Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (995) → Архимандрит Савва (Мажуко): Трепет воды

Архимандрит Савва (Мажуко): Трепет воды

№2 (995) / 8 января ‘19

Свет невечерний

– Друзья мои, как же можно представить себе зиму без крещенских морозов, а крещенские морозы без крещенской морозной, холодной воды, радости купания, радости освящения воды? Это, конечно, удивительный праздник – Богоявление Господне, Крещение Господне – бодрящий праздник, как будто бы тебя покропили холодной, но живительной, священной крещенской водой...

И нам сегодня следует прояснить вопрос, почему эта вода такая особенная и что в ней такого исключительного, в чем смысл этого праздника и его удивительного обряда – освящения воды, хранения ее потом целый год и приобщения к ней. В церковном лексиконе мы говорим не просто «пить крещенскую воду», а «причащаться крещенской воды». Что же в этом такого особенного? Что-то мы чувствуем, но сказать не можем. Начнем с того, что объясним самим себе, что значит термин «крещение» – он переводной, заимствованный из иного языка. Словом «крещение» в глубокой древности было переведено на славянский язык другое греческое слово – глагол «баптизо», который означает погружение чего-либо в жидкость, воду. Наши предки говорили «крещу», то имели в виду не таинство Крещения – таинственный, торжественный обряд – и не название праздника, а обычное погружение какого-то сосуда в воду (может быть, в древнеславянских семьях дети, как и сейчас, спорили, кто же из них после обеда будет «крестить» чашки, ложки и так далее).

Крещение – этот термин стал сакральным, вошел в церковную лексику, «прикипел» к одному значению чуть позже, когда общество действительно стало христианским и мы уже забыли, что это значит. Но погружение в воду, обозначаемое глаголом «баптизо», который в древности употребляли христиане-греки, указывало на другой обряд – уже не греческий, а иудейский. Чтобы указать в своей биографии переходный момент, когда человек расставался с прошлым и с покаянием, с сожалением и надеждой вступал в новый период, древние иудеи придерживались обряда погружения в воду – того самого крещения, никак не связанного с христианским таинством, но имевшего очень похожее действие: человек погружался в воду и выходил из нее уже с новыми намерениями. Это было символическое действие, а человек, который переживает нечто значительное, должен облечь это в знак, некоторый символ. Такова очень краткая история самого термина «крещение» и глагола «крестить».

Кто крестился? Кто погружался в воду? Это был Иисус Христос, Который 30 лет безвестно, анонимно жил на земле как Сын плотника. И только Он Сам и, может быть, Его родители знали, что Он есть Воплощенное Слово, Сын Божий, Творец этого мира. И в момент крещения, когда Он вступает в воду и преклоняет голову под руку Иоанна Предтечи, тот понимает, что происходит и Кто перед ним...

В церковных песнопениях есть замечательная фраза: «Трепетен бысть Предтеча». Человек, который никого в своей жизни не боялся, Ироду, жестокому садисту, царю, развратнику, беззаконнику, говорил в лицо правду, совершенно не боясь, что его отдадут на пытки, на муки, в конце концов казнят, здесь был «трепетен» – трепетал, поскольку он единственный из людей, которые увидели Христа в тот момент, понял, Кто перед ним стоит: не просто молодой человек, который помогает своему отцу в его профессии, не просто нищий плотник, а Творец этого мира! Он «придумал» и эту страну, и эту землю, и этого Предтечу, и эту воду. И церковное песнопение, которое богословствует на тему крещенской воды, Богоявления, откровения этого праздника – его особого смысла, говорит, что вода узнала своего Творца и вострепетала от прикосновения Того, Кто ее придумал.

Вы подумайте, какой удивительный поэтический момент! Мы не можем представить себе субъектность воды, но тем не менее вода, вострепетала, взволновалась. Если вы посмотрите на каноническую икону Богоявления, Крещения Господня, то у ног Спасителя обычно контурно, смутно, но прописаны фигуры, которые изображают воду: у воды ведь нет лица, настроения, личности – эта стихия максимально аморфна, безлика и бесформенна, но она взволновалась от прикосновения рук Того, Кто ее выдумал, Автора этого мира. И самое удивительное в празднике Богоявления Господня именно то, что каждый год, когда мы в этот день совершаем освящение воды, вода вспоминает этот трепет – прикосновение рук Того, Кто ее придумал. Ликование возлюбленной твари, я бы так сказал, ликование возлюбленного творения...

Потому эта вода живительна. В молитвах на освящение воды есть такие фразы: «Эта вода будет целительна, злых духов изгнательна, очищение помыслов, очищение болезней, всяких злых мыслей отгнательна» и много-много других замечательных фраз звучит во время освящения воды; обязательно прислушайтесь, что читает священник в эти дни, в эти мгновения – это удивительно красивые тексты. И воду делает святой, крещенской, неповторимой, целительной как раз это воспроизведение, воспоминание трепета от прикосновения Творца. Именно поэтому эта вода живительная, живая вода: она дает вкушающему ее человеку силу жить. Поэтому христиане так трепетно относятся к крещенской воде, освящают жилище, сами принимают ее. Есть люди, которые принимают ее каждый день натощак, если у них нет возможности пойти в церковь и причаститься. Конечно, это не замена Причастия, но эта живая вода, которая помнит своего Творца, и она «заражает» нас, вкушающих этот трепет воды, благоговением, надеждой и огромной жаждой жизни, если человек вкушает эту воду с чистым сердцем.

Может быть, поэтому на Руси появился такой замечательный обычай: в крещенскую ночь, в день Крещения бросаться в воду в крещенские купели? Может быть, мы не совсем понимаем, зачем это нужно, но это очень важный рубеж для каждого человека, находящего смысл в этом действии – окунуться, почувствовать этот трепет, оживить себя, ведь морозная вода и сама по себе бодрит (леденящая вода тоже возвращает нам силы жить – этот стресс, который всегда идет нам на пользу).

Этот красивый, трепетный праздник ценен именно тем, что человеку, относящемуся к нему с открытым сердцем, он всегда возвращает желание жить. Может быть, самое важное, что есть в человеке – это жадность жизни. Поэтому себе и всем вам я желаю приобщиться этой жадности, чтобы нам всем очень нравилось жить!

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс