Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (994) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 124 и 125

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 124 и 125

№1 (994) / 5 января ‘19

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018

– Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 124-м и 125-м псалмах. Мы объединяем их не только по краткости, но и по связи глубочайшего смысла, который хочет нам передать псалмопевец Давид. Мы уже говорили, все они называются песнь степеней. Итак, 124-й псалом имеет предписание: песнь степеней, 124. Степени (Ступени) ведут человека к Богу: каждая – это некая добродетель, о которой мы должны всегда помнить в нашей жизни, ведь это ориентир, от которого мы не должны отходить. Если мы будем подниматься по каждой ступени добродетельной жизни, для нас откроется вечная жизнь: всякий человек ради жизни трудится, лечится – и ради жизни вечной духовно трудится и старается вылечить свою душу от грехов и пороков, к которым вольно или невольно приобщается в жизни.

Шестая ступень – надежда на Бога. И начинается псалом такими словами: «Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме». Тот, кто уповает на Господа, не будет никогда переживать сильных испытаний. Не подвижится – останется на одном месте, значит он имеет твердое основание, построил дом своей христианской жизни на твердом, основательном фундаменте: ни землетрясение, ни наводнение, ни сильный ветер не смогут сломить его – он находится на твердом основании. Как Святая гора Сион: она стоит не только на твердости самой каменной породы, гору невозможно снести, невозможно переставить. Сколько бы ни трудился враг рода человеческого, он никогда не будет победителем над тем, что заложено не только в этой твердой породе, но именно в названии – град Иерусалим, или Сион. Сион – гора Святая: он связан с Господом, как Иерусалим связан с исполнением заповедей Божиих. И тот, кто строит свою жизнь на этом твердом основании, будет непоколебим, так как он надеется на Господа. Не подвижится в век живый во Иерусалиме. Кто не подвижится вовек, который живет в Иерусалиме? Тот, кто жизнь свою строит на основании заповедей и закона Божия – тот человек и не подвижится.

Мы знаем, что живущие в Иерусалиме не раз уводились в плен. Здесь, конечно, мы не можем говорить о земном Иерусалиме, мы можем говорить об Иерусалиме Небесном. Кто вселяется в Иерусалим Небесный, не подвижится вовек – он сохранен будет и Самим Господом, и внутренним устройством своей жизни, стремлением к духовному совершенству, к которому он призван не только здесь, на земле, но и в вечности. Человек, который устраивает жизнь свою согласно заповедей Божиих, также не подвижится вовек. Хотя мы знаем, что некоторые были пленены, уводились в плен, но по твердости в вере своей и стремлению исполнить заповеди Божии, все равно оставались неподвижными: ничто их не могло ни сломить, ни увести от Господа.

«Горы окрест eго, и Господь окрест людей Своих отныне и до века». Как горы окружали Иерусалим, защищая его, и Господь защищал его, так в духовном отношении горами называются ангелы Божии, окружающие этот город, и Господь вместе с ним. Почему окружают – мы дальше поймем. Потому что Иерусалим – особый град. Почему? Псалмопевец нам скажет об этом.

«Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих». Удивительные слова! Почему Иерусалим сохраняется? Почему Господь с ним? Это жребий Господа, тот народ, который сохраняет истинное богопочитание; Господь избрал этот народ и этот град, чтобы поставить там святой Божественный храм, где будет истинное богопочитание и приношение жертв за людские грехи и неведение. Вот почему Господь сохраняет этот град: Не оставит Господь жезла грешных – Он не даст жезла (силы, власти) тем царям, которые стремятся разорить город и не дать возможность евреям, когда они вернулись из Вавилонского плена, восстановить Иерусалим. Господь не позволит этого, ибо это жезл Его, это удел Его. «Яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих» – здесь очень глубокий смысл: Господь никогда не позволит испытать искушения, которые могли бы сломать праведного человека и, видя беззакония и грехи, он бы соблазнился ими, переходя от праведной жизни к греховной. Праведный – устоявшийся в правде, в исполнении заповедей Божиих, в исполнении Закона Божия – будет стремиться всячески противостоять всем испытаниям, грехам и соблазнам и в итоге, конечно, победит их.

«Ублажи, Господи, благия и правыя сердцем» – пошли благо, благодать и в том числе земного утешения, тем, Господи, кто благ и прав сердцем; казалось бы, одно и то же, но святые отцы очень хорошо поделили: благие – это те, которые были грешными, но исправили свою жизнь, встали на путь праведной жизни, а правые – это праведные, те, которые всю свою жизнь жили в стремлении исполнить Закон Божий, исполняли правду Божию. Пророк просит, чтобы Господь послал им благо. Для нас очень важно, что не только тот, кто в жизни своей всегда жил праведно, имеет надежду на милосердие Божие и на благословение в этой жизни, но и того, кто оступился в своей жизни, но нашел возможность принести покаяние, исправить свою жизнь, Господь тоже благословляет.

«Уклоняющыяся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие» – очень глубокие слова о тех, кто живет во грехе, не хочет исправляться, кто живет с теми страстями, что напитали его сердце, о таких говорит Псалмопевец: накажи их Господи, чтобы не были они соблазном в этой жизни.

И заканчивается псалом, я бы сказал – глубочайшими, словами: «Мир на Израиля» – словами молитвы, чтобы Господь благословил миром Израиль. Нет ничего больше мира. Мы знаем, что часть церковных молитв посвящены миру. Если мы говорим о нем, то здесь и внутренний мир – некая гармония души и тела, гармония между человеком и Богом и, конечно, гармония и мир во всем мире. В мирное время человек может созидать: и духовно трудиться, и телесно трудиться, развиваться. Он возделывает землю – это одна из заповедей Божиих: мы не можем презирать землю, мы должны трудиться, должны и древо посадить, и детей родить, и дом построить – все это благословение Божие, ведь Господь дал нам эту землю: обладайте ею и возделывайте ее – это необходимость человеческой жизни. Но мирное время дает возможность и духовную жизнь созидать – духовно возвышаться, совершенствоваться, достигать духовных высот: ничто не может выбить тебя из состояния постоянного общения с Богом. За мирное время надо всегда Господа благодарить. И хотя Израиль спасся пленением своим, ибо принес покаяние, ушел от идолопоклонства, понял ценность Иерусалима и храма Иерусалимского – это, конечно, очень высоко, но все же мирное время выше, ведь оно дает возможность человеку всячески развиваться. Поэтому и заканчивается псалом молитвой: «Мир на Израиля». Мир на весь народ христианский.

Псалом 125-й тоже имеет преднаписание: песнь степеней. Седьмая ступень: веселие о Боге. Казалось бы, что за добродетель, что за ступень – веселие о Боге? Апостол Павел призывает христиан: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Веселиться о Господе может человек, который хорошо осознает свой духовный путь, понимает, что испытания даются не к погибели, а к исправлению, а оно ведет человека ко спасению.

«Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешении». Когда израильтяне вернулись из Вавилонского пленения, уста их исполнились веселия и радости – естественно, они испытали глубочайшую радость, так как ступили на землю избранную. Мы раньше с вами говорили, что они увидели славный Иерусалим – славный не потому, что он был большим городом, обнесенным стеною, а потому, что там был храм Иерусалимский и они смогли вступить во двор Господа Бога своего: им невозможно было не радоваться, не веселиться. Веселились те, кто понимал ценность своего духовного восхождения, ценность самого главного и основного в жизни – храма Господня. Не все сразу пошли из Вавилонского пленения, были и те, кого устраивала жизнь в Вавилоне, они уже имели свои дома, имели свое хозяйство, они обогатились и не хотели идти. А пошли с радостью и веселием только те, кто искал духовного единения с Господом, хотел послужить Ему через созидание храма Иерусалимского. Для них веселие составляло труд, который скоро их наполнит не только тяжестью, но и великой радостью по созиданию храма Иерусалимского.

«Тогда исполнишася радости уста наша и язык наш веселия; тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними». Действительно, исполнились уста их радости и язык веселия. Что сказали другие народы? «Смотрите, это не бывало, чтобы кто-то совершенно добровольно вернулся из Вавилонского пленения, чтобы кто-то без войны, без военных действий освободил их, – это действительно чудо!». Все другие народы говорили именно о чуде, они говорили: возвеличил есть Господь сотворити с ними – «это возвеличил их Господь, Он поднял их; это мог сделать только их Бог», потому что такого чуда не было на земле.

И в нашей жизни бывает много радостного, чудесного, когда Господь с нами – помогает нам, выводит нас из тяжелейших ситуаций. Как их Господь возвратил? Такого не может быть в природе: они согрешили, Господь отправил их в Вавилонский плен, они там должны остаться до конца, а Господь их вновь возвращает на свое место, вновь возвращает Свой храм, и они его созидают. Как такое возможно? Но Господь и наказывает, конечно, тех, которые не понимают, в чем же заключается воля Божия. А она заключается в глубине милосердия Божия и в подвиге покаяния, который совершили иудеи, пока были в пленении.

«Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся». Святые отцы говорят, что не случайно здесь повторение, а чтобы показать великую радость самих иудеев. Конечно, великая радость, благодарность Богу, что Господь их так возвеличил и дал им возможность вернуться на свою землю и достроить Иерусалимский храм.

«Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом». В веселии своем они добрались до Иерусалима, они видят, что Господь защитил их – они дошли из Вавилона до Иерусалимского храма целыми, никто не повредил их; и здесь было нападение, и Господь помог им отразить его. В радости и веселии они не забывают и тех, которые еще остались в Вавилоне (святые отцы говорят нам, что частями возвращались евреи из Вавилонского пленения) – они молятся и о тех, кто еще не смог вернуться: чтобы Господь их вернул в Иерусалим. Святые отцы говорят, что югом здесь называется Иерусалим, а Вавилон – севером. И они молятся, чтобы Господь вернул их именно в Иерусалим: как вода быстрым потоком течет, когда наступает теплое время, чтобы и они так же быстрым потоком вернулись из Вавилонского плена.

«Сеющии слезами, радостию пожнут» – здесь как раз говорится о великом милосердии Божием и работе, которую провели израильтяне каждый внутри самого себя. Они со слезами шли, но слезы Господь превратил в радость, ибо слезы родили в них покаяние: анализ своей жизни, исправление, уход от идолопоклонства. Они оросили свою жизнь слезами. Как для того чтобы получить урожай, земля орошается потоками дождями, так здесь слезами была орошена духовная жизнь – и дала плод, и они с радостью пожинают плоды своих духовных трудов. Святые отцы говорят, насколько важен был плен для исправления народа, чтобы он оценил, насколько велика милость Божия, через истинное богопочитание, данное Господом этому народу.

«Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя». Когда сеятель сеет, он очень много трудится, мечет семена свои и думает, когда же будет урожай. Но когда урожай вырастает, то он с радостью собирает: видно результаты трудов, посвященных Господу. Мы говорим, что не видно этих трудов: ты сеешь, ты трудишься, а когда вырастет хлеб? Но ты уже думаешь не что трудишься, но что соберешь хлеб – необходимую пищу, которая будет питать тебя. Глубина в этом псалме раскрывается именно так.

Мы можем говорить о праведности, о грехах, но можем и о скорбях, что испытывает человек: нет никого, кто не испытывал бы скорбей. Мы с вами не раз говорили, зачем нужны были скорби преподобному Серафиму Саровскому, преподобному Сергию Радонежскому, которого монастырская братия изгоняла из обители, преподобной Евфросинии Московской, святителю Николаю… Казалось бы, они жили в святости и праведности. Но нет человека, который не испытывает в этой жизни скорбей, печалей и трудностей – они нужны, чтобы человек посеял слезами: поднялся за счет этих скорбей, провел анализ собственной жизни и сделал определенные шаги к Господу.

Скорби приближают человека к Богу – это те труды, которые несет человек, и потом уже, в конце жизни, смотрит: не будь печалей и скорбей, не было бы и радости, и внутреннего духовного удовлетворения от жизни.

Тоже удивительный псалом – небольшой, но очень глубокий. Он говорит о Промысле Божием о каждом из нас: Господь Своим Промыслом дает нам все необходимое, чтобы мы изменились, мы приблизились к Нему, – а Он никого никогда не оставит, Он возвратит и из плена нашего яко потоки югом. В нашей духовной жизни мы молимся, чтобы Господь возвратил нас из плена, в котором мы бываем, – это грехи и страсти. Святые отцы говорят, что бывает четыре понимания плена: плен как пленение собственного ума для добродетели – это хорошее, великое пленение. Бывает страстное пленение – женщинами; человек часто не может вырваться из него, и о таких людях надо молиться. Бывает чувственное пленение. А бывает умственное пленение, когда человек исполняется всякими страстями. Говорят, что умственное пленение – самое страшное: человек, пребывающий в этих страстях, не может вырваться – страсть начинает им управлять, и он достигает этих страстей даже путем каких-то очень сильных греховных насильственных действий.

Поэтому духовная жизнь человека тоже связана с пленением, и говоря о Вавилонском пленении израильтян, то мы, конечно, никогда не должны забывать о пленении духовном, в которое часто сами впадаем. И здесь должна проходить определенная работа, и она не может быть без слез: бывают скорби, которые буквально застают нас врасплох – и слезы текут потоками из глаз наших. Но затем наступает работа над собой, анализ – и мы понимаем, что никто не виноват: мы сами виноваты в том, что происходит с нами. И тогда начинается духовная работа – ты понимаешь, почему это произошло, и начинаешь борьбу, призывая Господа на помощь. И после этого начинаешь пожинать с радостью: ведь Господь никогда не оставит того, кто всей душой и всем сердцем стремится к Нему, исправляя свою жизнь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс