Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (999) → Игумен Филарет (Пряшников): Промысл Божий в жизни человека

Игумен Филарет (Пряшников): Промысл Божий в жизни человека

№6 (999) / 11 февраля ‘19

Беседы с батюшкой

Тема передачи и интересная, и очень важная для каждого православного: есть слова, знакомые каждому образованному человеку, но мы иногда не вкладываем в них их истинный смысл; «Промысл Божий в жизни человека» – что это такое?

– Чтобы ответить на этот вопрос, я заглянул бы в историю отношения человека к существованию Создателя. В XVII–XVIII веках получило развитие философское течение деизм: Бог-часовщик создал этот мир, завел его и никак не вмешивается в происходящее под солнцем. Христианское отношение к Промыслу Божиему совершенно иное. Да, мы верим в Бога, Создателя Вселенной. И человек – венец творения, но, сотворив этот мир, Бог не оставляет его без Своего промышления.

Посмотрим на икону Андрея Рублева «Святая Троица» (по-другому этот образ называется «Предвечный Совет»). О чем совещалась Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух? Они уже до создания мира положили промышление, что в этот мир придет спасение – придет Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы.

Мы верим, что Бог сотворил этот мир. И Он продолжает заботиться о нем, дав нам нравственный закон, установив законы природы. Как для нас важны нормы жизни, правильного поведения, нравственность, так для окружающего мира важны законы природы – ученые не создают законы, они их открывают и стараются объяснить. Так же и здесь: Господь промышляет о человеке, но нам надо понимать, что Он никогда не вмешивается в свободу человека – Он дает нам условия, чтобы мы себя реализовывали.

В Священном Писании есть такие слова Господа: «Не оставлю тебя и не покину тебя, даже если отец и мать оставят тебя, Я никогда не оставлю и не покину тебя», и в Новом Завете Спаситель говорит, что Бог печется о животных – взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их. А вы намного ли отличаетесь от них? Кто из вас, заботясь, сможет увеличить свой рост хотя бы на один локоть? А зачем вы заботитесь об одежде? Посмотрите, как растут полевые лилии: они не трудятся, не прядут, но говорю вам, что и Соломон в величии своей славы не одевался так, как любая из них. Если же Бог наряжает так полевые цветы, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в печь, не гораздо лучше ли вас, маловеры? И далее: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены. Это не значит, что Господь знает, сколько волос у каждого на голове, а если волос упал, значит, Бог так захотел. Конечно же, нет. Это иносказание – Господь учит нас всегда доверять тому, что Он заботится о нас и никогда нас не бросает.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня вопрос, можно сказать, богословский. Когда Денница пал, зло вошло в него или оно в нем было? И это был Промысл Божий? И второй вопрос. Грехопадение человека – это тоже Промысл Божий или можно было обойтись без этого?».

– Есть такое утверждение: Бог все предвидит, но не все предопределяет. Это говорит, что в деле спасения человеческого рода, в деле спасения каждого человека есть два фактора: Промысл Божий о человеке и его свободная воля. Куда человек повернет – от этого будет зависеть его дальнейшее пребывание как в этом мире, так и в том.

Господь дает ситуации. Например, Господь дал какую-то ситуацию – как я в ней поступил? Если по-злому – значит, буду пожинать плоды зла.

Вообще, христианское богословие говорит, что зло нематериально: зло – это нарушение благих заповедей Господних, зло – это мое волеизъявление, принятие или непринятие Бога в своей жизни. И ангелы были сотворены свободными и употребили свою свободу, чтобы противостать Богу. Часть ангелов свою свободу использовали по-другому – встали на защиту Создателя и мироустройства, которое было Создателем задумано.

В человеческой жизни то же самое: мы зависим от своей свободы выбора. По тому, каким путем человек идет – широким или узким, и конец определится. Мы всегда зависим от обстоятельств окружающей нас среды, законов природы. Многие ученые называли эти законы железными – их невозможно изменить: как вы своими силами поменяете закон всемирного тяготения? Закон термодинамики?

И третье обстоятельство, которое так или иначе влияет на нашу жизнь, – это когда мы можем подпадать под волю злых людей, войны, несправедливость и прочее. Я отвечаю тоже по-философски, нельзя однобоко ответить на этот вопрос, он очень сложный. Так как нельзя понять до конца Промысл Божий. Пройдет какое-то время, и мы начинаем осознавать: «Вот для чего Господь мне это дал!». Сначала человек даже не понимает, что произошло в его жизни, начинает скорбеть, если кого-то потерял, или жизненные обстоятельства заставляют задуматься: «Почему так произошло? Неужели Бог не видит?». Бог все видит, – но со временем мы начинаем понимать, что это было не случайно. Поэтому нам надо учиться смотреть на жизнь не узким взглядом, а более широким. Вот так я ответил бы на этот вопрос.

Здесь возникает еще один аспект. Вы говорите о принятии Бога в свою жизнь. Мы, что греха таить, очень часто ставим себя в позицию господина своей жизни, и если что-то не так творится в моей жизни, то в этом виноват не я, но обстоятельства (как минимум). Или часто мы слышим обвинения Бога: «Он меня забыл. Где справедливость?». Обвинения, которые мы выдвигаем, происходят от нашей злой воли или просто от нашего незнания или неприятия Господа в свою жизнь полностью?

– Посмотрите на семейную жизнь. Дети учатся быть послушными своим родителям. Иногда, когда мамочка приносит своего ребенка на прививку или уколы, она ведь понимает, что ребенку будет больно, он заплачет, но она знает, что без этого он не выздоровеет. Так же и здесь: мы часто получаем «уколы» жизни. В определенных философских течениях слово «судьба» понимается как предопределение: если тебе это назначено – ты не отвертишься, так сказать. А я понимаю слово «судьба» как суд Божий обо мне: Господь заботится обо мне, ставя меня в определенные рамки, и смотрит: я учусь или не учусь быть мужественнее, терпимее, учусь ли я принимать Его?

Что самое главное? В человеке часто живет гордость, а гордость не дает видеть очевидные вещи. Что такое гордость? Есть тщеславие, есть любоначалие – это проявления разных сторон человеческого греховного характера. А гордость – это когда «я – центр мира, какой-то Бог мне будет указывать, вмешиваться в мою жизнь?». Все-таки Христос нас учит быть покорными Его словам, прислушиваться к Нему. Вся наша жизнь на этом построена.

Вопрос телезрительницы: «Почему в юности очень чистые помыслы, все добры, а как старше человек становится, Промысл Божий уходит от него? Откуда зло в человеке появляется? И еще вопрос. Например, советское время – это ведь тоже Промысл Божий, раз пришла коммунистическая власть, которая принесла людям, в общем-то, очень много добра? Почему сегодня очень много зла в жизни?».

– Человек приходит в этот мир уже поврежденный грехом. Мы видим это на наших детях: сегодня ребеночек чистый, а подрастает и начинает проявлять свой характер, ревновать, начинает показывать свое «я», далее юношеский максимализм развивается – и как снежный ком... С одной стороны, человек учится на своих ошибках, а с другой – он получает жизненный опыт. Уходит ли Промысл Божий со временем? Конечно же, нет! Может быть, просто мы начинаем его не замечать? Есть такая притча. Жил человек, и жил очень сложно, и Господь после всего, что он перенес, призывает его. Он Богу говорит: «Господи, где же Ты был? Я столько страдал, столько переживал!». Господь показывает ему берег моря: «Видишь? Вот твои следы, вот Мои следы – Я с тобою вместе». – «Господи, а вот здесь только мои следы». – «Это Я нес тебя на руках».

К чему я хочу подвести? Мы с вами в суете, в болезнях (если мы говорим о возрасте, то понятно, что тогда и болезни, и характер у нас портится) не замечаем Промысла Божия, лишаемся той тонкости, которая может быть в человеке...

Вы говорите о властях. Да, в советское время много хорошего было сделано. Но не забывайте, сколько было положено на алтарь душ человеческих в первое время после 1917-го года. А лагеря, где над людьми издевались? И не имели значения ни известность (не буду называть имена пострадавших знаменитых актеров, певцов), ни сан. А что говорить про духовенство? Просто вырезали… На территории Приморского края орудовали бандиты, которые вырезали семьи священников: просто заходили в дом и без разбору резали священника, матушку и детей. Неужели вы думаете, что эта кровь будет незамеченной? Нет. Да, был какой-то расцвет. Строй ушел, сейчас совершенно другие времена. Из Священного Писания вы знаете: Из-за умножения беззакония во многихъ охладеетъ любовь к Богу и добру. Где любовь сейчас? Только жизнь для себя.

Вопрос телезрительницы из Абхазии: «Иисус Христос говорил, что не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. Что означают эти слова?».

– Я уже частично отвечал на этот вопрос: это иносказание. То есть Бог заботится о нас в любой ситуации... Вспомните притчу о блудном сыне – это прообраз людей и Создателя.

Вопрос телезрительницы из Красноярска: «Я тоже задавала вопрос: почему в моей жизни так произошло? Когда мне было 2 года, сгорела моя мама, и меня взяла другая женщина. Я была предана ей, очень любила ее, нежно к ней относилась. И вот она заболела деменцией, 11 лет была в тяжелом состоянии. Врачи не предпринимали ничего, не давали ей лекарства, по трое суток она кричала – чего только не было!.. У меня началась аритмия, я сильно плакала, я не могу даже сказать всего, что со мной было... 2 месяца, как ушла мама. Я все время задавала вопрос: для чего мне это?.. Мамы нет 2 месяца, а у меня перед глазами все как на пленке. Душа болит, совесть указывает: «Ты могла так и так поступить…», а я так не поступила. Теперь я больше молюсь, это меня приблизило к Богу. Не знаю, как дальше, но в настоящее время у меня открывается больше к Богу любовь...».

– Есть такая мудрость: «Если вы увидите доброго человека, знайте, что он в этой жизни очень многое претерпел» – эти слова не случайны. Я хочу сказать, что Господь дает нам пережить болезнь родителей, потерю любимых, наверное, чтобы мы стали взрослее, чтобы научились бережно относиться и к своей жизни. Для чего Господь дает болезни детей, болезни близких? Наверное, чтобы мы показали себя, какие мы есть на самом деле. Ведь можно крест сбросить с себя и сказать: «Мне это не нужно». Вы задаете вопрос: «Почему?». Пожалуйста, не задавайте его никогда.

Задавайте Богу (если можно Ему задавать вопросы) вопрос: «Господи, для чего Ты мне послал это испытание? Что Ты хочешь мне показать? Чему хочешь научить?». Ведь жизнь – это школа, а смерть – это экзамен нашей жизни. Я всегда об этом говорю, мне нравится это выражение.

Люди часто задают вопросы, на которые невозможно ответить здесь и сейчас. Я человек такой же, как и вы, хотя и священник: я тоже не могу ответить на все. Я могу предположить, почему Господь так сделал. С другой стороны, вы же понимаете, что мы живем в несовершенном мире, где есть и смерть, и болезни… Но ведь Господь – Спаситель, Он приходил в этот мир и указал путь, по которому мы должны идти: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Господь не сказал, что мы здесь будем жить вольготно, счастливо и без всяких испытаний. Наоборот, посмотрите, как Его гнали! А что делали с апостолами? А как издевались над теми, кто шел за апостолами? Мужи апостольские, мученики первых христианских времен... Это наша жизнь, ее надо постараться принимать, вынося из этого какие-то жизненные испытания. Будем надеяться, что Господь даст вам утешение. И хорошо, что, несмотря на все испытания, вы все-таки приблизились к Богу.

Мы все очень надеемся на конкретное вмешательство Господа в нашу жизнь, чтобы Он спас нас прямо сейчас от неминуемой гибели...

– Господь Своей властью дает жизнь человеку – нас же никто не спрашивает, хотим мы прийти в этот мир или не хотим, но мы подчиняемся Божиему Закону, закону природы, любви своих родителей, ведь ребенок рождается в любви отца и матери. Я всегда говорю: недаром рожденные дети плачут. Почему? Они понимают, что им предстоит пережить. И когда уходить из этой жизни, нас тоже никто не спросит. Я вспоминаю такие слова: «На выход! Но без вещей» – в тот мир мы ничего не возьмем, кроме своей доброты, кроме своих добрых дел.

Конечно, Господь промышляет о нас. Но в начале беседы я сказал, что есть некоторые факторы, которые влияют на мою жизнь, – моя свобода, природа, окружающий мир… И, конечно, человеческий фактор. Здесь очень важно, кому мы доверяем свою жизнь – профессиональному водителю (доктору, пилоту воздушного судна) или сумасшедшему человеку.

Рамки жизни и смерти – вне нашей компетенции, если только человек сам не обрывает свою жизнь, сам не сокращает ее (вредными привычками). Видите, тут комплекс причин, нельзя ответить однозначно… Может ли Бог вмешиваться? Иногда исключительные случаи бывают, и мы их называем чудесами. Вот и все. Это уже Он так захотел сделать, от нас это не зависит.

Если отдать себя в руки Божии и понимать, что Промысл – это прежде всего попечение о тебе, забота Господа, любящего Отца, и ты, как любящий сын, полностью Ему доверяешь, тогда получается, что все христианские добродетели сюда прикладываются. Значит, во мне есть смирение и другие христианские добродетели?

– Да, все начинается со смирения. Человек, который приходит к Богу, с чего начинает свой путь к Нему? С покаяния, со смирения, с осознания: «Господи, я недостойный – я столько нехороших моментов в своей жизни допустил, обидел Тебя, близких. Пожалуйста, прими меня». Ведь к этому надо прийти, надо смириться и сказать: «Я готов, Господи, поучаствуй в моей жизни». Принятие Бога как Отца, как Промыслителя – это тоже некое смирение, доверие Ему.

Что такое вера? Это же не просто: «Господи, я верю, что Ты есть». Вера – я всегда говорю – это доверие (люблю приводить яркий пример: когда отец играет со своим сынишкой, он подбрасывает его в небо, и сын не задумывается, поймает его отец или не поймает, – он уверен в отцовских руках...). Конечно, тяжело смириться с болезнью, со злобой близких. Но, наверное, эти жизненные звоночки нам необходимы. Поверьте, испытания, искушения есть у любого человека, даже у того, кто вам с амвона говорит о смирении, – в его жизни, поверьте, такого бывает даже больше, чем у вас.

Помните эпизод в Библии: сколько праведников необходимо, чтобы город был спасен, – 50? 40? 30? 10? И в этом случае город не будет уничтожен... Мы ведь не знаем, сколько воли и терпения по отношению к нашему греховному состоянию у Бога: так любить, чтобы столько терпеть наши прегрешения, – это, конечно, нужно быть очень любящим Отцом...

– Тема сложная, и об этом можно говорить бесконечно… Множество людей задаются этими вопросами. Я всегда говорю, что не существует универсальных ответов, вот в чем дело: каждая семья, каждая жизненная ситуация – это жизненная ситуация этой семьи, этого рода, этого человека: что влияло, как влияло – здесь целая глубина. Поэтому мы очерчиваем какие-то общие моменты, а что касается всего остального – нужно подходить к этому индивидуально, обратиться к священнику, к духовнику, к старцам.

В чем смысл всех наших страданий? Мы с вами постоянно говорим, что страдания человеческие, болезни, лишения имеют определенный вес в деле спасения человеческой души. Это очищение, это возвышение, это изменение. Ведь Бог хочет спастись всем, и это есть в Священном Писании: «…это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины», а мы же все по-разному к Нему приходим – хорошо, если по вере: я поверил, принял Его, и мне уже никакие чудеса, испытания не очень важны. А те, кто приходит из-за каких-то испытаний? Дай Бог, чтобы они свою веру сохраняли: часто бывает так, что как только минуло все, ты вроде как освободился, и все...

Надо всегда осознавать, что Господь слышит. И если Он что-то дает пережить, Он даст и силы это перенести. Еще раз хочу сказать, что все познается со временем. Сегодня на эмоциях, сегодня можно высказать какие-то мысли, а потом приходишь и говоришь: «Господи, прости меня за мое малодушие, мое маловерие». Это наша жизнь.

Мы знаем очень много молитв, и в молитвенном правиле (вечернем и утреннем) много молитв; можно ли иногда молиться своими словами? Могу ли я просто просить Господа, чтобы Он простил меня в моих испытаниях? Ведь испытаний много, и очень тяжелых. Слава Богу, у нас все в порядке, а ведь есть люди, у которых очень много бед.

– Мы часто Бога используем как киоск для исполнения каких-то требований: подай, принеси... Был такой человек Клайв Стейплз Льюис, пусть он не православный, но мысли у него глубокие, православные… Он писал в одном из своих сочинений, что, если можно, не проси у Неба ничего земного – земного Небо не дает. Мы должны, наверное, просто сказать своими словами: «Господи, я перед Тобой. Конечно, Господи, я хочу и то, и за детей переживаю. Но ты, Господи, управляй, пожалуйста, моей жизнью. Я буду трудиться, я буду заботиться, я буду стараться быть настоящим христианином, но Ты, пожалуйста, не оставь меня» – и, поверьте, тогда мы увидим Промысл Божий, мы начнем чувствовать его в своем сердце.

Спасибо большое, отец Филарет! Благословите наших телезрителей.

– Дорогие мои, храните себя, и пусть Господь тоже бережет вас на всех путях вашей жизни.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс