Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (994) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Настоящее христианство и есть подлинное совершенство

Протоиерей Димитрий Смирнов: Настоящее христианство и есть подлинное совершенство

№1 (994) / 5 января ‘19

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Почему Бог судит человека за неверие? Если человек творит добрые дела, всем помогает – неужели он будет осужден?».

– Без веры добрые дела всегда в конечном итоге приносят зло и превращаются в пустой лозунг: они служат только прославлению самого человека, его тщеславие разбухает, непомерно растет гордыня. Как на детских конкурсах песни и прочего: «Ты – первый, ты лучший…», и 5-летнему человеку просто яд впрыскивают в душу. Если бы еще это дело было просто бесполезное, но оно – совершенно вредоносное. То же самое – все дела без Бога.

И Господь же знает причину безбожия того или иного человека. Все атеисты думают, что верующие такие дураки, которым какой-то дядя с бородой что-то рассказал – и они наглухо поверили. Это же совсем не так. Вера – как раз вúдение того, что невидимо. Поэтому, если человек слеп, он не видит ни загробного мира, ни участия святых в нашей жизни, не видит присутствия Господа Бога. Любой естествоиспытатель всегда поражается устройству мира. Ну а само существование математики? Это разве не говорит о Творце? А самовлюбленная глупость понуждает человека Его отрицать. Это гордость. Гордый человек – просто слепой, так какие у него могут быть добрые дела? Он может куда-то пойти, вот сейчас такое хорошее движение волонтеров – начать искать потерявшихся детей, но если он никого не найдет, а найдет кто-то другой, у него быстро интерес пропадет.

Бывает, по жизни человек действительно служит всем, кто вокруг него, всего себя отдает этому служению.

– А всегда важно: во имя чего?

Во имя добра, во имя ближнего: «Не могу смотреть, когда человек страдает…».

– Вот! Отлично. Он не может смотреть. Почему? А ему некомфортно.

Вид страдающего человека...

– Да, и он старается это устранить.

А внешне это выглядит замечательно, выглядит как доброе дело...

– Это выглядит социально приемлемо. Но тут возможны и очень серьезные ошибки. А если человек становится зрячим (ибо вера – это видение), то он может сделать в сотни раз больше.

Человек прожил жизнь без веры – и осужден Богом?

– Этого мы не знаем – нам Господь Бог не докладывает. Это абсолютно голословное утверждение. То, что я сейчас выпалил тираду, – это мой исключительно собственный, личный опыт. Конечно, я живу среди людей верующих, – но неверующие тоже время от времени попадаются, и у них все их претензии, во-первых, тривиальные, во-вторых, постоянно повторяются.

И еще. Обычно (бывает по-разному) вот эти самые атеисты глубоко красоты не чувствуют. Они могут усвоить «модно-не модно». У них не вкус, а суррогат, заменитель. А вот в глубину постичь – музыку, изобразительное искусство – они не в состоянии.

А душа верующего человека в состоянии это воспринять...

– Да: она видит невидимое.

Сокрытое в этой музыке или изображении...

– Да, конечно.

Руку Божию.

– Да. Поэтому люди так и говорили, что это – талант, дар от Бога: как можно так вот написать? Особенно когда Пушкина читаешь, Мандельштама – ну как можно найти такое слово и так сложить с двумя предыдущими, что слезы сами текут? Это абсолютно не человеческое произведение – присутствие Бога совершенно очевидно.

Вопрос телезрительницы: «Мой отчим болен – рак, уже 4-я стадия. Выписывали его домой (как я поняла, умирать, хотя это прямо сказано не было), но я все-таки настояла, чтобы его перевели в другую больницу, там ему оказали помощь, и вот немножко подлечили, он живет, но у него начались проблемы с головой – произошли нарушения».

– Понимаю – это называется интоксикация.

Наверное. И дело в том, что если раньше он и соборовался, и ходил в храм, причащался, то сейчас напрочь отказывается пригласить священника. Мама у меня тоже больна (тоже онкология), но батюшка пришел и соборовал ее, несколько раз причащал. Слава Тебе, Господи, – она теперь уже сама в храм ходит и в магазин может потихонечку недалеко сходить. А вот тут я даже не знаю, что делать. Правильно я сделала, что перевезла его в другую больницу (это было давление с моей стороны на врачей), или нет? Мучаюсь этим… Пусть бы, может быть, умер тихонечко... Сейчас он и сам мучается, и возле него все страдают.

– Проявлять излишнее насилие, свою волю, конечно, не нужно, если человек безнадежно больной… Даже существует канон, который мы читаем, чтобы Господь избавил человека от излишних предсмертных страданий, как нам кажется. И, может быть, то, что ваш сородич отказался теперь причащаться, – это его протест против того, что вы его залечили. Что происходит? Это тяжело больной раком человек (заболевание очень тяжелое, смертельное), а вы ему продлеваете муки.

Конечно, бывает, человек и от рака выздоравливает. Вот Александр Исаевич Солженицын, известный всему миру писатель, болел. И несмотря на то, что не было таких медикаментов, как сейчас, он выздоровел – Господь дал ему жизнь, чтобы он смог задуманные им произведения и создать, и обработать, и даже опубликовать. Вот так Господь устраивает. Поэтому так нажимать на врачей, конечно, неправильно (жалеть, что вы сделали, тоже не надо, но надо тоже это понимать, трезвее к этому относиться).

Батюшка, нередко человек, которого понудили к лечению, не хотел этого, а потом благодарит: «Спасибо, что вы все-таки настояли – действительно, были правы, а я не прав». Он признал свою неправоту.

– Да, бывает. А в данном случае – нет.

Так же и с Причастием. Порой человек сам не просит, но когда пригласят родственники, с радостью принимает.

– А у меня был случай: один мой знакомый пригласил к своей бабушке. Я пришел, а она говорит: «Отец Димитрий, как же вы будете меня причащать? Я – абсолютно неверующий человек. Это же кощунство». Я говорю: «Конечно, кощунство». Пошел в соседнюю комнату и стал его ругать: «Ты что делаешь-то?». Он говорит: «Я надеялся, что ты какие-то слова найдешь». Как будто от слов что-то вообще зависит. Наивно, какой-то магизм.

Но бывают ситуации, когда наше давление на человека оправданное, а иной раз наоборот.

– Дело в том, что дерево судят по плодам. В случае, который описала эта женщина, совершенно очевидно, что она немножко перестаралась (как она сама совершенно справедливо это оценивает).

Если больной сам просит: «Оставьте меня в покое»...

– ...я считаю, что нужно его оставить в покое. А если он хочет бороться, то, конечно, надо сделать все возможное.

Вопрос: «Как избавиться от дерзости и тщеславия?». Вы сегодня начали с тщеславия, которое порою движет человеком в его добрых намерениях.

– Хорошее упражнение для избавления от тщеславия – не говорить, когда тебя не спрашивают. И еще, тоже из опыта: ответ должен быть короче, чем сам вопрос.

Да, это сложновато.

– Тщеславие в основном выражается через язык. Обычно человек хочет все рассказать, ему даже неинтересно, слушают его или нет, интересно это кому-то или нет. И по 6 раз одно и то же люди говорят. Поэтому тому, кто хочет бороться с тщеславием, перво-наперво нужно обуздать свой язык.

Люди встречаются: «Расскажи, как ты живешь…».

– Если человек спрашивает, – «неплохо». А если второй, отвечая, начнет рассказывать, как он живет, это называется занудством.

Вопрос телезрительницы: «Какой путь приводит к совершенству? И каким должно быть истинное покаяние?».

– К совершенству приводит только христианский путь – настоящее христианство и есть подлинное совершенство. Все остальные совершенства по сравнению с христианством ущербны.

А истинное покаяние приносит плоды – мы дерево ценим по тому, сколько на нем плодов и каково их качество, так и покаяние должно иметь плоды доброго качества, то есть человеческая душа должна менять свое качество: из горечи, кислятины, жесткости должно появиться мягкое, сладкое, обильное и красивое.

Но многие люди считают, что у них уже все есть, – человек говорит: «Я добрый. Бываю вспыльчивым, но отходчивый. И вообще, я не жадный…».

– Ну да. «Отомщу – и забуду. Я, – говорит, – не злопамятный». Люди – это люди. Поэтому каждый отдельный случай лучше бы разобрать и посмотреть: все ли так, как нам докладывают?

Если человек видит в себе все хорошее...

– ...это неприлично: это, во-первых, заблуждение. Если человек исполнил все, что Господь повелел, он должен про себя говорить: «Я раб негодный, ибо сделал только то, что положено». А если говорит: «Я добрый, я отходчивый, я не жадный…», – это очень легко проверяется.

В таком состоянии человеку трудно принести плоды покаяния.

– Ну да, но речь в вопросе шла о покаянии подлинном.

И другая сторона: когда человек за все себя корит. Практически в унынии пребывая, что он не может достигнуть совершенства.

– А человек и не может его достигнуть. Это есть призыв Божий: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный – такая задача ставится Отцом Небесным.

Но постоянное самоукорение, приводящее человека к унынию, это же не покаяние?

– Нет-нет, это так и называется: самоукорение. Это один из приемов, но это совсем не покаяние. Разве ты не слышишь? «Покаяние», «укорение» – два совершенно разных слова.

Покаяние с самоукорения начинается?

– Необязательно. Настоящее покаяние начинается с решимости противостоять греху.

Но человек должен в себе этот грех увидеть?

– Для этого существует Исповедь, на которой он ставит себе диагноз. Священник может помочь человеку. Скажет: «А нет ли у тебя жадности?». Тот говорит: «Нет-нет» – «А, ну ладно, пойдем дальше».

«Не осуждаешь ли кого?». – «Нет, никогда».

– Сам человек себя разоблачает. «Нет ли у тебя гордости?». – «Нет. Вот чего-чего, а гордости у меня нет». Ну, поздравляю...

Вопрос телезрителя: «У меня недавно умерла мама, она умерла с покаянием, с Причастием, пособоровали мы ее… Молится ли моя мама там за меня? Я так слышал, что за себя наши усопшие молиться не могут, а вот за нас – могут. Так это или не так и чем это подтверждается в Священном Писании?».

– Я надеюсь, что ваша мама за вас молится.

Вопрос: «Апостол Павел призывает нас все делать во славу Божию, а как понять в обычных повседневных делах – во славу Божию они или нет?».

– Это дается только через опыт. Если мы ощущаем (для чего тоже нужна некоторая опытность) благодать, которая прибывает, значит, это произошло – только по благодати можно это оценить.

Но ощущение благодати Божией не будет ли спутано человеком, например, с тщеславной радостью?

– Вот я и говорю – при известной опытности. Человек без духовного опыта, конечно, не может это определить. Все начинающие люди обычно находятся в прелести в той или иной степени.

Начинающим всегда очень все радостно.

– Нет, «очень радостно» – это призывающая благодать Божия, это настоящая благодать; но потом она прекращается, и нужно уже себя нудить.

Одна женщина говорила: когда я пришла в Церковь, у меня самая большая радость была от молитвы, а потом она ушла – и теперь я, говорит, с большим трудом себя понуждаю, и того состояния уже нет.

– Пока нет. Но если не отложить молитву, то будет. Даже от краткой молитвы. Будет обязательно!

Вопрос телезрительницы Галины из Санкт-Петербурга: «Когда священник делает земной поклон перед престолом и при словах „И молим Ти ся” и „Святая святым”, должны ли мы в храме делать тоже поклон? Потому что Алексей Ильич Осипов (я слушала его лекции) сказал: „Что вы стоите как свечечки? Тоже должны кланяться!”. И я теперь в замешательстве. Спрашивала, но мне говорят: нет, не надо».

– Это разные храмы. В некотором храме человек может легко делать земной поклон, а вот в нашем, например, если в воскресенье, в праздник, – это невозможно физически. Поэтому делаем только легкий поклон головы.

Но если пространство позволяет...

– Да на здоровье!

Некоторые люди считают, что сделать поклон в определенный момент службы или какого-то праздника – это уже серьезный грех.

– На здоровье. Если они знают арифметику – пусть считают.

Разные мнения приводят человека в замешательство – один батюшка говорит: «Ни в коем случае!», а другой говорит: «А в этом нет греха».

– В земном поклоне не может быть греха. Допустим, во время Литургии и на антифонах мысленно прочел «Отче наш», и после того как тропари праздничные пропели, еще раз прочел, и третий раз прочел, когда уже и полагается. И вот три раза… Это что – грех «Отче наш» читать? Если про себя. Если, конечно, мешаешь хору, то это грешно.

Больше всего у людей вопросов о Пасхальной неделе: и как поститься, и можно ли кланяться, и земной поклон… «А я Псалтирь привык читать, а на Пасхальной неделе Псалтирь не читают». И вот у людей такие вопросы.

– В келье можно делать все что угодно. Приди домой и почитай Псалтирь всласть. Потом спой «Христос Воскресе!». Потом – Пасхальный канон. Кто тебе запретит?

Запрещают некие церковные правила, которым учат народ священники.

– Человек же находится дома – до-ма!

Дома ты сам себе хозяин.

– Да. Сам себе хозяин, сам себе священник.

Открыл книжечку...

–... и почитал во славу Божию. Тем более надо помнить такие простые вещи: было время у нас в Православной Церкви, когда никаких молитвословов не было, кроме вот этой самой Псалтири. Ее читали и постом, и на Пасху: не было никаких Пасхальных канонов – еще никто их не сочинил.

Все богослужение состояло из пения...

– ...из пения псалмов.

Вопрос телезрительницы: «Внуку 4 годика, ему поставили диагноз: эпилепсия. Скажите, пожалуйста, что это за болезнь? Как ее лечить? Медицински, духовно?».

– Надо и духовно, и медицински лечить. В мозгу происходят некие процессы, о которых мы сейчас говорить не будем, они вызывают припадок, по-старинному – «падучую болезнь»: человек падает, источает пену и ничего не помнит, что с ним происходило. Он может упасть и очень больно удариться. Поэтому существуют определенные правила обращения с человеком, который болен падучей болезнью (или – по-научному – эпилепсией). Вас врачи всему научат. Духовная часть: нужно мальчика чаще причащать.

То есть в 4-летнем возрасте только Причастие? А если человек уже взрослый?

– Сейчас медикаментозное лечение хорошо проводится, и известно, что человек может жить долгие годы без припадков. Но это в зависимости от того, как глубоко это заболевание его коснулось.

А взрослому человеку какие духовные упражнения можно порекомендовать?

– Те же, что и при всех духовных болезнях. Главное – регулярное, постоянное и частое причащение Святых Христовых Таин. И когда причастился – глубоко в сердце помолиться: поблагодарить Бога, что сподобил на это, попросить об исцелении или облегчении болезни. И обязательно – с покаянием.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс