Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (998) → Священник Олег Патрикеев: Послушание

Священник Олег Патрикеев: Послушание

№5 (998) / 4 февраля ‘19

Беседы с батюшкой

Насколько важно для жизни христианина знать, что такое послушание и как слушаться? Отец Олег, что слово «послушание» у многих людей вызывает двойственное чувство. Мы понимаем, что это одна из добродетелей, если не самая главная добродетель в жизни православного христианина. Но как только нам говорят «послушание», нам всегда хочется сопротивляться, и в этом случае существует как послушание, так и пререкание, непослушание. Что же такое послушание?

– Очень своевременная тема, которая сейчас должна раскрываться в нашем обществе. Послушание, как вы сказали, – не только добродетель. Я бы добавил, что это должно являться характером человека. Наверное, многие мамы и папы помнят, что, когда ребенок рождается, его очень туго пеленают. Это делается, чтобы он научился слушаться, ведь наша плоть при рождении уже начинает иметь своеобразное «я». Блаженный Августин в своей книге «Исповедь» писал, что он каялся даже в своих младенческих грехах, когда очень громко кричал, зовя свою маму и других обитателей дома, чтобы только поесть; он понимал, что это, в принципе, уже грех, состояние предгреховности.

Туго пеленая младенца, мы его заключаем в послушание – это как бы такой кокон: когда бабочка готовится стать бабочкой, перед этим она бывает гусеницей, сплетает кокон, находится в этом своем мире и при этом очень послушна природе – только ее послушание позволяет ей стать бабочкой. Если бы она начала там дергаться, брыкаться, никакой бабочки не вышло бы. Так что послушание – это характер, это должно прививаться именно с младенчества, с детства, даже можно сказать, с материнской утробы – когда ребенок только зачинается, он уже должен быть послушен.

Послушание начинается с самого рождения, – но когда мы становимся взрослыми, духовное послушание всегда нами воспринимается довольно сложно. Например, когда мы подходим к священнику и просим благословения на что-либо, мы несем некое послушание? Если священник скажет, что я должен поступить так, то я могу согласиться с ним или не согласиться, то есть быть послушным или непослушным. Послушание – это свобода личности или это полная зависимость от другого человека, в данном случае от священника или архиерея?

– Вспомним, как начинают молиться иудеи: «Слушай, Израиль». В этом есть обращение Бога к человеку, чтобы он услышал в первую очередь. Кого мы можем услышать? Сейчас очень трудно услышать пророка или голос Божий над иорданскими водами. Мы слышим голос Божий только из Евангелия, из Библии, которая сохранила для нас Его заповеди. Военное время не может быть привлечено сейчас к нашему времени («пуля – дура, штык – молодец»): мы сейчас страдаем не от войны, а именно от своего непослушания. А оно начинается, как я уже сказал, с младенчества.

Становясь взрослыми, мы распутываем свои связи, пытаемся ощутить этот мир, прочувствовать все его радости и горести – это опыт человеческой жизни и его невозможно заменить чем-то другим. Но при этом Господь нам оставил именно те заповеди, которые, как кокон, связывают наши ненужные телодвижения (назовем так): каноны дают нам возможность идти прямым путем, что приготовил Бог любящим Его.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Не может ли послушание превратиться в раболепство и человекоугодие (есть такое высказывание, что Бог человекоугодников даже кости рассыплет)? И где граница, чтобы не стать человекоугодником раболепным, а исполнять послушание?».

– Крайности, конечно же, от бесов. Мы можем стать рабами послушания, а можем, наоборот, антипослушниками, революционерами – это тоже своего рода послушание своей желаемой воле. «Разрушить мир до основанья, а затем...» – мы это уже проходили. Чтобы избежать человекоугодничества, следите за своими поступками и своим сердцем. Например, поход к начальству: приходим с какой-то повинностью или за очередным послушанием – должны следить за собой: не за начальником, не за его реакцией, а за своей личностью, как мы себя ведем. Боимся ли мы его? Если боимся, здесь надо искать поводы для покаяния: «Что во мне проблемного? Почему я не люблю своего начальника? Почему, если люблю, боюсь его?».

Можно распределить свои отношения с другим человеком по некоторым пунктам, которые, в принципе, разложены у святых отцов. Мы можем взглянуть на эти пункты и понять: человекоугодничаю я, уже совсем смирился, как тряпка половая, что об меня можно вытирать ноги, либо это все-таки мое послушание, которое дает мне возможность работать, приносить пользу? Пользу для людей в первую очередь, а не для своего ego. И тогда, получается, правильно поступаешь.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Сказано в Священном Писании: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе. А как до мелочей именно быть послушным родителям, чтобы ни в коем случае не оскорбить их? Благословение родительское выше, чем священника, бабушки, дедушки, дяди, тети, оно, как говорится, в огне не горит и в воде не тонет. Вот у меня сегодня было непослушание родителям, я на себе это очень пережил и буквально 2–3 часа хорошенько помучился. Хотелось бы узнать, как эту заповедь – быть послушным родителям в Господе – исполнить на деле. Ведь Господь до конца Своей жизни слушался Своих родителей, даже на Кресте заботился о Своей Матери – говорил Иоанну Богослову: «Се Матерь твоя», а Богородице: «Се сын Твой», и потом Иоанн заботился о Ней всю жизнь. Даже Как нам максимально приблизиться к Господу, чтобы исполнить заповедь послушания родителям? Он говорит: «Будьте совершенны, как совершенен Отец Мой», «будьте святы, ибо Я Свят»».

– Спасибо, прекрасный вопрос. Если мы откроем Евангелие, то увидим, что было написано апостолом Павлом. На самом деле вы соединили две части – из Посланий к Колоссянам и Ефесянам. В Послании к Колоссянам пишется: «Дети, будьте послушны родителям своим во всем, ибо это благоугодно Богу». Здесь апостол уже понимал, видел проблему, которая возникает именно в общинах, где христианство только прививается, только начинает быть переворотом в семье. Конечно же, дети, до этого будучи язычниками, видя своих отцов и матерей сначала в одном ракурсе, потом находя в другом, начинали сомневаться, возможно, – как и сейчас происходит в наших семьях. Поэтому апостол добавляет еще потом в Послании к Ефесянам, чтобы дети повиновались своим родителям в Господе. Здесь он добавляет: если родители в Господе. О чем это говорит? О том, что родители причащаются, что они – настоящие христиане: они посещают службы, они находятся в Господе Иисусе Христе, находятся в Причастии, в постоянном общении с Ним. Тогда благословение, о котором Вы говорите, передается детям.

Если же родители не в Господе, если они отвращают детей от веры, что мы видим в наше время – да и в то время на примере святой Варвары можно увидеть: Варвара не послушалась своего отца, она сделала по-другому, и она была права, потому что послушалась Господа, услышала Его зов. А родительский зов был не от Господа.

Чем привлечь благодать? Хотя бы тем, что заповедь «почитай отца и мать» – это единственная заповедь с обетованием: хочешь долго жить – почитай отца и мать. Хотя бы так на себе попробуй. Если я хочу долго жить, тогда для этого мне что нужно сделать? Не бросать своих родителей, не распихивать их по разным больницам, а ухаживать за ними и давать любовь, которую они давали мне в детстве – вот тогда ты будешь жить долго, и обетование сбудется.

Вопрос, который мне подсказал (можно так сказать) митрополит Антоний Сурожский: он говорил, что послушание не от слова «слушать», а от слова «слышать». Может быть, эта фраза вырвана из контекста, но так ли это?

– Об этом писал апостол Павел в Послании к Римлянам: «Как непослушанием одного человека многие сделались грешниками, так послушанием одного многие станут святыми». В этом можно увидеть желание, чтобы вокруг тебя люди стали святыми. Как? Стань послушным – первое послушание, и тогда вокруг меня люди становятся послушными. Если я непослушен, тогда нечего пенять на своих детей, на зеркало и так далее. Секрет состоит именно в этом: «Послушанием одного человека», – но не пишется, кого: не сказали, что послушанием Иисуса Христа... Именно от тебя послушание – начинай с себя: ты начинаешь вести свою жизнь в спасении – и вокруг тебя спасаются многие.

У Антония Сурожского очень хороший пример: мы должны услышать голос Божий и голос Евангелия. Он, будучи молодым человеком, услышал этот голос, услышал Христа и через Евангелие уверовал. Мне очень нравится его распределение этапов послушания, послушания любви: послушание, в принципе, – это одно из проявлений любви: «Аще любите мя, заповеди моя соблюдите», – «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». А что такое исполнение заповедей? Это послушание. Исполняешь заповедь – доказываешь свою любовь, не исполняешь – значит, не любишь: «Да – да; нет – нет; все остальное от лукавого».

У него очень хороший пример о трех ступенях, которые подвластны каждому человеку, переходе с одной ступени на другую. Первая ступень – послушание рабское, боязнь раба, когда он слушается из-за страха наказания, из-за страха боли, он не любит боли – и для него терпеть уничижение лучше, чем если его будут бить палкой (наверное, многие из нас чувствовали эти моменты в нашей жизни, многие из нас проходили эти испытания во время личных собеседований с вышестоящим начальником, и так далее). Этот страх присущ, естественен для нашей человеческой природы. Вторая ступень – это наемники, которые с радостью идут на работу, прекрасно себя чувствуют: «Я работаю, мне платят, этого и достаточно». То есть никаких личностных отношений, «ничего личного – только бизнес». И третья ступень – самая прекрасная: послушание сына, то есть любовь сыновья, ведь мы любим своих родителей не потому, что у них в руке пряник или ремень, а потому, что они наши родители. Вот эта сыновья любовь – самое возвышенное послушание, когда мы слушаемся и исполняем заповеди по любви – не «за что-то», а «потому что».

Прекрасный пример. Еще вопрос, касающийся послушания. Должен ли я быть свободным и разумным в том, какое послушание накладывает на меня священник или другой человек (помните, в Священном Писании говорится: «Тот, кто любит мать или отца больше, чем Меня, недостоин Меня»?), я должен размышлять, какое послушание мне дают? Или это все равно? Насколько человек должен быть разумным в послушании, которое на него накладывает, например, священник?

– Начну с самого главного: послушание должно проявлять тому человеку, кому ты доверяешь. Если у тебя есть хоть капля сомнения в этом человеке, то лучше не исполнять его послушание – оно всегда тебе обернется боком: всегда враг найдет дырочку, куда свой нос засунуть, чтобы раздробить то малое, что у вас было накоплено с этим человеком.

Послушание невозможно без доверия. А если есть доверие (как у монахов к старцам полное доверие), то здесь полное послушание. У монаха от 3-х до 5-ти лет идет искус, он проверяется в послушании, чтобы наконец-то осталась природа, которую уже возможно начать обоживать, начать лепить из нее нужное для спасения.

Доверие – момент очень важный в нашей жизни. Например, нельзя взять благословение у какого-то священника, потом сказать: «Нет, что-то не то, пойду к другому священнику» – другой не знает темы. Духовник должен тонко знать твою жизнь, семью, супругу, собачку, которая что-то наделала в твоей комнате и ты переживаешь из-за этого. Духовник знает все полностью, и тогда он может подсказать.

Может быть, имеет смысл именно Евангелие сделать в своей жизни мерилом послушания, быть послушным только Евангелию? Тогда, может быть, я даже не нуждаюсь в чьей-то помощи. Так ли это?

– Конечно, послушание Евангелию – это вообще первая наша заповедь. Помните, до 1917 года наши предки клали руку на Библию и клялись на Библии, это даже где-то осталось в других странах – «говорить правду, и только правду».

Евангелие – единственная возможность спасения человеческого: мы, люди, ошибаемся, а Евангелие не ошибается. Но к Евангелию нужно толкование. Мы уже говорили сегодня, что есть такие моменты, когда не знаешь, кого же возлюбить больше: мать больную или идти в церковь молиться Богу в этот момент? Как решить? И вдруг в Евангелии мы читаем: «Кто любит мать и отца больше Меня, тот недостоин Меня». Значит, мы бежим в храм, а мама умирает?..

Поэтому надо иметь толкование Евангелия, без толкования очень трудно понять смысл. Просто читать Евангелие – это хорошо, но, как говорит Антоний Сурожский, оно должно откликнуться в твоем сердце: мы можем все прочитать и ничего не узнать. Я в своей жизни 7 лет читал Евангелие, пока оно мне не открылось. 7 лет я его всегда носил в кармане и не мог понять: что же там такого интересного, почему же его все читают? И в один прекрасный момент Господь мне открыл, что просто это правда, это истина. Я сразу успокоился, понял, что там – истина. Знаете, когда мы ходим на экзамен, мы пишем шпаргалки. Вот для меня Евангелие становится шпаргалкой, ведь мы по Евангелию будем судимы. А если у меня есть шпаргалка с собой, то у меня всегда есть возможность хотя бы на троечку ответить...

Бывает так, что мы свое собственное послушание хотим видеть как раболепие, как желание убрать свою волю. Но мы говорим: «Да будет воля Твоя – не моя воля пусть будет, но Твоя, Господи», и при всем этом в нашей повседневной жизни без моей собственной воли, без моих поступков может ничего не происходить совсем. Превратить работу в послушание? Как превратить свою семью и семейную жизнь в послушание? Как перестать бояться слова «послушание»?

– Наверное, это трагедия очень многих наших близких, что мы теряем смысл в послушании. Для нас это потеряно, и мы начинаем просто уже по привычке жить друг с другом, любить, встречаться, с детьми играть – для нас это некая неизбежность. Мы уже прожили какую-то часть жизни, и для нас все это становится рутиной: «Скорее бы все закончилось!». Вроде как хорошо, но в то же время хочется чего-то большего, но не знаешь – чего.

Вот именно в послушании можно увидеть благодать! Я говорил сегодня радиослушателям: попробуйте послушаться хотя бы час или два своих близких, – именно послушать и сделать то, что они вам говорят. Но при этом не говорить им, что вы сейчас будете им послушны, чтобы не давать им повода сделать из себя...

«…пророка в своем Отечестве».

– И посмотрите, как откликнется ваша душа, как она освободится от вашего «я». Ведь есть возможность сделать монастырь в миру... Вспомним о том, что малая Церковь – это наша семья, где все друг другу послушны, где муж – священник, жена – диакон, дети – хор, который поет, – и в этом есть послушание. Мы готовим пищу, встречаем гостей как посланных нам от Бога. Ходим на работу, и в любой работе послушание – это главнейшая обязанность. Возьмите любую профессию, от космонавта до уборщицы: если уборщица не послушается, что будет в наших туалетах? Мы не сможем туда зайти. И космические аппараты не будут взлетать, раз кто-то не послушался…

Так что в послушании есть огромный потенциал нашей жизни. Желание жить – это и есть послушание Богу: Он нам дал жизнь, чтобы мы научились слушать Его и исполнять Его заповеди. А заповеди Его просты: возлюби Бога всем сердцем и ближнего своего, как самого себя – на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки… В послушании и любви к Богу мы проявляем это и к ближним, и к дальним, и ко всей природе, и ко всему творению Божиему. Посмотрите, как природа послушна Богу, как звезды послушны Богу! Если человек становится человеческой природой послушен Богу, то происходит синергия с Богом, и человек становится уже сотворцом – именно Человеком с большой буквы, когда Бог все кладет под ноги человека. Тогда мы начинаем уже заниматься обоживанием. Вот если в этом будет смысл нашей жизни, тогда и послушание для нас будет легко и прекрасно.

Я очень благодарен Вам, что Вы так подробно рассказали о послушании. Вы не до конца рассказали о своем опыте послушания, но я знаю, что именно он сумел превратить маленький деревянный храм, в храм, где на Литургии, что называется, яблоку негде упасть. Поэтому я вижу, какие плоды приносит Ваше послушание. Прошу благословить наших телезрителей…

– Я хочу вам пожелать именно жажды послушания, жажды любви Божией. Имеющий уши да услышит! Господь да благословит всех вас.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс