Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1046) → Священник Владимир Флавьянов: Нам мешает чувствовать Бога греховность – Он всегда с нами, но из-за греховности мы Его не чувствуем

Священник Владимир Флавьянов: Нам мешает чувствовать Бога греховность – Он всегда с нами, но из-за греховности мы Его не чувствуем

№5 (1046) / 3 февраля ‘20

Беседы с батюшкой

Много вопросов о взаимоотношениях человека и животного, а я хочу задать вопрос: «В чем разница между животным и человеком?».

– Ожидаемый вопрос, но он имеет очень простой ответ, если мы сотворены по образу и подобию Бога. Бог имеет три Ипостаси; соответственно, Он и нас этим наделил – мы тоже имеем три ипостаси. У животных есть тело и душа, но на этом все и заканчивается.

У нас есть тело, душа и дух, поэтому мы обладаем вечным бытием. Но люди очень часто спрашивают: «Неужели замечательные животные, которых мы так любим, которые нас любят, к которым мы так привыкли, не могут найти свое место в том мире, где окажемся мы?».

– Если мы внимательно читаем Библию, то уже встречаем там животных, находящихся в раю. Господь уже сотворил все необходимое, чтобы мы не скучали в раю. С другой стороны, когда мы воспитываем и приручаем животных (собак или кошек), наделяя их именами, мы передаем часть своей души этому животному. Оно по милосердию Божию может вместе со мной войти в Царствие Божие, получив необходимые навыки жизни вместе со мной на земле. Поэтому оно может и там существовать вместе со мной. Есть такое мнение.

Сейчас многие наши телезрители облегченно вздохнули, думая, что будет с их любимцами. Я живу в районе, где очень много пожилых людей, и я вижу, как они общаются, разговаривают со своими собачками: «Что же ты так ведешь себя?» – они с ними разговаривают, как с детьми. Иногда кажется, что любовь животных им заменяет человеческую. Насколько это оправданно?

– Конечно, не очень оправданно, когда нарушается общение между людьми и люди упрощают себе жизнь тем, что общаются с животными (кошечки или собачки, лошади или коровки – не важно). Человек отказывается решать главную проблему: ты умрешь и, допустим, попадешь в рай, и тебе там нужно будет общаться с людьми, Богом, ангелами, а ты уже здесь отказываешься от общения с людьми – у тебя животные на первом месте. Это считается грехом.

В 22 правиле Святогорского устава сказано: «Монахам не заводить животных собственно для себя»… Отношение человека к животным складывалось не одну сотню лет. Когда в Священном Писании впервые мы встречаем взаимоотношения человека и животного?

– Встреча Евы со змием – и здесь мы видим, что дьявол может входить в живое существо, манипулировать им. Мы видим, что первые люди обладали знанием звериных языков, и в непонятном шипении они услышали мысли, которые привели их к грехопадению. Вот первая встреча человека с животным.

Но еще Адам давал имена животным…

– Давал, но не сказано, как он с ними общался.

Мы встречаем в Священном Писании, что лев и овца пасутся вместе. Такие идеалистические картинки… Сейчас все иначе – связано ли это греховным падением человека и вместе с ним и животного мира?

– Грех вошел через Адама и Еву в подчиненный нам животный мир и поразил животных так же тотально, как и нас. Другое дело, что не обладая духом и совестью, они не грешат. Они могут вести себя так, как нам не нравится, но при этом они не отвечают за свои поступки, как мы за это отвечаем.

Паисий Святогорец говорил, что животные часто ведут себя гораздо благочестивее людей. Может ли поведение животных стать примером для человека?

– Разумеется, и один из главных аргументов в пользу собак – наверное, нет более наделенного дружбой существа. Известнейший случай описан в классике, у Льва Толстого. «Лев и собачка» – моя любимая детская сказка. Я подробнее расскажу о ней.

Это произошло в Лондоне во времена Льва Толстого. Тогда, чтобы заполучить билетик в зоопарк, нужно был заплатить денежку или взять в зоопарк живую собачку или кошечку: хочешь льва увидеть – найди собачку или кошечку, принеси, и вот тебе доступ – сам и кинешь льву. Так было в Англии. (У нас ни в одном зоопарке такого не было.)

Так вот, некий человек нашел такую бедненькую потеряшку, получил доступ, закинул эту собачку ко льву… Понятно, что бесполезно рычать на льва, он может рыкнуть гораздо громче. Бесполезно прятаться. Собачка, не желая умереть, поступила так, как мы бы, наверное, не смогли поступить: она начала танцевать – она не была бродячей, она была дрессированной, ей хватило смекалки победить страх смерти перед реальностью смертью, и она начала танцевать. Лев был недрессированный, он не знал, что такое танец, не мог это оценить (и мы не можем оценить балет, ведь чтобы балет оценить, надо его увидеть). Но у льва, несмотря на отсутствие понимания, что это такое, внутри что-то щелкнуло, и он оказался царем, который решил оказать покровительство собачке: он не стал ее умерщвлять, невзирая на голод (а льва не кормили и ждали, когда же он все-таки убьет собачку). Проходит день или два, надо кормить. Директор зоопарка бросает маленький кусочек в клетку, чтобы разбудить аппетит льва; он поступает опять же по-царски – этот кусочек он отдает собаке. И собака «поступает по-христиански» – она делится. Она чуть-чуть откусила, остальное – льву. И лев доедает за собачкой. (У нас, русских, это есть: мы за детьми доедаем. В Англии такого нет. Поэтому это шокировало людей.) Информация распространилась по всей планете. Приезжали посмотреть на это чудо: надо же, лев делится с собачкой! И как-то пришла посмотреть на это чудо семья с детьми, и хозяева обнаружили свою пропажу – собственную собачку. Не только они ее узнали, но и она их узнала. Льва посадили на цепь, чтобы взять эту собачку. Но собачка не ушла, она осталась в клетке – спряталась прямо в лапах у льва. Чем еще более удивила всех – она же рискует…

До каких пор лев будет поступать так покровительственно, было неизвестно: это кошка, и мы не знаем до сего дня, что у кошек в голове – «кошка гуляет сама по себе». Поэтому было непонятно, когда у него это все закончится.

Но у собачки очень интересное «христианское отношение». Человек потерял собачку, для него это горе, но он всегда может обрести еще друзей. Другом для человека может быть кто угодно, хоть бегемотик – все зависит от размера аквариума. А если лев потеряет друга, то он его больше не найдет. И мы знаем примеры: если львица бросает льва, он просто умирает с голоду. Для льва найти еще раз друга – практически невозможно. И хозяин собачки вынужден был с директором зоопарка заключить договор, чтобы они кормили обоих нормально и больше не экспериментировали, кто кого съест.

Но собачка была в возрасте, и она умирает от старости. Лев в отчаянии начинает биться головой об клетку. Клетка выдержала, голова выдержала. Здесь опять же происходит удивительная вещь. Лев «берет себя в руки». Мы в этих ситуациях не всегда ведем себя по-человечески. Мы очень часто истерим, входим в неадекват – очень много у нас таких случаев, не только среди мирян, но даже и у священников. Разные бывают случаи, с которыми мы не справляемся, когда не можем выдержать удары судьбы.

Вот здесь чудо, как дикое животное «берет себя в руки». То есть не важно, что друг мертвый, но «я друг, и я буду вести себя достойно». И хоть он не знает, что это такое, но он роет могилу, хоронит своего друга, предает прах праху. И уже с голоду умирает, отдавая честь другу: я здесь с ним буду, буду его ждать до всеобщего воскресения. Удивительная история ошеломила очень многих. Я думаю, что ее надо более глубоко изучать в школе. (Хотя это обязательное произведение в младших классах.)

Мы знаем из житий святых, что львы смирялись перед святыми и питались сухарями.

– Герасим Иорданский со львом, Серафим Саровский с медведем, Сергий Радонежский с медведем.

Неужели животные могут так чувствовать святость, как не чувствует это порой человек?

– Это у них из-за отсутствия греховности: нам мешает чувствовать Бога греховность – Бог всегда с нами, но из-за греховности мы Его не чувствуем. У животных нет греховности. Какое бы они ни делали, как нам кажется, преступление (например, котик поймал птичку), у них отсутствует состав греха. Они видят Бога так, как мы должны Его видеть, но не видим. Соответственно, животные обладают зрением; они и в нас либо видят образ Божий, либо не видят его (если мы не живем, не поступаем по заповедям Божиим). В древности это настолько хорошо понимали хозяева, что если приходил неизвестный гость, то его подводили либо к собаке, либо к лошади и смотрели на поведение животных. На Востоке до сих пор это осталось.

Опять вспоминаю Паисия Святогорца и его размышления о животных: он говорил, что животное считает человека Богом – когда животное голодное, оно просит у человека еды, ласки. Кошка подходит под руку, чтобы ее погладили. Если она соскучилась, она прибежит, прыгнет на плечо и будет тереться, мурлыкать – она соскучилась и ей хочется пообщаться. Собака, когда видит хозяина, радостно машет хвостом, и тоже удивительно – не просто еды просит, а ласки. Может быть, мы должны вести себя так по отношению к Богу – просить не только хлеб наш насущный, но ласки, заботы о себе?

– Мы должны вспомнить первую заповедь блаженств: блаженны нищие духом – она как раз раскрывается этим голодом. Если я не чувствую этого голода, то мне и Бог не нужен. Если все-таки моя душа голодная, я понимаю, что душу ничем телесным я не накормлю. Как может ограниченное тело накормить безграничную душу? Только духовная пища может накормить душу, то есть только Бог. Все логично.

Себя мы именуем людьми, а про других можем сказать «ведет себя как тварь» (хотя ничего плохого в слове «тварь» нет, мы – творение). Мы говорим «смел как лев, труслив как заяц». На Ваш взгляд, откуда берутся такие сравнения?

– Подмечены характеры. Ведь у каждого животного свой характер, нрав. Здесь ничего особенного нет. Другое дело, что человек должен стать выше всего этого.

Когда мы наблюдаем за разводами между мужем и женой, они очень часто говорят: «Мы не сошлись характерами». Так и никогда не сойдемся – у каждого свой характер, и он должен быть иной, и у животных он разнообразный: даже кошка от кошки отличается и собака от собаки… Разные породы – разные характеры; не на это ставка делается, а именно на воспитание, дрессировку. Надо воспитывать животное, надо делать его лучше, как и Бог воспитывает нас и пытается сделать нас лучше, но мы не всегда этому поддаемся, включаем характер: «не хочу!». Здесь надо немножко смиряться. Пример показывают животные, как они смиряются перед нами.

Всю мою жизнь у меня были и собаки, и кошки – сейчас никого в моем доме не живет: это огромная ответственность, и мне кажется, что особая привязанность к животным – это не очень правильно. Или я ошибаюсь?

– Сама по себе привязанность – это как раздел наркотиков, своеобразный алкоголизм. Не должно быть никакой привязанности. Об этом Господь прямо говорит: «Кто возлюбил мать, отца, детей более, нежели Меня, тот не достоин Меня» (животный мир там даже не упоминается по понятной причине). Не должно быть привязанности, но любовь к животным должна быть. Конечно, замечательно поступают те волонтеры, которые содержат или помогают содержать приемники для животных – не все животные могут выжить, тем более брошенные домашние. Поэтому очень важно, чтобы мы по-человечески относились к животным.

Получается, животное может делать нас милосерднее?

– Да. Поэтому надо устраивать приюты, кормить животных, выделять средства: даже если те собаки не охраняют ничей дом, кошки не ловят мышей, надо проявлять милосердие – это по-человечески.

Если мы почитаем высказывания о животных преподобного Паисия Святогорца, сочинения святителя Иоанна Златоуста, то встретим мысль, что животное часто ведет себя более благочестиво. Знаменита фраза, которая облетела интернет миллиарды раз и приписывается Гейне, Чехову, Шоу: «Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак» – фраза антихристианская, мне даже тяжело было размышлять на эту тему. Прошу Вас ее прокомментировать…

– Тогда можно вспомнить, только в другом ключе, и «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского – конкретно главу «Великий инквизитор», где автор показывает, как Христа заново распинает инквизиция в надежде на то, что здесь Он не нужен – мы сами, без Него, справимся. Достоевский в этом романе показал абсолютное человеческое зло. И дальше по развитию событий в «Братьях Карамазовых» можно увидеть, как он пытается победить это зло в конкретных персонажах – Алеше, Диме, Иване Карамазовых. Не у всех получилось.

Я думаю, эта фраза вырвана из контекста. Наверно, Чехова надо целиком знать: он был верующий человек и глубоко понимал веру. Надо просто найти продолжение этой фразы.

Понятно, что нет страшнее зверя, чем человек – в животном мире нет таких преступлений, какие совершает человек. Но, несмотря на все преступления, вместе взятые, которые совершает человек, это не дает нам права уничтожить человеческий мир в пользу существования животного мира.

Животный мир без нас и так будет существовать – мы, в принципе, им не нужны: они самодостаточны. 6 дней Господь творил, из них 6-й день был посвящен именно человеку. За 5 дней все было сотворено и уже существовало, это был самодостаточный, рабочий проект, но он был создан именно чтобы человек низвел благодать на уровень животных и научил и животных молиться, поклоняться Творцу.

У нас нет когтей, таких зубов, мы не обладаем великой силой – если сравнивать нас с животным миром, мы, наверное, самые слабые, не очень подготовленные к жизни. Но человека называют царем природы, совершенным, исключительным. Откуда в человеке сила?

– Это благодать Божия. Если она в нас есть, если животные видят доброту, заключенную в нас, жалость, милосердие, то они на это реагируют. Если они видят, что ты злой, то ты проиграл: ты для них мясо, а не человек.

Человек может потерять образ и подобие?

– Да, мы его теряем, если не живем по Божиим заповедям, не пытаемся вернуть себе потерянный рай. «Царствие Божие внутрь вас есть», – говорит Христос. Найти внутри себя сокровенное, святое и выращивать его, как Чудовище выращивало аленький цветочек… Мы – чудовища, но если мы выращиваем аленький цветочек, то сказка сбывается, мы становимся образом и подобием Божиим.

Один из моих любимых телевизионных каналов – тот, где показывают жизнь животных. В советское время невероятной популярностью пользовалась телепрограмма «В мире животных», это была удивительная духовная передача. Почему мы так любим наблюдать за жизнь животных? Почему иногда мы даже плачем (помните мультфильм «Маугли»? Как мы все переживали)? Почему нас так тянет к животным?

– Я думаю, это осталось от предназначения Адама и Евы, ведь они были созданы, чтобы окультурить рай.

Бог все создал и предложил человеку быть тоже создателем и творцом – Бог сделал все идеально, не к чему придраться, и Он предлагает человеку сверхзадачу: «А ты попробуй одухотворить теперь этот мир, низвести благодать на землю».

Понятно, что мы знаем уже другую землю, не знаем, как там было, но думаю, что эта сверхзадача все-таки у нас осталась от Адама и Евы. Как говорил Экзюпери в «Маленьком принце»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». И, конечно, мы переживаем за животных. У апостола Павла сказано: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Животные ждут нашего преображения.

Они потеряли рай, как и человек. Можем ли мы молиться за животных?

– Да, у нас в требниках, молитвословах есть молитвы, которые мы читаем, когда переживаем за наших коровок и так далее. Не все животные упоминаются в них, но своими словами кого-то упомянуть, я думаю, не грех – и вполне по любви, которой нас Бог наделил. Конечно, мы можем сопереживать животным, их страданиям, молиться за них своими словами. Это молитвенное правило не было устроено, но здесь нет никакого греха, думаю. Все по любви.

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс