Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (993) → Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

№48 (993) / 17 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Продолжение. Начало в №№ 21 (870) – 36 (885), 44 (893) – 45 (894) 2016, 5 (902), 17 (914), 23 (920) – 25 (922), 31 (928), 33 (930), 39 (936) 2017 г. 3 (948), 22 (967), 23 (968), 32 (977), 40 (985) 2018 г.

Батюшка, спасибо большое за то, что Вы не забываете телеканал «Союз», наших зрителей, которые ждут продолжения разговора о Божественной литургии...

– ...которая совершается каждый день.

Как мне помнится, мы закончили предыдущую нашу беседу возгласом: «Святая святым» – Святые Дары (Тело и Кровь Господни) преподаются святым людям, очищенным от греха. В прошлой беседе я упоминал, как мы можем быть святыми. Любая святость человеческая является как бы грязным рубищем в очах Господа – тем не менее, святость может быть в нас. Пусть она живет в нас короткое время, но она есть и может быть в нашей душе тогда, когда мы откровенно исповедовались священнику во всех тех грехах и страстях, которыми обременены, и получили разрешительную молитву. Причем я хочу еще раз акцентировать: священник не своею властью прощает и разрешает грехи – он читает молитву: «...властию Его (то есть Господа), данною мне свыше, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих»; Сам Господь через священника прощает и разрешает от грехов. Каждая душа человеческая после Исповеди ощущает некую легкость, освобождение от тех грехов, которые, как гири, до Исповеди висят на нашей душе.

«Святая святым» – и хор поет: «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Свят только Господь, а мы можем быть подражателями святости, но, будучи людьми, мы никогда не станем святыми в полном смысле этого слова; святость – понятие относительное: безусловно, о людях праведной и святой жизни мы говорим «это человек святой жизни, это праведник», но и эти праведники отягчены какими-то грехами – не такими, как мы, но отягчены. Иногда и они раздражаются, я видел (может быть, это раздражение носило более бесстрастный характер, чем, допустим, у меня или у других людей, но все равно я помню, что старец, чудотворец, молитвенник, прозорливец с раздражением отвечал какой-то посетительнице на ее неуместный вопрос). Так что свят только один Господь. И мы повторяем вместе с хором, что только один Господь Свят.

После этого возгласа Тело Христово, Агнец, дробится на 4 части, и одна из частей (где написано «Иисус») погружается в Кровь Господню, другой частью Тела Господня, где написано «Христос», причащаются священнослужители в алтаре; хотя все равно, какой частью можно причащаться, но традиционно происходит таким образом.

Диакон после «Святая святым» говорит замечательные слова: «Раздроби, владыко, святый хлеб». Священник, разрывая Агнец на 4 части, говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освещаяй» – видите, какие замечательные слова произносятся священником!

Как жаль, что мы этого не видим – иногда очень хочется проникнуть в алтарь и увидеть, что же там происходит.

– Когда мы с вами снова будем повторять цикл этих передач, нужно будет обязательно снять, что происходит во время Божественной литургии. Когда священник раздробляет и погружает в Кровь Господню частицу со словами «Иисус», он говорит: «Исполнение Духа Святаго» – то есть и Кровь, и Тело насыщены (я очень примитивно, конечно, говорю) преизобильно полнотой Духа Святого. Этот возглас говорит, что в этом таинстве участвует вся Пресвятая Троица: и Господь Иисус Христос, Который ради нас распинается каждый день во время Божественной литургии, и Бог Отец, пославший Своего Сына на страдания, чтобы Он искупил первородный грех человеческий, и Дух Святой, благодатью Которого животворятся эти Таины и благодатью Которого хлеб становится Телом Господним, а вино Кровью Господней.

Погружается частица, и потом в Чашу вливается теплота: во-первых, Кровь, безусловно, имеет не низкую температуру. С другой стороны, это говорит нам, что человек состоит (как и тело Иисуса состояло) не только из крови, но и из воды тоже. После того как дробятся 4 части, одна из частей становится меньше – верхняя часть Агнца со словом «Иисус», как я уже сказал, погружается в Кровь Господню. Дробится в первую очередь та часть, где написано «Христос», которая преподносится всем священнослужителям, причащающимся в алтаре. Я счастлив, что имею возможность, когда бываю на Божественной литургии, причащаться Святых Христовых Таин; все священники, служащие у нас, тоже стараются всегда, даже если не служат Божественную литургию, но бывают на ней, обязательно причаститься Святых Христовых Таин. Причащаемся Святых Христовых Таин. И читается молитва, которую слышат все верующие люди перед Причастием, когда священник выходит с Чашей (Телом и Кровью Господними) причащать народ Божий. Это молитва святителя Иоанна Златоуста. Замечательная, очень глубокая молитва по своему содержанию. Я хочу ее повторить.

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти...» – в нескольких словах говорится о сути подвига Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который пришел спасти мир, искупить первородный грех человеческий. И не только: Он сказал, что Он есть путь, истина и жизнь и что только через Него мы можем стяжать Царствие Божие.

«...от них же первый есмь аз» – каждый человек должен смотреть на себя, а не на другого, страстного, ведущего, может быть, не совсем христианский образ жизни, и не осуждать того, кого видит в грехах. Вообще, мы можем понять и увидеть только частично грех человеческий. Поэтому Господь Иисус Христос и говорит: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в своем не видишь?» – мы можем увидеть какие-то страсти человеческие как бы в раздробленном, так скажем, виде, частично, а полноту страстей, которыми человек обладает, мы не можем познать, мы можем только в себе ее увидеть. И каждый внимательный человек, ведущий внимательный образ жизни, погружая свои очи внутрь своей души, видит, насколько он греховен. Это как раз осознание – «от них же первый есмь аз»: я первый грешник. Если это связано не с оголтелым самоуничижением, а с видением того, что происходит в нашей жизни, то мы должны преисполняться этими чувствами: я самый грешный человек. А когда я буду говорить и свидетельствовать о себе, что я самый грешный человек, тогда, безусловно, не буду уже обращать внимания ни на кого – я буду озабочен только тем, как бы мне избавиться от страстей. Только с помощью Божией, только с молитвенным обращением к Нему...

Воля человеческая настолько слаба, что не может преодолеть многие страсти в человеке. Мы иногда говорим «о, этот человек обладает силой воли!», а смотришь, он курит – и не может бросить курить, пьет – и не может оторваться от пьянства, блудит – и не может оторваться от блуда (это самая острая страсть, в человеческом теле и в человеческой жизни присутствующая). И многое другое. А в себе мы можем этот грех во всей полноте познать.

Батюшка, я хотела бы задать вопрос одного из наших телезрителей. Он написал, что в их храме священник выносит Чашу, но не читает молитву, о которой мы с вами как раз сейчас говорим, – и наш зритель не понимает, почему, и просит объяснить, как к этому относиться. Еще он пишет, что священник всех благословляет перед Причастием поститься 7 дней: они и в среду постятся, и в пятницу, но 7 дней – это как-то тяжеловато...

– Во-первых, этого священника нужно было бы спросить, а он постится 7 дней? Он круглый год в посте?.. Как-то в одном из храмов в Абхазии я увидел, как некий священник разделил людей на праздник на правых и на левых. Я спросил, кто слева. «Это те, кто не будет причащаться». Я спросил: «А что, они что-то серьезное совершили? Нарушили какую-то заповедь?» – «Нет, они не постились 3 дня». Тогда я спрашиваю этого священника: «Батюшка, а как часто вы совершаете богослужение в храме?». Он мне перечисляет дни (предположим, вторник, четверг, суббота). Я говорю: «Так вы все время в посте?». Он говорит: «Почему?». Я не стал говорить, почему. Было ясно, что этот священник накладывал на людей бремена неудобоносимые.

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) перед Причастием советовал поститься 3 дня и говорил, какие: среда, пятница, четверг исключается. Если Причастие в воскресенье, а пост 3 дня, то получается и в четверг пост – 4 дня поста (по-строгому). Он говорил, что четверг исключается из поста, в субботу мясное не едим, едим только молочное и яйца, а с 6-ти часов вечера постимся: вкушаем постную пищу. Это совершенно другое – вот взгляд, можно сказать, человека святого, старца, водимого Духом Святым.

Вот такие строгие священники. Конечно, это, может быть, и уважаемый священник, который предлагает поститься 7 дней в неделю. Я не хочу его осуждать – это его дело, но это бремена неудобоносимые, это практически, можно сказать, отлучать человека от Причастия.

Телезритель и пишет, что в результате они просто не причащаются.

– Мы, православные христиане, и так больше полугода постимся, в посте проводим. А здесь еще на нас накладывают такие бремена. И совсем непонятно, почему священник не читает эту дивную молитву святителя Иоанна Златоуста, которая должна преподаваться всем – это Устав Церкви, который может отменить только Вселенский Собор: даже сама Поместная Церковь может предложить, но законодательно отменить эту молитву и она не имеет силы и права. Отец Иоанн (Крестьянкин) очень трепетно относился к этой молитве. Это особая молитва, которую обязательно должны все мы слышать перед принятием Святых Христовых Таин. Возвращаемся к ней: мы начали ее разбирать.

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос (то есть Спаситель, Помазанник) Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия самая есть Честная Кровь Твоя…» То есть не хлеб и вино, а Тело и Кровь Господни. Я думаю, что душа каждого человека должна испытывать в этот момент священный трепет (к сожалению, держа Чашу в руке и читая эту молитву, мы (в первую очередь я) этого священного трепета часто не испытываем): ведь мы Тело и Кровь Господа держим в Чаше, как мать или отец держат младенца своего на руках. Когда они держат младенца, они трепещут рядом с этим младенцем, боясь его уронить, испытывая те особые чувства, которые мы должны бы испытывать к Телу и Крови Господним.

«Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением...» Грехи есть ведомые и неведомые нам. Вроде бы ты не делаешь ничего плохого, а по воле Божией не поступаешь. Допустим (я образно сейчас говорю), выходишь на улицу и думаешь пойти в какое-то место: можно повернуть налево, можно – направо. Допустим, налево – это не по воле Божией, а направо – по воле Божией. И идешь налево – не по воле Божией. Вот это неведомый грех. Можно много перечислить неведомых грехов, которые мы совершаем, увидеть неведомых грехов, которые мы совершаем. А ведомые – это те грехи, которые противоречат заповедям Божиим, нарушают их.

«И сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную». Что значит «неосужденно причаститься пречистых Твоих Таинств»? Неосужденно – когда мы, исповедуя грехи, стараемся их больше не повторять и намерены не повторять. А в суд мы можем причащаться, когда я думаю, что после Причастия пойду и совершу то же, что я принес на Исповедь, и буду совершать то же, что я исповедовал перед священником – это Причастие в осуждение. В осуждение – и тогда, когда человек, причащаясь Тела и Крови Господней, причащается как бы хлеба и вина, не веря, что это Кровь и Тело Господни. Когда не верим в Его животворящую силу, в то, что когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, в нас входит Христос Господь, и мы оказываемся в Господе, ведь ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Kровь пребывает во Мне, и Я в нем. Смотрите, какое потрясающее соитие, сорастворение причащающегося человека с Богом, со Христом! Когда вдумываешься в эти слова, конечно, преисполняешься действительно священным трепетом.

«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий...» Что это такое? Мы вспоминаем последнюю Вечерю Господа Иисуса Христа в Сионской горнице. Тайная – это когда Господь Иисус Христос совершил Своими Божественными руками это таинство и преподнес Своим ученикам: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов и пейте из нея все; ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Он был первым Совершителем Божественной литургии и установил ее совершение: «Сие творите в Мое воспоминание». «Днесь» – это «сегодня», ведь эта Вечеря совершается за каждой Божественной литургией.

«...причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Почему Иуда здесь вспоминается? Он тоже был первым причастником Святых Христовых Таин – среди 12 учеников он тоже причастился Тела и Крови Господней и сразу же после этого пошел и предал Господа Иисуса Христа.

Вот это есть в суд и во осуждение.

– Конечно. Это какое предательство! Вообще, я ни в коем случае не осуждаю. Я себя осуждаю, грешащего человека, который своими грехами все время распинает Господа Иисуса Христа. Мы Его распинаем все время своими грехами и отказываемся от Него, совершая грехи: «Ты не наш. Ты не Господь. Я Тебя не люблю».

«Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите», – говорит Господь Иисус Христос. И нам нужно быть не как Иуда, а как разбойник, исповедавший, вися на кресте, Христа Богом: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Он страдает на Кресте, как Человек, и вдруг – «Господи...»

– Мы можем себе представить, что такое разбойник: это человек, который убивал, грабил, насиловал, может быть, других людей. И он увидел, осознал... Мы должны видеть в себе грехи, как разбойник на кресте, который даже не посмел попросить Господа, чтобы Он его простил, уж не говоря о Царствии Божием. Он только говорит: «Помяни меня, Господи». Не «прости», не «введи», а только: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

«Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела». Мы уже ранее пояснили, когда мы причащаемся в суд себе и во осуждение. Не в суд – когда, повторюсь, мы имеем намерение стать истинными христианами и отогнать от себя страсти и грехи, соприсутствующие в нашей жизни и сопутствующие ей.

«Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит» – с этими словами священник целует Чашу, в которой Кровь и Тело Господне; очевидцы свидетельствуют, что отец Иоанн Кронштадтский целовал Чашу, обнимал Чашу, преисполнялся восторгом при каждом прикосновении к этой Чаше, лобызал ее, и долгое время не мог оторваться от Чаши. Вот истинное восприятие этого таинства и тот священный трепет, который должен испытывать каждый христианин, так же, как и отец Иоанн Кронштадтский.

Потом причащаются в алтаре священнослужители, диаконы. Вообще, была такая традиция (сейчас она потеряна; я не могу сказать, хорошо это или плохо – не знаю): обычно во время причащения священнослужителей в алтаре все алтарники, все помогающие службе выходили из алтаря – оставались только одни священнослужители и причащались. Я никогда не размышлял об этой практике и духовного значения я не совсем понимаю. Но сейчас у нас не так: алтарники присутствуют, даже миряне, которые приходят в алтаре стоять в силу каких-то своих причин, видят таинство, совершающееся на их глазах.

И священники причащаются при всех даже тех мирянах, любящих Божественную литургию, которые в силу каких-то обстоятельств причащаются внутри алтаря, с помощниками своими. И после причащения Святых Христовых Таин произносится благодарственная молитва. Она читается обычно диаконом (если он есть в служении), если нет диакона – то священником.

«Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Благодетелю душ наших (благодеяние совершил Господь Иисус Христос), яко и в настоящий день сподобил еси нас небесных Твоих и безсмертных Таинств (то есть и на Небе, видно, это таинство совершается). Исправи наш путь, утверди ны во страсе Твоем вся, соблюди наш живот (то есть жизнь), утверди наша стопы, молитвами и моленьми Славныя Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых Твоих». Какие стопы? Ноги. В чем утверди? В исполнении заповедей Божиих и в пути, и истине, и жизни – то есть ко Христу.

«Аз есмь путь и истина и жизнь».

– Да. Потом читается молитва, которая поется на всенощном богослужении в воскресный день «Воскресение Христово видевше». К этой молитве мы обязательно вернемся.

Надеемся на скорую встречу с Вами и с нашими зрителями, которые всегда с нетерпением ждут программу и всегда неизменно благодарят и говорят, что для них это очень серьезно – многим наша программа помогла осмыслить Божественную литургию совершенно иначе! Спасибо Вам и спасибо телеканалу «Союз».

– Всем благословение Божие, храни вас всех Господь!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi117;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi118

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс