопрос: «Благодать посещает наше сердце. Так говорят. Я не думаю, что это правильное выражение. Во-первых, благодать – это энергия Бога, по учению Григория Паламы, мы ее чувствуем физически. А сердце – это орган чувств. Поэтому мы не можем сказать, что благодать посещает наше сердце».

– Слово «сердце» многозначно. Это и физический орган. Иногда «сердцем» действительно называют земные чувства (например «мое сердце трепещет от любви плотской»). Но иногда «сердцем» называется седалище бессмертного человеческого духа, и Божественная благодать сокрыта с момента нашего Крещения в области духа, то есть в глубинах нашего естества.

Благодать обнаруживает свое присутствие, действует, заявляет о себе, когда мы каемся, молимся, храним себя от грехов и раскрываем всецело душу пред Господом. В этом смысле говорят «посетила благодать», – но не так, что она опустилась на нас, а раньше ее не было. Она с нами сопряжена с момента Крещения, просто скрыта от внутренних очей.

Однако «бывают дни, бывает час, когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас». Или, как образно говорил упомянутый уже Федор Иванович Тютчев, «и льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле».

Выражение «благодать посетила сердце» вполне уместно, когда под «сердцем» мы имеем в виду средоточие нашего умного невидимого естества – душу и собственно дух, в котором эта благодать сокрыта как зернышко.

К сожалению, программа наша подошла к концу...

– Мне было очень приятно сегодня услышать подлинно духовные вопросы от наших собеседников, и над ними я еще буду думать: одно дело – слова, другое дело – то духовное содержание, которое за ними сокрыто.

Чувствуется, что телеканал «Союз» приносит свои плоды, наши слушатели все больше углубляются в Священное Писание, в самих себя. Беседа была подлинно праздничной и содержательной.

Записали:
Елена Кузоро
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс