Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1102) → Священник Александр Асонов: Может ли пост менять повседневность?

Священник Александр Асонов: Может ли пост менять повседневность?

№13 (1102) / 1 апреля ‘21

Беседы с батюшкой

Разница между повседневностью и вечным в нашем понимании очень серьезная. Нам кажется, что повседневность преходяща и не так важна: это дела, не имеющие никакого значения. А все связанное с постом, молитвой, мироощущением в плане спасения, важно. Как поменять свою повседневность и привести ее в некий порядок с молитвой, со своим ощущением и знанием Бога?

– Вспоминается фильм «Формула любви», где крестьянин говорит: «Ну, барин, ты задачки задаешь!».

Вопрос действительно очень важный, и надо его чаще обсуждать. Для нас, христиан, повседневность – не обыденность – это жизнь, состоящая из мгновений. Есть слова в песне: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Каждый день и каждая секунда дороги, и мы должны ценить их. Когда мы смотрим на вещи сквозь призму такого восприятия нашего бытия, многое становится на свои места.

Жизнь прекрасна с утра и до вечера, жизнь великолепна, и это поистине дар – это шанс уже здесь и сейчас идти по пути духовного становления и возвращения к первообразу. Человек был создан по образу и подобию Божию. По какому образу и по какому подобию – это очень серьезный богословско-философский вопрос, мы сейчас об этом говорить не будем, но суть в том, что человек изначально и до сих пор несет в себе образ и подобие Бога, нарушенное первородным грехом.

Кстати, тематика греха (греч. ἁμαρτία – «непопадание в цель, промах») тоже очень интересна: понятие «грех» мы неправильно истолковываем в нашей жизни и в церковной жизни часто неправильно понимаем – мы же грехом называем любой проступок. Рассуждая о жизненных ошибках, о каких-то преступлениях, проступках, бедах, мы называем их грехом. Хотя грех в учении церковном имеет отношение именно к поврежденности человеческой, когда повреждается образ и подобие Божие в человеке.

Каждая секунда, миллисекунда нашей жизни может быть использована для возвращения к Первообразу – к Богу: все мы блуждаем, в некоторой степени, все мы преодолеваем свой путь, и мы должны ценить все, что происходит с нами.

Человек так устроен, что переживает секунды, минуты и не ценит их. Проходит время, и он говорит: «Господи, я это ощутил в тот момент, но не ценил». Мы ценим что-то только по прошествии времени. «Суета сует, – сказал Екклесиаст, все – суета и томление духа.» Об этом очень много рассуждений в классической литературе, поэзии – заметьте, как в поэзии подчеркивается понятие вечности. Многие поэты, писатели, художники, деятели культуры, философы в том числе, говорят, что время – понятие относительное, придуманное. А есть ли оно вообще – понятие времени? Люди когда-то жили, не пользуясь часами: им достаточно было небесных светил и какого-то внутреннего ощущения.

Сейчас очень часто нас захлестывает суета сует (особенно в больших городах), и мы перестаем ценить данную нам жизнь, мы ее даже не замечаем. Сначала, когда человек еще слишком мал, дни и часы тянутся, а потом постепенно кажется, что время ускоряет свой ход. Вот человеку уже за 45 – и он думает: а ведь вчера было 30, как быстро 15 лет пролетели! Уже подрастает новое поколение…

В фильме «О чем говорят мужчины» есть момент, когда герои приезжают на берег Черного моря и рассуждают, что взрослые – это постаревшие дети. Мы не успели заметить жизнь в нашей обыденности. В так называемой повседневности мы не заметили самого главного. Давайте ценить эти секунды, беречь их. Об этом много рассуждений у отцов Церкви, древних философов, мудрецов.

Если рассуждать, что мы больше времени и внимания уделяем таким событиям, как Великий пост, или каким-то другим датам церковного календаря, то ведь это ни хорошо ни плохо. Было бы очень важно для нас все-таки понять, что пост должен быть некоторой константой в жизни христианина, а не только на определенный период. Надо понять вообще, что такое Великий пост, откуда он появился и с чем связан. Думаю, мы об этом сегодня еще поговорим.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Какие есть заблуждения о Великом посте, которые могут помешать его правильно провести?».

– Заблуждений существует множество, и самое главное из них касается вопроса диетического, когда пост сравнивают с диетой: Мол, это такая хорошая древняя традиция – раз в году соблюдать определенную диету, которая помогает организму, и за счет этого человек внутренне, душевно может становиться спокойнее, чище, лучше. Вот такой медицинский подход. Это заблуждение.

Кстати, если мы говорим о посте, то должны прежде всего задуматься о его истоках: откуда он пришел, в какой религиозной канве развивалась традиция поста, – и только с этих позиций мы должны рассуждать о посте. Я всегда говорю: чтобы понять христианство, надо изучать иудаизм – раввинистическую, талмудическую традиции, традицию Торы и многое другое.

Корни христианства – в иудаизме. Это исторический факт. Христос – иудей из иудеев. Апостолы – иудеи из иудеев. Не говорю уже об апостоле Павле: фарисей из фарисеев, по роду – тарсянин, римский гражданин. Поэтому, кстати, Павла многим современным читателям очень сложно понять – они вообще не понимают, о чем он пишет (даже апостол Петр отмечал: он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, то есть не совсем понятное). А Павел просто рассуждал с позиции человека, который воспитан в иудаизме, хорошо знаком с его традициями. Иногда ему, возможно, казалось, что все должны его понимать, что все понятно как дважды два четыре. Просто он вырос в этой традиции.

У него такие длинные послания, и их так много потому, что он начинает мысль развивать – и ему становится понятным, что мысль надо еще объяснить, и идут длинные, долгие пояснения к тому, что он хочет сказать. Чего стоит пассаж, который до сих пор будоражит умы, о законе и Евангелии, когда Павел рассуждает, хорош закон или нет, нужен он или не нужен, что такое Евангелие! Это же слова Павла, что праведный верою жив будет и что спасаемся мы верой по благодати, а не делами (при этом апостол Павел дел не отвергает – у него очень долгое рассуждение об этом). И это до сих пор камень преткновения для многих богословов православных (про протестантских вообще молчим – они это сделали своим девизом).

Чтобы понять, что такое христианство, каково апостольское учение, о чем писали ранние отцы Церкви, которые были знакомы со всей этой традицией, в том числе иудейской, надо изучать иудаизм, истоки иудаизма. Христос постился почему? Потому, что пост существовал в древнем иудаизме – он описывается еще в Ветхом Завете.

Давайте не забывать о том, что в канонический состав русской Библии (синодальный перевод) и церковнославянской Библии входят Книги Ветхого Завета, а это книги иудейские, религиозные книги иудаизма. В церковнославянском варианте есть так называемые апокрифы, которые в синодальный перевод не вошли, но тем не менее все это древний иудаизм. Как мы поймем древний иудаизм без изучения того, что он собой представляет, и толкования иудаизма в раввинистической традиции? Что такое пост в древнем иудаизме – мы не знаем. Каким постом постился Христос – это же вопрос.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос сказал: ˮКто любит Меня, соблюдет Мои заповедиˮ. Объясните, как можно по заповедям блаженств жить постоянно? То же и с постом: кто служил в армии, поймет меня – если служить по уставу, через неделю сойдешь с ума. Так же и здесь. Объясните мне, как можно прожить по заповедям хотя бы час».

– По заповедям блаженств все очевидно. Но Господь помимо этого сказал прекрасные слова, обращаясь к апостолам: невозможное человекам возможно Богу. Тогда они спросили у Него, так кто же может спастись, если достаточно просто на женщину посмотреть с вожделением – и уже значит, что прелюбодействовал с ней в сердце своем. Апостолы тогда были в ужасе! Получается, они таким образом свидетельствуют, что они все смотрят на женщин с вожделением – иначе почему они у Него это спрашивают?

Почему Господь приводит такие примеры? Вроде бы никого не убиваешь, а что-то плохое пожелал – и уже как бы совершил преступление. Это же не к тому, что теперь мы должны бороться со всеми помыслами, совершенно нет. Это к тому, что повреждена природа: существует первородный грех, произошло повреждение первообраза – изначально все было заложено позитивным, но произошло нарушение. Господь приводит эти слишком резкие примеры, чтобы дать понять, что только с Богом для человека возможно вернуться в правильное состояние.

Христос таким образом дает понять: «Вы не бойтесь – Я для того и пришел: вы не можете исполнить Закон, Я пришел его исполнить – не нарушить пришел, но исполнить. И Закон во Мне исполнится, через Мой жизненный путь. Вы этого сейчас не понимаете, но потом поймете, когда все уже свершится, когда придет Утешитель». Апостолы даже не понимали, кто такой Утешитель, они вообще думали о другом.

Если говорить о заповедях блаженств, то Христос здесь не затрагивает какие-то высокие законнические, догматические вопросы: Он констатирует факт, что всякий ощущающий себя духовно недостойным на самом деле обрящет полноту духовности.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Что имеется в виду? Это, в принципе, притча о фарисее и мытаре: мытарь себя осознает нищим духовно, а фарисей не осознает – думает, что богат духовно. Вот Господь и говорит, что услышит того, кто нищий духовно, и его будет Царство Небесное.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Всякий ищущий истину обрящет – всякому стучащему отворят. Это повторяется во всех четырех канонических Евангелиях, даже в апокрифических присутствует (кстати, чтобы понять, что такое христианство, неплохо изучать и апокрифические книги Нового Завета, не вошедшие в канон. Апокриф – это же не что-то отринутое, апокриф – это что-то оставленное, поскольку не в большинстве общин использовалось).

Христос перечисляет определенные положения, связанные с человеком, находящимся на пути духовного становления и возвращения к Первообразу.

Что касается устава, то Христос оставил лишь один закон: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Все святоотеческое учение – об этом. Святой евангелист пишет: «Бог есть любовь» и «Бога никто никогда не видел». Вот подлинная суть Отца – Бог есть любовь. Это есть начало любви. Если вы хотите увидеть ее отголоски – это бескорыстная любовь отца, матери к своим детям, детей к родителям. Мы любим своих родных и близких естественным образом, за то, что они просто есть: это отголосок Бога в нас, образа и подобия Его.

Во время Шестоднева все творится, включая животный мир, но в акте творения человека происходит нечто дополнительное: Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Мы знаем в церковной жизни понятия: дух, душа, тело – и мы путаем душу с духом. Мы можем сказать: «Отдал дух Богу», можем сказать: «Душа понеслась в рай», – но это 2 разных термина даже в русской речи, не говоря уже о древних языках. Они не случайно используются как 2 разных термина: они подчеркивают разные понятия, но это отдельный и долгий разговор.

Надо стремиться исполнять заповеди Христовы, связанные с милосердием, состраданием, любовью. Самая главная новая заповедь – Тайная Вечеря. Над Царскими вратами каждого православного храма изображается Тайная Вечеря – Христос сидит посреди апостолов и говорит эту новую заповедь: это единственная новая заповедь для христиан. Он отменяет Своей жизнью, смертью и Воскресением все ветхозаветные положения и определяет новую заповедь: только так узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Больше никак – ни по крестам, ни по подрясникам, ни по бородам (я не пытаюсь сказать, что борода – это плохо, просто внешняя форма ни о чем не говорит)…

Вопрос телезрителя: «Господь, отвечая Петру на его вопрос, говорит: человекам невозможно – возможно Богу. Апостолам уже открылось все при жизни. А когда же нам, грешникам, отворится, что Он сказал: возможно Богу? Надеюсь, вы меня поняли».

– Я вас понял, рад, что вы затронули еще раз этот вопрос. Апостолам в то время это не открывалось, ведь не было сошествия Святого Духа. Это не могло им открыться. Только под действием Божественной благодати, при присутствии Духа Святого в жизни человека происходит это открытие – то, что мы называем в церковном богословском лексиконе Божественным Откровением. Это только благодаря сошествию Святого Духа.

Чтобы это произошло, Христос должен был пострадать, умереть, быть погребенным, сойти во ад, воскреснуть, вознестись на небеса – все то, что мы вспоминаем в течение церковного года. После Пасхи у нас будет воспоминание Святой Троицы – оно посвящено именно сошествию Святого Духа. Только тогда апостолы становятся другими людьми.

Это, кстати, хорошо подчеркнул отец Александр Мень (многие богословы до него обратили внимание, но он особым образом это акцентировал). Апостолы до сошествия Святого Духа прятались, а когда Господь сказал: «Примите Духа Святого» (это апостольское благословение, я не говорю сейчас о Пятидесятнице – это отдельное сошествие Святого Духа), – они меняются, и в день Пятидесятницы, на 50-й день после Его смерти, они выходят на улицы смело. Их тут же заковывают в кандалы, определяют в темницу.

До этого чего они боялись? Такая разительная перемена произошла в людях вследствие чего? Это действие Святого Духа – так мы, христиане, это называем: человек меняется, становится бесстрашным, иначе начинает смотреть на вещи. У него происходит метанойя, полное изменение сознания, и он уже, как в прекрасном произведении Радзинского «Эзоп», может выйти на обрыв моря и сказать: «Где здесь пропасть для свободных людей?».

Та свобода, которую человек обретает в Боге, – потрясающее событие в жизни любого человека. Мне очень жалко тех, кто думает, что Бог – карающий меч. Ничего подобного: Он – любящий Отец, и подлинная свобода человека, счастье человека и возможность ценить каждую секунду жизни возможны только в Боге.

Смысл бытия становится другим. За это можно умереть, ибо это и есть подлинное счастье. В этом есть смысл жизни человека. В конце концов, для этого человек и появился во вселенной.

Подведем итоги нашей беседы...

– Мы призваны быть постоянно бодрствующими духовно, т.е. пост должен быть некоторой константой. Пост – это именно духовное бодрствование, к этому мы призваны, чтобы избежать очень неприятных, печальных и болезненных падений в нашей жизни. И ценить каждую секунду, ведь это великий дар: мы постоянно сталкиваемся с чем-то великим, интересным – вот даже сейчас, на телеканале «Союз», общаясь с Вами, я просто наслаждаюсь.

Жизнью.

– Да, жизнью, общением с Вами. Я не знаю, смогу ли завтра это сделать. Мы забываем о самом главном. Человек смертен, но самое страшное – «внезапно смертен», как говорил один герой Булгакова. Надо это помнить.

Во время Литургии мы как раз молимся, чтобы Господь послал нам смерть, когда мы будем готовы к ней.

– Смерть – ограничение наших страданий.

Что такое смерть как следствие грехопадения – наказание или избавление? В иудаизме считается избавлением. И раннехристианские отцы Церкви тоже считали, что смерть – это не наказание после грехопадения, а избавление от страданий. Это отдельная история.

Я всем нашим телезрителям советую больше читать и изучать – это очень полезно. Христианство можно понять сквозь призму изучения трудов отцов Церкви, апостолических трудов – наставлений и раввинистической традиции. Тогда все начнет вставать на свои места.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс