Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (992) → Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Православная аскетика: покаяние

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Православная аскетика: покаяние

№47 (992) / 10 декабря ‘18

Архипастырь

Об основных положениях православной аскетики мы продолжаем разговор с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном.

Христианская нравственная жизнь человека невозможна без покаяния. Святые отцы считали его первым и основным аскетическим средством. Владыка, почему духовная жизнь начинается именно с покаяния?

– Мы всё берем из Евангелия. Благая Весть донесла до нас, что в своей проповеди Иоанн Предтеча, который был предшественником Господа нашего Иисуса Христа, говорил о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» – и крестил всех приходивших к нему людей в водах Иордана. И Спаситель, когда вышел на Свое общественное служение, на проповедь, тоже начал говорить о покаянии: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное».

Покаяние – это условие вхождения в новую, духовную жизнь, поэтому мы должны воспринимать покаяние как осознание греховности своей жизни, отступление от Закона Божиего и от заповедей, нам данных, – десяти заповедей Ветхого завета, девяти заповедей Нового Завета.

Я видел несколько чинопоследований Исповеди. По-разному можно построить Исповедь, когда человек приходит к священнику, – можно по ветхозаветным заповедям, по новозаветным заповедям и по другим показателям человеческой души. Но мы обычно используем Исповедь, которая составлена в Троице-Сергиевой лавре, и у нас в епархии все священники по этой Исповеди опрашивают прихожан. Мы, конечно, можем увидеть Исповедь у наших древних отцов, допустим, у святителя Василия Великого. Эта Исповедь как бы юридическая, и в ней все так же, как в судебной системе: человек совершил какое-то преступление – есть Уголовный кодекс, и там написано, какой срок или какое наказание человек должен получить за то или иное преступление.

В духовной жизни так же – есть такая Исповедь, как бы юридическая: совершил человек нетяжкий грех, нетяжкое преступление, он получает какое-то наказание – епитимью. Допустим, поклоны, или прочитать такие-то молитвы, или сделать такие-то добрые дела. Если совершил тяжкое преступление, то человек отлучается от Причастия на какое-то время. А бывают такие грехи, за которые человек даже отлучается от Церкви. Например, священники за тяжкие нравственные преступления могут быть извергнуты из сана. И мы знаем, что некоторых людей в Церкви даже предают анафеме за особо тяжкие преступления перед всей Церковью.

Мы также знаем старческую Исповедь. Она была еще в Византийской империи, когда старцы исповедовали народ, и эта Исповедь уже была «беседная». Старцы не спрашивали, каким грехом болен человек, они сами знали, что в человеке, и обличали этого человека. Конкретно в беседе они говорили ему о его грехах, приводили его к покаянию и прощали ему. Эта Исповедь, можно сказать, более тяжелая, но в то же время человеку легче было исповедаться, потому что Исповедь – это правильный самоанализ духовной жизни.

Мы знаем, что в первых христианских общинах Исповедь была открытая. Если человек согрешал, то он приходил на молитвенное собрание и должен был открыто, перед всей общиной раскаяться в том или ином грехе, который он или раньше совершал, допустим, до Крещения, или совершал уже после Крещения и вхождения в Церковь. Это тоже очень трудный вид Исповеди, когда перед всеми надо сказать о своих грехах.

К сожалению, многие люди на Исповеди скрывают свои грехи, потому что даже перед священником очень трудно признаться в грехах постыдных. И, имея репутацию порядочного человека, человеку трудно открыть вот эту тайну своей жизни. Обычно священники всегда говорят: «Если тебе стыдно, то лучше постыдиться здесь, перед священником, несколько минут, чем потом веки вечные находиться в аду вместе с сатаной и бесами».

Поэтому Исповедь – это не то, что мы должны только перед священником покаяться. Перед священником мы уже делаем это как бы в обязательном порядке перед принятием Святых Христовых Таин или когда чувствуем, что на душе накопилась греховная пыль, тяжесть какая-то. Конечно, исповедоваться надо как можно чаще.

Но, опять же, мы говорим, что вся аскетика, вся духовная жизнь должна регламентироваться вашим духовным отцом. Он должен замечать, насколько вы воцерковленный человек, и в связи с этим назначать вам количество исповедей в год. Но, кроме этого, мы должны каяться и постоянно. Когда человек читает молитвы, обязательно в молитвах есть строчка о покаянии, где мы осознаем свой грех и просим у Господа простить нас, просим благословить нас Своим небесным благословением.

Особое благодатное время для покаяния – посты. Когда мы молимся утром и вечером дома, мы должны у Господа попросить прощения за наши немощи, за наши отступления от Закона Божиего. Это очень важно – чтобы человек осознал, что он грешник, потому что первая заповедь блаженств – «Блаженны нищие духом».

Мы должны осознать, что не имеем Духа Святого. И мы постоянно осознаем себя людьми грешными, отступившими от Бога, нуждающимися в милости Божией. И даже в молитве «Отче наш», которую мы читаем всегда перед приемом пищи, мы говорим: «Остави нам долги наша (грехи наши)». Но какое там условие? Мы должны прощать тем людям, которые нас чем-то обидели.

Так что, прежде чем начинать духовную жизнь, мы должны примиряться с окружающими нас людьми. И ничего не будет получаться у человека, если он живет во вражде с окружающими, на кого-то имеет злобу, чувство мести, раздражительность, – этого не должно быть.

Но поскольку мы люди несовершенные, то не можем сразу от этого избавиться, ведь тоже духовный рост должен быть. Поэтому мы должны хотя бы осознавать то, что у меня есть такой недостаток – или длинный язык, или нескромный взор, или постыдные мысли. Мы должны это замечать. А иногда бывает очень большая борьба со страстями, с помыслами, и мы должны это записывать, чтобы потом сказать об этом священнику.

То есть в духовной жизни должны быть (и не зря святые отцы это называли) внимание, трезвение, бодрствование. Внимание к чему? Как раз ко всем тем процессам, которые в нашей душе происходят. Чувствуем, что какая-то страсть борет, или какой-то помысел приходит, или чувство греховное, – мы должны записать его, чтобы потом на Исповеди перед священником это рассказать.

Когда нечистый подходит к человеку, он начинает с нечистого помысла. Человеку это не нужно, но он пытается посеять свои семена разрушения в человеческой личности, и мы должны это замечать. Ведь почему говорится, что когда Господь выгнал Адама и Еву, то в раю поставил Архистратига Михаила с мечом? Что это значит? Что мы как раз должны приобретать эту память о Боге, Который не допускает, чтобы враждебные помыслы сатана всевал в наш разум.

Непрестанная молитва, призывание имени Божия, покаянная молитва – это как бы меч эдемский, который в рай человеческой души, в разум человеческий не допускает никакие помыслы. Человек должен иметь только мысль, которая согласована с Законом Божиим, которая не допускает никакого отступления от Закона Божиего.

Само чувство покаяния, когда человек постоянно живет в покаянии, дает дух покаяния, и человек уже легко приобретает навык борьбы с грехом. Человек сразу замечает, где отступил, – голос совести уже настолько бывает обостренный, что все время подсказывает: «Здесь ты неправильный помысел допустил! Здесь чувство не то допустил! Здесь ты плохо поступил!».

Потому что когда мы приходим каяться, мы говорим, что и делом, и словом, и помышлением, и ведением, и неведением даже согрешаем, то есть мы обратили внимание на то, что согрешили. А бывает так, что и не обратили! Например, сказали кому-то слово, думали, что пошутили, а человек обиделся. Можно сказать: «Ты мой барашек», а можно сказать: «Ты мой баран». Одно слово – а человек совершенно по-другому будет к нам относиться, будет носить в себе обиду, но это будет действовать и на нас. Потому что, когда в окружающем нас мире есть какое-то нестроение, человек эту энергию чувствует – чувствует, что им недовольны. И это плохое слово будет возвращаться и нарушать гармонию чувств и в нас самих.

Благодать покаяния настолько обостряет совесть человека, что он перестает грешить. И следующий этап возрастания в духовной жизни – человек приходит в состояние умиления. Святые отцы говорят, что такой человек настолько становится мягким, добрым, сердечным, терпеливым, чувствительным, что, как пишет святой апостол, «плачет с плачущими, радуется с радующимися». То есть он настолько сближается с другими людьми, что радость другого человека является и для него радостью, скорбь другого человека и для него является скорбью. Когда человек приходит в умиленное состояние души, то грех уже не может воздействовать на его душу, потому что человек живет в благодати Божией.

Мы знаем, что ничего не можем достигнуть без стяжания благодати Божией. И вот чувство покаяния вводит человека в такое состояние духовности, что грех перестает действовать. Конечно, поскольку мы живем на земле, живем в человеческом обществе, все равно у нас могут быть ошибки, отступления, поэтому чувство покаяния всегда у нас должно быть.

А самое главное – если мы согрешаем, надо прибегать к таинству Покаяния. Господь говорит: «Если кто согрешил, надо ему прощать». И когда мы приходим к священнику и говорим об этом, то священник читает над нами молитву, прощает нам грех (потому что священники получили от Самого Христа эту благодать прощать грехи, преемственно от апостолов), и душа очищается. И тогда мы с чистой совестью идем принимать Святые Христовы Таины.

Очень важный момент – найти духовника-священнослужителя, перед которым человек исповедует свои грехи, – доброго, строгого, в своем храме или в другом. Или это совершенно не важно, каким должен быть священник? Ведь крещеных людей очень много, а кающихся – заметно меньше. Возможно, это еще из-за боязни, что он придет к священнику, а его не услышат, или прогонят, или еще что-то...

– Преподобный Серафим Саровский говорил, что благодать Божия одна и та же – что в древние времена, что в новые. Не хватает ревности человеку! Если человек решил спасаться, он должен последовательно совершать свое спасение, интересоваться, изучать, читать Евангелие каждый день, потому что он будет усваивать те благодатные слова, которые там написаны, и многое станет понятным – как и что надо делать. Если же человек увлечен, как говорится, радостями этого мира и не думает о вечном, то у него ничего не получается, поэтому ему не нужен духовник. Некоторые приходят в отчаяние, совершив тяжкие грехи, и думают: «Теперь мне Господь ничего не простит».

Если даже человек и согрешает, он не должен отступать от Бога. Что такое нецерковная или малоцерковная жизнь? Это предательство Христа. Мы говорим, что Христа любим, а вместе с Ним не идем по жизни. Как говорится, вольному – воля! Каждый имеет свободную волю, но все-таки надо всегда думать, что из-за какой-то чепухи мы теряем вечность. Мы – верующие люди, и ничем не отличаемся от людей, не знающих Христа, не знающих Бога. Можно только посочувствовать такому человеку.

Я думаю, что духовная жизнь в том, чтобы преодолевать себя, преодолевать ложный стыд, который сеет сатана. Ведь он сначала дает мысль, потом эта мысль превращается в греховное чувство, а потом физически мы совершаем грех. И когда мы совершили грех, сатана прикрывает его ложным стыдом, – сразу дает ложный стыд: «Это стыдно! Ты не спасешься теперь! Тебя все будут осмеивать, что ты совершил такой грех!». Он наводит такое отчаяние на человека, что теперь, мол, ничего не получится. А святые отцы всегда говорили: «Нет такого греха, который милосердие Божие не смогло бы простить».

Конечно, должен быть усердный молитвенный труд. Одно дело, когда мы жили в чистоте, сохраняли себя, молились и Господь сразу слышал наши молитвы, а другое дело, когда мы уже совершили тяжкий грех. Должно пройти какое-то время покаяния. Например, мы нечаянно порезали руку какому-то человеку. Он нас простил, но рана заживать еще будет долго. Так и с душой – мы нанесли рану душе, и она должна выздороветь.

Почему священник дает епитимью? Потому что духовная рана должна уврачеваться. А потом уже опять продолжается наше духовное возрастание. Когда у человека есть духовник, ему легче спасаться. Если мы идем в горы, то хорошо иметь проводника, – он опытный человек, он знает, какое снаряжение взять, он знает, какими тропами идти. Так и в духовной жизни. Мы должны, конечно, искать священника.

Разумеется, не надо бегать от священника к священнику. Мне одна женщина рассказала, что настоятель храма, в который она часто ходила, ее как-то обидел, наказал, и она говорит: «Буду ходить по другим храмам. В этот храм не буду ходить». Она села на электричку и поехала в Бердск. «Электричка была пустая, – рассказывает она, – сижу, плачу в голос, потому что никого нет». И не заметила, что, оказывается, на скамейке спал бомж. Он вдруг подходит и говорит: «Что ты разрыдалась? По храмам не надо бегать! Есть один храм – в него и ходи». Бомж произнес поучение. Почему? Видно, Господь вразумил его, чтобы сказать этой женщине вот эти слова. Видите, как Господь заботится о нас!

Мы должны всегда думать! Например, мы читаем в Библии о Валаамовой ослице, что один пророк не хотел сказать пророчество, – так его ослица заговорила человеческим голосом. Так и мы должны понимать, что Господь о нас заботится и что каждому человеку по его желанию будет и духовник, будет и добрая книга, будет и какое-то откровение, если человек хочет идти по пути спасения. Духовная жизнь такая же реальная, как и наша жизнь материальная. Поэтому надо стремиться – тот, кто стремится, все получает.

Все грехи может отпустить священник, кроме одного – хулы на Святого Духа. Что собой представляет этот грех?

– Я думаю, что не обязательно углубляться в это. Сказано Господом – почему. Всегда, когда мы читаем Евангелие, то там мы найдем эти слова, и надо читать контекст, то есть предыдущие и последующие строчки, о чем там говорится. Господа Иисуса Христа обвиняли в том, что Он творит Свои добрые дела силой Веельзевула, то есть нечистого духа, сатаны. Но нечистый дух (и Господь об этом говорил) делает злые дела. Что тут различать – злые дела или добрые?

Конечно, мы знаем, что есть всякие колдуньи, есть люди, которые действуют силой нечистого духа, – они делают злые дела. А если Господь делал добрые дела – исцелял больных, открывал глаза слепым, глухим возвращал слух, воскрешал мертвых и так далее, где же тут сила Веельзевула? Там дух разрушения, а здесь дух созидания.

Причем Господь не только исцелял телесно, но обязательно было и духовное исцеление, и многие исцеленные становились последователями Христа – например, Мария Магдалина. Даже гадаринский бесноватый попросился: «Можно мне с Тобой идти?», но Господь сказал ему: «Нет, ты проповедуй о том исцелении, которое получил».

Господь говорит, что если человек преднамеренно хулит те дела, которые дает благодать Святого Духа, которые человек делает по дару Духа Святого, то, конечно, он никогда не будет стяжателем Духа Святого. Такие люди никогда благодать Святого Духа не приобретут, потому что они хульники, отступники, они оскорбляют Божество. Ведь Он говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Почему? Это Святая Троица. И, унижая одно из Лиц Святой Троицы, как мы можем говорить о любви к Богу?

Для такого человека спасение закрыто. Вот Он и говорит, что «хула на Духа не простится», – такой человек не сможет приобрести благодать Святого Духа, имея хульные помыслы против Духа Святого. Тут, по-моему, все ясно.

Все грехи, отпущенные священником, не воспомянутся на Страшном Суде. А если человек кается и продолжает совершать один и тот же грех в течение всей жизни, как здесь быть?

– Да, мы говорим о том, что юридически грех прощается. Если я говорю, например, что воровал, то священник мне прощает, и этот грех не воспомянется на Страшном Суде. Но мы должны знать, что этот грех, прежде чем стать страстью, пороком моей души, был мною усвоен, принят. Ведь вряд ли бывает так, что человек становится вором сразу, с одного случая. Нет, это порок, который красной нитью проходит через всю жизнь человеческую.

Мы знаем, что даже бывает посвящение в воры, и воры в законе бывают. Поэтому у человека уже навык, уже его сознание, как сейчас говорят, переформатировано – оно изменилось.Через этот грех изменился образ жизни человека, образ мыслей, менталитет, и он уже не может жить по-другому. Страсть, этот греховный навык, порок, который есть в нашей душе, искореняется аскетикой.

Господь говорит, что Царство Божие открыто всем, но употребляющие усилие получают это Царство. Почему? Потому что грех держит нас! Сатана поймал нас и тоже не хочет из своего мрачного царства тьмы отпустить. Как мы должны приблизиться к просвещенному Божественному разуму? Вот мы поем в тропаре Рождества, что явился «свет разума». Как наш разум просветить Божественной силой? Нужна аскетика. Нужно из сетей дьявольских выйти. Как? Через усилие. Поэтому Церковь приучает нас соблюдать посты (поститься в среду и пятницу, в Великий пост, малые посты), совершать поклоны, постоянно читать молитвы.

Мы говорим: «Я полюбил Христа! Я полюбил Его благовестие! Я хочу за Ним идти!». А как любовь проверяется? Через верность! Когда Господь нам дает доброе что-то – когда я получаю в своей жизни что-то хорошее от людей, от Господа, то я должен благодарить. Но когда я получаю плохое и мне кажется, что меня почему-то больше стали ненавидеть, даже оскорблять, унижать за то, что я стал теперь христианином, то должен понимать, что и этот урок на пользу.

Там я убедился, что да, действительно сильна благодать Божия, и у меня все хорошо получается! А здесь плохо. Почему? Да потому что Господь хочет посмотреть: а в трудных обстоятельствах жизни как ты себя будешь вести?

Вот, например, над тобой посмеялись, что ты Христов, что ты ходишь в храм, что ты молишься, но ты все равно должен остаться верным Христу. Мы читаем в Евангелии, что и Христа оплевывали, били, и в тюрьму сажали, и всякими словами обзывали. Почему? Да потому что злые люди! Говорят: «Не обличай злого»... Раз мы стали ходить в храм, решили пойти по пути правды и добра, зло будет нас ненавидеть, зло будет нас оскорблять. А что сказано в Евангелии? Как мы должны поступать? А мы должны прощать и любить всех, у нас не должно быть врагов! Мы в каждом человеке должны видеть брата, потому что все человечество – одна семья. Поэтому личных врагов у человека не может быть.

Построение своей духовной жизни надо делать в соответствии с Евангелием. И мы должны читать Евангелие постоянно – там сказано, как побеждать. Подошли к Господу и сказали, что из юноши не изгоняются бесы, а Он говорит, что они изгоняются только молитвою и постом. Вся нечистота наша изгоняется через аскетику, куда входит как раз и молитва, и пост, которые тоже имеют свои ступени.

То, что Церковь предлагает для всех, – это как бы начальная фаза. Но мы знаем, что святые отцы много постились, много молились и достигали высоты, потому что начало и конец всего подвига – это молитва и пост. Вот два крыла, благодаря которым человек взлетает в Царство Небесное.

Благодарю Вас, Владыка, за интересную беседу. Мы продолжим разговор о православной аскетике в следующих программах.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Царица Небесная и сегодня содействует спасению рода человеческого

– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Всякий раз, когда мы чествуем Пресвятую Владычицу нашу Богородицу – либо в связи с событиями в Ее жизни, как сегодня, либо вспоминая чудеса, которые источала и источает Она от Ее чудотворных икон, – мы читаем Апостол, в котором говорится о скинии. Это отрывок из Послания апостола Павла к Евреям (9, 1–7), а скиния – это переносная палатка, которая шла вместе с народом израильским после исхода из Египта.

 
Беседы с батюшкой

Священник Константин Корепанов: Рождественский пост

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс