Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1018) → Игумен Филарет (Пряшников): Надо ли проповедовать людям, не готовым принять ваши слова?

Игумен Филарет (Пряшников): Надо ли проповедовать людям, не готовым принять ваши слова?

№25 (1018) / 1 июля ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Филарет, к Вам каждый день обращаются с самыми разными вопросами начиная с того, как вести себя в храме, и заканчивая очень сложными богословскими?

– Это так. Священнослужителю по долгу служения приходится общаться с разными людьми – причем не только в храме, не только на службе: приходится нести слово Божие и в других жизненных обстоятельствах – например, когда мы встречаемся с кем-то за стенами храма или когда приходим в дома совершать какие-то богослужения (к примеру, освящать жилище) или когда в дом пришла беда – чтобы совершить отпевание, и понимаешь, что именно сейчас, когда сердца людей открыты, нужно найти важные слова, которые помогут им в жизненной ситуации.

В Священном Писании говорится, что вера рождается от слышания – мы должны нести слово Божие людям. Господь Иисус Христос в Священном Писании недаром приводит притчу о сеятеле – семена падают в разные места, но сеять необходимо. Более того, я бы сказал, проповедовать о своей вере должны не только священнослужители: это обязанность любого христианина, для которого Христос – Центр жизни. И говорить нужно не как преодолеть те или иные жизненные трудности, а как ты понимаешь эту жизнь, как воспринимаешь то, что происходит с тобой (может быть, делиться опытом).

Я помню один случай из духовного наследия. К язычнику пришел наниматься христианин. Язычник ему говорит: «Я тебе заплачу хорошие деньги, ты будешь работать у меня, но у меня условие: если я только услышу о твоей вере, о твоем Христе, я тебя тут же выгоню. Ты меня понял?». На этом они договорились, и этот человек 3 года работал у язычника. И вдруг в один из прекрасных дней работодатель пришел, упал на колени и сказал: «Научи меня, я хочу быть таким, как ты». Христианин говорит: «Но я все эти годы молчал о своей вере». «Я просто видел, как ты поступал», – ответил язычник.

Нужно не на словах показывать свою веру, а все-таки в делах: быть милосердным, сострадательным, понимающим. Думаю, когда это сочетается, тебя захотят услышать и примут твои слова за истину, которая так или иначе коснется сердец многих людей.

Говоря о нашей ежедневной проповеди, хочу задать вопрос: ведь бывают моменты, когда Вы не в рясе (едете в метро, например, в общественном транспорте), тогда Вы для всех людей – обыкновенный человек, Вас не идентифицируют как священника. Приходится ли Вам говорить что-то, когда Вы не облачены в священнические одежды?

– В нашей Православной Церкви так интересно устроено, что священнослужитель, не говоря ни слова, но просто идя в облачении по городу, уже проповедует – это удивительно! Когда у нас бывает время, мы снимаем облачение, отправляемся в путешествие или едем по делам, но в любом случае надо понимать, что ты всегда должен оставаться священнослужителем – как врач: он не может повесить халат на гвоздь и перестать быть врачом – это вся его жизнь. Поэтому находясь в обществе, среди людей, мы всегда должны понимать, кто мы такие (христиане, священнослужители), чтобы не терялось наше лицо и достоинство. Это самое главное.

Я специально задал вопрос об облачении: христиане-миряне тоже несут веру Христову, мы все – христиане и должны нести слово Божие. Вопрос телезрителя из Москвы: «Сектанты ходят по улицам и предлагают свою литературу, проповедуя о Боге, а православные спасают свою душу, не проповедуя другим. Правильно ли это?».

– Христос не вмешивался в жизнь людей, а ходил, проповедовал слово Божие, и оно было доступно. Часто православных упрекают: «А что вы делаете?». На самом деле, если посмотреть (особенно за последние десятилетия), сколько печатных изданий, газет выходит! А интернет, телеканалы – наш телеканал «Союз»? Говорить, что мы ничего не делаем, я считаю, не очень правильно. Нарушать спокойствие людей, теребя за руку и показывая на Библию: «Я хочу Вам что-то сказать», – это не проповедь: ты вмешиваешься в жизнь человека…

Я хотел бы зачитать: «По представлениям христианства, знания и разъяснения Божественных истин нужно давать только тем людям, которые об этом просят. „Просите, и дано будет вам” (Мф.7, 7). Их просьба и говорит о том, что они созрели для восприятия Божественного учения» (А.Г. Долженко, «Нагорная проповедь»). Мы не знаем человека, мы не знаем его настроя – правильно Господь говорит: «Не мечите бисер перед свиньями», это показательные слова Христа – не каждому человеку нужно говорить о Боге, о Христе. Сейчас все доступно: если ты захотел пить, ты придешь к источнику сам. Глупо надеяться на дождь, когда ты знаешь, где есть источник.

У нас есть храмы, которые своим видом уже проповедуют о Боге, ты можешь купить литературу, но самое главное – чтобы ты захотел этого. Поэтому методы разные, подходы разные. Насколько сектанты приносят пользу, я не знаю, но все-таки спасение человека начинается от слышания: ты должен сам услышать слово, которое тебе предлагается. Сегодня в христианской Православной Церкви есть все возможности, и нет смысла, нет необходимости идти на улицу и предлагать какую-то литературу.

Я помню время, когда ходили по квартирам, по улицам и спрашивали, покаялся ли ты? Но это время все-таки прошло.

– Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся...» – придите: человек должен сам сделать шаг навстречу Богу. А через что происходит встреча – через книгу, человека или программу, – это уже тайна человека.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «У меня родители неправославные, а я крещен в Православной Церкви. Как правильно рассказывать о Православной вере родителям? И как жить, чтобы все ежечасно, ежеминутно было правильно и по воле Божией?».

– Часто приходят люди и говорят: «Мы хотим крестить ребенка, но у нас проблема: отец или мама категорически против. Получается, если мы покрестим ребенка, будет скандал в семье». Сила таинства, роль действа, которое должно произойти, может быть, не потеряется, но уже будет смазана.

Когда мы проповедуем о Боге людям, не совсем близким к Церкви, это необходимо делать с любовью и аккуратно, понимая, что иногда задаются и каверзные вопросы. Нельзя раздражаться. Может быть, найти интересную статью или какую-то книгу...

Еще раз хочу сказать, что человек должен сам этим интересоваться, – но свидетельствовать о своей вере мы должны.

Что касается вопроса телезрителя, мы можем говорить одно, а поступать со своими близкими, родителями совершенно по-другому. Тогда они скажут: «Какая твоя вера, если ты поступаешь неправильно? Ты меня учишь одному, а со мной ты вот какой». К этому тоже надо быть готовым. Думаю, только аккуратно, с любовью, с терпением все возможно преодолеть.

И очень важно желание с той стороны: чтобы ваши родители хотели стать такими, как вы, по вере. И, конечно, нужно молиться: просить у Бога помощи, вразумления, чтобы Господь, может быть, подсказал в свое время, а вы почувствовали, что нужно сказать, как сказать. Но самое главное – живите по Евангелию, все остальное приложится.

Не устаю вспоминать слова митрополита Антония Сурожского, что христианина можно узнать по отблеску Евангелия в его глазах. Я понимаю, что с такими сложностями, как у телезрителя, сталкиваются многие, причем именно в семье эти вопросы возникают чаще всего. Вы привели пример Крещения. Мы знаем случаи, когда родители и не против Крещения, но воспринимают это таинство как обряд от сглаза, «для здоровья», или крестят «потому что все крестят»; если человек отдает себе отчет, что происходит в таинстве Крещения, то это совсем другая история. А часто дети становятся первыми христианами в семье, ибо легче всего слышат слово Божие.

– Так было в моей жизни. Когда я в 15 лет принял Крещение, то через это к вере пришли и мои родители. Такое на самом деле бывает.

И перед принятием таинства Крещения не случайно уже несколько лет проводятся подготовительные огласительные беседы: человек должен хотя бы об этом послушать, задать вопросы (и как обидно, когда люди задают вопросы, не связанные с верой, а, например, сколько будет идти таинство или сколько полотенец принести!).

В моей жизни было всего несколько людей, которые задавали по-настоящему глубокие вопросы о духовной жизни: «А что дальше? Как мне дальше жить? Как не растерять свою веру? Как мне не обращать внимание, что происходит вокруг меня, чтобы что-то во мне не поменялось?». Поэтому важно подготовить человека к Крещению. Если родители крестят своих детей, они должны понимать, что они ответственны за научение их вере христианской, должны думать, какой пример они по-дают. Приведу пример. Пришла соседка, и мама, разговаривая с ней, любезничает. Дочка при этом рисует карандашом какой-то рисунок. Как только соседка ушла за порог, мама начинает говорить: «Какая же нехорошая эта соседка». Девочка не знает, когда мама настоящая – она соседке в лицо говорила приятности, а за спиной поступает не совсем правильно. Очень важно, чтобы родители показывали добрый пример своим детям, как нужно жить.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Когда апостолы спросили у Христа: Для чего притчами говоришь им? Он сказал им: „Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, …потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их”. Может, и сейчас надо так же поступать – завуалированно проповедовать, а зерно на свою почву упадет. Как Вы считаете?».

– Язык притч – глубокий язык, и это понимают многие. Когда Христос, говоря притчами, приводит какой-то пример, он распространяется на века. Притча будет актуальна всегда – например, притча о милосердном самарянине.

Что касается личности человека, то Господь по-разному к нам приходит, ведь мы совершенно разные люди – и слышим, наверное, не всегда так, как хотелось бы. Язык Священного Писания актуален для всех, но к личности необходим особый подход. Священник ведь разговаривает с людьми по-разному: с детьми – так, со взрослыми – по-другому. Человеку в возрасте, который может что-то и недослышать, совершенно по-другому нужно сказать. Так же и здесь. Все зависит от нас.

Мы говорили о детях и о взрослых, которые готовятся, чтобы в их доме появился еще один воин войска Христова. Наверное, Церковь как-то по-особенному говорит с детьми? Как выглядит проповедь детям?

– Самая главная ошибка рьяных верующих христиан – сказать: «Бог тебя накажет». Никогда своим детям такие вещи не говорите: Бог в принципе никогда никого не наказывает – Господь есть Любящий Отец.

Приучите своего ребенка жить с осознанием, что Бог не злой и не каратель, но нужно бояться Его обидеть. Родители должны сказать: «Когда ты делаешь что-то неправильно, мы очень расстраиваемся. Так и Господь. Если ты будешь жить неправильно, будешь обманывать нас, родителей, вредничать, делать какие-то гадости, ты прежде всего обидишь Его. Конечно, и нас, ведь мы твои телесные родители, – но и Создателя. Когда нас не будет, ты с Ним должен будешь жить дальше, после нас». Разговор с детьми – это всегда честный разговор. Но «без фанатизма». Бог есть любовь – учите детей этому прежде всего.

Вы сейчас сказали удивительную фразу, что это должен быть честный разговор – я так понимаю, проповедь о Христе должна быть честной всегда. Но может ли быть момент, когда человек решает, что нужно не всю правду сказать? Правда ведь может быть столь жесткой и обличительной, что мы боимся иногда сказать ее всю.

– Чтобы человек услышал правду, все равно надо человека немного подготовить. Всегда спорный вопрос, говорить ли пациенту с нехорошим диагнозом: «Извини, тебе осталось жить 3 месяца». Один человек может отреагировать нормально и сказать: «Хорошо, я понял, я готов». Другому, может быть, и не надо это знать – появится отчаяние, злоба: «Почему у всех так, а у меня так?».

Конечно, правду нужно всегда говорить, как я уже сказал, и быть честным, но нужно понимать: хотят ли услышать правду от тебя… Иногда надо промолчать – хотя говорят, что «молчанием предается Бог», бывают разные жизненные ситуации, и по-разному надо к этому подходить.

Я хотел бы повторить слова Спасителя (Мф. 7, 6): «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

Закоренелых в грехе и испорченных духом зла людей Спаситель советует не трогать. Есть грешники, не желающие освобождаться от своих грехов, поэтому что бы вы им ни говорили, будет бесполезно. Более того: если человека не коснулась благодать Божья, Евангелие для него будет просто книгой с набором правил хорошего тона, хорошего поведения, но не будет смыслом его жизни, пока он сам не откроет свое сердце Спасителю и словам, которые звучат из уст Господа.

Очень важно ко всему подходить с разумом: что говорить и кому говорить. Не нужно уподобляться людям, которые носят брошюрки, стучат в дверь со словами: «Мы вам расскажем об Иисусе», хотя у нас есть много возможностей донести людям Благую весть о Спасителе, чтобы это тронуло их сердца.

Вопрос: человек заставляет себя ходить в храм сначала раз в месяц, потом каждую неделю – еще к нему не пришло знание, и пока он не стал воцерковленным, но упорно ходит в храм. Возможно ли, что количество перейдет в качество?

– Я считаю, что есть вещи, к которым мы себя должны понуждать: иногда утром, может быть, не хочется зубы чистить, умываться, но мы заставляем себя, понуждаем – так и здесь. У человека, который только переступает порог церкви, уже работа внутренняя произошла, он уже Христа почувствовал. А нахождение на богослужениях, Исповедь, Причастие, проповедь, Евангелие, слова песнопений более приближают его к Создателю. Когда постоянно посещаешь богослужения, начинаешь наизусть запоминать многие моменты, многие молитвы – тебе не надо их зубрить, как стихотворения в школе. Когда человек постоянно это делает, когда понуждает себя, когда у него правило жизни такое, что воскресный день он посвящает Богу, молясь за себя и за свою семью, он учится различать, какой момент идет на богослужении, что он означает. А если еще книгу возьмет и посмотрит, то это будет огромная польза. Участие в таинствах – тоже очень важный момент.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Как себя вести как воин Христов, когда в публичном пространстве встречаешь оскорбления в адрес веры, Церкви, священства, православных? Имею в виду социальные сети. Я в них не заходила никогда, но появился сайт, где соседи задают друг другу вопросы, и там начались вбросы оскорбительного характера. Как я должна на это реагировать? Я, собственно, вступила в эту схватку, но там таких, как я, очень мало, а оппонентов очень много, поэтому очень тяжело. Что делать? “Метать бисер” или нет? Ведь это публичное пространство, и многие, кто еще ничего не знает о Христе, на это смотрят и как-то реагируют».

– А про Христа говорили, «как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками», «для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?», и первых христиан вообще обвиняли, что они пьют кровь и едят младенцев – чего только не было! Накал злобы, особенно в наше время, велик. Защищать нашу веру необходимо. Может быть, мудрым ответом.

Если не знаете, как защититься, надо остаться при своем мнении. Сегодня действительно множество людей, которые, не зная жизни Церкви, по каким-то случаям оценивают всех. Если во власти, например, появился человек недобросовестный и нечистый на руку, это же не значит, что во власти все воры. Так и здесь.

Священники – как самолеты: о них говорят только когда они падают. Даже священник может ошибаться, даже общество может принимать какое-то неправильное решение, но мы должны понимать, что Бог всегда на стороне правды и отдельные события не могут повлиять на ход истории, на жизнь Церкви.

Защищать надо своей жизнью – жить честно, правильно, чтобы говорили: «Посмотри, вот настоящий представитель христианства». Я думаю, всех не переубедишь. Сколько у нас умных людей с образованием, которые пытаются донести слова правды, но кто их слышит? Немногие, наверное. А остальные остаются при своем субъективном мнении.

Отче, благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, я хочу пожелать, чтобы Господь хранил вас на всех путях вашей жизни!

Записали
Владислав Рябов
и Светлана Тодосейчук

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс