Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1001) → Протоиерей Андрей Канев: Нужно изучать Евангелие, поскольку в Евангелии Господь выражает Свою волю

Протоиерей Андрей Канев: Нужно изучать Евангелие, поскольку в Евангелии Господь выражает Свою волю

№8 (1001) / 25 февраля ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №7 (1000) 2019

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать творение святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» в рамках цикла бесед «Страсти и борьба с ними». Напомню, мы изучаем это произведение, чтобы правильно подготовиться к теме борьбы со страстями, понять ее: это не просто какая-то прикладная тема, а вообще христианская жизнь. В предыдущей беседе мы говорили, что нужно изучать Евангелие, поскольку в Евангелии Господь выражает Свою волю: чтобы узнать волю Божию, не надо заниматься какими-то гаданиями, искать чудотворцев, старцев (не знаю, есть ли они сейчас в нашем мире). Оказывается, мы можем дома получить источник знания воли Божией – это Евангелие. Недаром Священное Писание называется Книгой жизни – изучай Евангелие. Причем его надо изучать правильно – не просто почитал, подумал и ничего не понял или понял криво. Надо изучать его с толкованиями святых отцов.

Как выбрать толкования? Толкований на Священное Писание достаточно много, и написаны они для разного уровня: есть академические произведения, есть очень доступные, простые. Надо сделать очень просто: прийти в церковную лавку, если она есть у вас в храме, взять несколько книг, почитать. Если почувствуете, что понимаете написанное, с этим и надо работать.

Как работать с Евангелием? Надо открыть первые странички и, прочитав определенный фрагмент, открыть толкования – узнать, что святые отцы говорят о прочитанном нами: как понимать притчи, заповеди, какие есть примеры. Есть святоотеческие толкования, есть научные толкования, которые у нас тоже изданы. Если в вашей церковной лавке, к сожалению, по какой-то причине нет такого, то есть интернет-магазины духовной литературы, православные сайты, электронные библиотеки. Надо немножко пошевелиться – и приобретешь помощника в изучении Евангелия.

Изучая Евангелие, надо понимать, что недостаточно его разок прочитать – надо это делать регулярно. Чтение его должно стать для нас постоянным духовным трудом: изучив одно, другое, третье и четвертое Евангелие, закончив на последней строчке Евангелия от Иоанна, снова открываем Евангелие от Матфея – и очень часто бывает такой эффект: как будто бы первый раз прочитал. Так происходит потому, что в нас очень сильно действует то самое плотское мудрование, о котором мы уже говорили. Не надо из-за этого огорчаться, отчаиваться, не надо оставлять Евангелие: мы изучаем язык Евангелия, его понятия, и наш ум должен, как говорят святые отцы, «плавать» в Евангелии – делать своим то, что Бог говорит в нем, чтобы потом в своей жизни этим руководствоваться.

Если человек это делает, происходит очень важный процесс, важное дело, ум человека начинает освящаться Евангелием, ведь слово Божие – не просто буквы, напечатанные черной краской на белой бумаге: это слова Самого Бога, они содержат Дух Святой. Если человек с верой их принимает, они и действуют на него святым образом: ум наш начинает освящаться, и в каких-либо жизненных ситуациях человек уже не мучается, как поступить – так или так? Он уже просто не думает поступать по страстям – он уже может хотя бы иногда поступить по Евангелию (замечательный признак оживления!). И постепенно у человека приобретается и внедряется в жизнь этот навык жить по Евангелию, понимать Евангелие.

Давайте продолжим изучать творение святителя Игнатия. Мы разбирали, что такое плотское мудрование, а сейчас снова коснемся отречения от себя. Один из аспектов отречения от себя – отречение от имения. Что такое имение? «Имение» – слово многозначное. С одной стороны, имение – это шикарный дом, большая территория земли в твоей частной собственности, какие-то крестьяне, лошадки, парки, и все-все красиво, хорошо. Мы можем сказать, что не имеем ничего такого. У нас квартира («хрущевка») – и ничего больше нет. В контексте нашей сегодняшней беседы имение – это то, что мы имеем, то, что наше: наша собственность. Это необязательно замки, дворцы и огромные территории земли в частной собственности, но даже «хрущевку» и свой огород в 6 соток можно так любить, так привязаться к ним, что забыть и о Боге, и о духовной жизни.

Давайте изучим, как относиться правильно к тому, что наше (одежда, уют, обустройство, денежные средства), чтобы не получилось, что мы работаем ради мамоны (кошелька, сребролюбия и самолюбия) и тем отрекаемся от Христа.

Послушаем святителя Игнатия: «Отречемся от имения нашего , чтоб стяжать способность последовать Господу нашему Иисусу Христу! Отречение от имения совершается на основании правильного понятия о нем. Правильное понятие о вещественном имуществе доставляется Евангелием (Лк.16,1 – 31); когда же оно доставится, тогда разум человеческий невольно сознает всю правильность его». Еще раз скажу: отрекаться от имения не означает – свою квартиру продать и жить под забором. Вовсе нет. Оказывается, отречение происходит в первую очередь в уме и сердце. Это правильные понятия.

«Земное имущество не есть наша собственность, как ошибочно думают никогда не думавшие об этом предмете: иначе оно всегда было бы, и навсегда пребыло бы нашим. Оно переходит из рук в руки, и тем само о себе свидетельствует, что дается лишь на подержание. Богу принадлежит имущество; человек бывает только срочным распорядителем имущества». Как понять эти слова? Действительно, человек уходит из этой жизни, умирает – и оставляет свое имущество: мы с собой в могилу не заберем ни квартиру, ни счет в банке (если у кого-то есть какие-то накопления).

Вы все помните экономические кризисы 1990-х, они всех касались. Я хорошо помню то время, когда происходили просто экономические чудеса: у тебя вроде бы есть какая-то сумма, но она в один день превращается в ноль. Столько разных историй, когда люди за советское время копили, например, на что-то, а в этот самый кризис вся их сумма сгорела – на нее можно было купить лишь несколько булок хлеба. А человек ради этого десятилетия жил, копил, откладывал с зарплаты, ради этого во всем себе отказывал – и это все превратилось в прах. Очень показательно.

Или один человек рассказывал историю, когда он на своей даче, доставшейся ему в наследство, убирал какую-то ветхую постройку и нашел трехлитровую стеклянную банку, набитую старыми купюрами, которые уже вышли из оборота: а он знал, что бабушка и родители очень скромно жили – оказалось, что они копили, откладывали, он получил всю эту сумму, но уже истлевшие купюры, вышедшие из оборота. Это символ тщетности накоплений...

Тут не само накопление важно. Понятно, что нашей зарплаты может не хватить на что-то (например, на покупку мебели). Надо хозяйствовать, откладывать что-то, но не все сердце этому посвящать.

Так вот, получается, что мы с собой ничего не забираем, мы получаем все в наследство. Это не означает, что к этому надо относиться спустя рукава, все просадить, – нет, конечно. К этому надо относиться по-хозяйски, но понимать, что это нам дано на подержание: подержать – это же не значит растратить, или, например, не делать ремонт, или спать на кровати, у которой уже пружины торчат; не надо все утрировать, доводить до какого-то маразматического понимания. Мы после себя тоже должны что-то оставить, хотя бы в таком же виде, в каком получили. Поддерживать ремонт, покупать мебель, что-то необходимое – это нормально, если человек нормально, спокойно к этому относится и понимает, что это оставит.

Смотрите, какое интересное слово святителя Игнатия: «Богу принадлежит имущество; человек бывает только срочным распорядителем имущества. Верный распорядитель с точностью исполняет волю доверившего ему распоряжение. И мы, управляя, врученным на срок, вещественным достоянием, потщимся управлять им по воле Божией. Не употребим его в средство удовлетворения нашим прихотям и страстям, в средство нашей вечной погибели: употребим в пользу человечества, так много нуждающегося, столько страдающего, употребим его в средство спасения нашего». Поэтому насколько важно, чтобы имение, имущество, которое у нас есть, не увлекало нас в погибель, а, наоборот, служило нашему спасению.

Не так давно на богослужениях мы читали Евангелие о богаче. Человѣку нѣкоему богату угобзися нива: у богача уродилась богатая нива (богатый урожай) – он и так богатый, не нуждается в этом, но у него поля, и они принесли ему богатый урожай. Бог ему дал такой дар. И этот человек думает: «Проблема! Не вмещается в амбары все полученное на этих полях…». И он решил разрушить свои амбары, построить новые. Он планирует: скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись – столько урожая, что можно не работать (это мечта современного человека – не работать и жить весело!), а Бог говорит: «…безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Даже душа нам не принадлежит, мы ею не распоряжаемся. Кому ты накопил? Горе тому, кто не в Бога богатеет.

Интересно порассуждать над этой притчей. Ведь Бог не мог дать этому богачу того, что его погубит: богатство, урожай ему были даны, чтобы он оказал милостыню, помог другим людям, стал благодетелем. Этот богач ничего другого не может – мы не видим в притче, что он молящийся, постящийся, как-то особо кающийся, благочестие его неизвестно и под сомнением: он запланировал веселиться каждый день, что не совпадает с понятиями благочестия, даже ветхозаветного. Получается, что через милостыню он мог спастись; ему был дан последний шанс – спасательный круг» в виде этого урожая. Но человек, поврежденный плотским мудрованием, самолюбием, этот дар Божий не отдает другим, не раздает, а планирует его себе на грех. Тем самым он получает Божий приговор. Бог как бы говорит: «Нет смысла держать тебя на этой земле, ведь ты не пользуешься теми дарами, которые Я тебе даю». И Бог прекращает земную жизнь его, чтобы он еще больше не нагрешил.

Давайте снова повторим… «Человек бывает только срочным распорядителем имущества. Верный распорядитель с точностью исполняет волю доверившего ему распоряжение. И мы, управляя, врученным на срок, вещественным достоянием, потщимся управлять им по воле Божией. Не употребим его в средство удовлетворения нашим прихотям и страстям, в средство нашей вечной погибели: употребим в пользу человечества, так много нуждающегося, столько страдающего, употребим его в средство спасения нашего». Вот что должен был бы сделать богач: он должен был раздать это – с амбарами он не уйдет в тот мир, он уйдет голый, как все.

Знаете, чем отличаются похороны богатого и бедного человека? У богатого только гроб дорогой, а всего остального («Мерседесов», счетов в банках) у него нет. А для умершего человека дороговизна гроба уже не имеет вообще никакого значения: хоть без гроба похорони, хоть под забор выброси (так, конечно, никто не делает и не надо так делать; это просто иллюстрация). Тогда зачем человек копит, увлекается этим? Надо пользоваться всем в меру, но не увлекаться, тем более не посвящать свою жизнь роскоши, приобретению какого-то ненужного богатства, которое (еще раз напомним) с собой не заберешь в могилу и Царство Божие им не купишь.

Но что нам предлагается? Смотрите, как замечательно: нам предлагается это имение, имущество (у кого оно есть, кто в достатке, богатый человек) употребить в средство спасения нашего – на пользу человечества, так много нуждающегося, столько страдающего. Это действительно правда: приходские священники знают, насколько это правда, особенно в наше время, когда ударил экономический кризис – и доходы населения сокращаются, и покупательная способность денег меньше, и безработица, к сожалению, растет. Нам хорошо видно, насколько это все так, мы же работаем с прихожанами, знаем их беды, беды их близких.

Какие бы ни были разговоры про «богатых священников», «богатую Церковь», я бы очень хотел, чтобы пришли ко мне в приход и показали, где у меня там богатство лежит – мне очень бы интересно было его найти. И насколько трудно найти людей, способных помочь даже храму: сколько у нас приходов полунищих, деревенских каких-нибудь, которые еле-еле влачат существование... Как было бы замечательно, если бы люди состоятельные выбрали себе какой-то храм, чтобы содержать его: содержа храм, ты сразу начнешь помогать большому количеству людей (я понимаю, что это мечта и скорее всего такого не будет, но вдруг кто-то проснется)... Замечательная инициатива, когда люди организуют фонды, помогающие детям-инвалидам, еще другим каким-то людям, это правильная инициатива, как раз тот самый путь, когда человек своим имуществом служит, но это такие редкие случаи! И очень горько слышать истории, когда человек накапливает какое-то богатство якобы для детей, а потом оказывается, что ребенок у него наркоман или прожигатель жизни, а это имущество или заработано нечестно, или только ради него родитель жил, а сына упустил и оказывается, что у человека огромный дом, он уже не может его содержать, а сын погиб от наркомании. Для кого жил человек? Для чего это все нужно? Страшно вообще, ужасно – и как часто встречается в нашей приходской практике! Поэтому святитель Игнатий говорит: «Употребим в пользу человечества, так много нуждающегося, столько страдающего».

Мы можем сказать, что у нас кроме «хрущевки» ничего нет. Но мы что-то имеем, можем посильную милостыню подавать – никто же не говорит «всю зарплату отдавай нищим» – у нас же есть определение десятой части (десятины), которую мы должны жертвовать на храм.

Мы не говорим об этом, но давайте по-честному прикоснемся к этой теме: ее ведь никто не отменял. Я, как приходской священник, часто слышу, люди говорят: «Священники должны только о молитве говорить, о духовном, о спасении». Это, конечно, совершенно правильно, это очень правильные, верные вещи, но священник, настоятель часто оказывается в состоянии какого-то менеджера, который должен искать деньги. Зачем это нужно? Мы же, братья и сестры, сами создали эту историю: если мы не помогаем храму, где священник найдет деньги, чтобы, например, его содержать?

Мы недавно в нашем храме что начали делать? Я хочу, чтобы прихожане знали наши проблемы и проблемы храма тоже… Начался отопительный сезон – коммуналка большая: у нас много разных помещений, в которых много чего происходит. Это замечательно, но их содержать надо. Например, вчера было воскресенье, и мы с завхозом пошли в нижний храм посмотреть, где повесить икону. Зашли в большой храм – там идет детское занятие, священник проповедует детям, рассказывает что-то. Спускаемся вниз – там священник проводит другое занятие. В другом помещении идут огласительные беседы... Это радует – по-хорошему, по-пастырски радует, но это все содержать надо!

И вот мы выставили в интернете на нашем сайте просьбу к неравнодушным помочь оплатить коммуналку. И столько мнений пришло якобы наших православных братьев: «Вы что? Зачем? Вы любители комфорта? Зачем храму электричество? Пускай администрация платит...». Братья и сестры! Администрация не содержит храмы – храмы содержат прихожане: вы содержите храмы, они для вас. Мы, священнослужители, не командиры над вами, не господа – мы слуги, рабы (так правильно должно бы быть).

А когда прихожане перестают заботиться о храме, тогда священник начинает думать, где взять денег. Он идет к богачам, которые могут фыркнуть: «Дам – не дам!» Или издеваются над ним, что тоже регулярно бывает (у меня, правда, такой опыт небогатый; слава Богу, наши прихожане содержат храм, но братия-то опытом делится, они вынуждены унижаться). И как мы будем уважать священников как представителей Церкви, Бога, когда они вынуждены за копейки унижаться? А если бы прихожане понимали: «Это мой храм, мне это нужно», – тогда бы и жертвовали на его содержание: не на какую-то роскошь духовенства, а именно на содержание храма (я говорю не про крайности, которые тоже есть, но про норму – про содержание храма). Тогда и Церковь у нас будет другой.

А если священник вынужден заниматься поиском денег, он в этот момент, конечно же, с вами не занимается, он темой святых слов не занимается, в них не погружается, проповеди пустые – это все взаимосвязанные вещи.

А вы говорите: «Вот священники у нас пустые». Да, так происходит – все, к сожалению, в этом несовершенном мире несовершенно. Но если христиане будут понимать: «Освободим священника для духовных дел, будем вместе содержать храм», – тогда, я думаю, ситуация изменится: будет у священника возможность пригласить на работу, допустим, катехизатора или нанять рабочих, чтобы построить здание воскресной школы. Но если мы сами не жертвуем, то чего мы ждем? Какая администрация это сделает? Да никакой администрации ничего этого не надо, все должны делать мы сами. А мы говорим: «У нас зарплата маленькая, себе не хватает». К чему мы пришли? К тому, что наше имение нам дороже. Но это так, к размышлению, братья и сестры. Не обижайтесь.

Святитель Игнатий дальше пишет: «Отречемся от славолюбия и честолюбия! Не будем гоняться за почестями и санами, употреблять к снисканию их способы непозволительные и унизительные, сопряженные с попранием Закона Божия, совести, блага ближних. Такие способы наиболее употребляются для приобретения земного величия искателями его. Зараженный и увлекаемый тщеславием, ненасытный искатель человеческой славы, неспособен к вере во Христа: «како вы можете веровати», сказал Христос современным Ему честолюбцам, «славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете?» (Ин. 5, 44)».

Несовременно, правда? Мы (современные люди) обычно говорим, что должен быть успех, человек должен достичь высот доходов, славы, власти... А христианство, оказывается, говорит про другое: оставь земное стяжание. Это не означает пшеничку не посеять. Нет, речь идет не об этом. Стяжание – это то, что ты со страстью делаешь. «Желающие спастись должны подавать возможную им милостыню» – возможную, братья и сестры: не всю зарплату отдавать – ориентируйтесь на десятину как на те средства, которые вы имеете возможность жертвовать на храмы и нуждающимся; это уже ваше дело, на кого их потратить, но эту милостыню нужно оказывать. «И воздержаться от злоупотребления стяжанием» – этими словами святитель Игнатий подытоживает толкование слов Господа, что нельзя работать Богу и мамоне.

Еще раз скажу: под мамоной имеются в виду как деньги, так и имущество, вообще сребролюбие как какая-то забывчивость человека, что мы живем здесь временно и неизвестно, что будет после нас, как будут распоряжаться оставшимся имуществом. Нужно все делать умеренно, во благо и себя, и ближних.

Еще и еще раз прошу вас, братья и сестры: если у вас есть возможность, интерес и желание, давайте мы с вами будем иметь обратную связь, поскольку создание этой передачи, как я понял, проистекает из ваших потребностей. Если вам что-то непонятно, или вы с чем-то не согласны, или нужно что-то пояснить (допустим, я бестолково объяснил), или есть вопросы, какие-то интересные примеры из жизни, иллюстрации к сказанному святителем Игнатием или другими святыми отцами (если мы еще дойдем до них), прошу присылать ваши отклики на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru, чтобы мне понимать: нужен или не нужен этот разговор, продолжать его или не продолжать – как продолжать, куда идти, что делать? Мне было бы очень интересно и важно слышать вас. Помоги нам всем Господь! Давайте и дальше трудиться. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс