Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1018) → Протоиерей Андрей Канев: Верить так, как верит Святая Православная Церковь и никак иначе – иначе ты просто не спасешься

Протоиерей Андрей Канев: Верить так, как верит Святая Православная Церковь и никак иначе – иначе ты просто не спасешься

№25 (1018) / 1 июля ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №24 (1017) 2019

Дорогие братья и сестры, мы закончили изучать статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О покаянии». Как я и обещал, сейчас мы разберем вопросы и письма, присланные вами.

Первое письмо – не короткое, вопрос непростой. Давайте будем разбирать не спеша. Сразу предупрежу, что я – обычный грешный человек и могу ошибаться в понимании, трактовке вопроса. Отвечать на них, честно вам скажу, непросто – особенно если ты знаешь не человека, а только несколько десятков строчек, которые он написал. Поэтому если я скажу что-то неловкое или вам не понравится мой ответ, заранее договоримся, что это человеческий фактор: ошибся. Итак, давайте приступим к ответам.

Пишет нам сестра. Я прочитаю ее письмо, где приводятся примеры, похожие на те, которые встречаются и в жизни других людей. Вот что она пишет: «Я только на пути воцерковления, хотя крестилась в сознательном возрасте, так как меня выбрали крестной матерью для ребенка подруги, когда мне было 25 лет. После этого Церковь я благополучно забыла» (сейчас женщине уже больше 50-ти). Понятна ситуация, когда чтобы соблюсти необходимый ритуал в Крещении младенца, необходимо участие крещеного человека. Они были подругами, почти близкими родственниками, – и человек крестился формально. «Два года назад я услышала об оглашении и стала задумываться о происходящем». Прошло 25 лет с лишним, и человек все-таки услышал слова веры и решил сделать шаг к ней. «Стала читать святоотеческую литературу, ходить на Исповедь. Обнаружила в себе чуть ли не все смертные грехи, стала в них каяться» (что замечательно).

Хочется подтвердить правильность пути нашей сестры, начавшей с оглашения. Это правильно: оглашение – это изучение основ веры, необходимое каждому человеку, ведь знание их нужно для правильности пути спасения. Нельзя верить как попало, как захочется, – надо верить так, как верит Святая Православная Церковь в своем догматическом, святоотеческом учении – и никак иначе, иначе ты просто не спасешься. Это как с правилами дорожного движения, которые я приводил и еще приведу в пример много раз. Нельзя знакам придавать значение, какое тебе хочется: нельзя ехать на красный, «потому что он красивый», – надо соблюдать правила, учрежденные до тебя. То же и с основами веры: мы приходим в Церковь и принимаем основы веры – по-другому невозможно.

«Стала читать святоотеческую литературу и ходить на Исповедь. Обнаружила в себе чуть ли не все смертные грехи, стала в них каяться». Такое бывает, это правда, – особенно когда прожил несколько десятков лет и жил без правильных ориентиров, делал то, что делали окружающие; это закономерно. Из моего опыта занятий с людьми по подготовке к Исповеди (не могу сказать, со сколькими я занимался) не было ни одного человека, который не обнаружил бы в себе смертные грехи, о которых он раньше не знал. Это обычная история.

«Батюшка только спросил: „Раскаиваетесь?” – и без епитимьи и прочего прочел разрешительную молитву»; сестра, конечно, беспокоится, что все прошло так просто, но мы не можем судить о действиях священников: меру покаяния этой женщины мы не знаем и не знаем, почему священник так поступил и не дал ей епитимьи – может быть, она не требовалась (но я надеюсь, что все-таки священник увидел меру ее покаяния, глубину подготовки к Исповеди на тот момент).

«Долго не могла приступить к Причастию – считала себя неготовой и недостойной. Священник стал журить меня, и я стала иногда причащаться»… Вот вопрос, который нам с вами тоже надо обсуждать. Конечно, к таинствам надо обязательно готовиться, нельзя к таинству Причастия подходить так: шел мимо – и пошел причащаться; это страшно, нельзя так делать. У этой женщины было ощущение, что еще рано, но, поскольку ею никто не занимался, она шла самостоятельно, интуитивным путем, и в итоге все равно стала причащаться.

«Первые Причастия были явно в осуждение: после них в доме были ужасные скандалы» – это явный признак Причастия в осуждение, когда после него у человека начинается восстание страстей. Обратите на это внимание, братья и сестры! У женщины было интуитивное, неосознанное чувство, что еще рано, надо подготовиться, и оно было справедливым. Но поспешила – и первое Причастие было в осуждение… Однако она не бросила борьбу – она пишет так: «Я продолжала бороться со своими страстями, хоть и не умела. И думала, что смертных грехов уже не совершаю, хотя тяжких и простительных еще полным-полно». Здесь видно, что сестра у нас начитанная – видит различные проявления грехов: они разные по тяжести. Мы знаем, что есть страсти, но грехи (это проявления страстей) тоже разные. Здесь видно, что она имеет правильное понятие, что есть смертные грехи, есть тяжкие, есть условно простительные грехи; она говорит, что их полным-полно.

«И только сейчас меня вдруг осенило, – пишет сестра, – о каком страшном грехе я забыла: я родила ребенка до брака». Конечно, очень жалко, что так получается, тут целая цепочка грехов: блудодеяние (смертный грех), и вследствие него рождается ребеночек. Понятно: что заложено в ребенке, то и будет проявляться. «Ему сейчас 20 лет, – пишет сестра, – но он настолько раб своих страстей, что мне становится страшно, какого сына я воспитала. Алкоголь, курение, наркотики, блуд, агрессия, лень, безделье, отсутствие моральных принципов и сострадания к кому бы то ни было и так далее». Видите, какие страшные последствия видит человек, уже прожив 20 лет после рождения во грехе этого несчастного ребеночка! Часто можно слышать утверждения церковных проповедников, что такие дети страдают – братья и сестры, это правда. Вот живой пример человека, который уже на своем горьком опыте знает, каково это – жить с ребенком, зачатом во грехе.

«Бывает, иногда в молитвах я прошу Бога послать ему наказание, чтобы пришло вразумление, ведь никакие мои слова и аргументы к хотя бы элементарной человечности, порядочности, нравственности не помогают – они его только раздражают. Как будто я никогда не учила своего мальчика, что такое хорошо и что такое плохо!». Горькие, конечно, слова: понятно, что она в жизни, наверное, когда-то говорила сыну, как поступать хорошо. Но смотрите, как важно, что она только недавно начала духовную жизнь – сыну 20 лет, а она только 2 года борется со страстями: прошло еще мало времени, чтобы она сама изменилась.

И о молитве: «Прошу Бога, чтобы он послал ему наказание...». Мне кажется, тут я бы подправил: наверное, надо все-таки просить не наказания, а вразумления, ведь просьба о наказании – это что? Мы просим: «Господи, накажи его – он мне приносит большие огорчения». Наверное, надо все-таки просить не этого. Есть слова, которые родились у прихожан в храме, и я их очень поддерживаю, это глубокие, хорошие, простые слова материнской молитвы или молитвы о близких родственниках: «Господи, приведи их к вере и покаянию!» Представляете? В этом случае мы будем просить не так: «Пошли ему трудности, чтобы он покаялся» – Господь Сам знает, как привести человека к покаянию, но мы просим для человека самого главного: веры в Господа Иисуса Христа, без которой не спастись никому, и покаяния как средства исправления жизни. Поэтому мне хотелось бы поправить, чтобы сестра стала все-таки молиться не о «наказании для вразумления».

Описанный образ жизни, конечно, страшен. Понятно, что материнское сердце болит… Что еще можно здесь заметить? Женщина пытается что-то доказывать словами, аргументами, а это злит – это тоже большая ошибка. Я думаю, матери надо засвидетельствовать сыну, что он не прав: может быть, раз или два, но когда он еще не в пьяном угаре (с пьяным разговаривать бесполезно), а когда более-менее слушает. Какими сказать словами, я не знаю. Может, такими: «Сынок, я виновата перед тобой, что ты родился у меня так. Да, я тогда ничего не понимала, и ты сейчас страдаешь за меня. Прости меня, сынок. Но я тебе сейчас говорю из опыта моих лет, из моего сегодняшнего понимания жизни: не делай так, не повторяй моих ошибок, иначе тебе же будет хуже, твои дети будут страдать еще больше. Сынок, послушай меня, пожалуйста»? Это надо сделать раз, или, может быть, 2 или 3 три, но не надо превращаться в постоянно жужжащую надоедливую муху. Когда человек раздражается, это означает, что он вас не слышит.

И в Евангелии говорится: «Не мечите бисер перед свиньями, не давайте святыню псам». Мы уже знаем, кто здесь псы и кто свиньи – это не животные, а люди, имеющие нрав этих животных. Что значит «раздражает»? Когда собака лает, значит, ей что-то не нравится. Так же и гордыня сына, этого несчастного человека, не дает ему слушать те, может быть, святые слова, которые говорит ему мать: об исправлении, о вере, о Церкви, об обращении к Богу. Ему сейчас это не нужно, поэтому сейчас и не нужно ему бросать эти слова. Лучше обращаться в молитве к Богу. Понятно, что в детстве, в рамках обычной нравственности, мама говорила , что такое хорошо, что такое плохо, но это ведь все поверхностное: ребенок может слышать, но он видит пример взрослых – его не обманешь! Можно что угодно хорошее говорить, но если сам не делаешь этого, ребенок от твоих дел научится плохому.

И мы подошли к вопросу. Сестра пишет: «Как мне быть? Конечно, я приду на Исповедь с этим грехом. Могу ли я просить батюшку наложить на меня епитимью, или это проявление своеволия? Или мне самой для себя придумать какое-то наказание?» Отвечу, что думаю. Дорогая сестра, специальной епитимьи здесь вам просить не нужно – грех был совершен давно, вы и так уже 20 лет несете свою епитимью.

Воспримите сегодняшнее поведение сына. Он может исправиться. Бог Всемогущ, Он слышит вас, слышит ваши материнские молитвы, видит ваши слезы. Потерпите это состояние сына – это и будет вашей епитимьей за ошибки юности, молодости. Я бы не просил какой-то специальной епитимьи, а настроился бы на терпение. Сколько Бог даст вам еще прожить на земле, сколько еще даст сыну покуролесить? Неизвестно, но надо его терпеть. Терпение – тот спасительный крест, что по делам своим приемлем; это и есть очень важная, хорошая епитимья по жизни.

Но епитимья, при которой (если нет озлобления, срывов, впадения в печаль) можно причащаться. Понимаете? Есть епитимья, которая дается как некий срок для исправления, когда человек не причащается, а бывает пожизненная епитимья – это могут быть болезнь, тяжелые обстоятельства, в которые человек попал за свои грехи и не может из них выбраться. Их нужно нести с благодарностью, насколько получается, и можно причащаться, если священник найдет ваше состояние соответствующим Причастию.

Дальше сестра пишет: «Не знаю, как реагировать на проявления его страстей. Молчать?». Я уже ответил: мне кажется, надо всего лишь несколько раз сказать, и только когда он слышит. А в другом случае лучше молчать и молиться – говорить, но в молитве к Богу: «Господи, приведи его к вере и покаянию. Меня, грешную, помилуй, дай мне донести крест мой – по делам своим получаю». Видите, сколько молитв можно взять из Священного Писания!

«Покупать по его просьбе сигареты?» – он курит и гоняет мать за сигаретами. Если получится, можно добиться, чтобы он сам хотя бы покупал (хотя, конечно, бывают истории, когда, например, муж, сын или кто-то ближний – курящие люди, но сами по какой-то причине не могут пойти и купить сигареты, и христианин вынужден ходить и покупать для них). «Или говорить, что в этом я не буду помогать?» Это ведь не помощь – помощь, когда человек нуждается в какой-то пище, поддержке (что-нибудь постирать, прибрать, сделать что-то доброе), а это – не помощь. Если это вызывает только агрессию (понятно, что сын привык, что мать у него в слугах) и он капризничает, она выполняет его просьбы.

В письме не сказано про отца – может быть, его вовсе нет, поэтому тяжесть ложится только на несчастную женщину. Что касается сигарет, здесь, сестра, надо смотреть по обстоятельствам. Мне трудно сказать – я не знаю вашей обстановки. Хорошо бы, конечно, не покупать, но если это вызывает агрессию, домашние скандалы, может быть, надо где-то проявить смирение.

Это очень хорошее, глубокое письмо. И мне хочется пожелать нашей сестре помощи в несении этого креста: здесь действительно епитимья. Больнее всего получать удары от близких, это очень серьезный путь – желаю не отчаиваться, нести свой крест (пожизненную епитимью) терпеливо, с молитвой, и пусть Бог поможет вам!

Следующий вопрос. «Будьте добры, ответьте, пожалуйста, существуют ли объективные критерии, по которым человек может самостоятельно распознать в себе блудную страсть и отличить ее от естественного сексуального влечения, заложенного в человеческую природу? Это необходимо знать и понимать, чтобы борьба со страстями не превратилась в грубое подавление нормальных человеческих чувств, что неизбежно рано или поздно приводит к различным нарушениям здоровья, в том числе психического».

Смотрите, дорогие мои, какие критерии. Мы все-таки должны жить в соответствии с христианскими ценностями, а не по принципам психологии З.Фрейда и К. Юнга. Понятно, что Господь создал мужчину и женщину, дал заповедь плодитесь и размножайтесь. Это естественно, когда человек создает семью – это замечательно, нормально, когда юноша полюбил девушку, они создали семью, у них рождаются дети. Никто не говорит, что это плохо. Есть супружеское общение, бывают периоды (посты), когда, по апостолу Павлу, мы договариваемся, что учимся бороться с блудной страстью. Что касается плотских отношений не в семье, то это блуд.

«Нарушение здоровья и болезни». Понимаете, присказка, что воздержание приводит к болезням, – обман. Тогда у нас все подвижники были бы насквозь больными из-за того, что дали обет целомудрия и ни с кем не имели плотских отношений. Разве они стали от этого больными? Нарушилось их здоровье (тем более психическое)?

Здоровье, в том числе психическое, нарушается как раз из-за того, что человек ведет беспорядочную сексуальную жизнь, блудит направо и налево. Такой человек точно повреждается здоровьем, в том числе и психическим. К сожалению, такие примеры есть, когда человек в таком состоянии болезни приходит к вере и кается, например, что у него была не одна сотня партнеров. Какое здесь может быть здоровье? Здоровое, естественное, заложенное в человеческой природе проявление влечения мужчины к женщине – только в семье. Когда муж и жена общаются в семье – это естественно, все остальное – неестественно и греховно.

«Какие критерии?» Например, человек договорился с супругой, что они будут воздерживаться в пост, а у него приходят блудные помыслы, ощущения, мечтания – это уже проявление не естественного сексуального чувства, а страсти: договорились с женой. А если то же самое происходит с человеком неженатым, то это уже просто блудный помысел – у нас все доброе, что было заложено Богом в Адама, исковеркано грехом, искажено, поэтому в наше блудное, развратное время надо быть крайне внимательными, особенно людям неженатым (и женатым тоже). Надо понимать, что это все возможно в семье, а все остальное – грех и беда.

Брат также пишет (еще раз скажу), что ошибка заложена в человеческую природу… Заложено-то было в раю, сейчас в нас уже ничего не заложено, просто мы – заложники наших страстей.

«Надо знать и понимать, чтобы борьба со страстями не превратилась в грубый процесс подавления нормальных человеческих чувств». А что такое «нормальные человеческие чувства»? Мы же сейчас по-разному это понимаем. Нормальные человеческие чувства – это дружба, ответственность, честность, любовь (в чистом понимании). А все имеющее отношение к блудной страсти, – низменное, связанное с физиологией.

Как человек будет бороться с блудной страстью в себе? Представим себе неженатого человека (например, юношу). Если он будет беречь себя от лазания в интернете по всяким скверным сайтам, растить в себе похоть, разглядывать женщин, а будет стараться не допускать этих блудных ощущений в себе, в теле, то как это повлияет на то, что у него закончатся, подавятся нормальные человеческие чувства? Неправда это, понимаете? Есть физиология, а есть чувства.

Чувства появляются из сердца. А мы говорим на тему, связанную, извините меня, совсем с другими органами. Органы размножения и сердце немножко не связаны. Поэтому все, что связано с блудом, – низменные вещи, которые надо, конечно, в себе преодолевать.

Еще раз повторюсь: в семье общение мужа с женой законно и не считается греховным, если оно в рамках нормальных человеческих отношений. Более того, когда человек хранит целомудрие в семье (то есть не изменяет супруге, хранит чистоту своего брака), это христианская добродетель, и она благословляется Церковью.

Хочется сказать нашему брату, который задал этот очень важный, современный вопрос: брат, не путайте психологические учения о сексуальной природе человека, которые не несут в себе христианского оттенка, с учением Церкви о страстях и добродетелях. Если мы будем их путать, то очень легко можем уйти совсем не туда: будем смотреть на святоотеческое учение Церкви как на какое-то старое, ненужное, ветхое, будем думать, что «мы такие современные, умные – пришли и все изменим».

Ничего подобного. Святоотеческое учение о страстях – как раз про то, что надо бороться за себя, за свое сердце. Понимаете, происходит так, что если человек ограничивает блудную страсть в себе (похотливые помыслы, мысли, чувства, желания), то у него, наоборот, в сердце будут рождаться другие чувства. Нормальные человеческие чувства от этого не погибают.

Еще раз повторюсь: беспорядочная половая жизнь духовно разрушает человека. А раз происходит разрушение на духовном уровне, за этим вследствие греха появляются болезни, скорби, страдания… Поэтому давайте будем к себе внимательными.

Спасибо вам, братья и сестры, за вопросы. Конечно, мы сегодня ответили только на два. Если вас устраивает такая неспешность разбора, тогда слава Богу: хочется разбираться более-менее подробно. Дорогие мои, желаю вам Божией помощи в борьбе с грехами, со страстями. Если у будут еще вопросы, пожалуйста, присылайте на адрес электронной почты kanev@tv-soyuz.ru – и, Бог даст, будем вместе разбираться и отвечать.

Помоги вам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс